СКРЫВАЕМЫЕ ПРИЧИНЫ ОБЩЕИЗВЕСТНЫХ СОБЫТИЙ
Книга 1
ПЕРВАЯ ТОЧКА НА ГРАФИКЕ РЕВОЛЮЦИИ
V. СХОДНЫЕ КАТАСТРОФЫ
Часть V-1
Где толпа – там давка…
СОДЕРЖАНИЕ
КРОВАВАЯ ЗАРЯ ХОДЫНКИ
КНИГА 1. ПЕРВАЯ ТОЧКА НА ГРАФИКЕ РЕВОЛЮЦИИ
V СХОДНЫЕ КАТАСТРОФЫ
От автора Вступительное слово 2023 года
Часть V-1
Где толпа – там давка…
На мероприятиях духовных и гражданских
Смертная казнь, как народное развлечение
***
От автора
Вступительное слово 2023 года
В 2021 году− в 125-летний «юбилей» Ходынской катастрофы − на РНЛ была представлена почти вся Книга 1 из дилогии «Кровавая заря Ходынки»[1].
Электронная публикация остановилась на части V «Сходные катастрофы». Дело в том, что главная из этих «сходных катастроф» − майская «Парижская Ходынка» 1770 года, случившаяся во время празднеств венчания дофина Франции – будущего короля Людовика XVI, с очаровательной австрийской принцессой Марией-Антуанеттой, − фактически покрыта «мраком неизвестности».
Кроме самого факта, что во время фейерверка на площади Людовика XV, ставшей через 23 года местом казни супружеской пары, возникла страшная давка, во время которой обезумевшие парижане опрокидывали экипажи, топтали лошадей и друг друга. По одним данным на этом народном гулянии погибло 333 человека, а по другим − более тысячи. Так вот, найти источники со сколько-нибудь толковым описанием этой катастрофы практически невозможно.
И вот совершенно недавно и совершенно случайно – как раз перед 127-й годовщиной Ходынки – мне удалось восстановить протекание этой загадочной катастрофы, опираясь на французские и английские источники XVIII и XIX веков.
Это тем более важно, что именно «вспоминая» эту французскую катастрофу московская и петербургская публика 1896 года стала говорить, что и нашу царственную супружескую чету через 23 года ждет такой же финал. Что в данном случае и произошло.
А если при этом учесть, что обе катастрофы – французская и русская произошли в один и тот же календарный день 30 мая по григорианскому календарю, степень вероятности случайного совпадения таких значимых для нашей и мировой истории событий стремится к нулю.
Что опять же наводит на определенные размышления.
Так что пятая часть Книги 1 сегодня существенно дополнена по сравнению с той, что была до мая этого года. Я думал дать эту часть прямо к соответствующей дате, но «сталинский цикл» до сих пор не завершенный, все время отвлекал.
Поэтому, следуя доброму совету друзей, пятую часть Книги 1 «Кровавой зари Ходынки» начну размещать в РНЛ параллельно со «сталинским циклом» и иными сиюминутными работами.
Для удобства чтения – смысловыми кусками разной, но по возможности небольшой длины. Сегодня и начнем. Возможно, вслед за Книгой 1 будет размещена и Книга 2, чтобы текст «исторического расследования» хотя бы в электронном варианте стал доступен читателю.
Борис Галенин
Москва.
09.09.2023 года
СХОДНЫЕ КАТАСТРОФЫ
Где толпа – там давка…
На мероприятиях духовных и гражданских
Хорошо известно: где толпа – там давка. Где давка – могут быть и часто бывают погибшие. Так было, так есть, и нет оснований надеяться, что так не будет впредь.
Из свежих примеров такого рода можно привести давку 24 сентября 2015 года в предместье Мекки долине Мина, во время ежегодного хаджа. Число жертв 2110 или 2145 человек.
Давка произошла в 9 утра по местному времени на перекрестке двух улиц, когда паломники направлялись на мост Джамарат для совершения одного из главных обрядов мусульманского хаджа ‒ побивания камнями дьявола.
Мусульманские паломники приближаются к мосту Джамарат в Мекке
Саудовское МВД заявило, что давка произошла из-за того, что две большие группы паломников пересеклись на одной и той же улице, двигаясь в разных направлениях. Жертвами аналогичного инцидента в июле 1990 года в долине Мина стали 1426 паломников.
22 ноября 2010 года в городе Пномпене во время праздника воды на мосту, ведущему на Алмазный остров на реке Тонлесап произошла давка, унесшая жизни почти четырех сотен человек, и травмировавшую с разной степенью тяжести вдвое большее число участников праздничного мероприятия.
По числу жертв эта давка стала крупнейшей с тех пор, когда в августе 2005 года более тысячи человек погибли в давке также на мосту, но уже через реку Тигр и в городе Багдаде. Но багдадская давка была спровоцирована уважительными причинами в виде минометного обстрела и слухами о террористах-смертниках. Да и вообще, что за цифра − тысяча человек погибших − для страны, где звездно-полосатые борцы за права человека истребили менее чем за десять лет по меньшей мере миллион мирных жителей, обратив в лунную пустыню один из красивейших городов мира, тот же Багдад, в котором странным образом еще уцелел этот злосчастный мост Аль-Аимма.
Паломники давят друг друга не только в Мекке во время хаджа. Так, в 2004 году 265 человек погиб у индуистского храма в Махараштре[2].
Как видим, и в наше время всепобеждающей политкорректности, тут и там возникают новые цифры погибших во время гуляний. Цифры в принципе сопоставимые с ходынскими. Но такие цифры все-таки редкость.
Обычно народ давится себе помаленьку, опять же, на разного рода культурно-массовых мероприятиях. Скажем, 21 человек погиб на лав-параде в городе Дуйсбург 24 июля 2010 года, так и не вкусив в полной мере прелести свободной любви. Сотня любителей электронной музыки попала в больницы на месяц раньше в Лос-Анджелесе. Тяжелый рок, он обязывает.
В Мексике в мае того же года пять погибли в давке, человек десять были ранены, и опять на концерте. Но там хотя бы сперва стреляли.
А вот случай уже отечественный, напоминающий в миниатюре – по мотивации – ту же Ходынку. В марте 2009 года в городе Первоуральске Свердловской области в давке на дискотеке погибли четыре человека, в том числе трое подростков, а еще восемь пострадали. Причина давки – сообщение администрации, что первые войдут бесплатно. Они и вошли.
Список вниз по годам, по странам и дискотекам каждый желающий может продолжить сам. При наличии Интернета это нетрудно. За последние несколько десятков лет во всяком случае. Дальше развлечение превращается уже в исследование. Но тенденция по крайней мере ясна.
Смертная казнь, как народное развлечение
Понятно, что лет двести назад роль дискотек и фестивалей рок-музыки и неформальной любви к ближнему в просвещенной Европе играли совсем другие, сообразные времени и народному духу той или иной страны развлечения.
Жители Лондона любили, например, массовые казни через повешение, грамотно осуществляемые местными умельцами сразу в нескольких точках столицы полумира.
Сегодня на месте древней английской деревни Тайнберн стоят дома городского округа Вестминстер, а когда-то с 1196 по 1783 год тут казнили осужденных, приговоренных лондонским судом к смерти. В основном вешали, но не только.
После 1783 года виселицы распределили по разным точкам английской столицы.
Главной из таких точек была у Гайд-парка, где ныне туристам демонстрируют «уголок ораторов», в качестве примера исконной британской свободы слова. Но еще сравнительно недавно вместо ораторов там возвышался набор сооружений, в которых простодушный славянин не сразу бы и виселицу узнал.
Главная виселица представляла собой хитроумную конструкцию, с поворотными разновысокими балками, с которых свисали по совокупности 23 петли, по свидетельству лондонских обывателей редко остававшихся пустыми. А снаряженные, они представляли искушенному взгляду знатоков подобие новогодней елки с игрушками, да еще заводными. Когда завод в одной кончался, незамедлительно вешали другую. Сама конструкция носила название «машина Деррика», по имени самого известного местного мастера петли и веревки.
Даже поговорка была, а может, еще и сохранилась:
«Надежный, как машина Деррика».
Чисто английский критерий надежности гарантий прав и свобод, столь любимых нашими отечественными революционерами, всегда мечтавшими перенести их на почву русских берез. Что, к несчастью, им все-таки удалось.
Но еще большим торжеством традиционной английской демократии была грандиозная виселица на месте Паддингтонского вокзала, не столь механизированная, как машина Деррика, но зато превышающая ее по числу петель на одну.
Историк Лондона Питер Акройд называет еще не менее дюжины наиболее известных лондонских мест публичных казней, в течение столетий остававшихся любимыми развлечениями разносителей бремени белого человека по разным уголкам еще почти бескрайнего тогда Земного шара. И ведь если просто повесят – считай, повезло.
Уголовное законодательство Англии, было самым кровавым за всю мировую историю. Смертной казнью в разные периоды, карались до 170 преступлений, среди которых были:
- кража кролика;
- кража товара стоимостью свыше 5 шиллингов;
- незаконная охота, рыбалка, рубка леса, собирание ягод и грибов;
- исповедование православия, католичества и иудаизма;
- попрошайничество и нищенство;
- супружеская неверность;
- изготовление подложных документов;
- общение с цыганами.
В правление «славного» короля Генриха VIII, на виселицах вздернули 70 000 бродяг и попрошаек, что составляет чуть больше 3% тогдашнего населения веселой Англии, оцениваемого в 2.25 млн чел. Его дочка Елизавета I, превзошла папочку и казнила 89 000 человек, но поскольку население Англии вопреки королевским усилиям выросло к концу XVI века до 4 млн, то в процентном отношении догнать отца все же не удалось – всего 2,2%.
[Фатальную отсталость Руси-России от просвещенной Европы показывает максимальное по всем достоверным оценкам число казненных при Иване Васильевиче Грозном ‒ 4 000 человек, ‒ жалкие 0,05% от восьми миллионного (по минимальной оценке) населения].
1 июня 1571 года в Тайберне был казнен доктор Джон Стори (1504-1571), один из лидеров католической оппозиции. Он был арестован еще в 1563 году, но сумел бежать из тюрьмы Маршалси (англ. Marshalsea) во Фландрию, где принял испанское подданство.
В августе 1570 года он был похищен по приказу королевы Елизаветы I ее агентами во главе с сэром Уильямом Сесилом, доставлен в Англию и осужден как изменник и государственный преступник. [Как видим, в то время британское правосудие мало считалась с чужим суверенитетом. Впрочем, эту особенность оно сохранило надолго].
В качестве идеологической меры борьбы с ложным католическим мировоззрением, которое даже признает пресуществление хлеба и вина в тело и кровь Христову в католической мессе [как и в православной литургии], королевой-девственницей был утвержден следующий ритуал его казни:
«Изменника вывести из тюрьмы, уложить на тележку или повозку и доставить к виселице, или к месту казни, где повесить его за шею и вынуть из петли полуживым.
Затем отрезать ему детородные части, выпустить ему внутренности и сжечь их.
С тем, чтобы его преступление стало особенно ужасающим для зрителей, палачу, вырвав у него сердце, показать его людям и объявить – вот сердце изменника! Затем отрубить ему руку, а тело четвертовать. После этого голову и части тела выставить в каком-либо людном месте».
Через сто лет 11 июля 1681 года на виселице Тайберна был повешен, затем обезглавлен и четвертован Оливер Планкетт, католический примас Ирландии, схваченный в 1679 году в окрестностях Дублина, доставленный в Англию и осужденный как изменник за то, что отказался принять так называемый Акт о присяге.
В соответствии с этим Актом лица, занимающие государственные и общественные должности в Англии, были обязаны давать присягу о том, что они не признают пресуществление, мессу и отказываются от почитания святых, то есть по сути публично признают себя нехристями.
Оливер Планкетт (1629, Ирландия ‒ 1681, Лондон, Англия) ‒ католический архиепископ Армы, примас всей Ирландии. Последний мученик-католик, казненный в Англии
И вот теперь наследники этих моральных уродов учат нас «правам человека», а еще большие уроды из числа отечественных ревнителей этих «прав» им послушно поддакивают из всех захваченных ими СМИ, пытаясь оболванить остатки русского населения до европейского уровня.
Так вот, именно места казней и были на протяжении столетий перманентными источниками давок, зачастую с жертвами среди любознательных зрителей. Счет тут шел, конечно, в основном на единицы, реже – на десятки.
К примеру, в раннюю викторианскую эру или незадолго до ее начала то ли у «Деррика», то ли в районе будущего Паддингтона десятка три зрителя сразу задавить смогли.
[1] РНЛ 19.05.21, 26.05, 01.06, 09.06, 14.06, 08.07, 12.07, 10.08.
[2] Мощное чувство локтя. //«Вокруг света» № 1, январь 2016.