Многообразный стилист: а стилистика архитектуры глобальна, ибо во многом ею и формируется пространство, А.Щусев работал и в неоклассике, и в форматах нарышкинского, петровского, елизаветинского барокко…
О! барокко знаково: тут – живой калейдоскоп символов, отливающихся в конкретные формы, тут и – земная основательность, и тяга к небесным просторам.
Щусев ярко высказался, как церковный архитектор, однако традиционный историзм был преодолён им, мастер сумел создать свой, протомодернистский язык: словно и материалы зазвучали по-новому.
…сильный и простой бесстолпный четверик слоился мотивами ярославской церкви Николы Рубленый Город: так архитектор выступил с первым собственным проектом церкви на Куликовом поле: экспериментируя, и усложняя определённые детали.
Васильевская церковь в Овруче была восстановлена Щусевым из ран руин: и его византийский пятиглавый проект, вызвав споры, всё же был одобрен.
Появляется фирменный щусевский приём: намеренная ассиметрия.
Троицкий собор Почаевской Лавры – как воплощённый символ духовного дерзновенья; и, мощно встроенный в пространство, сияет он, гармоничный, наполненный интересными архитектурными решениями.
Далее разворачивается разнообразие возможностей архитектора: Щусев выигрывает проект строительства Казанского вокзала: и здесь, в постепенно возникающем ансамбле, проявляются, красиво звуча, мотивы древнерусской архитектуры; при этом Щусев цитирует и архитектуру мировую: так, часовая башня фасада очевидная вариация на тему башни Св. Марка в Венеции.
…дальнейшие градостроительные свершения Щусева богаты и разнообразны: мотивы конструктивизма обогащают его опыт; и, собранное в гипотетическое единство созданное Щусевым словно представляет собой своеобразный город мечты: красивый и противоречивый, душа которого светла - как, вероятно, была светла душа творца, столь обогатившего мир.