«Полюса русской идеи в конце концов сближаются»

Беседа с заместителем председателя Изборского клуба, доктором философских наук

0
885
Время на чтение 13 минут
Фото: izborsk-club.ru

Философия и общественная мысль неотделимы от традиции-цивилизации, они призваны выявить ее собственную внутреннюю программу развития.

 

– Виталий Владимирович, в конце прошлого года в Москве и на конференции в Санкт-Петербургском университете вы с коллегами объявили о начале нового масштабного проекта, призванного заново собрать ценные идеи, сформулированные в прошлом отечественной философской мыслью, и даже попытаться обрисовать контуры русского мировоззренческого канона. Затем эти замыслы вы обкатывали на конференциях в других университетах и научных центрах. Расскажите об этом начинании и, если можно, поясните, почему сегодня возникает потребность в такого рода каноне?

 

– Мы живем в интересное время, когда многие дорогие для русского ума идеи, циркулировавшие в том числе и в нашем национал-патриотическом сообществе в 90-е и нулевые годы, стремительно начали прорастать. Объясняется это в основном тем, что, разрывая путы экономической, технологической и гуманитарной зависимости от западной цивилизации, Россия объективно нуждается в более основательной опоре на внутренние источники смыслов, ценностей… И если это наследие было долгие годы в небрежении, то теперь на него обращаются взоры. И нас спрашивают: а что выдающиеся русские мыслители говорили по этому поводу, или по другому поводу? К примеру, есть ли у нас собственная экономическая теория, не сводящаяся к марксистской политэкономии и к либеральной «экономикс»? Ведь не секрет, что в головах наших сограждан, в том числе политических и экономических элит, социальные познания ограничиваются лишь довольно схематичным и даже примитивным делением на капитализм и советский социализм, на буржуазное и коммунистическое.

 

– Вы подразумеваете, что существует какой-то масштабный, внятный, сопоставимый с двумя вами названными третий путь?

 

– Отечественная мысль – это не два и не три направления, а многоцветная палитра. В русской мысли, как в философской, так и в научной, и шире в общественной – исторически было явлено огромное многообразие течений и подходов. Это разнообразие нашего наследия представляет собой даже определенную проблему. Его можно назвать «многопартийностью» в сфере русских идей. (Не одной «русской идеи», а именно русских идей – которые представляют собой целое семейство смыслов.) Причем сторонники той или иной партии или фракции часто бывают непримиримы друг к дугу, скатываются к прямой неприязни и обвинениям. А если какое-то направление получает политическую поддержку – то нередко его представители стремятся вытеснить конкурентов из интеллектуального поля, как бы «исключив» из национального самосознания. Я называю такое свойство огульным редукционизмом. Самый яркий пример этого – редукционизм победивших большевиков, поначалу вообще выкорчевывавших инакомыслие, затем давших ему некоторое скромное место, но при этом отсекавших целые пласты плодотворных исканий прошлого.

Но и либералы-западники в 90-е годы, несмотря на провозглашенные ими свободы – хотя и не запрещали издавать чуждых им авторов – однако другими, рыночными методами, методами клановой манипуляции, расстановки своих фигур на ключевые позиции, грантовой поддержки а ля Сорос и т.д. – не менее эффективно реализовывали подобный же редукционизм.

Наша задача прямо противоположная – обрести интегральные, собирающие модели внутри русского самосознания, нащупать точки сборки, увидеть, как на большой исторической дистанции даже спорившие друг с другом направления, такие как западники и славянофилы, националисты и евразийцы, религиозные традиционалисты и секулярные прогрессисты – оказываются полюсами, крыльями одного организма…

 

– Но возможно ли такое примирение? Не получится ли на выходе компромисс ради компромисса?

 

– Нельзя сказать, что мы начинаем эту работу на пустом месте, многое уже сделали исследователи… На большой дистанции мы видим, что даже разногласия образуют поле единого культурного стиля и образа мышления, некий смысловой танец… Примирение, о котором идет речь – это не какое-то действо с фиксированным результатом, это длительный процесс. Точнее его было бы назвать гармонизацией или усложнением-самовозрастанием системы. Рабочее название нашего проекта – «Мировоззрение Русской цивилизации. Через полифонию к симфонии». То есть симфония это не что-то данное нам, речь идет о процессе симфонизации, слаживания разнонаправленных тенденций, их взаимоувязывания.

Полюса могут враждовать, вращаться вокруг некоей невидимой оси, и в конце концов сближаться. Поздний Герцен, переосмысливший иллюзии своей молодости, говорит о западниках и славянофилах так: головы смотрели в разные стороны, но сердце билось у нас одно. Другой пример симфонизации: отец русского космизма Н.Ф. Федоров не высказал симпатии к учению о культурно-исторических типах Н.Я. Данилевского, которое казалось ему тесным для его универсалистского проекта «общего дела». Однако уже в следующем поколении русских космистов, в поколении Вернадского, создателя учения о ноосфере – выясняется, что радикального противоречия нет: предназначение Русской цивилизации никак не мешает универсальным задачам космической философии и ноосферного сознания. А сегодня мы видим этому своеобразное подтверждение. На родной цивилизационной почве идеи русского космизма обретают множество единомышленников, новых интерпретаторов. А на чужой почве рождается западный трансгуманизм, который базовые идеи русского космизма извращает до их противоположности. Кстати, Федоров это извращение предвидел и многие тенденции такого нигилистического развития угадал. И сегодня, я думаю, два наших гения, Федоров и Данилевский, сидели бы за одним столом и, обнявшись, говорили бы о судьбах мира и России в близких по духу выражениях.

Вместе с тем нельзя утверждать, что все течения можно свести к общему знаменателю. Это не так. Вопрос в другом: существует ли внутренняя своеобразная программа развития русского мировоззрения. Если понимать его как подсистему внутри большой традиции-системы, которая называется «Русская цивилизация», то эта подсистема мировоззрения в нем выполняет свою полезную функцию, а не является «искусством для искусства», неким упражнением для удовлетворения прихотей и тщеславия высоколобых мыслителей. Симфония как раз и есть раскрытие такой внутренней программы, генеалогии «русской идеи» и ее исторически созревающего канона.

Через мировоззрение, через его канон должна в конце концов выявиться Россия как субъект. Субъект, хочу подчеркнуть – не столько в лице власти (это не всегда надежно, как мы видим из нашей истории), сколько в лице культуры и цивилизации. В этом смысле даже если народ безмолвствует, он все же субъектен – как носитель архетипов, русских кодов. И Россия развивается и поднимается к новым высотам тогда, когда осмысленно возвращается к роли наследника-продолжателя многовековой непрерывной ткани культуры, к роли выразителя духа России-цивилизации. Когда же Россия теряет этот внутренний вектор самосознания, не удерживает баланс между мыслью и практикой – она обрушивается в новую Смуту. И тогда она ищет легитимации извне, ищет то метафизическое и идеологическое плечо, на которое нужно опереться.

Огромное значение для русского самосознания имел всегда и процесс конструирования образа «значимого другого», пусть даже и в виде болезненного переваривания чужого опыта. Русская мысль шла навстречу Западу (и это не только западники, но и славянофилы, почвенники), у нас были свои весьма авторитетные и влиятельные грекофилы и филокатолики, затем «немецкая партия», с которой боролся Ломоносов, наконец, гегельянцы, кантианцы, шеллингианцы, марксисты, позитивисты, вплоть до постмодернистов и традиционалистов конца XX – начала XXI века. Также русская мысль шла и навстречу традициям Востока (Ламанский, евразийцы, Николай Рерих, Всеволод Иванов и т.д.), и эта тенденция в мировоззрении и культуре исторически нарастает. Сегодня в критическом плане происходит перенос акцента с Запада как источника исторических вызовов на глобализм – этот перенос начался еще с евразийцев, но сегодня он становится определяющим очень многое в судьбах России. Как писал Александр Панарин, мы мешаем новому глобальному порядку не только как государственная и геополитическая величина, но и как тип культуры.

Нельзя отрицать и сбрасывать со счетов этот опыт увлечения чужими идеями, даже если они были на каком-то этапе деструктивны. Ведь вирусы, как известно, нужны нам для укрепления иммунитета. Правда, в истории России встряска от этих увлечений и связанные с ними революционные кризисы носили порою радикальный характер.

 

– Каково может быть практическое назначение мировоззренческого канона?

 

– На сегодня первой сферой применения будущего канона является высшее образование. Уже внедрены в вузах «Основы российской государственности». Говорят об утверждении нового, ценностного вектора в преподавании гуманитарных дисциплин. Не только ценностного, добавил бы я, но и цивилизационного.

Однако мировоззренческие вопросы вынуждены решать не только философы, и не только воспитатели, а все те, кто так или иначе создает контент. Это и чиновники, работающие в сферах культуры и медиа, это продюсеры, художники всех жанров, общественные деятели, занимающиеся смысловыми проектами, создатели социальной рекламы, журналисты.

Канон нужен, чтобы понимать, что патриотизм это не эмоция, а, выражаясь в терминах музыковедов, глубинная интонация. Подделать ее невозможно. Фальшь в таких делах очень хорошо видна. Подлинная интонация может быть достигнута только в настройке на канон, как на своего рода камертон.

Канон – это и описание модели государства-цивилизации в его ценностях, это и ряд рамочных табу, «красных линий», как сейчас модно говорить, это «канонические тексты», по которым мы сверяем себя с опытом тысячелетней России. Это и знание о синусоиде русской истории, в которой постоянно раскрываются новые вариации русских архетипов, идет борьба за свой цивилизационный код.

Канон как интонация не только убедителен, но и заразителен. Мы должны повернуть сердца нашей молодежи к увлечению самой Россией, к той сокровищнице, что накоплена веками в нашей культуре, обратить вспять тот отток студентов и аспирантов, творческих людей от отечественной проблематики, который наметился в последние десятилетия.

Власть в современной России приближалась к этим вещам далеко не сразу. Но история движется неумолимо. И есть ощущение, что даже и сам темп событий сейчас ускорился. Мы сошли с некоей мертвой точки и стали смещаться в сторону того, что можно назвать «вечной Россией».

Это знаковая эпоха.

 

– Готово ли русское образованное общество, философское сообщество к подобной постановке вопроса?

 

– Вы задаете очень острый, можно сказать, драматический вопрос. Идя по пути консенсуса между интеллигентами, создать непротиворечивую и при этом целеустремленную картину мира вряд ли возможно. Сегодня это тем более не получится, поскольку Россия прошла эпоху распада интеллектуального класса, нравственного и ценностного, связанного так или иначе с навязанным нам режимом эгоистических предпочтений. Проблема усугубляется тем, что, даже если говорить о хорошо образованных интеллектуалах, 90% из них – узкие специалисты. Согласно Козьме Пруткову, специалист подобен флюсу, полнота его одностороння. Среди гуманитариев вы сейчас с трудом найдете энциклопедистов, способных взглянуть на тот или иной масштабный феномен с дистанции, а ту или иную эпоху, отойдя на несколько тысяч шагов, увидеть как единое панорамное полотно. Вместо этого бросаются в глаза эмпирические детали, заслоняющие целое, мозаику видят не как единство стиля, а как кусочки смальты. А для исторического самосознания такое мироощущение опасно и даже пагубно. Сама по себе оголтелая партийность и склонность к редукционизму во многом следствие этой узости мышления.

 

– А сколько их, этих партий внутри русской мысли?

 

– В самых приблизительных чертах я бы насчитал 6 или 7 крупных направлений, мировоззренческих школ: наиболее эклектичные и агрессивные из всех – это неомарксисты и либералы-западники, те два направления, о которых я уже говорил выше. Далее весьма влиятельны в обществе нацеленные на интеграцию русского самосознания вокруг собственных идеалов православные традиционалисты, евразийцы, космисты-ноосферники, сторонники философии всеединства (понимаемой широко). Границы между этими направлениями порою размыты, есть промежуточные формы. Например, основатели евразийства весьма настаивали на своем православном фундаменте, так же и среди «всеединщиков» православие и даже церковность были едва ли не их основным паролем, впрочем, оспоренным многократно, особенно в том, что касается учения о Софии. Наконец, есть десятки, а может быть и сотни более мелких фракций внутри русской мысли.

Другое недооцененное сегодня направление выработки синтетической платформы русского самосознания – народничество. Оно в моем перечне седьмое. Огромное влияние в XX веке имела эта традиция народников – на них равнялись многие страны Третьего мира, желавшие порвать сковывающие их рамки так называемого «зависимого развития». В СССР народничество поначалу ассоциировалось с его чисто политическим крылом – эсерами и потому было под запретом. Однако де факто идеи и находки народников использовались большевиками в работе с широкими массами. Во второй половине XX века народничество все больше входило в интеллектуальной обиход, его рассматривали как богатую среду, в которой развивалась так называемая «освободительная» традиция. Хотя в действительности было и консервативное, и христианское народничество. Выдающийся наш философ Николай Онуфриевич Лосский, например, причислял к народникам царя Николая II. Многие народники были настоящими знатоками современной им России, из их среды вышли тысячи земских деятелей, врачей, учителей, просветителей, о которых крестьяне, старики и старушки, заставшие старое время, вспоминали добрым словом даже и в эпоху зрелости советской власти.

Другим измерением сборки национального самосознания являются категории и философемы, такие как соборность (солидарность), общинность, цельное знание, персонализм, кенотизм, правда-справедливость и многие другие. Также к точкам сборки следует отнести воплощения в символах культуры национальных ценностей, святынь, выдающихся творений национального гения, тех «русских кодов», о которых несколько лет назад написал свои коллективные труды Изборский клуб.

 

– Как это соотносится с «традиционными ценностями», президентский указ о которых вышел в 2022 году?

 

– Соотносится напрямую. Один из главных разработчиков концепции традиционных ценностей – В.В. Аристрахов – тоже член Изборского клуба, и он – с нами в нашей новой работе.

Безотносительно самого Указа, издание которого было необходимым шагом – разговор о ценностях у нас, к сожалению, очень часто сводится к попыткам представить некий набор благопожеланий, в результате чего мы имеем перед собой конструктор, из которого еще надо собрать нечто стоящее. Это даже стало поводом для пошлых анекдотов: как тяжело Каю во дворце Снежной Королевы из четырех букв собрать слово «Вечность» и т.п.

Нам нужна иерархическая модель ценностей, в которой будет ясна их связность. Такая модель способна будет стать ядром той картины мира, которую мы так или иначе вынуждены будем построить в новых исторических условиях для решения в первую очередь задач воспитания и образования. Жить десятилетиями без национальной, а в случае России – цивилизационной – картины мира невозможно. Надеюсь, сегодня это уже осознали все вменяемые люди. И системе образования, и всем кто занимается мировоззрением в России – необходима именно модель, пусть даже поначалу она будет сырая. Но это лучше чем хаос.

 

– У вас наверняка уже есть идея, как увязать многообразие русской мысли в единой картине, в том самом каноне?

 

– Мы еще в процессе работы, собираем материалы от экспертов. И даже по этой причине я всех секретов не раскрою. Но могу сказать следующее.

Пока еще не было попыток увязать это многообразие через синтез на базе почвенничества и цивилизационного подхода. Тем более что база эта и не представляет собой школу или направление, это скорее одно из главных осевых пространств русской мысли, сегодня очень перспективное. Наиболее близко к нему примыкает евразийство, в недрах которого родилась вслед за Менделеевым крайне важная идея – о необходимости системного россиеведения. Возможно, именно на базе почвенничества и осознания России как государства-цивилизации сегодня удастся построить органический лидерский продукт, то есть такой взгляд на страну, на самих себя, который продиктован не поддержкой сверху и админресусром, а надпартийностью, осознанием всего нашего многообразия как развивающегося динамического единства – не просто бурлящего в умах, но и самособирающегося, исторически самоорганизующегося.

 

– Самосознание как самоорганизующаяся система?

 

– Да, можно так сказать. Теоретики сложных систем полагают, что за процессом самоорганизации стоит как правило некий сильный фактор, подстегивающий этот процесс. В России таким фактором выступает сама история, которая время от времени «вселяется» в великих деятелей, в государственных мужей, в гениев науки и культуры. Такого рода «вселением», когда оно происходит и кристаллизуется в виде пиков развития самосознания, создавая эпохи его расцвета, надо пользоваться. Ведь на смену ему рано или поздно приходит безвременье. За те периоды, когда Россия как самосознающий организм собирается, нужно успевать проделать большой путь, реализовать упущенные ранее возможности, создать заделы на будущее, накопить потенциал.

В идеале, конечно, надо попытаться создать институты «смыслократии» (термин, предложенный когда-то в Русской доктрине), которые бы воспроизводились в разных политических условиях и не давали бы России-цивилизации утратить внутреннюю целеустремленность. Подобную роль в других цивилизациях играли жреческие коллегии, масонство, суфийские ордена. России пока с этими институтами не очень везло – то же масонство у нас служило проводником чужого цивилизационного влияния, вместо того чтобы осуществлять поиск собственных констант.

Но рано или поздно каждая традиция-цивилизация обретает зрелость, внутреннюю мудрость. Возможно, что мы уже подошли к этому этапу нашей трудной и трагической истории.

В качестве примера самоорганизующейся системы можно привести метафору пчелиного улья. Я постоянно к ней обращаюсь на установочных семинарах нашего проекта. Представьте себе, что мыслители – пчелы, каждая из них несет в улей ту пыльцу и тот нектар, которые она сочла ценными. Но в некоторых ландшафтах растет огромное многообразие цветов и деревьев. Такова и ситуация с миром идей в русском мировоззрении. И все это огромное изобилие не должно быть помехой для того, чтобы улей переработал его в единый субстрат меда, который поможет улью выжить зимой. Тогда пчеловод, попробовав этот мед, скажет: «Да, славный мед получился в этом улье… Не зря я присматривал за ним…» Некоторые пчелы, если они философы и богословы, может быть и догадываются, что пчеловод за всем этим нашим процессом самосознания присматривает…

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

10. Ответ на 4, Владимир С.М.: Уважаемый Владимир! Очень познавательно, хотя и слишком длинно Вы все расписали. но не все понятно. Вот хотя бы узнать: кого Вы там считаете свадебным генералом? А кого нет?

Здесь невольно напрашивается сравнение со ставшим притчей во языцех экуменизмом. Сторонники экуменизма уже много десятков лет оправдывают присутствие во Всемирном совете церквей целями свидетельства православия (не путать с гуманитарным сотрудничеством в пользу бедных, голодных и пр.!). Однако плоды такого более чем полувекового свидетельства практически отсутствуют либо остаются под покровом тайны. Не хотелось бы, чтобы православное присутствие в Изборском клубе имело аналогичные последствия. Роль свадебного генерала не окажет пользы ни делу православия, ни делу возрождения России.
Я не уверен, что правильно было бы "обрубать все концы", мы видим, что В.Аверьянов выступает против глобализации, агрессивного либерализма, толерантности. Ситуационное сотрудничество возможно, но при чёткой и громкой артикуляции своего несогласия с псевдоправославной обёрткой. Вспомним Ленина: прежде, чем объединиться, нужно решительно размежеваться. Это особенно важно в силу того, что, хотя личный выбор духовных ориентиров - личное дело каждого, Изборский клуб - это не клуб по интересам, а сообщество, претендующее на выработку государственной идеологии.

Последнее, что хотелось отметить. Мне не близка мысль о сознательной злонамеренности Виталия Владимировича Аверьянова. Вероятнее, напротив, он считает себя участником "духовного прорыва" в будущее. Но ведь и новгородские жидовствующие ересиархи вряд ли считали себе ересиархами, скорее этакими лучами света в окружавшем их царстве тьмы. Тогда у Церкви хватило здоровых сил, чтобы осудить эту ересь. Сейчас кто-нибудь отслеживает вещи, про которые я упомянул?

Autor / 02.05.2024, 20:25

9. Ответ на 8, Александр Волков:

«Скорее ради того, чтобы чётко понимать, с кем имеешь дело.»
////////////////////

Это существенно-важный «момент», но… не вызывает ли закономерного интереса и такой - «адекватного» ли подошедшему времени (и его т.н. вызовам) вида-характера «продукт» те же изборцы намерены выдать «на выходе»? Канон мировоззренческий ли в действительности требуется или… все же нечто иное?
И такой вопрос – а что если «оно» («искомое») уже давным-давно существует и… не ищут ли, в таком случае, исследователи позавчерашний день? Коли так – тогда необходимо смещать «акценты» в совсем ином направлении?

Лично для меня в постановке "изборцев" вопрос не имеет вообще никакого интереса, даже если то, что они ищут в действительности всего лишь "позавчерашний день". Не помню кто сказал: "Если найдя истинную веру ты продолжаешь что-то искать, то ты ищешь ложь". Вот и весь "акцент".
Владимир С.М. / 31.01.2024, 15:12

8. Ответ на 7, Владимир С.М.:

«Скорее ради того, чтобы чётко понимать, с кем имеешь дело.»
////////////////////

Это существенно-важный «момент», но… не вызывает ли закономерного интереса и такой - «адекватного» ли подошедшему времени (и его т.н. вызовам) вида-характера «продукт» те же изборцы намерены выдать «на выходе»? Канон мировоззренческий ли в действительности требуется или… все же нечто иное?
И такой вопрос – а что если «оно» («искомое») уже давным-давно существует и… не ищут ли, в таком случае, исследователи позавчерашний день? Коли так – тогда необходимо смещать «акценты» в совсем ином направлении?

7. Ответ на 6, Александр Волков:

В отношении того – отслеживает ли кто-нибудь упомянутые вещи… А что здесь «отслеживать» - разве то, насколько успешно продолжится «сверление воды»?

Скорее ради того, чтобы чётко понимать, с кем имеешь дело.

Про целеполагание - тут не Сорос первопроходец, конечно, достаточно вспомнить Ренана с его "Жизнью Иисуса" и то же в более жёстком варианте - в "Великих посвящённых" Эдуарда Шюре, а это ещё 19 век.
Про "проблему" же с каноном недавно писал А.Д. Степанов, как раз отталкиваясь от обсуждаемых нами космистов. Хотя по комментариям видно, что не все с ним согласны по поводу актуальности вопроса, а также разных терминов и т.п., но во всяком случае, никто не оспорил тезис о сомнительности попыток увязать в одно "ужа и ежа", причём, реально, за счёт православия. Но парни работают, однако, и упорно работают!
Спасибо редакции РНЛ за прежнюю ссылку на конференцию космистов (я ссылался в комментарии на неё - https://ruskline.ru/video/2023/09/16/russkii_kosmizm_v_21_veke). Лично для меня именно тогда стало понятно кто есть кто. Но вот серьёзное замечание к редакции - давать "голую" ссылку без соответствующих комментариев - то же самое, что соглашаться с провозглашаемыми тезисами и вводить читателей в заблуждение, давать повод думать, что А.Проханов и В.Аверьянов - свет в окошке. Впрочем, по терминологии поминавшихся автором масонов первый из них не более, чем профан, рулит же там конечно второй, гроссмейстер.
Владимир С.М. / 29.01.2024, 10:28

6. Ответ на 4, Владимир С.М.:

В отношении того – отслеживает ли кто-нибудь упомянутые вещи… А что здесь «отслеживать» - разве то, насколько успешно продолжится «сверление воды»?
Кстати, не в ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ли сказанному будет следующий фрагмент текста интервью-публикации:

«Наша задача… – обрести интегральные, собирающие модели внутри русского самосознания, нащупать точки сборки, увидеть, как на большой исторической дистанции даже спорившие друг с другом направления, такие как западники и славянофилы, националисты и евразийцы, религиозные традиционалисты и секулярные прогрессисты – оказываются полюсами, крыльями одного организма…»

Не то же ли это в подобии самое, что осуществлять-начинать сборку изделия с «навесных» элементов конструкции не имея «под рукой» основы: – например, крепить «фонарь», крылья самолета, не имея фюзеляжа, ставить судовой двигатель и корабельные надстройки в «отсутствии» корпуса судна и т.д.?
Не налицо ли здесь проблема с целеполаганием! «Подумать» только - религиозным традиционалистам отведена роль одного из многочисленных полюсов (!) одного же организма! Не создается ли в связи с этим впечатления, что нынешние «каноновы изыскания» сродни соросовским «перепевкам» - это ведь в «его» книжном издании «о замечательных людях» (разбросанных когда-то по школьным библиотекам) Христос-Истина «оказался» где-то в середине «списка» - тоже ведь, своего «рода» в чем-то «многополюсной» «системы» ставшей «вдруг» ныне модной? А за «модой» гнаться… - что от Истины уклоняться?

5. Ответ на 2, Владимир С.М.:

Таким образом, в нынешнее время если не главное, то, как минимум, одно из главных оружий в арсенале космизма - психотехники. Чтобы не растекаться мыслью по древу, остановимся лишь на академике Влаиле Петровиче Казначееве. Вот пара-тройка его работ из огромного общего перечня:

-Новые данные о взаимодействии человека с информационным полем Земли в приполярных районах // Бюллетень Сибирского отделения Российской академии медицинских наук, 1992. №4.
-Исследования действия торсионных полей на клетку // Вестник Международного научно-исследовательского института космической антропоэкологии, 1999. №7.
-Экспериментальные исследования дистантных взаимодействий живого вещества // Физика сознания и жизни, космология и астрофизика, 2005. Т. 5, № 4.
-Дистантно-информационные взаимодействия между людьми как космофизический индикатор эволюции интеллекта на Земле // Физика сознания и жизни, космология и астрофизика, 2006. Т. 6, №1.


Как видим, источники, в основном, не тянут на академические издания, но, как бы то ни было, работа проводилась, результаты докладывались. Вот краткая аннотация последней работы:

Описаны результаты ряда экспериментов, проводившихся под руководством автора в
течение 40 лет в институте клинической и экспериментальной медицины СО РАМН и
Международном НИИ космической антропоэкологии по изучению взаимодействия
физических, в том числе вакуум-торсионных, полей на биологические объекты: клетки,
бактерии и др.. Описаны эксперименты по изменению обычного сознания человека с получением эффектов ясновидения. Обнаружен перенос химической и биологической информации от одного биохимического или биологического объекта к другому с использованием спинорно-торсионных полей.
Обсуждается роль полевых голограмм в функционировании живого вещества и возникновении
вида homo sapiens. Предложена общая концепция взаимодействия спинорно-торсионных полей с живым веществом, включая эффекты хиральности и гелиокосмического импринтирования."

По поводу названия этой работы - надо ли пояснять, что такое дистантно-информационные взаимодействия между людьми, сиречь телепатия? Если непонятно, то ещё одна цитата из другой работы:

"Факт синхронного существования материи в различных временных точках — подтвердился и
нашими исследованиями (1997). Здесь отражен эффект дистанционного взаимодействия двух наблюдателей с помощью «зеркал Козырева» — устройства для фокусирования потоков энергии человека (г. Новосибирск — о. Диксон, г. Новосибирск — Франция), когда один из наблюдателей передает мысленно образ, а другой его принимает. Показано, что около 30% переданных образов «считывается» принимающим оператором на сутки раньше (т.е. когда передачи еще не было)" (Казначеев В. П. СОЗНАНИЕ И ФИЗИКА / Физика сознания и жизни, космология и астрофизика, 2002, №1).

Не просто телепатия, но ещё и на 30% с элементами пророчества. Вишенка на торте!


Бесовщина какая-то
РомКа / 28.01.2024, 07:13

4. Концовка Часть 4/4

Здесь невольно напрашивается сравнение со ставшим притчей во языцех экуменизмом. Сторонники экуменизма уже много десятков лет оправдывают присутствие во Всемирном совете церквей целями свидетельства православия (не путать с гуманитарным сотрудничеством в пользу бедных, голодных и пр.!). Однако плоды такого более чем полувекового свидетельства практически отсутствуют либо остаются под покровом тайны. Не хотелось бы, чтобы православное присутствие в Изборском клубе имело аналогичные последствия. Роль свадебного генерала не окажет пользы ни делу православия, ни делу возрождения России.
Я не уверен, что правильно было бы "обрубать все концы", мы видим, что В.Аверьянов выступает против глобализации, агрессивного либерализма, толерантности. Ситуационное сотрудничество возможно, но при чёткой и громкой артикуляции своего несогласия с псевдоправославной обёрткой. Вспомним Ленина: прежде, чем объединиться, нужно решительно размежеваться. Это особенно важно в силу того, что, хотя личный выбор духовных ориентиров - личное дело каждого, Изборский клуб - это не клуб по интересам, а сообщество, претендующее на выработку государственной идеологии.

Последнее, что хотелось отметить. Мне не близка мысль о сознательной злонамеренности Виталия Владимировича Аверьянова. Вероятнее, напротив, он считает себя участником "духовного прорыва" в будущее. Но ведь и новгородские жидовствующие ересиархи вряд ли считали себе ересиархами, скорее этакими лучами света в окружавшем их царстве тьмы. Тогда у Церкви хватило здоровых сил, чтобы осудить эту ересь. Сейчас кто-нибудь отслеживает вещи, про которые я упомянул?

Владимир С.М. / 27.01.2024, 18:45

3.

Психотехниками и телепатией этот арсенал не ограничивается:

"В христианской аскетике есть понятие целомудрия как воздержания, как способности обуздать собственные страсти. Но Федоров называл это негативным целомудрием, а он предлагал позитивное целомудрие, суть которого в том, что эта родотворная эротическая энергия, которая переполняет человека, преобразуется в сознательную творческую энергию. Немножко смахивает на Фрейда, только это не фрейдизм, а федоризм, это совершенно другая вертикальная ориентация смысла, жизненная, и она в конечном счёте направлена на регуляцию природы и возобновление утраченной жизни. Естественно-научной ветвью космизма это было полностью воспринято."

https://clck.ru/38JTgo

Не боится человек обличать православную аскетику в негативности!
Приведу ещё пару моментов, на которых нельзя не споткнуться при чтении и которые характеризуют уже не героев автора, а его самого.

Идеал В.Аверьянова -
институты «смыслократии» (термин, предложенный когда-то в Русской доктрине), которые бы воспроизводились в разных политических условиях и не давали бы России-цивилизации утратить внутреннюю целеустремленность. Подобную роль в других цивилизациях играли жреческие коллегии, масонство, суфийские ордена. России пока с этими институтами не очень везло – то же масонство у нас служило проводником чужого цивилизационного влияния, вместо того чтобы осуществлять поиск собственных констант.

Я понял так, что даже и масоны были бы хороши, коль проводили бы поиск "собственных констант"?

А поостерёгся ли бы православный человек, знающий о нечистой силе, таких терминов, как "вселение"? Звучит, прямо как оговорка по упоминавшемуся Фрейду:

Теоретики сложных систем полагают, что за процессом самоорганизации стоит как правило некий сильный фактор, подстегивающий этот процесс. В России таким фактором выступает сама история, которая время от времени «вселяется» в великих деятелей, в государственных мужей, в гениев науки и культуры. Такого рода «вселением», когда оно происходит и кристаллизуется в виде пиков развития самосознания, создавая эпохи его расцвета, надо пользоваться.


Мне могут сказать, ну, это ж история "вселяется", иносказание. Но я высказываю свою точку зрения.

Короче, хотят люди заниматься оккультизмом - пускай занимаются, у нас в этом отношении полная свобода, но не стоит при этом прикрываться православием, да ещё и с помощью православных. Я имею в виду участие в работе Изборского клуба и тут поясню свою мысль.

Владимир С.М. / 27.01.2024, 18:42

2. Часть 2/4

Таким образом, в нынешнее время если не главное, то, как минимум, одно из главных оружий в арсенале космизма - психотехники. Чтобы не растекаться мыслью по древу, остановимся лишь на академике Влаиле Петровиче Казначееве. Вот пара-тройка его работ из огромного общего перечня:

-Новые данные о взаимодействии человека с информационным полем Земли в приполярных районах // Бюллетень Сибирского отделения Российской академии медицинских наук, 1992. №4.
-Исследования действия торсионных полей на клетку // Вестник Международного научно-исследовательского института космической антропоэкологии, 1999. №7.
-Экспериментальные исследования дистантных взаимодействий живого вещества // Физика сознания и жизни, космология и астрофизика, 2005. Т. 5, № 4.
-Дистантно-информационные взаимодействия между людьми как космофизический индикатор эволюции интеллекта на Земле // Физика сознания и жизни, космология и астрофизика, 2006. Т. 6, №1.


Как видим, источники, в основном, не тянут на академические издания, но, как бы то ни было, работа проводилась, результаты докладывались. Вот краткая аннотация последней работы:

Описаны результаты ряда экспериментов, проводившихся под руководством автора в
течение 40 лет в институте клинической и экспериментальной медицины СО РАМН и
Международном НИИ космической антропоэкологии по изучению взаимодействия
физических, в том числе вакуум-торсионных, полей на биологические объекты: клетки,
бактерии и др.. Описаны эксперименты по изменению обычного сознания человека с получением эффектов ясновидения. Обнаружен перенос химической и биологической информации от одного биохимического или биологического объекта к другому с использованием спинорно-торсионных полей.
Обсуждается роль полевых голограмм в функционировании живого вещества и возникновении
вида homo sapiens. Предложена общая концепция взаимодействия спинорно-торсионных полей с живым веществом, включая эффекты хиральности и гелиокосмического импринтирования."

По поводу названия этой работы - надо ли пояснять, что такое дистантно-информационные взаимодействия между людьми, сиречь телепатия? Если непонятно, то ещё одна цитата из другой работы:

"Факт синхронного существования материи в различных временных точках — подтвердился и
нашими исследованиями (1997). Здесь отражен эффект дистанционного взаимодействия двух наблюдателей с помощью «зеркал Козырева» — устройства для фокусирования потоков энергии человека (г. Новосибирск — о. Диксон, г. Новосибирск — Франция), когда один из наблюдателей передает мысленно образ, а другой его принимает. Показано, что около 30% переданных образов «считывается» принимающим оператором на сутки раньше (т.е. когда передачи еще не было)" (Казначеев В. П. СОЗНАНИЕ И ФИЗИКА / Физика сознания и жизни, космология и астрофизика, 2002, №1).

Не просто телепатия, но ещё и на 30% с элементами пророчества. Вишенка на торте!


Владимир С.М. / 27.01.2024, 18:40

1. Часть 1/4 Прошу прощения, короче не получилось

В очередной раз редакция даёт возможность ознакомиться со взглядами Виталия Аверьянова, на этот раз - в форме беседы (хотя, наверное, правильнее говорить о самоинтервью, ибо фамилия интервьюера отсутствует и в заголовке статьи и в её концовке, да и "традиции-цивилизации" в преамбуле - не из лексикона среднего гражданина).
Обсуждается важная проблема формирования национального самосознания в России на основе формируемого Изборским клубом симбиоза идей, разрабатываемых в России. Подчеркивается важность создания иерархической модели ценностей для формирования национальной картины мира. Отметим, что принципиально важным является здесь то, какие именно ценности стоят на верху пирамиды. Оказывается, в приоритете

универсальные задачи космической философии и ноосферного сознания.

Сразу вспоминается цитата В. Аверьянова из его выступления на недавней конференции "русских космистов" - про "главного космиста" Николая Фёдорова: (https://ruskline.ru/video/2023/09/16/russkii_kosmizm_v_21_veke)

"Федоров был церковный человек. Он полностью принимал христианство ортодоксальное, но при этом говорил, что оно не докончено, не довершено. И что как раз задача довершить его - это и есть задача русского космизма. Федоров считал, что люди должны работать над темой воскрешения, это главная тема, все остальные темы глубоко на втором плане."
https://clck.ru/38JGCR
Собственно, на этой ключевой фразе о "недоконченном православии" можно было бы и закончить обсуждение.

Впрочем, сам В. Аверьянов понимает, что не всё очень гладко в стыковке "ноосферной компании" с православием:

Например, основатели евразийства весьма настаивали на своем православном фундаменте, так же и среди «всеединщиков» православие и даже церковность были едва ли не их основным паролем, впрочем, оспоренным многократно, особенно в том, что касается учения о Софии.

Понимает, но в пояснении упоминает лишь учение о Софии. Попробуем коснуться другой очень важной, особенно в нынешних условиях, стороны вопроса.

Поскольку речь идет о "довершении православия", его совершенствовании, то очевидно, можно сказать о создании некоей новой религии. Кто же апостолы этой религии кроме Н. Фёдорова, В.И.Вернадского и др.?

Слушаем:
https://clck.ru/38JL5v

"В поздний Советский период мы имеем целую плеяду разработок, связанных с психотехникой.Это генерал Савин при Генштабе, генерал Шамов из КГБ, академик Казначеев, то есть Советский проект давал возможность космическим интенциям прорастать, и если бы не крушение СССР, возможно, многое проросло бы и многие инновации действительно позволили бы изменить наш мир, он был бы сегодня уже возможно другим. Сегодня возникает вопрос о том, как с этим наследием поступать дальше и, безусловно, если мы не возьмемся за русский космизм всерьез, если мы не превратим его в свое организационное и интеллектуальное оружие, мы просто проиграем."


Владимир С.М. / 27.01.2024, 18:39
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Виталий Владимирович Аверьянов
«Напишу немного о Сане Елисееве»
Умер Александр Елисеев
08.10.2024
 Глазами Русского, глазами Добровольца!
Летопись славянского подвига продолжается
23.08.2024
На смену демшизе кукловоды двинули антифа-шизу
Ещё раз об Иване Ильине как мнимой фигуре раскола
02.07.2024
Все статьи Виталий Владимирович Аверьянов
Последние комментарии
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от Vladislav
15.12.2024 11:27
Суверенная политическая культура России
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
15.12.2024 11:24
Еще раз о любви
Новый комментарий от С. Югов
15.12.2024 11:24
Заимствование политических форм небезобидно
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
15.12.2024 11:12
«Крымский» сценарий в Сирии
Новый комментарий от Русский танкист
15.12.2024 10:59
Опасность караул-патриотизма
Новый комментарий от Алексей Ощепков
15.12.2024 10:19
Сказка о конце света
Новый комментарий от Ленчик
15.12.2024 09:04