II
Свою жизнь Главный маршал авиации Александр Евгеньевич Голованов сравнил как-то в дружеском разговоре с синусоидой, резким жестом руки очертив крутые взлеты и пике. Синусоидой в некотором приближении описываются и морские волны – их гребни и впадины. Если при описании жизни Голованова ограничиться для простоты всего одним периодом волны-синусоиды, то можно сказать, что она состояла из «белой части» − «гребня» – от юных лет до 1953 года, и черной «впадины» до его последних дней.
Понятно, что и в «белой части» жизни маршала наличествовали черные вкрапления, и наверняка были белые вкрапления и в «черной части» последних двух десятилетий, − жизнь наша сложнее схем и моделей, и даже обычная волна в морях и океанах описывается не одной синусоидой, а их безчисленном наложением – спектром волны. Но все же, все же …
В нашем предыдущем очерке было сказано, что начало жизни и послереволюционной карьеры будущего маршала напоминала хорошую советскую сказку, по которой можно было бы, почти не погрешив против истины, снять фильм − рекламный ролик Сталинской эпохи, вроде фильмов Александрова. Для полного правдоподобия − с участием самого красавца-героя в главной роли.
Были, повторим, и в этой ленте черные и просто сомнительные кадры, но столь редкие, что их можно было бы, не слишком напрягая совесть, удалить, не нарушив единства фильма.
Постараемся изложить основные вехи «сценария» этого «фильма».
В изложении будем опираться без дополнительных ссылок, на собственные слова Голованова в его книге воспоминаний «Дальняя бомбардировочная...», биографическую статью о нем «Судьба Главного маршала» Алексея Викторовича Тимофеева, благодаря многолетним усилиям которого увидело свет первое полное – без купюр – издание этих воспоминаний[1].
Также на главу «Несписочный маршал» в «Солдатах империи» Феликса Чуева[2]. и ряд других источников, указанных в списке литературы в заключительном очерке.
Но прежде, чем начать рассказ о светлом периоде жизни Главного маршала начиная с его юношеских лет, приведем одно свидетельство о его талантах как уже состоявшегося большого военачальника, любопытное тем, что об этом говорит враг.
Из отчета 4-го отдела Разведуправления Генерального штаба ВВС Германии
«№ 36412/42
Секр. 4 отд. РУ ГШ ВВС Германии
(перевод с немецкого).
Сентябрь 1943
Военно-Воздушные Силы Советского Союза.
Авиация дальнего действия (АДД)
Предисловие
Прилагаемая разработка «Авиация дальнего действия» представляет собой сборник материалов по русской дальнебомбардировочной авиации по состоянию на сентябрь 1943 г.
Авиация дальнего действия в дальнейшем будет именоваться сокращенно ‒ АДД. …
Данные для этой разработки были неоднократно проверены, ибо для этого много благоприятных обстоятельств.
На достоверность всех данных было обращено особенно серьезное внимание. Ввиду того что АДД находится в стадии развития, материал необходимо дополнять через некоторое время новыми данными.
I. История развития АДД
...В начале войны перед военным руководством Советского Союза встала серьезная задача создания единой системы подготовки и обучения всех соединений дальней бомбардировочной авиации, ибо налицо были грубые ошибки в ее боевом применении и ощутительные потери.
Уже в первые дни войны высшее командование ВВС КА благодаря неправильному, использованию соединений дальней бомбардировочной авиации потеряло весь состав самолетов-бомбардировщиков и отлично подготовленный для ночных и слепых полетов летный состав.
При дневных действиях по переднему краю обороны дальнебомбардировочная авиация выполняла свои задачи без сопровождения истребителями, что привело к огромным потерям...
В апреле 1942 года военным руководством были приняты решительные меры, и в удивительно короткий срок был создан «Оперативный воздушный флот» ‒ АДД.
В АДД входят все соединения, имеющие на вооружении дальние бомбардировщики, за исключением соединений, дислоцирующихся на Дальнем Востоке, которые продолжают оставаться в подчинении воздушных армий.
АДД представляет собой принципиально новую, в своем роде, организацию авиации.
АДД выводят из состава ВВС КА и ставят во главе ее признанно способного, имеющего боевой опыт генерал-полковника Голованова, который быстро был произведен в маршалы авиации и пользуется чрезвычайно большим доверием у Сталина.
Принимая во внимание ее особые задачи, АДД в дальнейшем получает самостоятельность.
Во избежание всяких трений с Главным управлением ВВС КА АДД подчиняют непосредственно народному комиссару обороны и Ставке Верховного Главнокомандования. […][3].
Главная задача АДД состоит в повышении ударной силы всех дальнебомбардировочных соединений посредством единого руководства боевыми действиями на всех направлениях главных ударов наземных войск.
Руководство боевыми действиями осуществляется непосредственно штабом АДД, а не воздушными армиями. Наземные службы АДД также независимы от ВВС.
Кадры для себя АДД подготавливает в своих школах и запасных полках, а при подборе кадров пользуется преимуществом. Для АДД большей частью выбираются опытные и особо способные экипажи.
Личность их командующего и его забота о подчиненных вплоть до низших чинов имеют влияние на эту «аристократию русской авиации».
Под неуклонным руководством Ставки АДД непрерывно развивается. …
II. Организация АДД
1. Организация высшего командования АДД (штаб и Военный совет)
Организация высшего руководства АДД охватывает наряду с оперативным штабом также административные и технические управления, и все это называется штабом АДД.
Штаб АДД находится в бывшем помещении Военно-воздушной академии им. Жуковского на Ленинградском шоссе, поблизости от Московского Центрального аэродрома.
Во главе АДД стоит Главнокомандующий ‒ летчик дальнебомбардировочной авиации А.Е. Голованов, который 3 августа 1943 года был произведен в маршалы авиации.
По всеобщему мнению, он считается одним из способнейших генералов ВВС СССР. Имея долголетний опыт как летчик гражданской авиации, он обладает большими летными данными и отличным организаторским талантом.
В Академии гражданского воздушного флота[4] и во время своей работы в качестве руководителя территориальных управлений ГВФ в Средней Азии и Сибири он получил всесторонние знания в области авиации и, в частности, в области дальних воздушных сообщений, а также организационно-административные навыки, которые он и использует в настоящее время в военной авиации.
Кроме того, он имеет большую популярность, хорошее общее развитие и обладает большой энергией.
Значительно то, что до сих пор никто из пленных летчиков не мог сказать про него ничего отрицательного, что совершенно противоположно по отношению ко многим другим генералам ВВС СССР.
Голованов и его летчики
Положение Голованова, а также всей АДД знаменуется очень близким отношением Голованова к Сталину. Согласно показаниям военнопленных, Голованов еще в первые годы существования Советской власти, очевидно, был активным деятелем ЧК.
Впоследствии он сменил свою работу в партийных органах на профессию простого летчика, где также успешно проявил себя. В 1938 году советская пресса отмечала его как летчика-миллионера, налетавшего миллион километров.
Голованов, в числе немногих, имеет право на свободный доступ к Сталину, который называет его по имени в знак своего особого доверия.
Как представитель Ставки Верховного Главнокомандования, Голованов не менее значительная личность, чем маршал Новиков, не говоря уже о его обширных знаниях в тактических вопросах.
АДД особенно обязана личности Голованова тем, что она к сегодняшнему дню является предпочтительным видом авиации ВВС СССР, имеет больший авторитет, чем другие виды авиации, и стала любимицей русского народа.
Необычайно большое количество гвардейских соединений в АДД ‒ высшее выражение этого.
…
V. Принципы боевых действий АДД
1. Общие принципы
Приказ на боевой вылет штаб АДД получает из Ставки. Не было ни одного случая, чтобы соединения АДД временно выделялись в подчинение командования фронта, но для поддержки важнейших операций войск они применялись с успехом. …
Направление главных ударов АДД выбиралось исходя из данных фронтовой разведки. Ударам подвергались места сосредоточения мотомехвойск, установленные разведкой, и в первую очередь на тех участках фронта, где ожидались наступательные операции противника. Для повышения эффективности ударов налеты проводились, как правило, в одном главном направлении.
В особо важных и решающих налетах все руководство операцией брал на себя лично командующий генерал-полковник Голованов (как, например, зимой 1942 г. в районе Сталинграда). …
Пилотирует Главный маршал
Все ночные действия русской авиации, за исключением ночных ближайших налетов (У-2 и Р-5), проводились исключительно соединениями АДД, что позволило знать масштабы действий АДД.
Ночная разведка велась также самолетами АДД.
…
12. Потери
В противоположность истребителям и штурмовикам потери АДД сравнительно незначительны. В русских авиационных кругах говорят об АДД, как об «институте страхования жизни».
Все данные говорят о том, что после проведенной реорганизации потери АДД стали еще менее значительны. При этом потери от средств ПВО противника менее значительны, чем потери, которые являются результатом оплошностей, плохой метеообстановки и технических причин.
Чаще всего потери вызываются плохой метеообстановкой. Другими причинами потерь являются отказы материальной части, особенно моторов. Потерь из-за недостаточной подготовки экипажей почти нет, так как молодые экипажи всегда имеют на борту опытного летчика.
…
14. Русская самокритика
Русский человек имеет особенно выраженное влечение к самокритике.
На русских летчиков эта склонность ни в коем случае не действует отрицательно или разлагающе, а наоборот, она сплачивает их и служит в целом задачам общего дела.
Эта положительная “критика” служит не только для цели войны, как это многие считают.
Русские летчики воспитываются в рамках солдатской дисциплины, в строгой критике к самим себе, и при этом на первый план выступает “сомнение в себе”.
[Видимо влечение к самокритике и сомнение в себе ‒ наша национальная черта. Раз уж германская разведка той поры говорит, что даже летчики ВОВ и самой АДД были ей подвержены.
Это как-то успокаивает и утешает. – БГ].
[…]
VII. Система подготовки и обучения личного состав АДД
1. Общие положения
С признанием русским командованием большого значения создания «оперативного воздушного флота дальнего действия» подготовке кадров АДД уделяется особенное внимание. Подготовка кадров АДД совершенно независима от ВВС.
Многие данные говорят о том, что училища и резервные полки АДД являются «особым коньком» маршала Голованова.
Благодаря личной инспекции, подбору способного преподавательского состава и хорошей организации обучения производительность школ сильно возросла, так что до сих пор существовавшая слабая сторона АДД — недостаток в квалифицированных летчиках, штурманах и наблюдателях — в ближайшее время будет устранена.
Еще не так давно подготовка в школах была настолько недостаточной, что приходившие оттуда кадры должны были, по крайней мере, в течение трех месяцев продолжать обучение в полках. В результате проведенной в начале 1943 г. инспекции качество подготовки кадров в школах было улучшено, а количество учебно-летных часов увеличено. […]
XI. Заключение
Значительным качеством АДД является возможность эластичного и быстрого перенесения направлений своих главных ударов. Военнопленные говорят о подготовке к массированным налетам по Германии, которые будут аналогичны англо-американским. Организация корпусов рассчитана на дальнейшую реорганизацию соединений АДД.
Важен тот факт, что месячные пополнения значительно превышают потери, т.е. месячные пополнения материальной частью самолетов значительно больше потерь.
Ударная сила АДД несомненно растет. АДД подготавливает самолеты и экипажи, для того чтобы осуществить массированный ночной налет на восточную часть Германии 300-500 самолетами. В настоящее время возможно стягивание для налетов на Германию, Венгрию и Румынию до 300 самолетов. …
Вышеследующая разработка должна была установить в рамках наших знаний в этих вопросах наибольшие возможности АДД и границы ее действий.
Нашей ПВО нужно дать необходимые сведения»[5].
Это, заметим, писал враг. Для себя.
Продолжение следует