itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

О необходимости формирования и укрепления образовательного суверенитета России

Национальная доктрина образования 
0
99
Время на чтение 20 минут

Аннотация. Статья раскрывает основные подходы к обоснованию необходимости и путей формирования и укрепления образовательного суверенитета России, причем основными направлениями защиты суверенитета российской системы образования указаны: приверженность традиционным российским духовно-нравственным ценностям; целенаправленное формирование единого образовательного пространства Российской Федерации; дальнейшее повышение статуса российского педагога; внедрение современных информационных технологий, дополняющих и усиливающих систему образования.

***

Как известно, 12 июня 1990 г. Первый Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о провозглашении государственного суверенитета России на всей её территории. При этом было установлено, что:

1. Россия есть суверенное государство, созданное исторически объединившимися в ней народами.

2. Суверенитет России – естественное и необходимое условие существования её государственности, имеющей многовековую историю, культуру и сложившиеся традиции.

3. Носителем суверенитета и источником государственной власти в России является её многонациональный народ, который осуществляет государственную власть непосредственно и через представительные органы на основе Конституции России.

4. Государственный суверенитет России провозглашается во имя высших целей – обеспечения каждому человеку неотъемлемого права на достойную жизнь, свободное развитие и пользование родным языком, а каждому народу – на самоопределение в избранных им национально-государственных и национально-культурных формах [2].

Понятием «суверенитет» обозначается один из самых существенных признаков государственности, характеризующийся возможностями реализовывать государственную (внешне- и внутриполитическую) деятельность полноправным образом, не допуская при этом вмешательства в неё других государств или организаций. К неотъемлемым юридическим свойствам суверенитета отнесены: верховенство, единство и независимость.

Верховенство государственной власти проявляется в том, что она, выделяя всю совокупность правоотношений в стране, закрепляет общий правовой порядок, правовую способность, обязанности и права органов государства, общественных объединений, граждан и должностных лиц. Согласно ст. 4 Конституции РФ, законы Российской Федерации обладают верховенством на всей её территории. [4]

Некоторые исследователи разделяют понятия «суверенитет» и «независимость», считая, что понятие «независимость» выражает специфическую определённость существования человека или социальной общности, в результате которой этнический субъект осознаёт себя инструментом проявления своей собственной воли и своих собственных отношений. Геокультурная энциклопедия дает следующее толкование понятия «национальная независимость»: «свойство и состояние национальной, этнической общности, условия жизни и развития которых не связаны враждебными обстоятельствами, чужой волей, иностранным вмешательством и т. д. Обобщающим признаком Н. н. является полноправие и верховенство нации в решении всех вопросов своего развития, концентрированным выражением которых выступает национальный суверенитет. Его достижение и защита относятся к жизненно важным национальным интересам и составляют цель и результат национальной безопасности. Они предполагают способность и готовность нации противостоять политическому диктату, экономическому давлению, информационной экспансии и т.д. Н.н. исключает военное вмешательство, ее необходимым условием является противодействие военной экспансии и агрессии в любой форме» [6].

Национальная независимость не тождественна суверенитету, понимаемому как правовая свобода субъекта в рамках определенной социальной целостности (региона, республики, страны, государства. Национальная независимость, как правило, выражается в форме общественного самоуправления – одного из возможных способов существования социальной общности.

Уменьшение различия в национальной самостоятельности между работниками, гражданами, народностями, нациями, регионами, республиками, государствами – объективная тенденция исторического прогресса, однако искусственные препятствия её развитию приводят к острым социальным и национальным конфликтам, войнам» [1. с. 232].

Понятие «образовательный суверенитет» появилось в лексиконе российских педагогов сравнительно недавно, но уже сумело занять важное место в государственной политике и лексиконе современной педагогической общественности.

На подведении итогов уходящего года 14 декабря Президент РФ В.В.Путин, отвечая на вопрос одной из ведущих этого мероприятия Е.Березовской: «Какие задачи внутри страны и за рубежом для вас главные?», ответил: «Для такой страны, как Россия, существование… нашей страны без суверенитета невозможно, её просто не будет. Во всяком случае, в том виде, в котором она сегодня существует и в котором существовала тысячу лет. Поэтому главное – это укрепление суверенитета» [3].

Тезисно обозначив сущность этого широкого понятия, В.В. Путин отметил, что вместе с укреплением суверенитета внешнего (повышение обороноспособности страны, её «безопасности) необходимо уделять не меньшее внимание и укреплению общественного суверенитета, под которым понимается безусловное обеспечение прав, свобод граждан Российской Федерации, развитие её политической системы, парламентаризма [3].

2 марта 2023 года, во время своего общения с участниками пилотной образовательной программы «Школа наставника», В.В. Путин подчеркнул, что формирование суверенной системы образования <…> это чрезвычайно важная, базовая абсолютно вещь. Причем будем это делать на всех её уровнях – от школы до колледжей и вузов».

Эта мысль Президента вполне закономерно вписывается в логику процесса суверенизации политики, экономики, всей жизни страны в целом, начатой в ходе осознания последствий неоправданно открытого сближения российских руководителей с Западом, закончившегося, к сожалению, грабежом страны, практически полным развалом её экономики, систем здравоохранения и образования.

Однако, осознавая острую актуальность этой задачи, педагогическая общественность страны должна понимать, что одно только наличие намерения формирования суверенной системы образования отнюдь не исключает повторения негативного развития событий, приведших систему образования России к модели, не отвечающей ни интересам государства, ни образовательным потребностям населения, ни задачам дальнейшего повышения международного статуса российского образования. [6] Таким образом, национальный суверенитет выступает как признак независимости России, проявляющийся в её полноправии и верховенстве при решении всех вопросов своего развития.

Что нужно сделать, чтобы сохранить национальный суверенитет России в сфере образования?

На наш взгляд, работники системы образования, ответственно относящиеся к реальному формированию и дальнейшему укреплению её суверенитета, сначала должны договориться о единой трактовке понятия «образовательный суверенитет Российской Федерации». Изучение современной литературы по данному вопросу показывает, что пока такого единства нет.

23–24 ноября 2023 года в Новосибирском государственном аграрном университете прошла научно-практическая конференция «Достижение образовательного суверенитета как стратегия реформирования российского образования» [1]. В ней приняли участие ведущие учёные и педагоги из Москвы, Томска, Новосибирска и Красноярска. Однако, как отметили сами участники конференции, им до сих пор не совсем понятно, что именно подразумевается под суверенитетом в образовательной сфере и как его можно достичь.

Например, профессор НГУЭУ доктор философских наук Олег Донских, выступивший с развёрнутым докладом о гуманитарном образовании как основном условии достижения суверенизации, в заключение заявил: «...гуманитарное образование выполняет сразу три функции: сближает поколения, формирует нацию и способствует достижению образовательного суверенитета». Однако, к сожалению, остались не вполне раскрыты механизмы достижения и защиты страной своего образовательного суверенитета.

Профессор Красноярского государственного медицинского университета, доктор философских наук Вячеслав Кудашов отметил, что «суверенизация образования предполагает наличие не только самодостаточной системы образования, но и открытой для внешнего мира и восприятия мирового опыта», что предполагает, по его мнению, обеспечение приоритета народного суверенитета перед государственным. То есть, по его мнению, высшее образование не должно решать «примитивные» цели вроде подготовки к конкретному трудоустройству. Напротив, оно должно давать широкую базу, на которой студенты будут «самоформироваться». Это, по его мнению, и должно стать основной задачей образования. Однако, о сути суверенизации российского образования уважаемому профессору так и не удалось достойно сформулировать свою мысль, хотя он и обмолвился о так называемом «народном» суверенитете, не дав этому понятию сколько-нибудь вразумительного определения.

Как справедливо считают С. Перевезенцев и В.Меньшиков, «суверенизация – это …совершенствование и органичное развитие современного российского образования на отечественных началах с учётом лучших достижений мирового образовательного сообщества» [9]. И в этом отношении истинная суверенизация состоит, по их мнению, в том, чтобы восстановить утерянные за последние десятилетия традиционные российские содержание, технологии и организацию отечественного образования.

Решение этой задачи потребует значительных усилий как теоретических, так и организационно-практических для того, чтобы не только отказаться от навязываемых нам в последние десятилетия либеральной идеологии образования, но и вернуть в образовательный процессы отечественные образовательные смыслы и методы.

Выступая на открытии Всероссийского образовательного форума «Государственная ценностная политика в системе образования», состоявшемся в Московском педагогическом государственном университете, Министр просвещения России Сергей Кравцов заявил: «Мы строим суверенную систему образования с опорой на достижения нашей науки и культуры. Создаем единые учебники и федеральные основные образовательные программы, программу воспитательной работы. Остаются вопросы, которые еще нужно решить, но уже намечена верная траектория движения. Нужно и дальше совершенствовать методику, подготовку учителей, развивать хороший кругозор у ребят, прививать любовь к Родине. Важно формировать мировоззрение начиная со школы, учителям необходимо переводить сохранение ценностей в практическую плоскость».

В этой связи хотелось бы получить от министра более конкретные предложения:

а) по поводу совершенствования методики (методики обучения или воспитания или и того и другого, а чем это совершенствование должно проявляться?);

б) в каком направлении совершенствовать подготовку учителей (всех или каких-то определенных);

в) развивать хороший кругозор у ребят (малозначащая фраза на уровне бытовых представлений родителей школьников);

г) прививать любовь к Родине (здесь действительно, многое надо сделать, о чем и постоянно говорит В.Путин).

Настораживает несколько самоуверенная фраза министра о том, что «уже намечена верная траектория движения».

Выступившая на этом форуме Заместитель Председателя Ассоциации развития педагогического образования (АРПО), первый проректор МПГУ, директор Всероссийского научно-методического центра «Философия образования» Наталья Склярова рассказала о происходящей смене векторов дальнейшего развития отечественной системы образования во исполнение указов Президента Российской Федерации «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации», «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей»: «В связи… с беспрецедентными санкционными мерами давления на российское общество, в российском образовании определены основные направления:

  • обеспечение образовательного суверенитета на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
  • формирование единого образовательного пространства;
  • повышение статуса педагога, внедрение информационных технологий, оптимизирующих систему образования».

Таким образом, обобщая прозвучавшие мнения авторитетных ученых, понятие «образовательный суверенитет» следует, на наш взгляд, рассматривать как один из элементов государственного суверенитета, предполагающий осуществление государством самостоятельной (независимой от зарубежных правил и предписаний) образовательной политики, сформированной в опоре на отечественные образовательные научные и практические достижения, получившие признание со стороны квалифицированного экспертного сообщества и распространяемые через средства массовой информации, подотчётные федеральным органам управления образованием).

При этом цели достижения образовательного суверенитета могут быть обозначены следующим образом:

а) получение каждым обучающимся (будь то школьник или студент) высококачественного образования, обеспеченного неукоснительным соблюдений требований ФГОС;

б) создание необходимых и достаточных условий для успешной реализации каждым обучающимся его профессиональных, научных и творческих намерений в Российской Федерации, гражданином которой он является или собирается быть;

в) достижение очевидного преимущества Российской Федерации по отношению к другим странам в сферах образования и науки.

Каким видятся дальнейшие шаги по поддержанию и защите образовательного суверенитета Российской Федерации?

Ответ на этот вопрос дан С. Кравцовым, министром просвещения Российской Федерации, в лекции, прочитанной им 25 января 2023 г. в Московском государственном областном педагогическом университете [5].

В условиях развернутой сегодня против России информационной войны, что необходимо сделать, чтобы противостоять этому давлению и идти вперед?

Во-первых, надо перекрыть каналы проникновения вредных подходов к организации системы образования, некритично заимствуемых у наших недружественных оппонентов.

Во-вторых, необходимо сосредоточиться на реализации цели современной российской системы школьного образования, которая состоит в том, чтобы:

а) дать базовые знания по всем предметам, сформировать у обучающихся достойное мировоззрение, прекрасный кругозор и хорошее мышление, как это достигалось советской системой образования;

б) привить подрастающему поколению те ценности, которые бы позволили взрослому человеку понимать, что такое хорошо, что такое плохо, любовь к своей стране, своим родителям, уважение к старшим.

Анализ состояния современной украинской системы образования показал, что её задачи, сформулированные её западными кураторами, состояли в том, чтобы через насаждение антироссийской пропаганды, направленной на противопоставление двух братских народов, сформировать не только роботоподобную массу людей, готовую истребить все русское (и язык, и культуру и их носителей), но и послушную рабочую силу, не обладающую фундаментальными знаниями, но пригодную для низкоквалифицированного обслуживания населения европейских стран, враждебных России, готовую погибать за интересы заокеанских стратегов, мечтающих о сохранении лидирующего положения в современном мире.

Каковы видятся нам основные векторы развития суверенной системы российского образования?

Главный вектор – реализация национального проекта «Образование», который был разработан в 2018 году во исполнение Указа президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г». Его основные цели – ускорение технологического развития Российской Федерации, а также внедрение новых цифровых технологий в систему образования. Кроме того, предполагалось:

– обеспечить вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;

– воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций;

– внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлечённости в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области;

– формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;

– создание условий для раннего развития детей в возрасте до трёх лет, реализация программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье.

В состав национального проекта «Образование» было включено 11 федеральных подпроектов, среди которых: «Современная школа», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Новые возможности для каждого», «Молодые профессионалы», «Социальная активность», «Экспорт образования», «Социальные лифты для каждого» [6].

Позитивный эффект проекта «Образование» проявился в следующих достижениях:

1) сформирована программа развития образования;

2) проанализированы проблемы образования и разработаны пути и способы их разрешения;

3) разработана система финансового стимулирования для людей, внедряющих в систему образования новые технологии, методики воспитания учеников, их обучения;

4) усовершенствована система оплаты труда педагогов, введеное стимулирование обучения новых педагогов путем повышения качества их жизни;

5) предприняты меры по повышению статуса и престижа профессии российского педагога.

Вторым по важности вектором развития российского образования стала разработка федеральной программы воспитания, направленной на развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовно-нравственные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовывать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите свободы и независимости Российской Федерации.

Как известно, с 2023 года по понедельникам во многих школах проводятся уроки «Разговоры о важном», которые, в частности, были посвящены:

а) цифровой грамотности, информационной безопасности,

б) «День отца», «День матери»,

в) посвященный тем возможностям, которые дает система образования в рамках движения «Россия – страна возможностей»,

г) урок, посвященный 165-летию К.Э. Циолковского,

д) урок, посвященный атомной промышленности и т.д.

Такие уроки, в качестве новой формы общения учителя с учениками, учеников между собой, проводятся классными руководителями в неформальной обстановке: не ставятся оценки, можно пообсуждать любые темы, которые интересны школьникам. Подготовку будущих учителей к современным формам межличностного общения со школьниками необходимо начинать в педагогических учебных заведениях.

Необходимо вернуться к практике использования в школах государственной символики: поднятие флага и исполнение гимна РФ при начале учебных занятий, чего не было с пресловутых 90-х гг.

Особо отметим, что с 2024/25 учебного года в каждой российской школе будет введена должность советника по воспитанию, т.е. помощника директора в организации внеучебной и внеурочной деятельности (организация, например, школьного театра, спортивной секции, кружков, общения). Соответствующие методики и технологии были разработаны в международном центре «Артек». Чтобы стать таким советником, претенденту необходимо пройти специальный отбор из числа молодых учителей. Что интересно, количество правонарушений в школах, где стали работать такие советники, значительно уменьшилось, но, что более важно, дети увлеклись по-настоящему полезными и важными делами.

Третий вектор – получила развитие такая инновация, как проект «Сила – в знании!» - уникальное детско-молодежное движение, учредительный съезд которого состоялся 26 января 2023 года. В него вошли пять тематических объединений: «Сила – в правде!» – для ребят, углубленно изучающих историю, обществознание, краеведение; «Сила – в энергии!» – для будущих физиков и робототехников, «Сила – в технологии!» – для тех, кто выбрал своим профилем информатику и математику, «Сила – в слове!» – для специализирующихся на изучении русского языка, литературы и креативных индустрий и «Сила – в открытии!» – для тех, чьим профилем являются география, биология, химия и экология.

В рамках финансирования национального проекта «Образование» ежегодно выделяется порядка 200 миллиардов рублей, которые направляются для поддержки в региональных систем образования, в том числе и системы дополнительного образования, а также - строительства новых школ. С 2019 года в России построено 900 новых школ, чего не было ни в Советском Союзе, ни в одной стране мира. Ежегодно ремонтируется более тысячи школ. При общем количестве школ 39 тысяч, за последние 5 лет капитально отремонтировано около 8 тыс., причем это в основном сельские школы.

Четвёртый вектор. В процессе реализации национального проекта «Образование» разработано целое направление «Профессионалитет», дающее возможность промышленным отраслям инвестировать денежные средства в колледжи, разрабатывать программы, по которым студент, завершая среднее профессиональное образование, уже готов к той профессии, по которой он обучается.

Кроме того, Президентом было принято решение о направлении 10 млрд рублей в те педагогические вузы, которые находятся в ведении Министерства просвещения. Для синхронизации школьных программ с программами подготовки в педагогических учебных заведениях. 8 июня 2021 года по итогам заседания Российского союза ректоров принята Декларация принципов реализации вузами программ педагогического образования, целью которой является обеспечение внедрения единого подхода к структуре и содержанию практической методической и предметной подготовки педагога и условиям её реализации в любом вузе страны.

Каким видятся первоочередные шаги по укреплению образовательного суверенитета Российской Федерации?

Во-первых, необходимо качественное исполнение указов Президента Российской Федерации «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации», «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей», которое возможно лишь в объединении усилий всего профессионального образовательного сообщества в условиях сложившейся геополитической ситуации, связанной с беспрецедентными санкционными мерами давления на российское общество.

Во-вторых, мы согласны с мнением заместителя Председателя Ассоциации развития педагогического образования, первого проректора МПГУ, директора Всероссийского научно-методического центра «Философия образования» Н. Скляровой, согласно которому основными направлениями защиты суверенитета российской системы образования обозначены:

– приверженность традиционным российским духовно-нравственным ценностям;

– целенаправленное формирование единого образовательного пространства Российской Федерации;

– дальнейшее повышение статуса российского педагога;

– внедрение современных информационных технологий, дополняющих и усиливающих систему образования.

В-третьих, движение образовательного сообщества к укрепления российского суверенитета в сфере образования должно соблюдать следующие условия, гарантирующие его успех:

– способы реализации решений Президента и «его команды» должны активно обсуждаться, оперативно дорабатываться и воплощаться в образовательную практику с обязательной обратной связью;

– необходимо исключить из современной отечественной образовательной практики мероприятийную показушность, активно используя системно-деятельностый, личностно-ориентированный и др. эффективные подходы в образовательных системах всех уровней;

– необходимо отказаться от самоизоляции отечественного образования от окружающего мира, хотя бы и пораженного воинствующей русофобией, и строить свои отношение с представителями образовательных сообществ других стран на основе взаимного уважения, демонстрируя собственные представления о целях образования, свои педагогические достижения, наработки и открытия, находя и используя зарубежные продуктивные идеи и новые образовательные технологи, не утрачивая своей суверенности.

В заключении необходимо напомнить, что Россия как страна-цивилизация отнюдь не уступает по своей значимости ни античной, ни западноевропейской, ни восточным культурам. А в силу того, что в основе традиционного российского образования лежат классические образовательный и педагогические принципы, наше влияние не нанесет никакого вреда иным образовательным системам, наоборот, поможет им стать еще более плодотворными при аккуратном, педагогически грамотном их воплощении.

Мижериков Василий Андреевич, кандидат педагогических наук, доцент, Почётный работник высшего профессионального образования РФ, Почётный академик Международной академии наук педагогического образования

Литература:

  1. Вдовик М. Образовательный суверенитет России: реальность или миф // URL: vk.comwall-163900788_31515 - (дата обращения - 8.01.2024)
  2. Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики // URL: http://ips.pravo.gov.ru(дата обращения - 8.01.2024)
  3. Итоги года с Владимиром Путиным \\ Президент России // URL: http://kremlin.ruСобытия72994/audios (дата обращения - 8.01.2024)

4. Конституция Российской Федерации // URL: http://kremlin.ruacts/constitution (дата обращения - 8.01.2024)

5. Кравцов С. Лекция О развитии национальной суверенной системы образования // URL: https://edu.gov.ru/press/6476/lekciya-ministra-prosvescheniya-rossiyskoy-federacii-sergeya-kravcova-o-razvitii-suverennoy-nacionalnoy-sistemy-obrazovaniya/. (дата обращения - 8.01.2024)

5. Кузнецов В.Н. Геокультурная энциклопедия: Культура развития через культуру безопасности. М.: Книга и бизнес, 2009. — 700 с.

6. Обеспечение суверенитета российской системы образования обсудили на форуме в МПГУ// Новости АРПО/2023 / 05 / 18

7. Образовательный суверенитет России: реальность // URL: sovetdirectorov.info2023/12/01/obrazovatelnyj-… (дата обращения - 8.01.2024)

8. Перевезенцев С., Меньшиков В., О рисках, целях и задачах суверенной системы образования // URL: http://rys-strategia.runews/2023-04-10-16530 (дата обращения - 8.01.2024)

9. Этнопсихологический словарь. /Под ред. В.Г.Крысько. – М.: Московский психолого-социальный институт, 1999, - 343 с. // URL: https://sovetdirectorov.info/2023/12/01/obrazovatelnyj-suverenitet-rossii-realnost-ili-mif/ (дата обращения - 8.01.2024)

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Национальная доктрина образования
Мужество для «галочки», или Куда зовёт Родина-Мать?
​​​​​​​Когда и кто начал прятать от детей подвиги народа и скрывать героев?
19.02.2024
Слово и число как антропологические категории
Проект цифровизации образования может быть непосредственно связан с угрозой национальной безопасности России
07.02.2024
День Русского языка не стал памятным днём России
Депутаты от партии власти не утвердили
26.01.2024
У нас наступила эра почти повсеместного высшего
образования. Ответы на вопросы
24.01.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
23 февраля – красный день календаря
Новый комментарий от С. Югов
25.02.2024 13:45
«Жизнь шла через административный приказ и внутренний испуг»
Новый комментарий от СТРОИТЕЛЬ
25.02.2024 12:39
«Да» и «нет» не говорите, красный с белым не берите
Новый комментарий от Константин В.
25.02.2024 11:40
Разберёмся: что не так с «цифрой Мурза»
Новый комментарий от Константин В.
25.02.2024 11:35
Новые люди и мировой товновперлид
Новый комментарий от СТРОИТЕЛЬ
25.02.2024 11:33
Немного о Сталине
Новый комментарий от Владимир Николаев
25.02.2024 10:52
Подарить памятник Жванецкому киевскому режиму!
Новый комментарий от Осин
25.02.2024 03:21