О тверском Спасо-Преображенском соборе

И мощах св. блгв.кн. Михаила Ярославича Тверского

0
294
Время на чтение 40 минут
Фото: Спасо-Преображенский собор, Тверь

«Русская народная линия» не раз своими материалами обращалась к регионам России.

Особенно — к землям Центральной русской равнины, где и зарождалась сама российская государственность.

Достаточно вспомнить многочисленные публикации об истории и нынешнем состоянии Калязинской земли, где постоянно присутствуют «Калязинские чтения» Международной общественной организации «Русское Собрание».

Мы говорили о том, что в регионы Центральной России возвращается утраченная историческая память. Звучат полузабытые имена святых подвижников Земли Русской, Великих князей и доблестных полководцев. Возрождаются храмы, укрепляется судьбоносная для Отечества православная вера. Устами государственных мужей величаются традиционные духовно-нравственные ценности.

Так, в Тверском регионе, к которому относится и Калязинский район, случились несколько знаменательных событий, имеющих общерусское значение. В 2022 году был восстановлен, и продолжает благоустраиваться, кафедральный Спасо-Преображенский собор Твери — Спас Златоверхий — первый каменный храм на Руси, возведенный с начала господства татаро-монгольского ига. Его взорвала богоборческая власть в 1935 году.

В этом, 2024 году самый древний город Тверской области — Торопец будет на государственном уровне праздновать свой 950-летний юбилей. Сейчас продолжается реконструкция городского пространства. В нем нашли свое постоянное место памятники двум великим сынам России. Полководцу и средневековому государственному деятелю святому благоверному князю Александру Невскому, который в лето 1239 года венчался в Торопце с полоцкой княжной Александрой, и торопчанину, духовному вождю Русского мира святому Патриарху Московскому и всея России Тихону (Беллавину).

В Твери 5 декабря 2023 г., в день памяти святого благоверного князя Михаила Ярославича Тверского, племянника Александра Невского, был открыт памятник юному князю и его духовному наставнику тверскому митрополиту Симеону. Напомним историческую роль князя Михаила. Он первым обрел титул Великого князя всея Руси, начав собирать русские земли, и терновый венец первого победителя в неравном бою Бортеневской битвы объединенного войска Юрия Московского и предводителя татаро-монгольского отряда «треклятого Кавгадыя».

По этому информационному поводу предлагаем вниманию заинтересованных читателей иллюстрированный исторический очерк тверских исследователей — нашего постоянного автора, председателя Тверского регионального отделения Петровской академии наук и искусств, академика ПАНИ Владимира Осипова и его соавтора члена-корреспондента ПАНИ Елены Радчук.

 

***

Историко-культурное сравнительное исследование

 

Статья содержит обобщённый материал о судьбе тверского кафедрального Спасо-Преображенского собора и раки с мощами святого благоверного Великого князя всея Руси Михаила Ярославича Тверского, которые находились в этом соборе. Дана современная научная оценка личности и духовного наследия князя. Приведено подробное описание в качестве произведений прикладного искусства двух рак, где покоилось тело князя Михаила. Проведено сравнительное исследование истории создания и художественного сходства их с «елизаветинской» ракой святого благоверного великого князя Александра Невского. Рассказано о деятельности Тверского регионального отделения Петровской академии наук и искусств в этом направлении.

Научная новизна данной работы заключается в выявлении причин уничтожения собора; определении имён советских партийных лидеров, ответственных за принятие данного решения (гипотеза о том, что первичное решение о взрыве тверского Спасо-Преображенского собора принималось в Москве Л.М.Кагановичем и Н.С.Хрущёвым); выявление параллелей с технологиями уничтожения Храма Христа Спасителя в Москве; моделировании раки Святого князя по описи церковного имущества тверского кафедрального Преображенского собора 1855 г., сравнение её с ракой, хранящейся сейчас в Тверском епархиальном управлении; анализ вариантов возможного местонахождения мощей Михаила Тверского.

***

Тверское региональное отделение Петровской академии наук и искусств (ТОПАНИ) вот уже многие годы осуществляет свои долгосрочные программы, три из которых напрямую относятся к теме данной статьи. Это — программа 1993 г. «Михаил Ярославич Тверской: личность, эпоха, наследие», программа 2000 г. «Союз науки и православия в стратегическом развитии России третьего тысячелетия» и новая, 2020 года рождения — «Поиск и возвращение культурных и исторических ценностей Тверской земли». Накопленный опыт, связи со специализированными организациями, методологическая база научно-православного интеллектуального синтеза, русского человековедения и тверской регионологии позволяют нам браться за крупные социально-значимые проекты и успешно их осуществлять.

Изучение личности, эпохи, наследия великого князя Тверского и Владимирского Михаила Ярославича и памятников, связанных с его персоной, относятся к таким историко-культурным проектам нашего региона — увлекательным, полным исторических загадок и живых истоков возрождения национального самосознания.

 

Великий князь всея Руси Михаил Ярославич Тверской (1271-1318 гг.) известен как руководитель центральной Северо-Восточной Руси, который начал собирание русских земель в начале XIV века, в страшный Ордынский период их существования. Он первым среди русских князей отважился, защищая своё Тверское княжество, выступить против объединённых московско-ордынских войск вторжения и нанёс им поражение в Бортеневской битве 1317 г. Монгольский хан Узбек не простил этой дерзости, вызвал его к себе и повелел казнить в своей кочевой ставке на Северном Кавказе около древней столицы алан Магас в местечке Средние Ачалуки на территории нынешней Ингушской Республики РФ. Приняв мученическую смерть «за други своя» — уникальный пример самопожертвования государственного деятеля и политика, который осознанно пошёл на смерть ради спасения своих подданных — Михаил Тверской стал обожаем сначала в родном краю. А затем в середине XVI века был причислен Русской Церковью к лику общероссийских святых. Признан первомученником православия на Северном Кавказе. «...Ныне почитается православными людьми как небесный заступник града Твери и всей Русской земли».[1]

Историческая память, хранящая образ, заветы и опыт наших великих предков, их духовное наследие, а также сохранённые памятники материальной культуры были и остаются стратегическим ресурсом нашего регионального развития.

Исследование памятников истории и культуры, включая отечественные культовые памятники, — благородная и безвозмездная часть деятельности представителей Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК), патриотически мыслящих учёных и краеведов. Мы рассматриваем результаты этой работы как интеллектуальное инвестирование в развитие России и как свою усидчивую форму служения Отечеству.

Излишне говорить, насколько важно воскрешение из небытия информации о былом и его героях, тем более, мемориальных предметов истории и культуры, о которых можно не только узнать, но которые можно увидеть и даже прикоснуться к ним.

В 2020 г. Тверское региональное отделение Петровской академии наук и искусств приступило к реализации одного из проектов долгосрочной программы «Поиск и возвращение культурных и исторических ценностей Тверской земли», руководителем которой стала член-корреспондент ПАНИ Елена Евгеньевна Радчук.

13 февраля 2021 г. первые результаты этой большой научно-исследовательской работы в форме научной статьи «О культурных ценностях, похищенных и утраченных в период Второй Мировой войны: Калининский краеведческий музей. (Свидетельствуют архивные документы)» были опубликованы сначала на официальном сайте нашей Академии, а затем в журнале «Вестник Петровской академии». (https://docs.google.com/viewerng/viewer?url=http://петрани.рф/images/stories/vestnik/vestnik_PANI_57).

Сейчас мы предоставляем возможность читателям сайта Русская народная линия познакомиться с результатами нового исследования ТОПАНИ, повествующего о гибели и возрождении тверского Спасо-Преображенского собора и о раке с мощами святого благоверного князя Михаила Ярославича Тверского, которые в нём хранились.

 

I. Тверской Спасо-Преображенский собор

 

 

Фото №1. Так выглядел Спасо-Преображенский собор и колокольня Ивана Милостивого на Соборной площади города Твери до Октябрьской революции в России (см. фото на заставке - ред. РНЛ).

 

В ночь с 3 на 4 апреля 1935 г. был взорван кафедральный Спасо-Преображенский собор первое каменное здание, построенное в Северо-Восточной Руси после разорительного вторжения Золотой Орды, которое стояло на Соборной площади в древней Твери. «Спасом Златоверхим» с любовью называли его наши предки, а древнюю Тверь, столицу Тверской Руси именовали «Домом Святого Спаса». Именно от Спасо-Преображенского собора начал свое многотрудное «Хожение за три моря» знаменитый путешественник, тверской купец Афанасий Никитин.

Здесь находились мощи первого Великого князя всея Руси Михаила Ярославича Тверского. Здесь же были похоронены его родители — великий князь Ярослав Ярославич и великая княгиня Ксения Юрьевна. Усыпальница тверского великокняжеского дома в соборе насчитывала 24 князя и княгини.

Это трагическое событие до сих пор окружено множеством небылиц и легенд, к которым можно отнести и газетное утверждение о том, что взрыв собора был продиктован необходимостью благоустройства города: он якобы мешал прохождению трамвайных путей по Советской улице – центральной улице города Калинина.[2] У горожан также бытует мнение, что уничтожение собора на площади Революции было проведено за одну ночь, а на следующую ночь была взорвана колокольня. Однако, это не так.

 

 

Фото №2. Останки взорванного богоборческой властью Спасо-Преображенского собора в городе Калинине. Апрель 1935 года.

 

Давайте постараемся восстановить ход событий и понять, что же здесь происходило на самом деле. Итак, 1935 год. Идёт сталинская пятилетка борьбы с Церковью и религией — т.н. «безбожная» пятилетка. Калининскую городскую парторганизацию возглавляет с 1930 г. по 1935 г. Анна Степановна Калыгина — ткачиха, член РСДРП(б) с 1917 г., участник Гражданской войны. Считается, что именно она «благословила» взрыв собора и даже получила почетную грамоту за благоустройство города. Её прочили на место второго секретаря Калининской областной партийной организации. [3]

Калининская область была образована Постановлением ВЦИК от 29 января 1935 года, выделением из Московской, почти за два месяца до взрыва собора. Однако работы по подготовке к его уничтожению начались ещё в конце 1934 года.[4] Очевидно, что решение о взрыве Тверского кафедрального собора было принято по подчиненности — Московской областной партийной организацией (Л.М. Каганович – 1-й секретарь, Н.С. Хрущев – 2-й секретарь), т.е. партийными лидерами, которые в 1931 г. решили судьбу московского Храма Христа Спасителя. Это было плановое идеологическое мероприятие. Скорее всего, какие-то документы о взрыве собора могут находиться в Московском партийном архиве Института истории партии МГП и МК КПСС или в материалах Постоянной комиссии по вопросам культа при президиуме ВЦИК. Но на многое рассчитывать не приходится, т.к. антирелигиозными вопросами в стране официально занимался не партийно-советский аппарат, а «Союз Воинствующих Безбожников», который возглавлял старый большевик Е.М Ярославский.

Решение о закрытии Спасо-Преображенского собора было принято непосредственно советской властью Калинина опять же с лукавой ссылкой на «требование трудящихся». [5]

Взрыв собора был осуществлен московской бригадой «Союзвзрывпрома» при участии городского хозяйства города Калинина.[6] Перед взрывом были проведены обмеры собора (15 чертежей), которые сегодня находятся в Музее архитектуры им. А.В. Щусева в Москве (обмеры проводили архитекторы-реставраторы С.С.Чижов, Е.Б.Шереметьева, В.Ляпунова).

Там же находятся фотографии, сделанные перед взрывом собора. На фотографиях видно, что интерьеры собора были полностью демонтированы. «Нет ни иконостаса, ни Царских врат, ни Михайловской раки, ни утвари»[7] – голые стены. Были демонтированы также крыша, купола и кресты, с них в последующем будет смыто всё золото.

Православные святыни: иконы, фрагменты фресок, книги, церковная одежда и утварь тщательно обследовались и отбирались. Затем составлялась ведомость.[8] Как нам удалось установить, в состав экспертной комиссии, проводившей опись исторических и художественных ценностей собора, входил сотрудник Государственного исторического музея (ГИМ) Дмитрий Александрович Крайнов (1904 - 1998 гг.). В последующем он сделал блестящую карьеру и вошел в число наиболее известных советских археологов и историков. По свидетельству его аспиранта, тверского журналиста и общественного деятеля Георгия Васильевича Харитонова (1949 – 2009 гг.) ученый неоднократно рассказывал ему о факте своей работы в Спасо-Преображенском соборе перед его уничтожением.

В настоящее время архив Д.А. Крайнова находится в фонде археологического музея Ивановского государственного университета. Архив содержит дневники, фотографии, рисунки, письма. Весьма вероятно, что там сохранились какие-то записи и о событиях тех лет.

Тверской собор располагал значительными художественными и историческими ценностями. Известно, что иконы тверских храмов были богато украшены золотом, жемчугом и драгоценными камнями. Н.Н. Овсянников указывает: «Не можем не прибавить здесь своего замечания, как богаты Тверские храмы сравнительно с другими городами...(Выделено нами). В Нижнем Новгороде иконы в городском соборе имеют только серебряные ризы, только в ярморочном соборе имеется в алтаре золотой престол».[9]

Интересно, что в соборе находились и картины светского живописца, профессора Строгановского художественного училища П.Н.Орлова, повествующие о христианском подвиге Великого князя Михаила.

Колокольня Ивана Милостивого у храма была уничтожена в конце 1934 г. Её не взрывали, она была разобрана сверху по кирпичику, т.к. нависала над проезжей частью Советской улицы. Имела она три яруса, окончательный вид после перестроек приобрела в середине XVIII века. На верхнем ярусе размещались колокола часового боя, а на среднем ярусе находились главные 13 медных колоколов.

Согласно описи соборного имущества 1855 г. самый большой колокол имел вес 1000 пудов (16 тонн). На втором колоколе имелись инициалы Петра Великого и государственный герб, он весил 500 пудов (8 тонн). Третий называли Новым, он весил 243 пуда 7 фунтов. Четвертый весил 161 пуд и назывался Черным. Пятый был отлит при императрице Анне Иоанновне, считается, что он весил не менее 100 пудов. Шестой имел вес 37 пудов 25 футов. Вес седьмого колокола не был обозначен, имелась только дата – 1797 год. На восьмом колоколе вес также не был показан, но, по мнению составителя описи, он был немного меньше предыдущего и был отлит при царе Михаиле Федоровиче. Самый маленький из них был создан в XVI веке еще при Иване Грозном. Остальные колокола надписей и указаний на вес не имели.

На колокольне чуть ниже купола находились часы с четырьмя циферблатами, смотрящими на четыре стороны света, диаметром около двух метров, цифры и стрелки часов были позолочены. Каждые 15 минут часы издавали звон.

Колокола были сброшены на землю, часы демонтированы. Говорили, что колокола отправили за границу как лом в обмен на станки, необходимые для индустриализации страны. Судьба часов не известна.

Разбор завалов, образовавшихся после взрыва собора, осуществлялся вплоть до начала 1937 года. Стены собора были построены из белых тесаных камней из старицкой каменоломни, а своды выложены красным кирпичом. Камни от стен собора употребили на кладку цоколя ограды набережной реки Волга. Битый кирпич и мелкие камни вместе с костями останками похороненных в соборе [10] пошли на засыпку съезда от Советской улицы к плашкоутному мосту, соединявшему Центральную и Заволжскую части города. Через года полтора на месте собора разбили сквер и установили бетонную скульптуру «Ленин и Сталин в Горках», которую уничтожили фашисты в 1941 г. в период непродолжительной оккупации Калинина. А в 1955 г. на этом месте воздвигли памятник всесоюзному старосте М.И. Калинину.

 

II. Мощи и рака Михаила Ярославича Тверского

 

Наиболее болезненным для тверичей оказалась утрата мощей великого князя Михаила Ярославича Тверского. Их поиск начался с самого начала перестройки, когда были сняты идеологические запреты на религию, и продолжается по сей день.

«Тверичи всегда верили, — утверждают дореволюционные Тверские епархиальные ведомости, — что св. благоверный князь Тверской не оставит своим особым покровительством свой родной город. Во время междуусобиц, когда город Тверь подвергался нападению литовских и польских шаек, верующие неоднократно видели великого князя, выезжающим из города на белом коне с большим мечом в руках. Вид его устрашал врагов и прогонял их от города».[11]

В наше очень не простое время возрождения капиталистических отношений в России люди видят в подвиге этого средневекового правителя, отдавшего жизнь «за други своя», антитезу погоне за деньгами, хищничеству, подлости и предательству. Более того — нравственную опору своего стремления к добру, милосердию, божественной любви и справедливости.

Великий князь Тверской и Владимирский Михаил Ярославич — фигура не только регионального, но общероссийского и даже мирового значения. Его жизнь и деятельность после долгих лет замалчивания и недооценки начинает восприниматься как яркая, богатая глубокими смыслами страница отечественной истории, рассказывающая об уникальном историческом опыте, трагических коллизиях и благородных порывах. Они не нашли дальнейшего развития в России, но остались в памяти народной.

В Казанском храме побратима Твери г. Будёновска находится святыня бывшего мужского Мамай-Маджарского Воскресенского монастыря — икона князя Михаила с частицей мощей благоверного, которую ещё в 1888 г. привезли в монастырь из Спасо-Преображенского собора нашего города. Частица мощей Великого князя есть в иконе Казанской Богоматери, которая стоит в восстановленном храме Александра Невского на привокзальной площади Твери. В 2017 г. ковчежец со значительным фрагментом мощей Михаила Ярославича Тверского из храма Петра и Павла в Лефортово был передан патриархом Московским и всея Руси Кириллом Тверской земле. Но собственно мощи до сих пор не обнаружены.

Многие краеведы и общественные деятели Твери надеются, что в тридцатые годы мощи были спрятаны и спасены верующими. Однако, классовая жестокость того времени, массовые политические репрессии, делали мало вероятным, что кто-то из клира или прихожан осмелится похитить мощи и раку весом в 30 кг. Какую-то церковную утварь или иконы, бесспорно, могли забрать и сохранить. Но даже такие действия были очень опасны, т.к. расценивались как контрреволюционная деятельность (укрытие церковных ценностей) – ст. 58 УК РСФСР.

По мнению ряда краеведов, рака Михаила Тверского после взрыва собора попала в Калининский областной краеведческий музей и в девяностые годы была передана Тверской епархии, а её содержимое — мощи были утрачены в годы Великой Отечественной войны. Между тем, в музейных описях, составленных, как до войны, так и после немецко-фашистской оккупации города, они не значатся.[12] Это может быть просто агиографической легендой. Однако, митрополит Тверской и Кашинский Виктор уверял нас в 2000 г., что после восстановления в Твери Спасо-Преображенского собора мощи будут обретены и откроются миру. На это надеются все православные миряне Тверской земли и России.

Чудо обретения утраченных мощей святых угодников редко, но случается. Достаточно вспомнить обретение 19 февраля 1992 г. места захоронения и останков Патриарха Тихона, мудро схороненных монахами в 1925 г. глубоко в подклети Малого собора Донского монастыря в Москве. Об этом поведал в своих воспоминаниях нынешний митрополит Симферопольский и Крымский Тихон (Шевкунов). [13]

По свидетельству Г.В. Харитонова, перед уничтожением собора мощи Михаила Тверского были переданы Д.А. Крайновым в Государственный исторический музей. Именно эта версия является наиболее достоверной.

В Москве артефакты из разрушенного Храма Христа Спасителя находились в Музее Московского Кремля. После восстановления храма они были возвращены Церкви. Были сохранены даже ковчежки с частичкой хитона Христа и покрова Девы Марии, а также книги, иконы, фрагменты росписей и многое другое.

 

Фото №3. Иконостас и рака святого благоверного князя Михаила Ярославича Тверского в Спасо-Преображенском соборе в Твери. Фото С.М. Прокудина-Горского. Лето 1910 г.

 

Согласно описи церковных и ризничных вещей, древностей и библиотек Тверского Кафедрального Преображенского Собора 1855 г. (ЦГИА, С.-Петербург. Фонд 234, опись 3, дело 3121, 36 л.) рака с мощами святого благоверного князя Михаила находилась на правой стороне собора у самого иконостаса на высеченном в стене месте. Она была обложена листовым чеканным вызолоченным серебром: длина раки 2 аршина, 8 вершков, ширина у главы составляет 1 аршин, 1 вершок, в ногах – 11 вершков. Рака имела четыре бронзовые позолоченные ножки и восемь ручек (такого же качества) внизу по бокам раки. «По сторонам её положены 16-ть клейм золоченных через огонь с изображениями и надписями. Четыре из них большие, крестообразно по сторонам Раки положенные при возглавии и при подножии, в середине на правом боку и в середине на левом».[14] Четыре из них большие и расположены крестообразно в изголовье и в ногах раки, а также в середине - на правом и левом боку раки.

  1. На первом клейме дано изображение молящегося Благоверного князя и вырезана надпись: «Святой Благоверный Князь молится о спасении града Твери и людей».
  2. На втором клейме при подножии изображена корона Святого, поставленная на подушке.
  3. На третьем клейме посредине правого бока раки находится надпись: «Сей Святой Великий Князь Михаил Ярославич Тверской Чудотворец за веру во Христа пострадал от нечестивого Татарского Азбека царя по наваждению проклятого сыроятца князя его Кавгадыя за рекою Теркою под градом Тетяковым при реке Севенце, минувшее все грады черкесские, близ врат железных, от сотворения мира в 6827 году, а от рождества Христова в 1319 г. месяца Ноября в 22 день, в среду в 7-м часу ночи, по попущению Божьему за грехи наши Князья Российские были под властию ордынских царей». А другим шрифтом было высечено: «Сего сыроядца Кавгадыя, пришедшего под Тверь с великой силой татарской Благоверный Князь прежде заклания своего славно победил и в полон его в Твери взял, и, не сотворя ему никакого зла, и еще чествовал, и много одарив, восвояси отпустил».

 

  1. На четвертом клейме вырезана следующая надпись: «Сия Рака построена при державе Благочестивейшая Государыни Елисаветы Петровны Самодержавицы Всероссийския и при Наследники Ея, внуке Петра I –го Благоверном Государе и Великом Князе Петре Федоровиче и супруге его Благоверной Государыне и Великой Княгине Екатерине Алексеевне, престолоправищу Святейшего Правительствующего Синода Члену Преосвященному Митрофану Архиепископу Тверскому и Кашинскому, подаянием доброхотных дателей, от сотворения мира в 7266 г., от Р.Х. в 1748 году. Весу в ней серебра – один пуд 27 фунтов. По двум концам правого и левого бока раки находятся четыре клейма средней величины».

На клейме с левой стороны раки вверху размещено и подписано словами: «Заколение Святого Благоверного Князя Михаила Ярославича Тверского».

  1. Внизу раки изображение и надпись - «Принесение мощей из Москвы Святого Благоверного Князя Михаила Тверского».
  2. На клейме, наложенном с правой стороны раки вверху – изображение и надпись: «Погребение Святого Благоверного Князя Михаила Тверского».
  3. На клейме внизу раки – «Возложение клады на выю Святого».

Остальные восемь маленьких клейм, расположенных с двух сторон раки межу большими клеймами, повествуют о чудесах от мощей Святого.

«Над ракою устроена сень медная, вызолоченная такою же чеканной уборкою, одной стороной примыкающая к стене, а другою поддерживаемая двумя медными колоннами, из которых одна с пьедесталами и капителью, а другая без пьедестала с одною базою и капителью коринфского ордена; все сии вещи вызолочены через огонь. Выше сени на стене находятся лепной работы изображения Спасителя благословляющего, окруженного херувимами и ангелами и клеймо, в середине которого написано чёрными буквами: «Пострадал за веру и отечество 1319 года». Здесь лепные украшения все сплошь вызолоченныя».[15] «Рака была устроена в 1748 году, сделана во Французском стиле Begence, предшествовавшего стилю Людовика XV». [16]

Тверь не сохранила имена исторических лиц, создавших сюжеты уникальных изображений и тексты надписей на клеймах саркофага, однако неоспоримо, что эти мастера очень хорошо знали «Житие Святого Благоверного князя Михаила Ярославича Тверского» и были прекрасно образованы. Также неоспоримо и то, что эта рака имеет огромную историческую ценность, т.к. является уникальным произведением русского церковно-ювелирного искусства.

 

III. Святые благоверные великие князья Александр Невский и Михаил Тверской

 

В 2021 году, который был объявлен годом Александра Невского, православная Русь и Российская Федерация торжественно отметили церковно-государственный праздник — 800-летие со дня рождения славного сына и непобедимого полководца Земли Русской. Великий князь Киевский и Владимирский Александр Ярославич родился 13 мая 1221 г. в Переславле-Залесском. Он был вторым сыном переславского князя Ярослава Всеволодовича и внуком князя Всеволода Большое Гнездо.

С Тверской землёй его связало само её выделение в 1243 г. Ярославом Всеволодовичем из Владимиро-Суздальских и Переславских земель. Затем — передача её уделом младшему брату Александра Ярославу Ярославовичу. Более того, д.и.н.. профессор В.А.Кучкин доказывает, что до того был в истории Тверского княжества период, когда им управлял, вместе с Новгородской землёй, сам победитель немцев на Чудском озере.

Александр Невский ушёл из жизни 4 ноября 1263 г., возвращаясь из Орды, и не застал полководческих побед и великого духовного подвига своего родного племянника князя всея Руси Михаила Ярославича Тверского. Но несомненно, что тот чтил своего знаменитого дядю и, в той или иной степени, продолжил его внутреннюю и внешнюю политику. Однако, надо подчеркнуть, что Тверской княжеский дом Рюриковичей выработал свою оригинальную политическую культуру и свой нравственный кодекс. Об этом можно прочесть в статье одного из авторов этого очерка «Тверская земля и Россия под покровом святого благоверного великого князя Михаила Ярославича. [17]

Есть и другие, прошлые и настоящие, связи Тверской земли с Александром Невским, с его именем: мощами, церквами и приходами, научной, краеведческой и художественной литературой. Нам же удалось найти параллели восприятия князей Александра и Михаила, связанные с ритуалом погребения, поклонения и исцеления у мощей этих общерусских святых.

Дело в том, что в ноябре 1746 г. Государыня Елизавета Петровна решила, что рака, в которой находились мощи святого благоверного князя Александра Невского, недостаточно хороша и богата. Она вознамерилась «пожаловать», как тогда говорили, их новой ракой. Для работы над проектом был выбран придворный портретист Георг Христоф Грот. Резчику Ивану Шталмееру было поручено изготовление деревянной модели в натуральную величину. Работами руководил советник монетной канцелярии Иван Шлатер. Барельефы со сценами из жизни князя на стенки саркофага выбивались по эскизам Якоба Штелина. Императрица распорядилась, чтобы по мере надобности к работам привлекались ростовские мастера, чеканщики из Москвы, литейщики с Санкт-Петербургского литейного двора, немецкие мастера. За работой иностранцев наблюдал серебряных дел мастер Захария Дейхман, а за всеми работами надзирал барон Иван Черкасов.

Работы были завершены в том же 1748 году, который выгравирован и на тверской раке князя Михаила [18] Указание на Государыню Елизавету Петровну, совпадение дат и тождественность архитектуры построения повествования о жизненных подвигах святых системой взаимосвязанных барельефов дают основание предположить, что рака князя Михаила была выполнена теми же мастерами. Надписи на раке сделаны русским уставным письмом.

Необходимо отметить, что рака, которая сегодня находится в Твери на Баррикадной в Воскресенском соборе, повреждена, часть клейм и надписей отсутствуют. Однако, сохраняется посвятительная надпись императрице Елизавете Петровне на правом боку саркофага.

На сохранившимся в изголовье раки барельефе нет надписи «Святой Благоверный Князь молится о спасении града Твери и людей». Рядом с князем показано изображение неизвестного кремля и собора. Над ними – барельеф Пречистой Девы. Сохраняется также изображение короны на подушке, которые покрывает своими крылами херувим. Причем, эта корона по форме похожа на корону Габсбургов, а согласно «Жития Михаила Тверского» великий князь носил венец. Не сходятся мелкие детали раки - число ручек на саркофаге: в описи – 8 ручек по бокам, на реальном – 6 ручек по бокам и по одной ручке в ногах и изголовье. Все эти вопросы нуждаются в дополнительных исторических и искусствоведческих исследованиях и экспертизе.

 

 

Фото №4 и №5. Рака Михаила Тверского в Тверском епархиальном управлении. Фото В.Г.Осипова, 2005 г.

 

 

Фото №6 и №7. Фрагменты раки Михаила Тверского из Тверской епархии (барельеф нижней части раки, барельеф у изголовья раки.)

 

При внимательном рассмотрении фотографий раки из собора на Баррикадной, до ее реставрации, видно, что с нее снимали позолоту, и это было сделано достаточно грубо, часть орнамента раки еще сохраняет следы золочения. Это говорит о том, что золото снимали не в заводских условиях, а ручным путем — с использованием химических препаратов.

На основании Постановления Совета труда и обороны от 5 июля 1929 г. о монопольном порядке извлечения и снятия золота с деревянного и металлического церковного имущества (иконостасы, купола и т.п.) принадлежало специальному заводу ОГПУ по утилизации отходов с содержанием драгоценных металлов. Здесь использовались два варианта извлечения золота: заводское получение золота, обеспечивающее его 100% извлечение, и смывку золота на месте, которое влечет значительные потери драгметалла.[19]

Анализируя эти факты, можно сделать вывод о том, что снятие золота с раки было проведено ручным путем непосредственно в Твери специалистами завода ОГПУ. Надо полагать, что позолота была снята не только с саркофага раки, но и с его сени (шатра). Так как последняя была изготовлена из меди, вероятнее всего ее отправили на лом вместе с колоколами.

В этой связи интересно ходатайство отдела ОГПУ в секретариат Председателя ВЦИК о разрешении снять позолоту с куполов Храма Христа Спасителя (24 февраля 1930 г.): «Считая, что в настоящее время оставлять на куполах до 20 пудов золота (1/2 миллиона валюты) является излишней для СССР роскошью, а реализация золота будет большим вкладом в дело индустриализации страны, просим в срочном порядке разрешить вопрос о храме и куполах).[20]

Снятие позолоты с первой, «елизаветинской раки», очевидно, производилось в 1935 г. одновременно с куполами собора и церковной утварью. Далее ее ожидала утилизация или отправка на склады ОГПУ.

 

 

 

IV. Новая рака князя Михаила

 

Сегодня мало кому известно, что в начале прошлого столетия состоялось торжественное переложение мощей святого благоверного князя Михаила Тверского в новую гробницу. «Определением Священного синода (23 – его марта 1902 г.) разрешено переложение мощей св. благоверного князя Михаила Ярославича Тверского из обветшавшей деревянной раки во вновь сооруженную…» — так сообщала населению газета «Тверские Губернские ведомости» от 20 июня 1902 г..[21] В газете также указывалось, что мощи находились в раке с 1748 года, и ее обновление, также как обновление убранства святых мощей, уже давно требовались.

Концепция и первоначальные эскизы раки принадлежат свитскому генерал-лейтенанту (генералу императорской свиты) князю Михаилу Сергеевичу Путятину, Рюриковичу, потомку Святого Владимира. По его замыслу гробницу следовало создавать по образу византийских или древнерусских гробниц XIV века, что соответствовало бы времени жизни и кончины князя.

 

Фото №8. Рака святого благоверного князя Михаила Тверского 1902 г. Фото И.П.Гусева.

 

В ноябре 1900 г. тверской губернатор князь Н.Д. Голицын доложил великому князю Михаилу Александровичу Романову, тезоименитому святому благоверному князю Михаилу, о желании тверичей дать новую раку «честным мощам» великого князя. С этого дня Михаил Романов встал во главе этого предприятия и взял его под свое покровительство. Великий князь Михаил Александрович утверждал ее чертежи и был в числе первых жертвователей на обновление раки и одеяние мощей.

Для дома Романовых это мероприятие стало весьма важным политическим актом. Дело в том, что после смерти великого князя Георгия Александровича цесаревичем – Государем Наследником российского престола стал великий князь Михаил Александрович, т.к. император Николай II в это время еще не имел сына. Для утверждения культа небесного покровителя наследника российского престола и было разрешено это торжественное мероприятие — переложения мощей.

Так культ Михаила Тверского занял особое место в жизни Российской империи и императорской семьи Романовых. Богослужение состоялось 22-24 июня 1902 г. и было подробно описано в губернских газетах.[22]

Весьма вероятно, что потрясающая жестокость советской власти по отношению к древнему храму, явилась ритуальной расправой над небесным покровителем великого князя Михаила Романова, в пользу которого в 1918 г. отрекся от престола император Николай II.

Декрет о памятниках Республики СНК РСФСР 12 апреля 1918 г. указывает: «Памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц и частью перенесению в склады, частью использованию утилитарного характера». (п.1).

А Спас Златоверхий имел огромную историческую и культурную ценность. И кто-то из членов экспертной комиссии это прекрасно понимал, но не мог остановить происходящее варварство. Этот «кто-то» обеспечил выполнение обмеров древнего храма, что позволило в наше время достаточно точно восстановить собор; направил кованные врата храма в Музей архитектуры им. А.В. Щусева, где они хранятся по сей день. Этот «кто-то» сокрыл икону «Благоверный князь Михаил и княгиня Ксения Тверские» из ризницы Спасо-Преображенского собора (XVII в.), которая находится сегодня в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. А. Рублева. (Она была передана в музей в 1984 г. частным лицом). Однако, по мере снятия грифа секретности с документов по «безбожной пятилетке», имя этого человека непременно должно определиться. Весьма возможно, что им является тверской профессор Д.А.Крайнов, который окончил церковно-приходскую школу и до 1917 г. учился в духовной семинарии.

 

Фото №9. Южные врата Спасо-Преображенского собора. Фото С.М. Прокудина-Горского (начало 20 в.).

Именно музейщиками была спасена рака Александра Невского, сотрудники Эрмитажа «бомбардировали» М.И. Калинина телеграммами о мировой ценности шедевра русской культуры, которому грозила отправка на лом из-за полутора тонн серебра.

За основу сооружения в 1902 г. М.С. Путятиным новой раки Михаила Тверского была взята гробница Ярослава Мудрого как древнейшая сохранившаяся у нас великокняжеская гробница византийского типа. Нижняя часть гробницы была принята за саркофаг для святых мощей, а верхняя, призматическая часть, поднятая на четырех колоннах, образовала шатровую четырехскатную сень.

При обрамлении раки были использованы орнаменты византийских и древнерусских храмов по времени близких к земной жизни князя. Например, четыре колонны из русского серо-зеленого мрамора, поддерживающие сень, увенчаны капителями византийского образца и опираются на базы с «процветшими крестами», рисунки которых сохранились на Секстунских вратах XII в. из Софийского собора в Новгороде.

Выступающие карнизы по краям раки и на сени украшены орнаментами, заимствованными из византийских храмов, построенных и освещенных в честь Архангела Михаила. По краям раки находятся четыре серафима.

Вокруг всей гробнице на четырех боковых стенках установлены 12 круглых щитов, на которых размещены вензельные изображения русских государей, которые внесли особый вклад в благолепие собора. А именно: царь Иван Грозный, в царствование которого соборным определением 1549 г., установлено повсеместное празднование памяти святого, Михаила Федоровича, пожертвовавшего средства на строительство каменного кафедрального собора в Твери, Алексея Михайловича, в царствие которого состоялось переложение честных мощей в новую раку.

В головах гробницы — вензелевое изображение Государя Императора Николая II, императрицы Елизаветы Петровны и Государя Наследника великого князя Михаила Александровича.

Основания колонн поддерживающих сень, установлены на особом помосте с четырьмя ступенями, а поверх сени наложены знаки Михаила – меч (символ воина) и шапка Мономаха – символ княжеского достоинства Благоверного. По верхнему карнизу расположен евангельский текст, выполненный славянским шрифтом XIV века: «Больше сия любви никто не иметь, да кто душу своя положит за други своя», (Иоанн, 15 гл., 13 ст.).

По нижнему карнизу сени идет текст, повествующий о жизни святого благоверного князя. По верхнему и нижнему фризу вокруг самой раки дан рассказ о её сооружении: «При державе Благословенного Великого Государя Императора Николая Александровича Самодержца Всероссийского, при супруге его Благочестивой Государыне Александре Федоровне, при Матери его Благочестивой Государыне Императрице Марии Федоровне, при Благоверном Государе Наследнике Великом Князе Михаиле Александровиче, в дни управления Тверской епархией Высокопреосвещеннейшего Димитрия, Архиепископа Тверского и Кашинского, а Тверской губернии князя Николая Дмитриевича Галицина создана рака сия: усердным приношением Его Императорского Величества Князя Михаила Александровича; Тверских сотен собственного Его Величество конвоя, Тверского драгунского полка, благородного дворянства; именитого купечества, граждан и крестьян Тверской губернии, монастырских и приходских церквей тверской епархии, по подлиннику князя Михаила Сергеевича Путятина, мастером Андреем Степановичем Брагиным в лето от сотворения мира (7410,) а от воплощения Бога Слова (1902)».

 

Ко дню торжества переложения в новую раку для одеяния святых мощей были изготовлены новые облачения по образцам великокняжеской одежды, соответствующей времени жизни Святого.

Необходимо отметить, что новая рака закрывалась массивною серебряной крышкой, на верхней части которой, по краям, были написаны слова из тропаря благоверному князю Михаилу: «Возвысив ум твой к Бог, и жития со ангелы возжелал еси, тленную славу земную оставил еси, блаженнее, и положил еси душу твою за людей твоя, воспринял еси венец противу трудов твоих. Богомудре Михаиле, моли Христа Бога о чтущих любовию святую память твою».

В центре располагалось изображение лежащего в гробнице Святого. Деревянный саркофаг под крышкой был изготовлен из кипарисового дерева и обит позолоченой бронзой.

На изготовление раки ушло восемь пудов серебра 84-ой пробы, на устроение сени – свыше 150 пудов бронзы, а на сооружение платформы с четырьмя мраморными колоннами – свыше 150 пудов бронзы. Стоимость - 15000 рублей.

Описание раки, выполненной по рисункам князя М.С. Путятина полностью соответствует фотоснимку И.П. Гусева. Описание сени раки Святого князя из описи соборного имущества 1855 г. соответствует фотографии Прокудина-Горского 1910 г., что говорит о том, что снимок в действительности был выполнен ранее середины 1902 года.

«Елизаветинская» же рака, из которой мощи Михаила Тверского были переложены во вторую, «путятинскую», раку, должна была еще до революции быть передана в губернский краеведческий музей: епархия очень трепетно относилась к церковным древностям, специально собирала их и даже выкупала для музея.

Рака Михаила Тверкого 1902 г. была вскрыта при советской власти в 1919 году. Это было самое начало борьбы с церковью и религией, когда в числе наиболее эффективных мер против «религиозного дурмана» было признано обнажение мощей святых с целью их десакрализации.

Вскрытие мощей князя Михаила состоялось 18 мая 1919 г. в Спасо-Преображенском соборе в присутствии ответственных работников органов советской власти, духовенства, представителей различных общественных союзов, церковных приходов и врачей. Крышку раки открыл епископ Серафим, он же предъявлял все, что в ней находилось, присутствующим. Результаты осмотра были запротоколированы:

«Внутри раки в великокняжеском одеянии стиля XIII–XIV века лежали покрытые шелковым покрывалом мощи. Сняв с головы богато сшитый золотом бархатный, цвета бордо воздух с отверстием для прикладывания, Епископ Серафим обнажил часть потемневшего от времени головного черепа, на лбу которого ясно выделялось место прикладывания… На месте груди лежал восьмиконечный вызолоченный стильный крест изделия XVII–XVIII века с серебряной, вызолоченной цепью работы XIX века… Вся одежда сделана на зеленой шелковой подкладке. Одежда перехвачена таким же широким шелковым поясом… Раскрыв одежду, открылась рубаха, сшитая из белой шелковой материи и подпоясана таким же шелковым поясом… Внутри рубахи лежал сделанный из розовой шелковой материи саван, в который по обычаю XII–XIII века одевали умерших, по раскрытии его в белой камке (мешке) оказались кости. Все они состояли из различных частей человеческого организма. Среднего размера, хорошо сохранившийся череп был одет в белую сатиновую монашескую схиму, над верхней же частью черепа лежала отдельно великокняжеская шапка, сделанная из малинового бархата и украшенная искусственным жемчугом и меховым околышем… Весь череп лежал на бархатной подушечке и был отделен от других частей скелета. Нижняя часть его отпала. Как на верхней, так и в нижней частях челюстей отчетливо выделялся 21 зуб. Весь череп и другие кости коричневого цвета…».[23]

Далее приводится перечень всех костей скелета. Врачи, присутствующие при осмотре мощей, пришли к выводу, что все они принадлежат одному человеку.

Рака 1902 года, разработанная по рисункам князя П.С.Путятина, и убранство мощей святого князя являются уникальным произведением русской культуры, которое хранило традиции древней Руси и духовное наследие Византии. Их утрата невосполнима для нынешнего поколения россиян. А художественно-историческая ценность изуродованной «елизаветинской» раки многократно превосходят стоимость смытого с неё золота.

После открытия раки великого князя в 1919 г., мощи святого Михаила должны были быть переданы в краеведческий музей, на что имелись соответствующие указания советской власти. [24] Так поступили с мощами Макария Калязинского, которые находились в знаменитом мужском Калязинском Троицком монастыре. Мощи преподобного Нила Столобенского попали в музей атеизма, который размещался тогда в Вознесенском соборе Осташковского Знаменского монастыря. Последними, уже в 30-е годы был вскрыты мощи Анны Кашинской, находившиеся в Воскресенском соборе города Кашина. В 90-е годы прошлого века мощи святых угодников начали возвращаться в храмы, но часть из них была утрачена.

Подведём итог: в Твери сегодня находится рака 1748 года (без сени). Рака 1902 года, сконструированная в древнерусском стиле по эскизам князя М. С. Путянина, утрачена вместе с мощами и сенью.

Кроме раки святого благоверного князя Михаила Тверского в соборной ризнице находились 23 ковчежка, в которых хранились в специальных ящичках залитые в мастику частицы мощей других святых, в том числе святителя Арсения, основателя Желтиковского монастыря и Патриарха Иова. В соборе также было захоронено 14 тверских иерархов, в том числе епископ Варсанофий, отпевавший тело князя в монастыре и сопровождавший его в Спасо-Преображенский собор. Считалось, что «мощевая благодать» хранит и благославляет наш город.

В 2014 г. с благословения митрополита Тверского и Кашинского Виктора начались работы по воссозданию святыни на прежнем месте. В апреле 2017 г. в Тверской области по инициативе губернатора Игоря Рудени и благотворительного фонда «Спас» начался марафон по сбору средств на строительство Спасо-Преображенского собора в Твери. И вот сегодня солнце вновь сияет на четырёх звездных куполах и центральном позолочённом куполе Святого Спаса.

 

Фото №10. Панорама центра Твери - территория бывшего тверского Кремля с восстановленным на прежнем месте Спасо-Преображенским собором, расположенным рядом с Императорским путевым дворцом.

 

18 июля 2020 г., в день тридцатилетия возвращения городу Калинину исторического имени Тверь по ходатайству инициативной группы «Возвращение»[25] в Спасо-Преображенском соборе состоялось богослужение о здравии и благополучии богохранимого города Твери. Символично, что члены инициативой группы принадлежат к поколению людей, которому, по замыслу Н.С. Хрущева, предназначено было жить при коммунизме. Именно они сделали выбор в пользу исконного имени города, древней истории страны и государственного деятеля, способного отдать свою жизнь за «други своя», за всех своих подданных, несмотря на их национальные, имущественные, сословные и классовые различия.

 

Фото №12. Торжественное открытие памятника юному князю Михаилу Тверскому, которого тверской епископ Симеон благословляет строить каменный Спасо-Преображенский собор. Город Тверь, 5 декабря 2023 года. Фото Владимира Осипова

 

Всё, о чем мы рассказали здесь, в совокупности означает одно - пришло время возвращать домой и святыни тверского Спасо-Преображенского кафедрального собора: вековой колокол, который в 1339 г. умыкнул в Москву князь Иван Калита, и святые мощи великого князя Михаила Тверского, которые покоятся до поры - до времени неизвестно где. А также — наши культурные и исторические ценности, похищенные из музеев, галерей и библиотек в период оккупации немецко-фашистскими войсками и разбросанные по всему миру. Тверь ценности свои давно ждёт!

 

На объединённом заседании Тверского регионального отделения Петровской академии наук и искусств и Тверского Дворянского Собрания 21 мая 2021 г. было принято обращение к отцам города Твери и области. Оно содержит инициативное предложение об установлении памятного знака Тверскому великокняжескому дому на месте нахождения останков его членов и иерархов Тверской кафедры Русской Православной Церкви, которые покоились веками в кафедральном соборе. А место это на берегу Волги на засыпанном их прахом спуске к бывшему наплавному мосту через неё.

Нами предложен текст памятного знака: «На этом месте после уничтожения в 1935 году Спасо-Преображенкого собора нашли своё последнее пристанище останки 24 представителей Тверского великокняжеского дома и 14 церковных иерархов. (Далее следуют имена согласно мартирологу, составленному историком Забелиным Н.А., который опубликован в книге А.М.Салимова «Тверской Спасо-Преображенский собор», Тверь, 1994). Ступая по сей земле многострадальной, не сочти за труд поклониться их праху, наш дорогой современник и продолжатель традиций Тверского княжества!

Радчук Елена Евгеньевна, независимый исследователь, председатель контрольно-ревизионной комиссии Тверского отделения ВООПИК, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств, президент Культурно-исторического фонда «Нить времени»

Осипов Владимир Глебович, вице-президент Петровской академии наук и искусств, профессор и академик ПАНИ, руководитель Тверского научного центра комплексного изучения человека

 

 

Фото №13. Герб города Твери

 

Литература:

  1. Анна Калыгина. Наказание судьбой. Интернет-ресурс:

https://v1serdyuk.ru/istoriya/nakazana-sudboyhttps://v1serdyuk.ru/istoriya/nakazana-sudboy-

  1. Ершов Б.А. Собор./ Тверские ведомости. – 24-30.07.1992.
  2. Забелин Н.А. Некрополь Тверского собора Спасо-Преображения. // Салимов А.М. Тверской Спасо-Преображенский собор. Приложение 9.- Тверь, 1994.
  3. Захаров В. Как это было…/Тверские ведомости. - 23-29.11 1990.
  4. Карманов Д.И. Собрание сочинений, относящихся к истории Тверского края. - Тверь, 1892.
  5. Костылева Е.Л. «Личный архив Дмитрия Александровича Крайнова музея археологии Ивановского государственного университета.. – Тверь, 2013.
  6. Овсянников Н.Н. Краткие сведения о Тверском кафедральном соборе как памятнике церковной древности. - Тверь, 1889.
  7. Опись церковных и ризничных вещей, древностей и библиотеки Тверского Кафедрального Преображенского собора, 1855 г. // Тверской Спасо-Преображенский собор. Приложение 6, – Тверь, 1994
  8. Салимов А.М. Тверской Спасо-Преображенский собор. –Тверь, 1994
  9. Сводный каталог культурных ценностей, похищенных и утраченных в период Второй Мировой войны.- Том 17.- Тверская область. Тверской государственный объединенный музей. Тверской краеведческий музей. – М. 2009-2011.
  10. Судаков В. Спас Златоглавый./ Тверские ведомости. – 14.02.1992.
  11. Тверская область. Энциклопедический справочник. – Тверь, 1994.
  12. Чередеев К. Биографии тверских иерархов. – Тверь, 1859.

город Тверь. Март-июнь 2021 года, 06 января 2024 года

 

 

 


[1] Борисов Н.С. Михаил Тверской / Николай Борисов. - М., 2017, - (Жизнь замечательных людей), с. 185.

[2] В 1931 г. город Тверь был переименован в город Калинин, в 1990 г. городу было возвращено его исторической имя.

[3] Калыгина А.С. была репрессирована в 1937 г. по обвинению к принадлежности к правой оппозиции.

[4] Судаков В. Спас Златоглавый. // Тверские ведомости, от 14.02.1992.

[5] Судаков В. Спас Златоглавый.// Тверские ведомости. – 14.02 1992 г.

[6] Захаров В. Как это было. /Тверские ведомости. - 30.11 1990 г.

[7] Там же.

[8] Совет народных комиссаров решил, что имущество церковных и религиозных обществ объявляются народным достоянием. (Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви СНК РСФСР от 23 01 18 г. ст.15 п. 13). Предметы, существующие специально для богослужебных целей, отдаются, по особым постановлениям местной или центральной государственной власти, в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ.

[9] Колосов Н.Н. Краткие сведения о Тверском кафедральном соборе.// Салимов А.М. Тверской Спасо-Преображенский собор. - Тверь, 1904. - С. 268.

[10] В соборе было похоронено 24 князя и княгини Тверского великокняжеского дома и 14 тверских владык.

[11] Тверские епархиальные ведомости. - № 11, 1 июля 1902 года.

[12] Сводный каталог культурных ценностей, похищенных и утраченных в период Второй мировой войны.- Том 17.- Тверская область. Тверской государственный объединенный музей. Тверской краеведческий музей. – М. 2010.

[13] Обретение мощей Святителя Тихона. - В кн. Современники о Патриархе Тихоне: Сб. в 2 ч. Т I.- М.: 2007, с.597-602.

[14] Опись церковных и ризничных вещей, древностей и библиотеки Тверского Кафедрального Преображенского собора, 1855 г. // Салимов А.М.Тверской Спасо-Преображенский собор. – Тверь, 1994.- С.253.

[15] Салимов А.М. Тверской Спасо-Прображенский собор. – Тверь, 2008. С.249.

[16] Тверские епархиальные ведомости, 1902 г. 1 июня 1902 г., № 11.- С. 261

[17] См.: Интернет-ресурс - Владимир Осипов на сайте «Русская народная линия»: https://ruskline.ru/analitika/2021/04/27/tverskaya_zemlya_i_rossiya_pod_pokrovom_svyatogo_velikogo_knyazya_mihaila_yaroslavicha

[18] Государыня осталась не довольна результатами работы: на ее взгляд, она была недостаточна представительной и помпезной. Начался новый этап работ, который продлился еще на несколько лет. В настоящее время эта серебряная рака Александра Невского весом в 1,5 т находится в Эрмитаже.

[19] 18-20 1931 г. Документы о подготовке к сносу храма Христа Спасителя.// Интернет- ресурс: https://credo.press/14222.

[20] Из ходатайства отдела ОГПУ в секретариат Председателя ВЦИК о разрешении снять позолоту с куполов Храма Христа Спасителя (24 февраля 1931 г.) // Интернет-ресурс: https://studopedia.ru/18_37298_iz-hodataystva-otdela-ogpu-v-sekretariat-predsedatelya-vtsik-o-razreshenii-snyat-pozolotu-s-kupolov-hrama-hrista-spasitelya--fevralya--g.html.

 

[21] Тверские губернские ведомости, 1902. - № 66, 20 июня (3 июля).- С. 4.

[22] Тверские губернские ведомости, 1902. - № 68, 27 июня (10 июля). – С. 2-3.

[23] Михаил Тверской. Тексты и материалы. / Составители М. Строганов, О.Левша.- Тверь, 2005. С. 288-294.

[24] Циркулярное письмо всем губисполкомам и горисполкомам за подписью наркома внутренних дел Г. Петровского от 28 февраля 1919 года.//

Конфессиональная политика советского государства. 1917—1991 гг. : Документы и материалы : в 6 т. Т. 1 : в 4 кн. : 1917-1924 гг. Кн. 3 : Народные комиссариаты СНК РСФСР (1917-1924) и СНК СССР (1922-1924): проведение в жизнь декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» — М. : Политическая энциклопедия, 2018.

[25] Инициативная группа «Возвращение» - общественное движение, которое явилось инициатором возвращения городу Калинину исторического имени Тверь.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Глебович Осипов
Диалектика жизненного пути
Владимир Осипов – честно о себе
25.08.2024
Вечные ценности семейной жизни и вечная Россия
Выступление на XI «Калязинских чтениях» МОО «Русское Собрание» — Международной научно-практической конференции «Образ будущей России: Вера, Семья, Родина»
01.06.2024
Русский характер — главное оружие России
Рецензия новой рукописи В.А.Иванова-Таганского «Мы там нужны»
12.11.2023
Все статьи Владимир Глебович Осипов
Последние комментарии
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от Бузина Олесь
18.12.2024 21:53
Это вопрос о судьбах России и русской души
Новый комментарий от Ил76
18.12.2024 20:40
«Мы можем и должны остановить своё вымирание»
Новый комментарий от prot
18.12.2024 20:23
Очередной «удар по Самодержавию»?
Новый комментарий от ipopov
18.12.2024 20:21
Суд да дела Василия Бойко-Великого и Божий Суд
Новый комментарий от Леонид Болотин
18.12.2024 20:10
О либерализме
Новый комментарий от Игорь Бондарев
18.12.2024 19:48
Если России не будет – на Земле будет ад
Новый комментарий от Игорь Бондарев
18.12.2024 19:36