В предложенном вниманию читателей материале я познакомлю с одним из эпизодов Великой Отечественной войны. Мой прадед, Александр Михайлович Коржов, воевал в авиации. Недавно мы обнаружили 2 листа с записанными воспоминаниями о том, как он вывозил выведенные из строя самолёты в тыл на ремонт. В этих бесхитростных строках были кое-какие интересные детали, которые помогают создать живую картину происходящего.
Авиатехник, в отличие от бортинженера, который является членом экипажа, обеспечивает наземное ангарное и линейное обслуживание, которое производится механиком перед взлётом и после. Авиационный механик выполняет регламентные и ремонтные работы самолёта, выявляет и устраняет неисправности техники: двигательных установок, приборного оборудования, электрооборудования, радиооборудования, аккумуляторных батарей, бортовых средств, систем автоматизированного управления, пилотажно-навигационных комплексов, оптико-электронной техники и др.
Он осматривает планер (несущая конструкция летательного средства) в целом и, в случае надобности, производит замену блоков (узлов конструкции, представляющих собой отдельную функциональную единицу). Рабочие места авиационных механиков располагаются на стоянках самолетов, в ремонтных мастерских авиационных эскадрилий, ангарах и цехах технико-эксплуатационной части.
Для овладения этой специальностью нужно хорошее образование, которое Александр получил в Николаеве. Он поступил в Лётное училище в Йошкар-Оле и уже в июле 1941 года, когда ему было 20 лет, стал лейтенантом ВВС РККА.
22 июня немногие советские самолёты смогли встретиться с немецкими в небесном бою. Значительная их часть, как известно, была уничтожена силами Люфтваффе (ВВС Германии) на своих аэродромах. И вот, выполняя задание Правительства СССР о сбережении и восстановлении повреждённой авиатехники, Александр Коржов, назначенный старшим по эвакуации на авиазавод самолётов, вместе с командой отправился в путь.
На Северодонецком фронте получившие серьёзные повреждения Ил-2 были разобраны, доставлены на ЖД станцию и погружены на платформы. И вот со своим негабаритным грузом они начали движение через Москву, Рязань, Мичуринск в Воронеж на Завод №18. Но Воронеж стоял в руинах. Эшелон с тремя самолётами Ил-2 застрял на узловой станции Отрожка, так как нельзя было двигаться через повреждённый мост. Коржов добрался на завод, а его уже в октябре 1941 года эвакуировали в Куйбышев.
Через ЖД Комендатуру и диспетчерскую службу удалось выяснить, что к чему, и тогда Александра вместе с разобранными Ил-2 отправили на авиазавод «Комбайн» в город Саратов. Но этот завод выпускал истребители Як-3. Вновь переадресовали – в город Энгельс.
Этот город с осени 1941 года становится важным звеном в военной промышленности сражающейся страны. 23 августа 1941 года город принимал Брянский вагоностроительный завод с полным оборудованием, что позволило ему уже в конце года выполнить план по выпуску военной продукции на 120%. 40 предприятий, 9 из которых оборонного значения, работали на полную мощь в самые тяжелые военные годы.
Но в Энгельсе не ремонтировали Ил-2. И тогда направили в город Куйбышев (ныне Самара). А оттуда в Пугачёвск, где только закладывали авиазавод. Сдав самолёты, Александр с тремя товарищами направился в штаб ВВС, где сдал приёмо-сдаточные документы и полномочия на выполнение правительственного задания, а взамен получил направление в 1 Запасной Авиаполк, который готовил лётно-технический состав для отправки на фронт. Коржов стал обучать будущих ремонтников конструкции Ил-2.
8 Марта 1942 они встретили в расположенном неподалёку городе Чапаевске. Праздновали элеменатрно-просто. После завершения полётов в морозный день (-20 днём и до -30 ночью) вечером пошли в Дворец Культуры, рядом с Пороховым Заводом. Там давал гастроли Московский Театр Оперетты. В этот вечер была оперетта Кальмана «Сильва». Игра известных на весь Советский Союз артистов была замечательной!
Люди с увлечением следили за сценой. У рабочих и инженеров руки и лица от заводского дыма были ярко-оранжевого цвета. Здесь, на Пороховом заводе, проводились испытания продукции более чем 120 заводов – снаряды, мины, авиабомбы. Завод также производил патроны и реактивные снаряды для боевых машин реактивной артиллерии БМ-8 и авиации. Когда настал день, то Александр увидел, что снег тоже был ярко-оранжевого цвета, а бегущие ручьи и стоящие лужи были тёмно-оранжевого. Дым труб завода был также или тёмно-оранжевого цвета, или ярко- оранжевый. У всех людей, которых он встречал, были оранжевые лица. «Это запомнилось на всю жизнь!» Город работал на фронт – на Победу! И несмотря на войну и труд, люди всё равно умели делиться друг с другом и малой радостью праздника. Но несравненна эта радость была с той, которую ощутили они в мае 1945 года!
После войны Александр Коржов не ушёл на гражданскую службу, пошёл на повышение: поступил в Ленинградскую Военно-воздушную инженерную академию имени профессора Н.Е.Жуковского. В Ленинграде он познакомился со своей будущей женой – Марией Александровной Шишовой. У неё было два брата, один из которых – Герой Советского Союза, но о них мы расскажем в следующий раз.