Как мы сообщали, 14 августа 2023 года в стенах Санкт-Петербургского Дома журналиста на Невском проспекте прошел второй Всероссийский научно-практический семинар «Идеологический суверенитет и национальный вопрос в России». Публикуем доклад, прозвучавший на мероприятии.
***
Может показаться, что идеологический суверенитет и национальный вопрос имеют весьма отдаленную связь, однако на практике – органично взаимосвязаны, обретая особую остроту в условиях геополитических вызовов, стоящих перед Россией.
Известно, что все масштабные конфликты конструируются. Накануне войны Великой Отечественной войны Западом против СССР была развязана полноценная гибридная война, в которой по полной программе разыгрывалась и национальная карта. В международном плане ее инструментом стала гитлеровская Германия, в последствии – оккупированная, запуганная и присягнувшая ей элита Европейских государств. Во внутренних делах Советского Союза ставка делалась, прежде всего, на украинский сепаратистский национализм, для этого были сформированы вначале дивизия СС «Галичина», впоследствии – Украинская повстанческая армия, создан институт полицаев
Сегодня – тот же дизайн, только в иной конфигурации: запуганные и присягнувшие Вашингтону либеральные элиты Европы, возрожденный, доведенный до государственного масштаба укронацизм. К этому добавился миграционный фактор, заявивший о себе 21 июля 2023 года несогласованным с властями Москвы шествием мигрантов, организованное кураторами из-за границы, готовое к началу беспорядков.
7 декабря 2018 г. был опубликован Указ Президента РФ “О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 года”. В Стратегии: определена цель национальной политики – обеспечение интересов государства, общества, человека и гражданина, укрепление государственного единства и целостности Российской Федерации, сохранение этнокультурной самобытности ее народов, обеспечения конституционных прав и свобод граждан; закреплен концепт российской нации. Стратегия акцентирует внимание на особую роль русской культуры в укреплении гражданской нации: «Современное российское общество объединяет единый культурный (цивилизационный) код, который основан на сохранении и развитии русской культуры и языка, исторического и культурного наследия всех народов Российской Федерации и в котором заключены такие основополагающие общечеловеческие принципы, как уважение самобытных традиций народов, населяющих Российскую Федерацию, и интегрирование их лучших достижений в единую российскую культуру»; «Общероссийская гражданская идентичность основана на сохранении русской культурной доминанты, присущей всем народам, населяющим Российскую Федерацию».
В то же время наличие Стратегии национальной политики без опоры на суверенную национальную идеологию не обеспечит проблему сохранения, умножения и укрепления нации. Отсутствие суверенной идеологии, неразвитость национального самосознания приводит к забвению гражданских чувств. Поскольку гражданство характеризует не только юридическую принадлежность, но и принадлежность социально-культурную (а именно членство индивида в определенном сообществе), гражданство, взятое как «членство», может перестать совпадать с территорией государств, на которой граждане проживают. Соответственно, такие граждане будут стремиться сменить гражданство, либо не станут ревностно служить Отечеству, защищая его интересы.
Геополитический вектор формирования суверенной идеологии хорошо очерчивает знаменитое стихотворение Александра Блока «Скифы». Ведь именно в этом стихотворении Блок утверждает о том, что мы не просто европейцы, для Европы мы – азиаты. Наши предки всегда оберегали Европу от нашествия с Востока и Азию от нашествия с Запада.
«Мильоны - вас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы.
Попробуйте, сразитесь с нами!
Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы,
С раскосыми и жадными очами!
Для вас - века, для нас - единый час.
Мы, как послушные холопы,
Держали щит меж двух враждебных рас
Монголов и Европы!
Европа всегда смотрела на восточные страны как на объект для расширения своей территориальной экспансии:
"Вы сотни лет глядели на Восток
Копя и плавя наши перлы,
И вы, глумясь, считали только срок,
Когда наставить пушек жерла!"
Поэтические строки Блока, высвечивают причины ненависти Запада и к современной российской политической элите, возглавляемой Путиным. Вот почему не устаивает их Путин. При Путине для Европы мы не являемся щитом, а воспринимаемся как острие кинжала, готовое поразить врага, идущего на Восток, или же отойти в сторону, когда Восток двинется на Запад. Но именно сейчас Россия становится такой, какой ее хотел видеть поэт:
"Но сами мы — отныне вам не щит,
Отныне в бой не вступим сами,
Мы поглядим, как смертный бой кипит,
Своими узкими глазами"
Россия впредь не будет щитом Европы – сообщает миру А. Блок. Сегодня, в условиях развязанной Западом гибридной войны против нас, это — более чем очевидно.
Однако, какие бы несчастья не приносила нам Европа, но мы со времен Петра смотрели на европейцев как на друзей, а элита стремилась жить по их стандартам. Но европейцы прививали к себе ненависть с нашей стороны: сожжённые деревни и города, угнанные люди в рабство, уничтожение мирного населения России в Великой Отечественной Войне.
Россия по своим масштабам не могла влиться ни в Европу, ни в Запад в целом. Интеграция России в западный мир сразу бы изменила всю его конфигурацию. Мы весьма неодинаково трактуем ценности, и поэтому, как только мы начинаем излишне сближаться, это сближение немедленно приводит к бедственным последствиям. Как быть в этой ситуации? Нам следует исповедовать философию цивилизационной индифферентности к судьбе Запада. Сейчас вместо безразличия мы находимся в фазе неоправданных ожиданий, разочарованной, неосуществившейся любви.
"Россия — Сфинкс. Ликуя и скорбя,
И обливаясь черной кровью,
Она глядит, глядит, глядит в тебя
И с ненавистью, и с любовью!"
Мы с горечью переживаем, что где-не будь оскорбляют наши чувства, запрещают Рахманинова и Чайковского, удаляют из библиотек книги Достоевского, оскорбляют памятники и т.д. Что свидетельствует о нашем желании влиться в западную историю и нашей невозможности это осуществить. Неосуществлённые ожидания рождают ответную агрессию. Мы жертвы одностороннего чувства, нелюбимые, ходячие больные. Поэтому, нам следует освободиться от блоковской «любви к Европе, которая жжет и губит». Поскольку, это чувство безответной влюбленности в Европу парализует нашу волю к действию, унижает наше достоинство. Все, что мы делали, так или иначе было ориентировано либо на холодную вражду с Европой, либо на теплые объятия с ней. Большинство наших геокультурных инициатив не вытекают из внутренней логики — все сознательно и подсознательно ориентировано на взаимодействие с Западом, либо конфликтное, либо одобрительное.
Только лишь приняв этот цивилизационный барьер как действительность, мы сможем выстроить с Западом исключительно прагматические отношения, принимая его таким, каким он есть. И сам объединенный Запад, в свете заветов Хантингтона, осознает свою уникальность, но не универсальность. Нам надобно исходить из того, что Америкой нам не быть, но и Китаем мы быть не хотим. Все что мы делаем, следует делать для себя, без стремления куда-то вписаться и интегрироваться. Практика свидетельствует, что чем меньше мы хотим куда-то интегрироваться, тем лучше у нас складываются и национальные отношения.
Александр Иванович Кугай, профессор кафедры государственного и муниципального управления Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, доктор философских наук, профессор.