К 210-летию Р.Вагнера

0
612
Время на чтение 4 минуты

Семья была велика, отец служил в полиции, дед был таможенным чиновником…

Почему именно из этой семьи вышел творец германского музыкально-философского эпоса Рихард Вагнер, не объяснит никто: ибо дух дышит, где хочет.

Впрочем, отчим композитора (отец умер рано) был актёром, вероятно, под его влиянием Рихард начинает изучать гроздья гармонии достаточно рано, постигая те тайны, что были предназначены только для него.

Вагнер рассматривал свою музыку синтетически: как соединение звуковой лавины и философской бездны: воплотившейся для него в древнегерманском пантеоне, в звучащих мощно, отливающих льдом, насыщенных звуками Валгаллы сказаниях.

Вагнер писал статьи: и своё кредо формулировал в афористической манере; он писал и о том, что подлинная свобода человека есть восстановление связей с природой; он писал и о музыкальной свободе высказывания, считая музыкальную драму высшей формой выразительности.

…кажется странным порой, что Вагнер не создал Фауста: вечный алхимик, возжаждавший земных наслаждений, подходит, казалось бы, идеально композитору-философу.

Вагнер врывался в жизнь мощно: как его музыка входила в пласты и пространства истории; он знакомится с М. Бакуниным, участвуя в Дрезденском майском восстании, а после поражения оного бежит в Цюрих, где пишет либретто к тетралогии «Кольцо Нибелунгов»…

Благосклонность Людвига II – утончённого ценителя высот прекрасного, короля, не слишком монтировавшегося с жизнью и властью – даёт Вагнеру возможность спокойно работать и безбедно существовать.

…комизм «Нюрнбергских мейстензингеров» своеобразно параллелен «Тангейзеру», где центром сил становится певческий турнир…

Ганс Сакс – неутомимый шутник, острослов, бичующий пороки – блистательно входит в реальность «Нюрнбергских мейстензингеров», и - перекликается с нашей действительностью, требующей повышенного сарказма.

Вагнер реформирует оперу, увеличивая её возможности до музыкальной драмы, где идеи завязываются в тугие узлы, по-иному освещая человеческую историю.

Она – данная через миф – становится многослойной: и через один слой словно просвечивает другой, и каждый требует особого внимания.

Звук Вагнера!

Эта льющаяся, великолепная мощь, отсвечивающая метафизическим золотом и серебряной подлинностью!

Мнится, Вагнеру – в чём-то не хватало органа – ибо этот царственный инструмент, как никакой другой, столько сплетает различного в звуковом своём могуществе.

Создание музыкальной драмы стало целью жизни композитора; отдельные её элементы воплотились в ранних опусах: «Летучем голландце», «Тайнгейзере», «Лоэнгрине»; а пиковое воплощение прослеживается в тетралогии «Кольцо нибелунгов», «Тристане и Изольде»; идеи, воплощённые в вагнеровских статьях, отличаются алмазной чёткостью грани – мысли, обосновывающей необходимость именно музыкальной драмы.

…Альберих завладевает золотом Рейна.

Вотану удаётся похитить у него золотое кольцо, дающее воплощение власти и беспредельное богатство.

Карлик, произносящий страшное проклятие.

Зигфрид, не ведающий страха: только так можно вернуть мистическое злато.

Валхалла, метафизически возникающая на заднем плане: впрочем – планы смещаются, параллели и меридианы духовных миров пересекаются, и фантазия Вагнера, дико и пряно цветущая, превращает реальность в условность.

В невероятном калейдоскопе духа и плоти мешаются герои, магия, древнегерманский пантеон разрастается до размеров всеобщности, и звук, ликуя и поднимаясь в запредельные выси, невероятен: красотою своего объёма.

В классической опере Верди и Россини отдельные номера, как арии, например, делят единое музыкальное пространство на фрагменты: Вагнер избегает этого, предпочтя сквозные музыкально-драматические сцены, перетекающие одна в другую

Гроздь действия и звука, полная соком трагизма.

Но и – величия жизни.

Вагнер придавал исключительное значение оркестровке, а шире – симфонизму: сравнивая оркестр с античным хором, своеобразно комментирующим происходящее, проявляющим скрытые смыслы.

В поздних операх (в «Тристане и Изольде», например) композитор сводит внешнее действие к минимуму, наполняя пространство произведения психологической плотностью: предельного объёма.

Тональность, словно эстафету принятую композитором у венских классиков, он чрезвычайно расширил; развитая им система лейтмотивов, коротких музыкальных характеристик, является суммарной психологической оснасткой громовых опер.

Его символизм мистичен: ключом к пониманию оного служит унивёрсум суммы драм: мечта о тотальной музыке воплощена ими.

Недолгое, хотя и интенсивное увлечение буддизмом, отразилось своеобразно на построение «Тристана и Изольды», где словно сквозь внешнее просвечивает мистическое: сущностно и определяющее жизнь.

Литературное и философское наследие Вагнера перекликается с главенствующей музыкой: так, написанная в условиях общественного пессимизма и неверия в возможности улучшения социума статья «Искусство и революций» полна молодым задором.

Он верил в революцию.

Возможно, полагал, что через музыку, пропитывающее общество, придёт обновление последнего…

Теория и история искусства исследовались им с тою же обстоятельностью, с которою творились музыкальные драмы.

Слава Вагнера бушевала, как его оперы.

В Росси его пропагандировал А. Серов, который был с Вагнером дружен; русский классик Римский-Корсаков, критиковавший Вагнера, очевидно испытал его влияние в плане гармонии; о нём писал музыкальный критик Г. Ларош; вагнеровские мотивы можно расслышать в творчестве А. Рубинштейна и А. Скрябина…

Он стоит особняком с истории мировой музыки – Рихард Вагнер.

Его неистовость и тотальность, его стремительные мысли и невероятные оперы, его Валхалла и таинственные персонажи – всё смешивается в невиданную алхимию звука, смысла, метафизики: и соединение такое, казалось бы, действительно должно изменить общество…

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Балтин
Все статьи Александр Балтин
Последние комментарии
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 02:37
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:55
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44
Потерянное время
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 21:45