В августе 1992 года после окончания вооруженного конфликта на берегах Днестра, когда российскому генералу А.И. Лебедю (1950 – 2002) удалось разнять дерущиеся головы Кишинева и Тирасполя и ввести в конфликтную зону миротворческие силы Российской Федерации, в Преображенском соборе правобережного города Бендеры возобновились прерванные военным конфликтом богослужения [1]. Собор возвышался в самом центре, рядом с горисполкомом, чей фасад изуродовали снаряды. Здание собора тоже пострадало: выбиты окна, один снаряд попал во входную дверь, металлические купола и крыша нуждались в ремонте.
Беженцы, покинувшие Бендеры в конце июня (примерно 80 тысяч), постепенно возвращались в свои дома и квартиры, стеклили поврежденные оконные рамы и выполняли всякие ремонтные работы по восстановлению своих жилищ. Епископ Бендерский Викентий (Морарь) [2] летом покинул город и уехал в Одессу, где попал в автомобильную аварию и находился в больнице, передвигаясь там на костылях. Вместо владыки в соборе проводил панихиды по убиенным, погибшим и пропавшим без вести архимандрит Нектарий.
Здесь совершались благодарственные молебны и читались записки прихожан о здравии генерала-миротворца Александра Лебедя. О нем восторженно отзывались не только представители русскоязычного населения приднестровского города, но и многие жители из приграничных с Бендерами молдавских сел Гыска и Варница. Простые люди, присутствовавшие на митингах, где только при упоминании одного имени командарма 14-й армии, генерала А. И. Лебедя, крестились, а иные вытирали слезы.
Осенью того же года в главном корпусе Приднестровского государственно-корпоративного университета имени Т.Г. Шевченко в левобережном Тирасполе состоялось объединенное заседание «Союза молдаван Приднестровья» и «Союза женщин в защиту Приднестровья», возглавляемого Светланой Мигулей, расставшейся со скандальной по характеру Галиной Андреевой из женского забастовочного комитета, с кем раньше дружила и проводила массовые акции протеста.
Приглашенному на это заседание генералу А.И. Лебедю, выступившему в актовом зале с короткой речью, подарили Библию и большую икону Казанской Божией Матери. Эти дары с букетом цветов вручила представительница Бендер, чье лицо многие верующие видели у свечного ящика в Преображенском соборе и в окошке церковного киоска в районе городского рынка. Вдруг эта женщина под аплодисменты собравшихся поцеловала генерала в щеку и поклонилась ему. Затем последовали поцелуи и некоторых других женщин, сидевших в президиуме и в первом ряду зала. Они поднимались на сцену и дарили Александру Ивановичу цветы и новенькие нательные крестики, недорогие медальоны, картонные иконки с ликами святых Александра Невского или Георгия Победоносца.
Стоявший в неподвижной позе 42-летний генерал был откровенно растроган неожиданными поцелуями женщин, что было заметно по его немного покрасневшему лицу. Далее, прижав к груди православную икону, он молча поклонился аплодирующей ему публике. Заслуги генерала А.И. Лебедя в деле разрешения конфликта между Кишиневом и Тирасполем и восстановления хрупкого мира на левом берегу Днестра и в Бендерах, признавали все, за исключением высшего руководства Приднестровья. Местное радио ни разу не предоставляло ему микрофон для выступления. Одни тираспольчане знали, другие догадывались, что командарм Александр Лебедь и лидер приднестровского региона Игорь Смирнов не ладили между собою, однако все надеялись, что Бог их рассудит.
Благодаря богатому военному и жизненную опыту молодой генерал А.И.Лебедь достаточно быстро и смело разобрался в сущности разногласий кишиневских и тираспольских политиков и в причинах приднестровских трагических событий. Подчиненные ему офицеры и военнослужащие откровенно побаивались его, называя между собою Александра Ивановича «папой» и «командующим от Бога», а в народе генерала героизировали и даже боготворили. В его харизме ярко проявлялись некая жестокость, суровость и грубость командирского голоса. В Приднестровье русскоязычное население поверило в него, как в патриота и защитника Отечества, смелого миротворца, прямого и честного российского генерала [3].
Военное лето 1992 года для автора, оставившего не по своей воле работу на Радио Приднестровья и призванного на военные сборы в 14-ю aрмию, где в то время создавалась газета «Солдат Отечества», озарилось встречей и частым общением с генералом А.И. Лебедем [4], продолжавшимся в течение последующих трех лет.
Александр Иванович, высоко ценивший произведения Льва Толстого, в религиозном отношении чем-то напоминал героя романа «Воскресение»: «Бог был для него...гипотезой, в которой он до сих пор не встречал надобности. Ему никакого дела не было до того, каким образом начался мир, по Моисею или по Дарвину...»
Кем он был в жизни этот генерал Александр Лебедь – православным верующим, атеистом или светским человеком, искавшим и, наконец, познавшим Бога или –наоборот? Запомнился краткий рассказ одного офицера из штаба, заставшего как-то поздно вечером командующего в кабинете с Библией на столе. Александр Иванович, заметив испытывающий взгляд вошедшего, тут же процитировал, как бы оправдывая себя: «...Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова, Иаков родил Иуду и братьев его...». Скучно!», – и отложил в сторону Священное Писание. Следующее откровение Льва Толстого из «Исповеди» тоже , пожалуй, можно отнести к портрету генерала: «...я никогда и не верил серьезно, а имел только довериe к тому, чему меня учили, и к тому, что исповедовали передо мною большие; но доверие это было очень шатко».
Однажды в Тирасполе во время интервью для городской газеты «Днестровская правда» автор адресовал Александру Ивановичу вопрос:
– Православные читатели издания спрашивают, верующий ли Вы человек?
Генерал ответил так:
– Человек должен во что-то верить. Во что – каждый решает сам. Без веры, своеобразной путеводной звезды, человек просто теряет ориентиры, начинает выписывать «петли» и «восьмерки». В конце концов летит во мрак. Поэтому будем считать, что с этих позиций я – верующий человек. А во что верую, это мое дело.
– Извините, люди интересуются, Вы – крещеный человек?
– Да, крещен».
Некоторые суждения генерала о вере, православии и сектах отражены в его воспоминаниях – «Спекталь назывался путч. Неизвестное об известном. Воспоминания генерала воздушно-десантных войск»(48 стр.), вышедших в свет в 1993 году в Тирасполе в издательстве "Лада". (Близкое окружение генерала А.И. Лебедя называло настоящим автором и редактором книги представителя приднестровского казачества Владимира Полушина.- Примеч. автора). А.И. Лебедь, рассуждая о будущем державы, которую он с честью представлял на берегах Днестра, напомнил читателям : «Всегда нужно твердо помнить: мы наследники 1000-летней православной Руси, наследники 300-летнего дома Романовых, наследники почти 75-летней советской власти. И ни от чего и ни от кого в своей истории мы не имеем права отказываться. Без прошлого нет и не может быть будущего. Иваны, родства не помнящие, годятся для одного – быть холуями».
Вспоминая историю Руси, генерал гордился ее историческим возрождением: «…Жива была вера и достало у народа сил и мужества родить Сергия Радонежского и Дмитрия Донского». Автора воспоминаний тревожило «новое ползучее, липкое, тлетворное иго, надвигающееся на нашу землю со всех сторон, расшатывание и разрушение основополагающих моральных устоев, растаскивание на всевозможные секты, конфессии, веры – если не поставить всему этому заслон, может привести к тому, что процесс станет необратимым» (с.46–47).
Через пару лет после публикаций воспоминаний и интервью с генералом Лебедем, когда летом 1995 года он волею судеб неожиданно покинул Приднестровье, а автор
предусмотрительно весной того же года перебрался жить в Баварию, издание РПЦЗ «Православная Русь» рассказало о поездке в США в 1996 году отставного генерала Лебедя. В одном из своих выступлений он откровенно признался, что «советская действительность и атеистическое воспитание в школе убили в нем живую веру, которую он черпал в детстве в своей семье» [5].
Сохранились воспоминания, что в том же 1996 году А.И. Лебедь как полномочный представитель президента Российской Федерации в Чеченской Республике на одной из проводимых там пресс-конференций неожиданно обрушил свой гнев на мормонов и никто так и не понял из его окружения, какими соображеними при этом он руководствовался. А в селе Новые Атаги Шалинского района, когда генерала «забросали вопросами об отношении к религии», Александр Иванович «твердо произнес: «Бог един. Для всех».
В своих рассуждениях о вере, церкви, православии, исламе и мормонизме генерал был непоследователен и противоречив. Почитаемый им писатель Лев Толстой подчеркнул в «Исповеди»: «По жизни человека, по делам его, как теперь, так и тогда никак нельзя узнать, православно-верующий он или нет. Даже напротив в большей части случаев: нравственная жизнь, честность, правдивость, доброта к людям встречались и встречаются чаще в людях неверующих». Нечто подобное произошло и с Александром Ивановичем в Приднестровье. Господь повернул жизнь генерала Лебедя в сторону защиты русскоязычного населения и оказания благотворительной помощи Православной церкви Республики Молдова.
Воспоминания вновь переносят автора в Тирасполь. Однажды в штабе армии, в зале заседаний военного совета, куда на одну из пресс-конференций командующего были приглашены аккредитованные в городе представители прессы, все услышали из уст генерала А.И. Лебедя такие значимые слова: «Православие – это вера моего народа, и я буду бороться за эту веру до конца!». Забегая вперед, отметим, что в последующих выступлениях этот провозглашенный генералом тезис будет им повторяться и наполняться новым содержанием: «...Мне, как человеку неверующему, трудно рассуждать о религии. Ну не научили меня Богу молиться, а лицемерить я не умею. Хотя, как крещёный христианин, с большим уважением отношусь к православию, ибо это вера моего народа, и я готов за неё сражаться. Но всё-таки не могу держать в церкви свечку перед объективами телекамер, изображая на физиономии вид задумчивой гири» [6].
Через несколько дней после выступления генерала на пресс-конференции автор приехал на богослужение в соседнее с Тирасполем молдавское село Кицканы и рассказал духовнику – настоятелю Свято-Вознесенского Ново-Нямецкого мужского монастыря, игумену Доримедонту (Чекан, 1961 – 2006) [7] о выступлении Александра Ивановича, объявившего во всеуслышание о защите православной веры. Отец Доримедонт, выслушав рассказ, попросил еще раз и медленно повторить тезис генерала о православии. Затем он перевел взгляд на икону и перекрестился. Лицо игумена не скрывало в ту минуту молитвенной радости за такое признание Александра Ивановича, который позже несколько раз посещал мужскую обитель в Кицканах.
Основанный в 1864 году Кицканский монастырь, всегда славился в Молдавии своей культурно-просветительной ролью. Не единожды его братия испытывала скорби, связанные с преследованиями со стороны советской власти. В 1962 году монастырь был закрыт, частично разрушен и разграблен, а в 1990 году он возобновил свою деятельность. Несмотря на военные действия, все заботы по его восстановлению и благоукрашению легли на плечи прибывшего из Троице-Сергиевой лавры иеромонаха Доримедонта. К этой мужской обители во времена вооруженного конфликта на Днестре весьма враждебно относились бендерские «пролетарии» в лице рабочего комитета.
«Классовое чутье» и «бдительность» его членов ложно подсказывали им, коль в монастыре подвизается братия исключительно молдавской национальности, то эти монахи предположительно могут быть и пособниками молдаван и румын, участвующих в боевых действих. Рабочий комитет выдвигал абсурдные гипотезы: «в подвалах монастыря тайно складывается и хранится оружие», «монастырь идеологически вредно влияет на жителей села Кицканы» и др. Здесь некоторое время в умах политизированных людей шла борьба за то, какой флаг – молдавский триколор или приднестровский красно-зеленый – должен развеваться над зданием сельсовета.
Не единожды в «Днестровской правде» автор писал под псевдонимом «А. Кицканян» заметки в защиту монастыря, «обеливая» его в глазах разведки приднестровских гвардейцев и того же рабочкома. Однако однажды и сам как один из первых дикторов «Радио Приднестровья» согрешил, записав не по своей воле в студии один скабрезный материал, подготовленный дежурным редактором. В нем рассказывалось, что в первые дни вооруженного конфликта с высоты монастырской колокольни якобы велась в округе стрельба. Некоторые утверждали, что 21 июня недалеко от стен обители находилась минная батарея молдавской армии, а ее наблюдательный пункт якобы размещался на колокольне, о чем могли не знать монахи. Возмущенный настоятель монастыря и верующие жители Кицкан на всех уровнях опровергали эту "ложную информацию". Отец Доримедонт, с его слов, хотел даже приехать в Тирасполь "c ведром святой воды", найти здание Дома Советов, откуда вещало радио, чтобы «дать по шее» главному редактору Александру Радченко, его подчиненным, подготовившим провокационный текст, а также диктору, озвучившему "военные сводки", то есть – автору.
Лидер Приднестровья Игорь Смирнов и его команда всегда мечтали, чтобы Кицканский монастырь перешел в «юрисдикцию ПМР» и в нем правил «свой» наместник из числа доверенных тираспольской власти священнослужителей. Отец Доримедонт рассказывал автору, как однажды Игорь Николаевич со своей охраной без предварительного звонка в канцелярию монастыря прибыл «после охоты в Меренештском лесу» и попросил у монахов… «вина и сала». Настоятель обители и братия восприняли эту странную просьбу с недоумением и смущением: «вот она культура тираспольского политика».
Бывало, что и генерал А. И. Лебедь с представителями командования миротворческих сил России по приглашению игумена Доримедонта приезжал в мужской монастырь. Территориально он расположен недалеко от известного Кицканского плацдарма, сыгравшего важную роль во время проведения Ясско-Кишиневской операции в годы Второй мировой войны. Когда в одну из ночей в первой декаде июля 1992 года артиллерия 14-й армии массированным ударом уничтожала в районе села Кицканы позиции, склады и военные формирования молдаван, один заблудившийся осколок снаряда повредил купол одного из монастырских храмов. В ту страшную ночь монашеская братия численностью более двухсот человек по зову игумена Доримедонта собралась в храме и усердно молилась.
Траектория разрезавших ночное небо артиллерийских снарядов пролегала как раз над территорией монастыря. Генералу А.И. Лебедю позже доложили о факте попадания осколка снаряда в монастырское здание и он решил искупить вину перед монашествующими. По предварительному согласованию с Министерством обороны России генерал щедро предоставил обители несколько военных грузовиков, помог строительной техникой строящемуся скиту святых Викентия и Доримедонта. В 1992 году Ново-Нямецкое духовное училище преобразовали в духовную семинарию и генерал передал необходимую столовую утварь для трапезных, походную кухню и специальную плиту для выпечки хлеба, а также снабдил монахов зимней теплой одеждой и обувью.
Следуя примеру генерала А. И. Лебедя, его соратник – комендант Тираспольского военного гарнизона полковник М. М. Бергман [8] отправил монастырю двухъярусные металлические кровати, столь необходимые для общежития семинаристов. Комендант попросил монахов молиться за него. Поддерживая благотворительные акции военных и мирян, одним из ктиторов монастыря в том году значился и автор, закупавший на свои гонорары, выплачиваемые агентством Франсе-Пресс и радио «Свобода», учебную литературу для семинаристов, а также провизию на Тираспольском рынке для праздничных трапез в обители.
После утренних богослужений и последующей трапезы монахи и послушники переодевались в бывшие армейские одежды и отправлялись на послушания – строительные и сельскохозяйственные работы. Игумен Доримедонт, заметив однажды мой удивленный взгляд, обращенный в сторону группы монашествующих, имевших на себе бушлаты, телогрейки защитного цвета и военные сапоги, пошутил:
– У Лебедя в Тирасполе – 14-я армия, а у меня в Кицканах – "15-я"…
Однажды на торжественное богослужение в день Рождества Христова генерал А. И. Лебедь прибыл в монастырь со своей супругой Инной Александровной и передал братии свой личный подарок. Что находилось в красиво оформленной коробочке со свечой в форме зеленой елочки и приложенному к нему конверте и о чем говорили между собою генерал Лебедь, владыка Викентий и игумен Доримедонт, неизвестно. Присутствовали высокие гости и на монастырской трапезе, где им подавали заливную рыбу, выловленную из монастырского пруда, а также знаменитое вино из погребов обители. Вино это, говорили монахи-молдаване, «по своим качествам вполне могло поспорить с лучшими французскими или итальянскими красными винами».
Проводив в тот праздничный день гостей в военный городок Тирасполя, один из старейших кицканских монахов, сидевших за веру в советской тюрьме, с горечью заметил, что генерал А.И. Лебедь в конце торжественной службы не только не перекрестился, но и не приложился к подносимому ему епископом Викентием православному кресту. Этот старец предложил тогда игумену и монахам «молиться о вразумлении генерала». Запомнились и другие высказывания монахов на их родном молдавском языке, которые можно перевести на русский примерно так: «Он (генерал А.И. Лебедь. – Примеч. автора) всегда будет находиться в плену врага рода человеческого»; «враг будет «крутить» им, как хочет» и т.п.
В монастырь приезжал не только Александр Иванович Лебедь, рассказывал отец Доримедонт, но и некоторые рядовые воины из 14-й армии, чтобы купить крестики или иконки, тайно посоветоваться с настоятелем о проблемах своей жизни. Игумен Доримедонт, как говорят в верующем народе, «умел судить не осудив». Вместе с владыкой Викентием он помогал и автору анализировать лабиринт страстей и заблуждений, мужественно и по-христиански переживать личную трагедию, связанную с неожиданной кончиной в Страстную седмицу 1992 года супруги в Севастополе и организацией ее похорон в этом городе.
Благодаря доверительным беседам с игуменом Доримедонтом, комендантом 14-й армии М.М.Бергманом и генералом А.И.Лебедем автор понял, что до призыва на военные сборы в 14-ю армию барахтался в политической трясине ПМР, "служил" так называемым «солдатом информационной войны ПМР» на «Радио Приднестровья». Именно генерал Лебедь и комендант Бергман рекомендовали мне вести в «Днестровской правде» рубрики о военной и криминальной хронике в регионе, разоблачая и атакуя некоторых приднестровских политиков и прибывших из прибалтийских республик милиционеров-чекистов. А отец Доримедонт посоветовал публиковать под псевдонимом «А.Кицканян» материалы духовного содержания в рубрике «Дорога к храму».
Осенью 1992 года Русская православная церковь готовилась свято почтить память преподобного Сергия, игумена Радонежского, никто из монашествующих Приднестровья не имел возможности добраться в Москву, а далее в Троице-Сергиеву лавру, о чем поведал автор генералу Лебедю. Александр Иванович, знавший лишь в общих чертах о житии преподобного Сергия, которого называли символом великого перелома в культурной и политической жизни Руси, решил оказать помощь представителям Кицканского монастыря. В начале октября он посадил архимандрита Доримедонта, иеромонаха Андроника и, к счастью, автора этих строк в почтовый военный самолет, летевший из Тирасполя сначала в Ростов-на-Дону, а оттуда в Чкаловский аэропорт Москвы.
В Троице-Сергиевой лавре, где 6 октября проходили торжества по случаю 600-летия со времени преставления преподобного Сергия, у его святого гроба кицканские иеромонахи молились о здравии Александра Лебедя и близких его соратниках, благотворивших монастырю.
Сопереживал Александр Иванович и выражал соболезнование отцу Доримедонту, когда узнал о произошедшей в Кицканах трагедии: несколько семинаристов и послушников осенью того же года случайно подорвались на мине возле монастырского рыбного пруда.
В Тирасполь несколько раз приезжала некая блуждающая по миру «сербская монахиня Ангелина» или, как называли ее в городе, «облаченная в черное одеяние дама-политик». Неизвестно, кто благословил ее обличать «русскую армию» на съезде Союза офицеров в Москве и публично обвинять генерала Лебедя за его конфронтацию с приднестровским руководством на одном из митингов в Бендерах. Эта «дама в черном» проникла вместе с корреспондентами и в штаб армии, где командарм проводил открытую пресс-конференцию, о которой уже упоминалось выше. В своем выступлении с места она в очередной раз предприняла попытку пристыдить Александра Ивановича: «Если ваша армия не превратится в войско русского православия, то с земли может исчезнуть все то, что сегодня можно назвать русским, а также вселенское православие! Ибо вы – последняя сила от Бога на этой земле, а я – последний голос правды Его…» [9].
Генерал Лебедь сначала терпеливо слушал ее выкрики из зала, а затем его лицо побагровело. Он резко встал и под смешки присутствующих придавил своим голосом истеричную монашку: «Дамочка, я попрошу сейчас вывести вас из зала. В штабе армии так себя не ведут». А далее из его уст и прозвучали уже известные читателям слова о защите православной веры.
Помню, эта блуждающая «монахиня-политик» появилась еще раз в Тирасполе в начале сентября 1994 года, когда в городе проходил III-й Международный кинофестиваль славянских и православных фильмов «Золотой витязь» с участием известных режиссеров и артистов – Никиты Михалкова, Николая Бурляева, Натальи Бондарчук и Георгия Жженова. «Монахиня Ангелина» неподобающим образом вела себя за ужином в ресторане, а утром следующего дня в составе многочисленной делегации поспешила на экскурсию в Кицканский монастырь, где от нее отворачивались монахи.
…Проживая уже в Мюнхене, где существовал большой приход РПЦЗ, автор не раз замечал, что клирики Кафедрального собора тщательно отслеживали пребывание и выступление генерала Александра Лебедя в 1996 году в США. Там российский гость критически отозвался о деятельности Московского патриархата. Александра Лебедя называли в США первым российским политиком, посетившим Синод РПЦЗ, где он в своем выступлении и ответах на вопросы присутствующих признался «о своём разочаровании при попытке найти ответы на «вечные вопросы» в Московской патриархии» [10].
Он подчеркнул, выступая перед представителями русской эмиграции и «Конгресса русских американцев», что в своей жизни занимался поисками «морали» везде:
— …И в церкви искал православной... Я человек мирской, можно сказать, многогрешный — десантников тяжело сравнивать с ангелами, — и вдруг я увидел, что люди, которые по сану должны быть благочестивее, должны к свету разума вести, так они грешнее меня... Это не зарубежной церкви касается, это отечественной — православной. Погрязли они в разных прегрешениях... Я туда подошел и отошел" [11].
В Нью-Йорке А. И. Лебедю и его супруге подарили копию мироточивой иконы Божией Матери и ватку с миром, чтобы икона была «защитницей их семейства». Представители Зарубежной церкви пожелали российскому политику «христианского благоразумия», что приветствовали и эмигранты, стоявшие на стороне церкви Московского патриархата.
Генерал А.И. Лебедь, конечно, не мог знать, что во времена «холодной войны» в эмигрантских кругах Крестовоздвиженскую церковь Московского патриархата в Мюнхене называли «красной», а – приход Кафедрального собора Зарубежной церкви во имя Новомученников и исповедников Российских и святителя Николая считался почему-то «белым». В условиях взаимного неприятия с обеих сторон были известные перегибы, и дело доходило даже до курьезов. Исповедуя единую веру, православные клирики с амвона и в неофициальном общении заявляли далекие от истины вещи. Поэтому одну мюнхенскую церковь они категорично объявляли «благодатной», а другую – «неблагодатной». Причащение из чаши в «красной» церкви никак не приветствовалось в «белой» [12].
По просьбе автора архиепископ Марк (Арндт) написал приглашение архимандриту Доримедонту посетить мужской монастырь в Мюнхене и встретиться там с «гадким утенком от Лебедя», которому тот привез в подарок икону Казанской Божией Матери и образ Пресвятой Богородицы, именуемый «Прибавление ума». К сожалению, пребывание настоятеля монастыря из Молдавии в алтаре собора завершилось тем, что ему было отказано в причащении из общей чаши: отец Доримедонт представлял на баварской земле … "недружественную" в то время для РПЦЗ церковь Московского патриархата. Не дождавшись окончания богослужения, расстроенный архимандрит вышел из алтаря, подошел к автору и шепнул:"Уходим отсюда".
В журнальных публикациях, в устных выступлениях клириков РПЦЗ использовались неполиткорректные слова и выражения в адрес членов руководства и главы Московского патриархата [13]. В те далекие 90-е годы автору казалось, что мюнхенские клирики РПЦЗ, родившиеся не в России, хотя и полюбили на Западе русское православие, но в их проповедях не чувствовалось настоящей любви к России, русскому народу и его традициям.
В последний раз автор видел генерала Александра Лебедя и сопровождающих его лиц 18 января 1997 года в баварском городе Дахау, на территории мемориального музейного комплекса, открытого на месте бывшего концлагеря. В год вывода советских войск из Германии здесь установили православную деревянную часовню-памятник в молитвенную память о соотечественниках, погибших в концлагерях. В часовне, принадлежащей приходу Московского патриархата, проходило богослужение, когда Александр Иванович и его супруга предстали перед алтарем. Молящиеся заметили, что российские гости не поставили свечи и всего лишь две минуты находились в часовне, построенной недалеко от здания крематория. Несмотря на это, одна старая прихожанка из бывшего эмигрантского поселка Людвигсфельд успела крикнуть вслед спешившему к автомобилю московскому гостю: «Мы в вас верим!»
В начале 2000-х годов Александр Лебедь, занимая в то время пост губернатора Красноярского края, защищал, оказывается, не только православие, но и ислам. Так, в конце января 2002 года он участвовал в первом заседании Совета мусульман края, где присутствовали муфтий Сибири Зулькарнай Шакирзянов, имам красноярского мусульманского центра и представители краевых мусульманских общественных организаций. По словам Александра Лебедя, «в России, за ее более чем тысячелетнюю историю, никогда не было межрелигиозных столкновений между исламом и православием». В одном из других выступлений на Западе (Женева) он также подчеркнул, что «русские привыкли мирно сосуществовать с мусульманами. И последний царь Николай II велел построить в Москве мечеть на 10 000 человек…» Поэтому Александр Иванович предложил в Красноярске «прилагать все усилия для того, чтобы «мусульмане чувствовали себя на берегах Енисея свободно и комфортно». С этой целью и создали в сибирском городе Совет мусульман края, где представители власти и исламских общин могли сообща решать проблемы, стоящие перед мусульманскими народами региона [14].
Кроме того, Александр Иванович предложил заниматься подготовкой мусульманских священнослужителей: «Их нужно готовить здесь, иначе их подготовкой займутся Бен Ладен и Хаттаб». В возрождении «истинного ислама, который, как и любая другая религия, призывает к миру, любви и милосердию, заинтересованы не только мусульмане, но также и другие жители нашего края», подчеркнул в своем выступлении А.И. Лебедь. Однако не все поняли и поддержали губернатора, которого некоторые оппоненты додумались позже назвать... «предателем, желавшим обратить Россию в ислам» [15].
В завершении повествования попытаемся подытожить собственные размышления о вере генерала Александра Лебедя. Чужая душа, как говорят в народе, потемки: "Помыслы в сердце человека – глубокие воды" (Притч. 20,5) Вера у невоцерковленного Александра Ивановича, видимо, была. Пусть не такая яркая и полная. И Господь, вероятно, принял этот маленький и укорененный в нем росток православной веры. «Кто не против вас, тот за вас» (Глава 9, стих 40) – это слова Христа, обращенные к Его ученикам в Евангелии от Луки. Только Господь знает те условия и обстоятельства, в которые был поставлен в жизни генерал Лебедь, и только Он ведает все его откровения, мысли, переживания и внутренние порывы. Будем полагать, что вера генерала Лебедя осталась в ведении Бога. Он разберется с ним и со всеми нами. Бог рассудит всех и все себя увидим.
…Рассказывая в Мюнхене о защите генералом-миротворцем А. И. Лебедем православия на берегах Днестра и о его благотворительной деятельности Церкви, автору запомнились слова, которыми однажды в Кафедральном соборе РПЦЗ подытожил исповедь архиепископ Марк [16]: «...Вы у себя на родине предавались страстям и сделали генерала Лебедя своим кумиром. Забыли, что он обыкновенный смертный человек! А о чем гласит евангельская заповедь? – «Не сотвори себе кумира». Далее архиепископ посоветовал внимательно прочитать 117-й псалом. Дома автор открыл подаренную им при освящении квартиры Псалтирь, где нашел такие стихи: «Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека. Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на князей».
Примечания:
[1] В данной публикации использованы фрагменты 12-й главы «Православие – вера моего нарoда» из книги автора "О генерале Александре Лебеде и о забытой войне. Записки политэмигранта". – Мюнхен, 2005, c.68 – 78.
[2]Ныне — митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий (Морарь; род.1953) — глава Среднеазиатского митрополичьего округа.
[3]В Приднестровье в 90-е годы генерал А.И. Лебедь не афишировал свои украинские корни. В российских СМИ А.И. Лебедю, чей отец был украинцем, приписывают такую фразу: «Почему-то я с детства ощущал себя украинцем, хотя на любом другом языке знаю значительно больше слов, чем на украинском».
[4] См.: Холодюк А. О генерале Александре Лебеде... – Мюнхен, 2005, c. 20. Автор,не служивший в армии, но имевший звание старшего лейтенанта запаса, в 1992 году был прикомандирован к гарнизонной военной комендатуре. Генерал А.И. Лебедь согласился с просьбой автора — читать в университете лекции и выполнять во время военных сборов все порученные ему корресподентские поручения.
[5] См.: «Православная Русь», 1997, N 1.
[6] Источник: электронный ресурс
[7] Доримедонт (Чекан; 1961 — 2006), с 1998 г. — епископ Единецкий и Бричанский, основавший три монастыря в Единецкой и Бричанской епархии. В 1990 г. Доримедонт назначен наместником вновь открывшегося Новонямецкого в честь Вознесения Господня мужского монастыря в с. Кицканы Слободзейского района Молдавии. С 1990 г. – игумен, в 1993 г. возведен в сан архимандрита. Как и генерал А.И. Лебедь, епископ Доримедонт стал жертвой катастрофы, но — автомобильной.
[8] Бергман Михаил Михайлович (род. 1948) — российский военный деятель, полковник в отставке, был военным комендантом Чернобыля и Тирасполя. Ближайший помощник генерала А.И. Лебедя на территории Приднестровья, а затем и в России.
[9] Холодюк А. О генерале Александре Лебеде… – Мюнхен, 2005, c. 74 – 75.
[10] См.: Газета «Коммерсантъ» от 22.11.1996.
[11] Там же.
[12] Холодюк А. Мюнхен. В поисках мощей святых бессребреников Кира и Иоанна (Записки прихожанина). — Мюнхен, 2011, с.13 -14.
[13] Там же.
[14] См.: https://newslab.ru //Александр Лебедь: "В возрождении истинного ислама заинтересованы не только мусульмане, но также и другие жители нашего края". 28 января 2002.
[15] См.: Электронный ресурс ИА Регнум // C. Кургинян. Генерал Лебедь был предателем, желавшим обратить Россию в ислам. 24 декабря, 2020.
[16] Ныне — митрополит Берлинский и Германский Марк (Арндт; род.1941), епископ РПЦЗ.
Впервые опубликовано в блоге автора