17 октября 1937 года на Бутовском полигоне вместе со 128 казнёнными в этот день священнослужителями и мирянами был расстрелян мой двоюродный прадед священник Михаил Иванович Страхов.
Миша Страхов родился в день священномученика Игнатия Богоносца, 20 декабря по юлианскому календарю 1872 года в селе Поджигородово Троицкой волости Клинского уезда Московской губернии, в семье настоятеля Михаило-Архангельской церкви[1] священника Иоанна Сергиевича Страхова[2] и его супруги Леониллы Иоанновны[3].
У о. Иоанна Страхова было четверо сыновей – Сергий (мой прямой прадед, отец моей бабушки по линии отца Надежды Сергеевны Страховой-Закатовой), Иоанн, Алексий и Михаил[4]. Все они получили образование в Волоколамском духовном училище и Вифанской духовной семинарии[5].
М.И. Страхов окончил училище в 1887 году и семинарию в 1893 году[6]. Его обучение в Вифанской семинарии пришлось на период ректорства будущего Митрополита Томского Иакова (Пятницкого)[7] и будущего Архиепископа Тверского и Кашинского Антония (Каржавина)[8].
После получения образования, с 1894 года М.И. Страхов стал надзирателем в Волоколамском духовном училище. В 1897 году был определен на должность псаломщика в московский храм Сошествия Святаго Духа у Пречистенских Ворот[9], на месте которого ныне находится здание станции метро «Кропоткинская». В 1900 году вернулся в Волоколамск и уже в сане иерея служил в Воскресенском соборе Волоколамского Кремля[10]. В 1900-1908 гг. состоял членом Волоколамского отделения Епархиального училищного совета; в 1904-1908 гг. – членом Правления Волоколамского духовного училища. В 1904 году получил богослужебную награду – набедренник. Заведовал Волоколамским свечным складом Епархиального свечного завода до 1908 г., а затем состоял заведующим такого же склада в Коломне.
В 1908 году отец Михаил был переведен в Коломну в храм Рождества Христова[11]. В 1909 году награжден правом ношения скуфьи. С 1911 (по другим данным – с 1912) года являлся законоучителем Коломенской ремесленной низшей школы[12] и настоятелем домового храма Мартина Исповедника при богадельне братьев Шаниных[13].
В это время отцу Михаилу довелось сослужить и общаться со знаменитым протоиереем Владимиром Игнатьевичем Востоковым (1868-1957), уроженцем села Голочёлово Коломенского уезда Московской губернии, священником, духовно близким св. преподобномученице Великой Княгине Елисавете Феодоровне, видным деятелем монархического движения Российской Империи и русской эмиграции, в 1913 году отправленным по настоянию обер-прокурора Святейшего Правительствующего Синода В.К. Саблера за резкие высказывания о Г.И. Распутине из Москвы в Коломну для служения в Христо-Рождественском храме.
В 1917 году отец Владимир Востоков, как и многие представители духовенства, кратковременно отдал дань увлечению революцией, осуждению «Старого Режима» и даже симпатиям к большевикам как, якобы, «рабочей и крестьянской власти». Но довольно быстро образумился и уже на Поместном Соборе 1917-1918 гг., участником коего он был избран мирянами Уфимской епархии, начал призывать к осуждению Церковью революционной смуты. В январе 1918 года объявлен большевиками «вне закона». У белых отец Владимир также не нашёл понимания и поддержки. Кубанская Рада постановила выслать его «за развращение казацких душ монархизмом». Неприязненно отнёсся к протоиерею и генерал барон П.Н. Врангель.
После революции протоиерей Владимир Востоков придерживался твёрдых легитимистских взглядов. Участвовал в Соборе 1921 г. в Сремских Карловцах, призвавшем к возвращению «на Всероссийский Престол Помазанника, сильного любовию народа, законного православного Царя из Дома Романовых»[14]. На Страстную Неделю и Пасху 1926 г.[15] он посетил императора Кирилла I в Кобурге. Несмотря на то, что некоторые консервативные крайности его общественных взглядов не соответствовали взвешенной позиции Российского императорского дома, и его надежды стать духовником императорской семьи в изгнании не оправдались[16], протоиерей В.И. Востоков хранил неизменную верность законным государям Кириллу Владимировичу и Владимиру Кирилловичу. Отец Владимир являлся разъездным священником-миссионером в Королевстве сербов, хорватов и словенцев; служил в Кикинде, в г. Великий Бечкерек, в селе Панчево. В 1944 году ввиду коммунистической угрозы он покинул Югославию, окормлял русских беженцев в лагерях в Австрии и Германии. В 1950 г. удостоен права ношения митры. В 1951 г. переехал в США и настоятельствовал в храме Святителя Тихона Задонского в Сан-Франциско, а также являлся духовником и проповедником созданного императором Кириллом I Корпуса императорских армии и флота[17]. В 1954 г. возведен в сан протопресвитера. В 1955 г. ушёл на покой. Погребен на Сербском кладбище Сан-Франциско.
***
В конце 1980-х гг. мне довелось впервые прочитать дошедшую до СССР из эмиграции брошюру протоиерея Владимира Востокова «Когда Желябовы смеются – Россия плачет»[18], написанную в Ердуте[19] в мае 1926 года в защиту легитимно-монархического мировоззрения. Тогда я не знал о своём двоюродном прадедушке практически ничего, кроме того, что он пропал в годы коммунистического террора. И не мог предположить, что пламенный проповедник православной монархии протоиерей Владимир Востоков, близко знавший многих членов императорской фамилии, бывавший дома у императора Кирилла Владимировича, и скромный коломенский священник Михаил Страхов некогда предстояли вместе у алтаря Господня.
***
В 1914 г. иерей М.И. Страхов был удостоен права ношения камилавки и переведен в коломенский Успенский Брусенский монастырь[20]. Проживал он в собственном доме рядом с обителью, по адресу улица Брусенская (или Почтовая), 10[21].
После Февральской революции 1917 г. о. Михаил Страхов на выборах в Учредительное собрание подал свой голос за кадетов. Уже при коммунистическом режиме, в 1919-1922 гг. он, продолжая священническое служение, находился на должности секретаря Народного суда.
В 1921 году большевики осквернили Брусенский монастырь и закрыли его храмы. В 1922 году священноисповедник Епископ Коломенский и Бронницкий Феодосий (Ганницкий)[22] направил отца Михаила Страхова в храм Воскресения Словущего (Воскресения в крепости)[23], основой общины которого стали изгнанные брусенские монахини (более 50).
В 1929 году репрессии против коломенского духовенства достигли очередного пика. В ноябре 1929 года епископ Феодосий (Ганницкий) был в очередной раз арестован, и ему, в числе прочих обвинений, вменялось, что он «используя религиозные предрассудки одиноких беднячек женщин, вовлекал их в монашество и объединил около Воскресенской церкви, где с его ведома и под руководством свящ[енника] СТРАХОВА и адм[инистративно]» высланного за контрреволюционную деятельность ПРЕДТЕЧЕВСКОГО[24] направлялись на борьбу с Соввластью, через них распускались по г. Коломне всевозможные нелепые провакационные слухи, дескридирующие Соввласть и отдельные органы»[25]. Одновременно арестовали и отца Михаила. Они проходили по одному делу вместе с другими священниками и монахинями.
Первый арест закончился для отца Михаила сравнительно легко: ссылкой на три года в Северный край. Завершив отбытие срока в Усть-Цильме[26], в 1933 году он вернулся в Коломну и служил конторщиком Коломенской детской больницы. С ним жила его жена Зоя Петровна[27] и дочь Вера[28]. Сыновья Николай[29] и Сергей[30], по словам самого о. Михаила, проживали в Москве.
10 сентября 1937 года отец Михаил был вновь арестован офицерами НКВД в своем доме на ул. Советской, 10. На сей раз вернуться ему было уже не суждено…
***
Когда ещё учась в школе я начал расспрашивать бабушку Надю о её родных, ничего определённого о «дяде Мише» она сказать мне не могла, кроме того, что он «сгинул в лагерях». Брат бабушки Иван Сергеевич Страхов (о его жизни исторический очерк «Судьба русского инженера») по моей просьбе написал краткие сведения о членах семьи, и согласно его словам дядя Михаил «после ссылки вернулся в Коломну, потом был отправлен в г. Михайлов[31], где и умер». Откуда у И.С. Страхова были такие сведения, бывал ли в принципе в г. Михайлов отец Михаил Страхов и, если да, то что там делал, установить уже вряд ли возможно. О том, что с ним произошло в действительности, в нашей семье долгое время не знали.
С появлением баз данных репрессированных, уже в 2000-х годах, я получил дополнительную информацию, позволяющую наметить дальнейший путь поиска. На сайте общества «Мемориал»[32] обнаружил запись: «Страхов Михаил Иванович, 1872 г.р. - Место рождения: Московская обл., Клинский р[айо]н, с[ело] Поджигородово. - русский; образование: среднее; б[ез]/п[артийный]. - священник церкви с[ела] Бобринева[33] Коломенского р[айон]на Московской обл[асти] - Место проживания: Московская обл[асть], г. Коломна, ул. Советская, д. 10. - Арест: 10.09.1937. – Осужд[ён]. 11.10.1937 тройка при УНКВД СССР по Московской обл. - Обвинение: принадлежность к контрреволюционной церковно-монархической организации. – Расстр[елян]. 17.10.1937. - Место расстрела: Москва. – Реаб[илитирован]. февраль 1957».
На сайте «Память о бесправии» «Сахаровского центра»[34] к этим данным было добавлено, что священник М.И. Страхов расстрелян и захоронен в Бутово, а номер его дела П-30445[35].
Таким образом, выяснились достаточно точные обстоятельства смерти (казни) отца Михаила, а так же обнаружилась информация, что он на сентябрь 1937 года, будучи конторщиком Коломенской детской больницы, одновременно совершал иерейское служение в некоем храме в Бобренёве.
В каком же храме он мог там служить? Эта информация о священнике М.И. Страхове повторяется во многих общедоступных источниках, в том числе на церковных сайтах[36], но везде говорится о «Бобреневской церкви», «церкви села Бобренево», «церкви Богородице-Рождественского Бобренева монастыря»[37] без упоминания, во имя какого праздника, святого или чудотворной иконы был освящен сей храм.
Между тем, во всех встретившихся мне статьях, энциклопедиях и справочниках сообщается, что Бобренёв монастырь был закрыт в 1929 году, и в 1930 году его здания переданы совхозу «Сергиевский». В соборе Рождества Пресвятой Богородицы и в храме Феодоровской иконы Божией Матери разместили склады минеральных удобрений и гараж.
Вопрос отчасти прояснен благодаря публикации в коломенской православной газете «Благовестник» исторических материалов о Бобренёвом монастыре Наталии Марковой. Она упоминает обнаруженное ею постановление исполнительного комитета Московского областного совета № 1131/11 от 5 октября 1940 г.: «Закрытие Федоровского храма (1940 г.) «Учитывая, что церковь в с. Бобренево бездействует в течение трех лет, разрешить исполкому Коломенского райсовета церковь села Бобренева закрыть, а здание переоборудовать под кинотеатр»»[38].
Таким образом, в храме Феодоровской иконы Божией Матери[39] Бобренёва монастыря Богослужения продолжались до 1937 года, и «бездействовать» она стала именно после ареста священника Михаила Страхова. Следовательно, данные о последнем месте его служения, скорее всего, правильны, а подробности могут быть установлены при дальнейшем более тщательном изучении исторических источников.
Что касается уточнения обстоятельств репрессий, применённых к отцу Михаилу Страхову, и его казни, то, воспользовавшись найденной информацией, в 2006 году я подготовил запрос и направил его в 13 учреждений: Комиссию по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий Московской области, Управление ФСБ по Московской области, Прокуратуру Московской области, Информационный центр УВД Московской области, Центральный государственный архив Московской области, Комиссию по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий г. Москвы, Управление ФСБ по г. Москва, Прокуратуру г. Москва, Информационный центр УВД г. Москва, Московское городское объединение архивов, Центральный архив документальных коллекций Москвы, Центральный муниципальный архив Москвы, Центральный исторический архив Москвы.
Этот список учреждений был несколько избыточен, но я полагал, что лучше направить лишнее письмо, чем упустить малейшую возможность обрести хотя бы крупицы сведений.
Считаю своим долгом с благодарностью упомянуть имена лиц, приславших мне содержательные ответы[40]: заместителя Начальника Отдела реабилитации жертв политических репрессий Прокуратуры Москвы Л.С. Скоробогатовой, заместителя начальника службы – начальника 3-го отдела службы регистрации архивных фондов Управления Федеральной службы безопасности РФ по Москве и Московской области С.И. Зайцева, старшего помощника прокурора Московской области младшего советника юстиции Э.Ю. Каплуна, заместителя начальника Архива Федеральной службы безопасности РФ Ю.А. Трамбицкого[41], начальника Информационного отдела Главного управления внутренних дел Московской области Министерства внутренних дел (МВД) РФ О.И. Корниловой, заместителя начальника Зонального информационного центра Главного управления внутренних дел Москвы МФД РФ Н.Г. Новиковой. Также с глубокой признательностью вспоминаю приветливое отношение директора (с 2016 г. – научного руководителя) Государственного архива РФ (ГАРФ) С.В. Мироненко и сотрудников ГАРФ и их помощь, оказанную мне в ознакомлении с архивными делами и в копировании документов.
(Продолжение следует)
[1] Церковь Архистратига Божия Михаила в Поджигородове известна c XVII века. Деревянный храм пострадал во время Смуты и был восстановлен в 1670 г. Каменное двухэтажное здание храма (нижний зимний придел Св. Михаила и верхний летний придел в честь Казанской иконы Божией Матери) воздвигнуто в 1778-1783 гг. по проекту В.И. Баженова (или по проекту его учеников) в русско-готическом стиле на средства владельцев села статского советника Алексея, капитана Петра и коллежского асессора Николая Михайловичей Юрьевых. В 1937 г. церковь Св. Михаила осквернена богоборцами; её настоятель священник Иоанн Троицкий расстрелян в 1938 г. В 1941 г. часть убранства похищена нацистскими оккупантами. После их изгнания церковь продолжала разграбляться местными жителями; затем в ней устроили склад корма для скота. В 1992 г. храм возвращен Русской Православной Церкви, и в нём возобновились Богослужения
[2] Страхов Иоанн Сергиевич (1845-?) – священник храма Михаила Архангела села Поджигородово Троицкой волости Клинского уезда Московской губернии до апреля 1905 г. (см. ЦГИАМ Ф. 203, оп. 780, д. 3362, л. 299, об. - 301). Окончил Московскую духовную семинарию (пост. в 1858 – ЦИАМ, Ф. 229, оп. 5, д. 587, л. 10 об.). Сын священника серпуховского Владычнего Девичьего монастыря Сергия Феодоровича Страхова и Елисаветы Ивановны Страховой.
[3] Страхова Леонилла Иоанновна (1845-?) – супруга священника И.С. Страхова. Дочь священника Михаило-Архангельской церкви села Поджигородово Троицкой волости Клинского уезда Московской губернии Иоанна Иоанновича Смирнова и Александры Матвеевны Смирновой.
[4] А также две дочери - Ольга, вышедшая замуж за священника Илию Феодоровича Любимова, и Леонилла, посвятившая себя медицине
[5] Вифанская духовная семинария – учебное заведение при Спасо-Вифанском монастыре. Основана 1/14 мая 1797 г. по инициативе Митрополита Платона (Левшина), по указу Императора Павла I после его паломничества в Троице-Сергиеву Лавру. Закрыта в 1917 году после революции.
[6] Вифанская духовная семинария: Алфавитный список выпускников 1881–1900 годов: (краткий генеалогический справочник). - М., 2002. – 70 с. - С. 53
[7] Иаков (в миру Пятницкий Иван Алексеевич) (1844-1922) – митрополит Томский. Родился в селе Брынь Жиздринского уезда Калужской губернии. Окончил Московскую духовную академию. Кандидат богословия (1870). Магистр богословия (1876). В 1886 принял постриг, рукоположен во иеродиакона и иеромонаха, возведен в сан архимандрита и назначен ректором Вифанской духовной семинарии. В 1891 в Успенском соборе Московского Кремля рукоположен по епископа Балахнинского викария Нижегородской епархии. Епископ Уманский, третий викарий Киевской епархии (с 1892). С 1893 – епископ Чигиринский, второй викарий Киевской епархии. С 1898 – епископ Кишиневский и Хотинский. С 1904 – архиепископ Ярославский и Ростовский. С 1907 архиепископ Симбирский и Сызранский. С 1910 – архиепископ Казанский и Свияжский. Возведен в достоинство кавалера Ордена Святого Станислава III ст. (1880) и Святой Анны III ст. (1884). В сане сопричислен к Орденам Святой Анны II ст. (1889) и I ст. (1896), Святого Владимира III ст. (1893) и II ст. (1901) и Святого Александра Невского (1907). В 1916 награжден правом ношения бриллиантового креса на клобуке. Член Поместного собора 1917-1918 гг. Покинул Казань при наступлении красных. Управлял Томской епархией. В 1920 стал митрополитом Томским, затем переведён на Иркутскую кафедру, но вскоре возвращен в Томск. С 1921 на покое. Подвергался аресту в 1922 и в том же году скончался после перенесенной операции.
[8] Антоний (в миру Каржавин Александр Николаевич) (1858-1914) – архиепископ Тверской и Кашинский. Родился в Вологодской губернии в семье статского советника. Окончил Московскую духовную академию. Кандидат богословия (1880). Магистр богословия (1888). В 1888 принял постриг, рукоположен во иеродиакона и иеромонаха, возведен в сан архимандрита. В 1891 назначен ректором Вифанской духовной семинарии. В 1895 хиротонисан во епископа Великоустюжского, викария Вологодской епархии. Епископ Тобольский и Сибирский (1897). В 1904 сопричислен к Ордену Святой Анны I ст. В 1910 переведён на Тверскую кафедру с возведением в сан архиепископа. Скоропостижно скончался в 1914. Погребен в Тверском Отроче монастыре.
[9] Храм Сошествия Св. Духа у Пречистенских Ворот известен с 1493 г. Первое каменное здание воздвигнуто в 1699 г. иждивением стольника полковника Бориса Федоровича Дементьева. В конце XVIII в. перестроен заново. В 1930 г. храм был осквернён и в 1933 г. разрушен богоборцами. На его месте к 1935 г. сконструирован павильон станции метро «Дворец Советов». Поскольку сооружение сего аналога Вавилонской башни на месте взорванного в 1931 г. Храма Христа Спасителя не удалось, в 1957 г. станцию переименовали в честь одного из теоретиков анархизма князя П.А. Кропоткина
[10] Собор Воскресения Христова в Волоколамском Кремле воздвигнут в XV веке по воле Князя Волоцкого Бориса Васильевича (1449-1494) (шестого сына Великого Князя Василия II Темного, родного брата Великого Князя и Государя всея Руси Иоанна III Великого), получившего в удел Волоколамск в 1462 г. Осквернён большевиками в 1930 г. В 1944-1947 гг. использовался как место заключения германских военнопленных. В 1960 г. реставрирован и обращен в музей. В 1993 г. возобновлены Богослужения (при сохранении музейного статуса).
[11] Церковь Рождества Христова в Коломне построена в 1725 г. на средства купцов Ивана Ивановича Ушакова и Василия Федоровича Ветошникова. Приделы Благовещения Пресвятой Богородицы и св. муч. Иоанна Воина. Попечителем храма в XVIII веке был генерал-аудитор Петр Кириллович Хлебников, известный собиратель древностей, пожертвовавший деньги на строительство каменной ограды. В 1800 г. церковь реконструировали. В 1809-1811 гг. на средства купца Афанасия Акимовича Шевлягина сооружен придел в честь Казанской иконы Божией Матери. В 1870 г. построена трапезная, соединившая храм с колокольней. В 1929 г. церковь осквернена и изуродована богоборцами. В ней размещался спортивный зал, потом пошивочная мастерская, а с 1953 г. – учебно-производственные мастерские Коломенского артиллерийского училища. В 1997 году храм возвращен Русской Православной Церкви. Приписан к храму Богоявления и является церковью Коломенского высшего артиллерийского командного училища.
[12] Коломенское ремесленное училище им. братьев М. и П. Шаниных основано в 1876 г.; начало приём учащихся в 1879 г. https://hram1891.ru/kolomna-history/dat-shans-sirote/ . По представлению Министра народного просвещения Н.П. Боголепова (впоследствии смертельно раненного террористом-революционером в 1901 г.) и на основании мнения Государственного совета по Высочайшему повелению от 12/25 июня 1900 г. было с 1/14 июля 1900 г. преобразовано в Низшую ремесленную школу того же наименования, причем на её содержание было ассигновано из государственного казначейства с 1901 г. по 1352 рубля 60 копеек ежегодно «в дополнение к имеющимся местным средствам». Кроме того, на устройство школы было отпущено 6500 рублей «на счет нормального строительного кредита, ассигнуемого по сметам министерства народного просвещения» (Журнал Министерства народного просвещения. Часть CCCXXXI. 1900. Октябрь. – СПб.: Типография В.С. Балашов и Ко. 1900. – С. 102
https://runivers.ru/bookreader/book460120/#page/395/mode/1up
[13] Меценаты санкт-петербургский купец 2 гильдии Василий Иванович Шанин и его двоюродные братья коломенские купцы Мартын Федорович, Николай Федорович, Павел Федорович и Адриан Федорович Шанины, создатели ремесленного училища, а затем при нём Мариинского дома призрения сирот, богадельни, дома для служащих и вспомогательных корпусов. Храм Св. Мартина Исповедника устроен в здании богадельни в 1907 г. по проекту архитектора Федора Васильевича Рыбинского (автора проекта Преображенского собора в Кимрах, московской церкви Преп. Сергия Радонежского в Бибиреве, ансамбля зданий «Товарищества печатания и издательства И.Д. Сытина» в соавторстве с архитекторами А.Э. Эрихсоном и Ф.Ф. Воскресенским и ряда других произведений церковной и светской архитектуры). Во время октябрьского переворота 1917 года собственный дом Шаниных на Астраханской улице захватили большевики и именно там на втором этаже 26 октября/8 ноября 1917 г. была «провозглашена Советская власть» в Коломне
[14] Деяния Русского Всезарубежного Собора, состоявшегося 8-20 ноября 1921 года (21 ноября-3 декабря) в Сремских Карловцах в Королевстве сербов, хорватов и словенцев. - Сремски Карловци: Српска манастирска штампариjа, 1922. – С. 50-52
[15] В 1926 г. Святая Пасха приходилась на 19 апреля/2 мая
[16]Граф Г. К. На службе Императорскому Дому России. 1917- 1941: Воспоминания / Вступительная статья, подготовка текста, библиографический справочник и комментарии В. Ю. Черняева. — СПб.: Издательство «Русско-Балтийский информационный центр “БЛИЦ”», 2004, — 688 с. – С. 129 https://vk.com/doc-2879585_523146851?hash=51ea3e19f05c99ac54&dl=c185bf3f8bb23cb5b1
[17] Корпус Императорских армии и флота. Краткий очерк.
[18] Востоков В.И., прот. Когда Желябовы смеются — Россия плачет. Доклад на собрании верноподданных 26 апрля (9 мая) 1926 г. в Белграде. — Белград: Издательство «Святослав», [1926]. — 28 с. http://monarhist.info/RP/Vostokov/Vostokov-1.htm
[19] Ныне г. Эрдут на территории Хорватии
[20] Успенский Брусенский женский монастырь основан при Царе Иоанне IV Грозном и Епископе Коломенском Феодосии в 1552 г. Первоначально являлся мужской обителью. Храмы Успения Божией Матери и Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня. Одной из главной святынь монастыря был чтимый Казанский образ Божией Матери – один из первых списков с чудотворной Казанской иконы. Обитель разорена в Смутное время и восстановлена как девичья в 1620 г.; в 1701 и 1740 годах пережила сильные пожары. С 1764 г. – 3-е классный монастырь. В 1848-1873 гг., в настоятельство игумении Олимпиады, обитель существенно перестроена. После начала большевицких гонений на Церковь в обители начались обыски, настоятельница игумения Ювеналия, монахини и духовенство подвергались оскорблениям, притеснениям и грабежу. В 1921 г. богоборческие власти закрыли храмы монастыря и Пятницкую часовню в Грановитой башне Коломенского Кремля. Крестовоздвиженский храм использовался как овощехранилище. Храму Успения «повезло» больше – в нем хранили музейное имущество. В 1997 г. обитель возвращена Русской Православной Церкви.
[21] В 1921-1968 г. улица Брусенская (Почтовая) именовалась «Советская»; в 1968 г. переименована в улицу Лажечникова. Дом № 10, в котором проживала семья отца Михаила Страхова, сохранился. Он известен также тем, что в нем родился и проживал в юности священномученик Григорий Епископ Шлиссельбургский (в миру Лебедев Александр Алексеевич (1878-1937), сын коломенского протоиерея Алексея Михайловича Лебедева (1843-1914) и его супруги Марии Федоровны (урожд. Остроумовой) (1850-1885)), наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры (1923-1928), расстрелянный в 1937 г. по делу «контрреволюционной группы фашистско-монархической организации в г. Кашине» (канонизирован в 2005) https://www.pravenc.ru/text/166567.html. На доме установлена мемориальная табличка: "Здесь в доме священника Брусенского монастыря Алексия Лебедева родился и провёл юношеские годы священномученик Григорий, епископ Шлиссельбургский. Выдающийся учёный-богослов и блестящий проповедник. Принял венец мученика 17 сентября 1937 году".В 2022 г. в доме открылся русский ресторанно-культурный центр «Герберг 1-го нумера» (герберги - трактиры высокого класса с гостиницами; «трактирные дома с квартирами и с постелями» - появились в России в XVIII веке https://allcafe.ru/readingroom/history/135/. В Коломне в 1790 г. существовало 3 герберга, один первого и два второго нумера).
[22] Феодосий (в миру Ганницкий (Ганицкий) Иван Федорович) (30 июля 1860 – 3 мая 1937) – епископ Коломенский и Бронницкий, священноисповедник. Родился в селе Руда Шамраевской волости Васильковской уезда Киевской губернии в семье диакона. В 1899 г. принял монашество и рукоположен во иеродиакона и иеромонаха. Служил в Таврической епархии. С 1900 г. – настоятель Балаклавского Георгиевского монастыря. В 1903 г. переведен в Московский Покровский миссионерский монастырь. Во время Русско-японской войны 1904-1905 гг. - настоятель походной церкви отряда Красного Креста при Братстве Св. Евгении. Сопричислен к Ордену Святой Анны III и II ст. и Св. Владимира IV ст. В 1906-1909 гг. казначей Чудова монастыря Московского Кремля. В 1909-1920 гг. настоятель Московского Златоустовского монастыря. В 1920 г. рукоположен во епископа Коломенского и Бронницкого. В 1921 г. впервые арестован по обвинению в поминовении на Богослужении членов Императорской фамилии, но освобожден по ходатайствам верующих. В 1922 г. арестован по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей и содержался в Бутырской тюрьме до 1924 г. (дело прекращено). Вернулся в Коломну, проживал в доме протоиерея Василия Пробатова (1866-1956) на ул. Воскресенская (ныне Кремлевская), д.12. Уволен на покой 25 сентября 1929 г. В ноябре 1929 г. вновь арестован и осужден на 5 лет заключения в лагерь. Приговор смягчен, заключение в лагерь заменено на высылку в Северный край на 5 лет. Освобожден по пересмотру дела в 1933 г. Вернулся в Коломну, потом переселился в село Сушково Луховицкого уезда рязанской губернии. Богоборческими властями был лишен возможности совершать Богослужение. Скончался мирно. Реабилитирован в 2003 г. Прославлен в 2006 г. в лике священноисповедников. Мощи перенесены с кладбища при церкви Казанской иконы Божией Матери села Сушково в Богоявленский собор Старо-Голутвина монастыря.
[23] Храм Воскресения Словущего известен с XIV века и по преданию являлся соборным и частью Великокняжеского Двора. В нем (ещё деревянном) 18 января по юлианскому календарю 1366 г. св. Благоверный Великий Князь Владимирский и Московский Димитрий Донской венчался со св. Княжной Евдокией Димитриевной Суздальской (во иночестве Евфросинией), ибо в то время в столице для свадьбы сложилась неблагоприятная обстановка: «бысть мор велик во граде Москве и всех пределах его», а также недавно случился сильный московский пожар 1365 г. Во время бракосочетания Великий Князь приблизил к себе коломенского священника Митяя, назначил своим духовником и затем прочил его в преемники Святителю Алексию Митрополиту Московскому. Воскресенский храм являлся хранилищем богатой библиотеки древних рукописей и книг. Каменное здание церкви, дошедшее до нашего времени в своей основе, сооружено в XVI веке. В 1767 г. пристроен придел свв. Косьмы и Дамиана, в 1781 г. - колокольня. Сам храм в 1782 г. решили запечатать из-за ветхости. Началось «поновление» на пожертвования прихожан. В XIX веке построены крыльцо и трапезная с приделами Свв. Косьмы и Дамиана и Боголюбской иконы Божией Матери. В 1875 г. Воскресенская церковь богато украшена московским купцом Иваном Агаповичем Прусаковым. В 1890 г. с его щедрым участием при храме учреждено приходское попечительство о бедных. В 1929 г. Воскресенская церковь осквернена богоборцами, разграблена и частично разрушена. Внутреннее убранство, древний каменный престол, колокольня, купола и ограда были уничтожены, а в сохранившемся помещении устроили спортивный зал. В начале 1990-х гг. храм Воскресения вернули Русской Православной Церкви.
[24] Предтечевский Василий Александрович (1872-?). Уроженец деревни Колосово Клинского уезда Московской губернии. В Коломне проживал по адресу: Москворецкая ул, д. 6а. Служил в Успенской церкви Брусенского монастыря. В 1924 осужден на 3 года заключения в концентрационный лагерь. По возвращении назначен на должность настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы Коломны. В 1929 приговорен к 5-летнему заключению в концлагерь, замененному ссылкой на тот же срок в Усть-Цильму. По возвращении в 1935 г. проживал в селе Слемские Борки Луховицкого района Московской области https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/person/15822/
[25] ГАРФ, ф. 10035, оп. 2, д. 20303, л. 124. Сохранена орфография оригинала
[26] Усть-Цильма – село на правом берегу реки Печора, центр Печорского уезда Архангельской губернии, а в 1929-1936 гг. – Усть-Цилемского района в составе Северного края (ныне в Республике Коми Российской Федерации). Усть-Цильма была одним из центров добычи меди и серебра. Знаменита также своими сказителями, былины которых записал и издал в 1904 г. этнограф и фольклорист Н.Е. Онучков («Печорские былины»). Большинство местного населения придерживалось различных толков старообрядчества. В Усть-Цильме в 1857 г. упокоился князь Евсей Осипович Палавандов (Иессей Палавандишвили), общавшийся с А.С. Пушкиным и А.С. Грибоедовым, и отправленный на службу в дальнее архангельское село за участие в заговоре 1832 г. с целью восстановить в Грузии Царство Дома Багратионов. В Усть-Цильме князь состоял на должности лесничего 14-го Мезенского лесничества и завоевал большой авторитет у жителей края. Во время Крымской войны 1853-1856 гг. князь Е.О. Палавандов возглавил Ополчение для защиты устья Печоры от англо-французской эскадры. За труды и ревность при руководстве обороной Печорского края Император Александр II Освободитель возвёл князя Е.О. Палавандова в достоинство кавалера Императорского и Царского Ордена Св. Станислава III степени. Он скончался в 1857 г. и погребен в Усть-Цильме возле алтаря Никольского храма (уничтоженного при коммунистическом режиме).
[27] Страхова Зоя Петровна (11/24 января 1877-?) - супруга священника М.И. Страхова. Дочь священника волоколамского Воскресенского собора Петра Иванова и Надежды Егоровой (1851-?). У Зои Петровны были братья Константин (1878-?), Георгий (1880-?), Петр (1884-?), Михаил (1889-?) и сестра Елена ((1894-?). См. Записки исследователя https://genusnostrum.narod.ru/clergy.htm; дата обращения 15 сентября 2023 г.). З.П. Иванова была крещена 13 января 1877 г. в Воскресенском соборе священником градской Покровской церкви Николаем Быловым с диаконом Петром Лебедевым и пономарем Иваном Белокуровым. Восприемниками записаны священник храма Святителя Николая села Нары-Фоминского Верейского уезда Московской губернии (предположительно, её дядя, брат отца) Василий Андреевич Иванов (1845-1904); сын протоиерея московского Вознесенского девичьего монастыря Андрея Феодоровича Иванова (1817-1897; погребен с разрешения властей в Андрониковом монастыре); был женат на Елизавете Яковлевне; служил в Никольском храме с 1871 г.; скончался от аппендицита; погребен при Никольском храме 30 сентября 1904 г. (см. История Никольского Храма в г. Наро-Фоминске; дата обращения 15 сентября 2023 г.) и жена заштатного священника Березкина Александра Федоровна (ЦГИАМ Ф. 203, оп. 780, д. 403, л. 3об.- 4 – Метрическая книга Воскресенского собора на 1877 г.)
[28] Страхова Вера Михайловна (17/30 марта 1907 - ?) – дочь священника М.И. Страхова и его жены З.П. Страховой (урожд. Ивановой). Обучалась в частном учебном заведении. Проживала с родителями в Коломне. Счетовод «Рыбтреста».
[29] Страхов Николай Михайлович (16/29 января 1899 - ?) – сын священника М.И. Страхова и его жены З.П. Страховой (урожд. Ивановой). Обучался в Коломенской гимназии. По словам священника М.И. Страхова, проживал в Москве.
[30] Страхов Сергей Михайлович (29 ноября/11 декабря 1903 - ?) – сын священника М.И. Страхова и его жены З.П. Страховой (урожд. Ивановой). Обучался в Коломенской гимназии. По словам священника М.И. Страхова, проживал в Москве.
[31] Михайлов – древний город в Рязанской Земле, ныне административный центр Михайловского района Рязанской области
[32] Общество «Мемориал» признано иностранным агентом в 2013 г., лишено статуса юридического лица по решению суда в 2021 г. и запрещено на территории Российской Федерации в апреле 2022 г.
[33] Так в тексте; на самом деле село называется Бобренёво или, точнее, Старое Бобренёво
[34] Министерством юстиции Российской Федерации «Сахаровский центр» внесён в список иностранных агентов в 2014 году. Ликвидирован решением Московского городского суда 18 августа 2023 г.
[35] Страхов Михаил Иванович ::: Мартиролог: Жертвы политических репрессий, расстрелянные и захороненные в Москве и Московской области в период с 1918 по 1953 год (sakharov-center.ru). Потом мне встретился архивный номер первого дела в отношении М.И. Страхова - № 20303
[36] Например «Духовенство Русской Православной Церкви в ХХ веке. Биографическая база данных и собрание материалов» https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/person/8246/
[37] Бобренёв в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской монастырь основан св. Благоверным Великим Князем Димитрием Донским после победы на Куликовом поле, состоявшейся в праздник Рождества Пресвятой Богородицы 8/21 сентября 1380 г. Обитель упоминает архидиакон Павел Алеппский, посетивший Россию при Царе Алексии I. В 1757 г. начато строительство нового каменного собора. В 1764 г. в ходе секуляризации монастырь был упразднён. В 1790 г. восстановлен Епископом Коломенским Афанасием (Ивановым) как летняя резиденция Коломенских архиереев. Тогда же завершилось строительство собора Рождества Пресвятой Богородицы с приделом св. прав. Алексия человека Божия. В 1799 г. Коломенская епархия была упразднена, и Бобренёв монастырь приписали к Старо-Голутвину монастырю. В 1830 г. собор Рождества Пресвятой Богородицы перестроен; в нем устроены два зимних придела в честь Казанской и Феодоровской икон Божией Матери, чудотворный список с которой являлся одной из главных святынь монастыря. В 1861 г. по благословению Святителя Филарета Митрополита Московского и Коломенского на средства благотворителя купца и потомственного почётного гражданина, бывш. Городского головы Егорьевска Давида Ивановича Хлудова сооружен отапливаемый храм во имя Феодоровской иконы Божией Матери с приделами Казанской иконы и преп. Давида Солунского. В 1865 г. самостоятельность обители восстановлена. В монастыре оказывалась медицинская помощь местному населению; в 1903 г. открылась церковно-приходская школа; совершалось ежедневное заупокойное моление о воинах, участвовавших в Куликовской битве. В конце 1920-х гг. Бобренёв монастырь был закрыт и осквернён. Передан для хозяйственных целей совхозу «Сергиевский». К 1987 г. пришёл в состояние разорения и запустения. В эти годы попечение о нём приняла община московского храма Всех Святых на Соколе во главе со старостой Борисом Сергеевичем Кудинкиным. В 1991 г. монастырь возвращён Русской Православной Церкви. Первым настоятелем (до 1998 г.) стал игумен Игнатий (Крекшин), придерживавшийся модернистских взглядов и впоследствии (в 1999) перешедший в католичество. В 1992 г. Митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием (Поярковым) в обители совершена первая после закрытия Божественная Литургия. В 1993 г. состоялось посещение монастыря Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. https://www.pravenc.ru/text/149417.html. Ныне в обители действует воскресная школа. В 2014 г. при монастыре учреждено Общество любителей церковной истории им. священноисповедника Феодосия Епископа Коломенского
[38] «Благовестник» - православная газета, издаваемая в Коломне с 1992 г. по благословению Митрополита Ювеналия (Пояркова): Маркова Наталия. К 635-летию основания и 25-летию возрождения Бобренева монастыря. Памятник воинской славы России. http://blagovestnik.ortox.ru/stranicy_istorii
[39] Феодоровская икона Пресвятой Богородицы по преданию написана св. апостолом и евангелистом Лукой. Первые сведения о ней на Руси относятся к XII веку; более подробные и достоверные свидетельства – к царствованию св. благоверного великого князя Юрия II Всеволодовича, обретшего ее в часовне в окрестностях Городца-на-Волге. После гибели великого князя в битве на реке Сить и разорения Владимирской Земли ханом Батыем (1238) икона считалась утраченной. Обретена в лесу братом св. благоверного великого князя Александра Невского князем Костромским Василием Ярославичем. Получила название Феодоровской в честь св. велмуч. Феодора Стратилата, видение которого костромичам произошло в дни нового обретения иконы (1239). Принесена во владимирский Успенский собор. Сопровождала св. благоверного великого князя Александра Невского во время его походов. Возвращена князем Костромским и великим князем Владимирским Василием I Ярославичем Мизинным в Кострому, которая, по молитвам пред иконою, была спасена предстательством Божией Матери от нападения татар в 1272 г. Несколько раз икона чудесно сохранялась во время страшных пожаров. 14/27 марта 1613 г. перед Феодоровской иконой Божией Матери был призван на царство первый монарх из дома Романовых Михаил I Феодорович. С тех пор образ особо почитается всеми государями дома Романовых, став одной из главных святынь династии. Накануне трагических революционных событий февраля 1917 г. и отречения св. императора Николая II Страстотерпца Феодоровская икона потемнела. После октябрьского переворота 1917 г. большевицкие власти уничтожили костромской Успенский собор, в котором находилась Феодоровская икона. Сам образ перенесен в церковь Воскресения Христова на Дебре, ставшую в эпоху гонений кафедральным собором Костромы. Крушение богоборческого коммунистического режима позволило перенести Феодоровскую икону в собор вновь открытого и восстановленного после пожара 1982 г. Богоявленско-Анастасьинского монастыря Костромы (1991). Перед образом Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы, принесенной в Храм Христа Спасителя, состоялось избрание Поместным собором 2009 года святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Дни празднования 14/27 марта (призвание на царство дома Романовых в лице природного государя Михаила Феодоровича, 1613), 16/29 августа (обретение иконы князем Костромским Василием, 1239)
[40] Должности и звания указаны по состоянию на 2006 г.
[41] Юрий Алексеевич Трамбицкий, кроме сведений об иерее М.И. Страхове, сообщил мне дополнительную информацию об упомянутом в моём запросе двоюродном деде Иване Сергеевиче Страхове (племяннике о. Михаила), благодаря чему я смог ознакомиться также и с его следственным делом. Отмечу, что в Центральном архиве ФСБ РФ было проявлено весьма чуткое и внимательное отношение ко мне, а потом и к моей маме Л.В. Закатовой, когда она обратилась с просьбой дать ей возможность ознакомиться со следственными делами её расстрелянного в 1938 г. деда М.И. Мельникова и репрессированной бабушки А.И. Мельниковой (урожд. Капустиной). Нас не обременили излишними формальностями, выдали дела и разрешили сделать фотокопии тех документов, которые представляли для нас интерес
1.