На вопросы газеты "ЗАВТРА" отвечает председатель общественного фонда "Возрождение Тобольска" Аркадий ЕЛФИМОВ.
"ЗАВТРА". Аркадий Григорьевич, Россия содержит в себе несколько вселенных, одна из них — это Сибирь с её древней старой столицей — Тобольском. Каждый раз, мысленно возвращаясь в этот город, прочно связанный с русской историей, русской культурой, я, с одной стороны, ощущаю его величие и красоту, а с другой — помню о драме, которая длится уже не одно десятилетие. Представляя огромную духовную и художественную ценность для нашего Отечества, он в какой-то период времени оказался совершенно брошенным. Когда я впервые смотрел с Троицкого мыса на старый Тобольск, у меня перехватило дыхание, я увидел, как во сне, старую Москву — одноэтажный город с небольшими строениями, в котором видны церковные вертикали. Это храмовая архитектура XVIII века — особое тобольское барокко. Казалось, вот спустишься — и попадёшь в сказку. Но на деле я увидел там колоссальную разруху и множество утраченных, сгоревших деревянных строений. А те, что были сделаны из кирпича и камня, пребывали в страшном состоянии. И перехватывало дух от обиды за то, что мы наше национальное достояние не ценим. Что происходит в Тобольске сейчас?
Аркадий ЕЛФИМОВ. Я бы начал разговор о Тобольске со Пскова, где часто бываю и поражаюсь, насколько он, полностью разрушенный в войну, сегодня такой уютный. В нём 46 церквей, в том числе XII века. И невольно сравниваешь Псков с Тобольском. Почему же мы не смогли сохранить его подгорную часть? К сожалению, от памятников деревянного зодчества мало что осталось, там их уже практически нет. И каменные двухэтажные купеческие дома по главной улице подгорной части тоже сегодня в плачевном состоянии. Правда, Кремль приведён в порядок. Этим в своё время начал настойчиво и упорно заниматься наш губернатор Владимир Владимирович Якушев. Деньги на Кремль тогда были выделены очень серьёзные.
Конечно, за последние годы областная и городская власти немало сделали в подгорной части города. Тоболяки постоянно жаловались на подтопления из-за высокого уровня грунтовых вод. Сегодня там проведена инженерная подготовка, кроме того, туда спустился газ, люди стали строить для себя крепкое и красивое жильё. По государственной программе в подгорной части снесли много аварийных домов, которые особой архитектурной ценности не представляли, жители переехали в новые микрорайоны — уже на гору. Построен новый аэропорт…
"ЗАВТРА". Аэропорт — это очень мощная туристическая инициатива…
Аркадий ЕЛФИМОВ. Да. До Омска теперь лететь всего час. А там, к примеру, при Областном музее изобразительных искусств имени М.А. Врубеля создан Центр "Эрмитаж-Сибирь". Разрабатываются специальные программы культурного обмена: омичей повезут посмотреть Тобольск, а наши жители поедут знакомиться с Омском. Выстраиваются новые связи, маршруты. Туризм на это очень сильно повлияет. И сейчас стоит задача — дальше восстанавливать наш древний город. Ведь туристы сегодня в основном собираются на площадке у Кремля. Хочется их и на Панин Бугор вывести, и подгорную часть показать.
"ЗАВТРА". Но я, к сожалению, видел, как в подгорной части города появились элитные особняки, построенные "под старину" и, скорее всего, без какого-либо архитектурного надзора. Поэтому сегодня для восстановления этой волшебной шкатулки — старого Тобольска требуется выстраивать выверенную с точки зрения исторического наследия, особую логику. Есть ли для этого какие-то законодательные инструменты? Понимают ли местные власти, что Тобольск можно сделать такой же драгоценностью, как Суздаль или Плёс?
Аркадий ЕЛФИМОВ. Сегодня подобные вопросы поднимаю уже не только я. Приезжают туристы. Например, Фёкла Толстая к нам группы состоятельных людей привозит. И не только она. Раньше их, наверное, отправляли на водопады Игуасу на границе Бразилии и Аргентины, а теперь — в Тобольск. Как-то мы обедали с главой города, и с одним из туристов получился такой разговор. Он спросил: "Почему в подгорной части Тобольска все крыши домов покрашены в разный цвет, как лоскутное одеяло? У вас есть главный архитектор города?" — "Нет". — "А главный художник?" — "Нет". — "Исторический город обязан таких наблюдающих, контролирующих и направляющих специалистов иметь!" Это понимают даже приезжие, но, к сожалению, пока в Тобольске этого нет.
Конечно, на всё нужна добрая воля городских властей. Нынешний глава города Максим Викторович Афанасьев очень много делает — обустраиваются скверы, территории для отдыха. И люди благодарны за изменения. Но как-то я предлагал ему поднять горожан, чтобы привести в порядок, обиходить участок под горой. Например, во Пскове я проезжал в автобусе мимо воинской части и видел, что там старый железобетонный забор закрыли туями. Казалось бы, чего проще — подобное можно сделать и у нас. Для этого нужно пробудить людей от равнодушия к судьбе города, поднять их с мест, дать добрый совет, подсказать, как лучше его обустроить. Но пока такая инициатива у нас не приживается. Надеюсь, в будущем всё поменяется. Правительство области сейчас вкладывает очень серьёзные деньги в трассу Тюмень — Тобольск. Ждём, что от этого будет серьёзный результат.
"ЗАВТРА". У меня есть задумка сделать на канале "День" рубрику "Достояние империи" — про территории или, может быть, артефакты, объекты, которые могли бы сильно играть на привлечение людей. Дело здесь не в коммерции, не в туристических ресурсах, а в том, чтобы воссоздать ощущение своего — своей Родины, своего наследия, основания, откуда можно прыгнуть в будущее. Тобольск стратегически так устроен: есть историческая подгорная часть, которую можно превратить в город-музей, и есть верхняя часть, где в перспективе выстраивается город будущего, авангардный Тобольск. И сейчас надо переосмыслить такую конструкцию, чтобы соединить эти два мира в гармонии. Для привлечения внимания здесь есть и другие удивительные территории. Например, место боя Ермака с Кучумом…
Аркадий ЕЛФИМОВ. Сакральное место русской истории! Отсюда, с Чувашского мыса пошла великая империя.
"ЗАВТРА". Это одна из важнейших точек прошлого, но про неё тоже мало кто знает.
Аркадий ЕЛФИМОВ. Сейчас, думаю, пришло время говорить о великой истории нашего государства и через летопись города Тобольска. Одно дело — проблемы, которые постоянно возникали и решались, и дальше будет так же, но история уже написана, от этого никуда не деться. Ведь все подвиги наших первопроходцев, казаков, освоение и дальнейшее поднятие Сибири крестьянами — всё это шло через Тобольск. И конечно, нельзя не упомянуть о нашей величественной храмовой архитектуре. Георгий Васильевич Свиридов, великий композитор и патриот, писал, что лучшие силы русской души были отданы православному храмовому строительству. Наша великая история и культура с её выдающейся архитектурой, великой дворянской литературой XIX века (то, чем я со своим фондом занимаюсь уже почти 30 лет) — это ещё и огромный воспитательный потенциал.
"ЗАВТРА". Тобольск — действительно волшебная территория. Здесь всё дышит русскостью. Крестовоздвиженский храм с его восхитительным внутренним убранством, к сожалению, находится в очень плохом состоянии. Я мечтаю увидеть его восстановленным. Помимо знаменитого места, которое описано на картине Сурикова "Покорение Сибири", есть ещё Абалакский монастырь…
Аркадий ЕЛФИМОВ. Да, с чудотворной иконой Абалакской Божией Матери.
"ЗАВТРА". На другой стороне, рядом с Тобольском прямо из-под земли бьют термальные источники. Они никак не используются, вокруг них нет ничего — ни санатория, ни каких-то обустроенных мест. Но есть удивительные люди, которые живут в Тобольске. И в наследии города много великих имён, составляющих алмазный венец русской культуры. Здесь родились Менделеев, Ершов, Алябьев. То есть Тобольск может стать частью русского паломничества. Важно только сфокусировать на этом внимание. Важное место в Тобольске — дом губернатора, где в ссылке пребывал Николай II со своей семьёй. Что с ним сейчас?
Аркадий ЕЛФИМОВ. Там открыт замечательный музей благодаря правительству Тюменской области. Очень серьёзный вклад внесён Анной Витальевной Громовой, возглавляющей фонд "Елизаветинско-Сергиевское просветительское общество", который помог нашим музейщикам с современнейшими сильнейшими экспозиционерами. Сегодня это лучший музей в Тобольске. Экскурсоводы говорят, что при рассказах о великих княжнах и цесаревиче-наследнике здесь каждый второй посетитель плачет.
"ЗАВТРА". Но ещё есть и Тобольский музей-заповедник — великолепный краеведческий музейный комплекс. А также нельзя не сказать о фонде "Возрождение Тобольска". Как развивается ваше детище?
Аркадий ЕЛФИМОВ. Нашей общественной благотворительной организации уже почти три десятка лет. Каждый год мы делаем отчёты о проделанной работе. На благотворительные программы тратится 15–17 миллионов рублей в год. А о нашем книгоиздательском проекте знают от Камчатки, Чукотки и до столицы. Издания доходят до крупных культурных центров, таких как Российская государственная библиотека. Мы сотрудничаем с директором Государственной публичной исторической библиотеки России Михаилом Дмитриевичем Афанасьевым. Часто проводим там свои презентации, передаём в эти крупнейшие собрания наши книги. Работаем и с библиотекой Эрмитажа. В своё время мы издавали труды Семёна Ульяновича Ремезова…
"ЗАВТРА". Надо пояснить, что это один из отцов-основателей Тобольска. Как картограф, он практически ощупал всё пространство вокруг него и создал там основание для продвижения многих проектов.
Аркадий ЕЛФИМОВ. Да. Каждые пять лет мы печатаем каталог всех наших изданий. В общей сложности сейчас у нас выпущено около 300 книг разными тиражами. Мы сделали 20 уникальных книжных проектов с иллюстрациями лучших художников сегодняшней России, с вклеенными офортами, раскрашенными вручную. С нами сотрудничал, к примеру, заслуженный художник Российской Федерации Николай Иванович Домашенко. В замечательном исполнении мы выпустили сказку "Конёк-Горбунок", издали "Евангелие Достоевского". Все эти проекты — образцы книжного искусства. Такую оценку дают нашей работе авторитетные люди в культурном пространстве сегодняшней России.
Фонд "Возрождение Тобольска" передал 20 книг из этого проекта в библиотеку Администрации Президента РФ. Их основные фонды расположены на Старой площади, а есть ещё небольшая библиотека с круглым столом посередине в резиденции Владимира Владимировича Путина, рядом с его рабочим кабинетом. В числе этих 20 мы подарили уникальное издание — совместного проекта нашего фонда и Российской государственной библиотеки. Это эксклюзивный двухтомник "А.П. Чехов. Остров Сахалин" — факсимильное издание, включающее оптико-электронную реконструкцию авторских черновиков. Специалисты РГБ сделали экспертизу рукописи, изучили в ней все исправления, зачёркивания, даже те, которые совсем не видны. Мы ввели в научный оборот 10% неизвестных частей рукописи Чехова. Теперь благодаря высокотехнологичному оборудованию и трудам экспертов автографы классика стали доступны всем исследователям и поклонникам творчества Антона Павловича. Издание стилизовано под дорожный чемодан прошлого века, в который "уложены" два тома "Острова Сахалин".
В прошлом году мы издали очень дорогой каталог этих 20 книжных изданий. В него включён также объёмный том текстов, поскольку вышло довольно много ценных рецензий и эссе по поводу наших книг. И это очень поможет специалистам, библиотекарям, читателям. Недавно по приглашению я был на празднике книги во Пскове и передал от фонда псковской библиотеке несколько десятков книг, в том числе и этот каталог. Библиотека, кстати, носит имя Валентина Яковлевича Курбатова, с которым вы впервые приехали в Тобольск и сажали липы в нашем парке.
"ЗАВТРА". Кажется, всё это было совсем недавно, но уже становится мифом, историей…
Аркадий ЕЛФИМОВ. Как-то при встрече Александр Андреевич Проханов с большой ностальгией говорил мне, что, казалось, совсем недавно во Пскове собирались вместе два десятка великих людей, и он находился в этой замечательной плеяде — Саввы Ямщикова, Валентина Курбатова, знаменитого псковского кузнеца Всеволода Смирнова. Хотя не все они жили во Пскове. Теперь из этой компании остался только он один. А Савве Ямщикову сейчас в центре исторического Пскова поставлен памятник.
"ЗАВТРА". Ещё из этой плеяды вспоминаются Пётр Павлович Оссовский и Семён Степанович Гейченко. Такие люди попадали во Псков и оставались там навсегда. Но всё же мне кажется, что сегодня про Псков знают и рассказывают недостаточно.
Аркадий ЕЛФИМОВ. Тем не менее он до сих пор находится в авангарде защиты наших исторических рубежей. Недавно там открылся Музей истории оккупации и геноцида населения Псковской области. Меня это порадовало, потому что практически 30 лет нас старались примирить с немцами. Вспоминаю выступление Даниила Гранина в Бундестаге, где он говорил, что фашисты — тоже люди. Да нет же — это были нелюди! В том псковском небольшом музейчике рассказывается об эстонских карателях, потомки которых теперь устраивают факельные марши. Пять тысяч деревень было сожжено вместе с расстрелянными жителями. Всё это документально подтверждено подлинными фотографиями и документами. И сегодня настало время расставить точки над i.
"ЗАВТРА". Вся перестройка была направлена на то, чтобы стереть грань между своими и чужими и сказать, что нет никаких чужих, все — свои…
Аркадий ЕЛФИМОВ. Кроме того, довольно успешно стирали грань между понятиями, что такое хорошо и что такое плохо. Для многих она уже едва различима.
"ЗАВТРА". Да. Это вторая итерация, связанная с новым глобальным проектом культуры, которая просто всё выворачивает наизнанку. Вернёмся к Тобольску. Здесь проявили интерес к такой таинственной и неоднозначной личности, как Григорий Ефимович Распутин, который тоже был связан с этим городом, с селом Покровское. Несмотря на то, что за ним круглые сутки ходила охранка, а его личность рассматривали и в бинокль, и в увеличительное стекло, мы всё равно до сих пор не знаем, что же это был за человек.
Аркадий ЕЛФИМОВ. Да, разобраться сложно. В селе Покровское сегодня работает его частный музей, а также есть отдельная экспозиция, она же библиотека, книг о нём. Может, конечно, кому-то это интересно, но у народа и без того мозги разнесены в разные стороны. Все прошедшие 30 лет специально делалось всё, чтобы атомизировать человека. Издавали ложные учебники, огромные тиражи псевдоисторических книг Фоменко и Носовского. Поэтому нам сегодня надо сосредоточиться. Хватит развлекаться какими-то анекдотами об истории. Люди не знают элементарных вещей. Когда я вожу экскурсии по своему парку, то часто напоминаю гостям высказывания русских мыслителей, которые, в частности, писали, что нет более великой государственности в истории человечества, чем русская — на протяжении 1160 лет. Это нужно освещать как можно чаще и ярче.
Сейчас фонд "Возрождение Тобольска" готовит книгу блистательного историка Ивана Павловича Каменецкого о Сибири XVI–XVII веков. Он написал о казаках-первопроходцах. Если задаться вопросом: с чем можно сопоставить их подвиг? Я всегда отвечаю: с героизмом первого космонавта Юрия Алексеевича Гагарина. Наши казаки прошли до Тихого океана и присоединили Сибирь к России. Метко сказал об этом Валентин Григорьевич Распутин: "Казаки-первопроходцы, наскоро пройдя Сибирь насквозь, простёжив её боевыми острогами, словно бы подшили её к России". Это историческая правда, и именно такую историю нужно давать людям. А у Фоменко и Носовского откуда что взялось? За огромные деньги из-за рубежа им напечатали толстенные книги огромными тиражами. Между тем в российских институтах продолжают работать настоящие историки — преемники советской фундаментальной науки.
"ЗАВТРА". Наработки-то гигантские! У нас есть научные школы, труды. Но складывается ощущение, что все мы ходим по самородку, который завален мусором, и никому не приходит мысль, что под ним — чистое золото.
Аркадий ЕЛФИМОВ. Кажется, что в эту эпоху потребления и рынка люди всё больше хотят играть в игрушки. И историю тоже воспринимают как игру. Не секрет, что для осуществления программы фонда "Возрождение Тобольска" нужны достаточно серьёзные денежные вливания. Председатель нашего попечительского совета Юрий Константинович Шафраник — человек, известный не только в России. Только благодаря попечителям мы можем аккумулировать средства в свои просветительские проекты и двигать их. Многие предприниматели помогают фонду, многие отказываются это делать. В целом парадигма жизни состоятельного человека пришла с Запада, сегодня он поставлен на чётко заданные рельсы. И в голову ему вложена определённая идеология: большой дом, красивая жена, много детей. Всё это хорошо. Дальше — больше: экстремальные путешествия, бильярд, охота, рыбалка. И они кивают на дворян, мол, те тоже охотой увлекались, имели оружейные комнаты, предметы роскоши.
А что же тогда отличало воспитанного человека — дворянина — ото всех остальных? Это умение рисовать, сыграть на музыкальном инструменте, написать в альбомчик эпиграмму или стишок. И парки разбивали дворяне в основном сами, только на крупные дворцовые ансамбли привлекали больших архитекторов. Это были образованнейшие люди своего времени, владевшие 5–6 языками. Охота и бильярд в их повестке дня стояли далеко не на первых позициях. А у нас наоборот: для большинства богатых людей, кроме развлечений, фактически всего остального не существует. Книжки читать не обязательно. А ведь чтение — это душевный труд. Если вспомнить выражение Энгельса "труд создал человека", то именно душевный труд при чтении книги создал мыслящего человека. Иначе все так и остались бы пещерными людьми.
Есть, к счастью, и противоположные примеры. Недавно я присутствовал на открытии выставки графики из коллекции Дмитрия Фролова, искусствоведа, коллекционера, библиофила и, ко всему прочему, депутата Тюменской областной думы. Он рассказывал о своей коллекции, о том, как атрибутировал попавшиеся ему листы графики, купленные на развалах, сколько времени и душевных сил потратил, рассматривая эти замечательные работы художников. Именно такой душевный труд создаёт современную элиту, а не развлечения, когда "прикольно".
"ЗАВТРА". Как-то я спросил своего древнего товарища, суждениям которого доверяю и который в какой-то момент времени вошёл в контекст с нашим военным руководством, спецслужбами и чиновниками: в чём основные проблемы российской власти? Он отметил, во-первых, что в их действиях слишком много нескоординированных процессов, нет единого центра контроля и принятия решений. А во-вторых, практически у 98% из них нет гуманитарного образования и широкого кругозора. Поэтому они не могут объективно оценить огромное количество явлений в мире. В отличие, к примеру, от древних чиновников Китая, которых не случайно науськивали на поэзию, каллиграфию. А также чиновников советского периода, когда гуманитарное образование имело очень широкие возможности и корни. Он прав?
Аркадий ЕЛФИМОВ. Да, всё это имелось. А великую страну мы потеряли тогда, когда чиновники стали больше другого ценить циркуляры сверху. Много ли можно назвать имён сегодняшних госслужащих, которые увлекаются философией, литературой?
За последние 15 лет я открыл приблизительно 200 художественных выставок. Из них — 150 лично в Тобольске. И практически каждый из представленных художников в какой-то степени работал на Запад, но в основном — на Китай, где ещё 30 лет назад ЦК КПК принял постановление воспитывать молодое поколение на китайской традиционной культуре и на всём лучшем, что есть в мире. А это, в том числе, понятное дело, и русское, советское реалистическое искусство. Китайским предпринимателям, даже мелкой руки, выгодно вывозить из России живопись, скульптуру. Если кто-то, к примеру, захочет создать музей русского искусства, то ему на это дадут беспроцентный кредит, половину которого сразу же спишут. За 30 лет они вывезли из России огромное количество замечательных работ современных художников. Это осуществляется с целью, как сделать свой автомобиль лучше, чем мерседес, или как им лидировать в космосе.
Частенько слышу такой аргумент: ничего страшного, раньше мы были хранителями классической живописи и великого реалистического искусства, теперь ими будут китайцы, поэтому, мол, не рви сердце, Аркадий. Где же наша русская справедливость, наш историко-культурный код, доставшийся нам от предков?! Пусть кто-то считает, что я, организуя выставки и выпуская книги, просто выпускаю в гудок, в никуда свои возможности и какие-то деньги. Но я не останавливаюсь, продолжаю делать то, что делал все 30 лет. Думаю, всё равно это как-то аукнется со временем. Всё это должно присутствовать в нашей жизни, предприниматели должны ходить и на такие выставки, и по мастерским художников, дружить с ними, что-то покупать у них для себя… Иной раз думаю, ну, недалёкие! Ведь не вы нужны художнику — они живут красивой интеллектуальной жизнью, — а вам нужны эти образованнейшие люди, создающие шедевры!
"ЗАВТРА". Когда газета "Завтра" издавалась в 1990-е и в 2000-е годы, всегда присутствовало ощущение этакого крика в пустоту. И никаких надежд на то, что что-то поменяется, не было. Ан нет! Так что и вам нужно продолжать всё делать с тем же упорством и тем же яростным вдохновением. Было бы интересно, к примеру, узнать, какова судьба 300 дерев в высаженной вашими усилиями липовой роще?
Аркадий ЕЛФИМОВ. С сентября 1994 года я начал закладывать парк на пепелище бывшего дома отдыха, где к тому времени образовалась самая настоящая свалка, "мерзость запустения" (из Ветхого Завета). Почти 300 видов деревьев и кустарников я перевёз сюда из ботанических садов Новосибирска, Барнаула, Екатеринбурга, Тюмени. Были и посадки саженцев из местных лесов. Кедр замечательный у нас растёт. По наивности своей строительной сначала думал, что достаточно воткнуть саженец в землю, и дело сделано. Но оказалось, что за ботанической коллекцией нужен очень серьёзный уход. И я этим до сих пор постоянно занимаюсь. Уже выращено более 8000 деревьев и кустарников.
Сегодня в Тобольске наш ботанический сад "Ермаково поле" — одно из самых привлекательных мест, в том числе для туристов. Это приятно. Но парк я ещё продолжаю развивать. Он посвящён истории города Тобольска. Там на холме очень эффектно стоит часовня в стиле домонгольской Руси. Она создана по проекту архитектора Алексея Витальевича Белоусова в честь Димитрия Солунского. И это не случайно. Победа Ермака над войсками Кучума в битве на Чувашском мысу, открывшей России путь в Сибирь, произошла в день памяти великомученика Димитрия Солунского. Теперь рядом с часовней установлен очень эффектный каменный Поклонный крест дружине Ермака. Многие мои гости-художники говорят, что такое монументальное сооружение не стыдно поставить и на Красной площади в Москве.
"ЗАВТРА". Расскажите, пожалуйста, про именные деревья в этом парке. Есть ли в нём ваше дерево?
Аркадий ЕЛФИМОВ. Моё тоже есть. Сегодня в этой мемориальной липовой роще высажено почти 300 деревьев. Самое первое посадил в 2002 году Валентин Григорьевич Распутин. Есть дерево Валентина Яковлевича Курбатова, и липа Андрея Александровича Фефелова — вы вместе тогда приезжали. Растут деревья, посаженные Владимиром Николаевичем Крупиным, Александром Андреевичем Прохановым, Фёдором Филипповичем Конюховым, Юрием Михайловичем Поляковым, многими другими замечательными людьми. Савва Васильевич Ямщиков всё собирался в гости, но, к сожалению, так до меня и не доехал. Поэтому мы вместе с Александром Андреевичем Прохановым посадили дерево в честь Саввы.
Парк продолжает развиваться. В нём появляются новые беседки и памятники. Особенно красиво здесь осенью, когда вся эта ботаническая коллекция создаёт необычно яркий пир красок.
В парке "Ермаково поле" мы открыли памятник священномученику протопопу Аввакуму в честь его 400-летия. Он жил в Тобольске, был в ссылке и служил здесь почти год. Автором скульптуры стал заслуженный художник РФ, академик Российской академии художеств Сергей Мильченко. Вся неистовость Ивана Грозного и протопопа Аввакума быстро переходила в некое покаяние, смирение. И скульптор сделал фигуру Аввакума с руками, сложенными на груди, в его глазах прорисована просто какая-то нечеловеческая, космическая скорбь. Памятник небольшого размера, но исполнен необычно и производит очень сильное впечатление. На открытие приезжал владыка Корнилий, митрополит Московский и всея Руси Русской Православной Старообрядческой Церкви. Поэтому его дерево в липовой аллее тоже есть.
"ЗАВТРА". В этой липовой аллее собраны все мы вместе. И когда нас не будет, эти деревья станут общаться между собой, будут шелестеть на ветру и переговариваться. Это уже будет другая история. И, наверное, кто-то наиболее чуткий услышит наши голоса — даже спустя 100 лет.
Аркадий ЕЛФИМОВ. Сейчас я должен получить из печати первый выпуск книги по липовым посадкам. Это первые 49 лип, а объём — более 550 страниц. Огромный том! Очень много фотографий, текстов. Валентин Григорьевич Распутин написал очень красивое эссе, фактически, гимн городу — "Возвращение Тобольска". А вступительную статью я попросил написать Проханова. Но вместо этого он просто наговорил свой текст на диктофон. Я был поражён, насколько талантливо это было сделано и не нуждалось ни в какой редакторской правке. Слова Александра Андреевича я поместил не только в книгу, но и около лип в парке. Сюда приводят экскурсии и читают этот замечательный текст. В нём как раз говорится о том, что кто-то из тех, кто сажал эти липы, ещё жив, кто-то уже ушёл. Но ушедшие от нас свои знания, опыт, мечтания перенесли в деревья, сами переродились в них. И всё это — в честь нашей великой России.
"ЗАВТРА". На самом деле, никакой труд не напрасен, ничего не исчезает в информационном поле. Любое слово, книжка обязательно дойдут до читателя. Массовая информация важна на какой-то момент времени. Но глубинная культура капиллярна. И ваше издание, возможно, попадёт в руки какого-то мальчика — будущего государственного деятеля или художника, и он расцветёт образами, знаниями, смыслами. И продолжится ваше дело, наше дело. Так развивается культура, так развивается цивилизация. И так развивается наша страна. От сердца к сердцу.
Аркадий ЕЛФИМОВ. Спасибо, Андрей Александрович. Я тоже думаю об этом. В нашей книжной серии "Тобольск и вся Сибирь" уже почти 50 книг. В неё вошли четыре тома "Северный морской путь", где показано 10 веков великого русского подвига по освоению Арктики. Получилась такая мини-энциклопедия. И сменятся поколения, но на таких книгах будут воспитываться новые Русские Герои.
"ЗАВТРА". Огромное спасибо за беседу!
Впервые опубликовано в газете "Завтра"
Фото: Тобольский Кремль на вершине Троицкого мыса (Алафейской горы)