II
Имперская идея и идеология империи
Вопрос об империи, ее природе и отличие от других государств, неотделим от вопроса об идее империи, и ее идеологии.
Имперская идея это то, что лежит в основе идеологии империи.
Имперская идея – это «мыслительное» содержательное ядро внутренне присущее империи. То, что империя «мыслит» о себе.
Имперская идея сочетает в себе несколько формально противоположных друг другу начал, каждое из которых, тем не менее, дополняют друг друга в своем сочетании. Напомним, что «принцип дополнительности» внутренне присущ всем сторонам нашего мира и его бытия, а не только объектам квантовой механики.
Государство и нация
«С юридической точки зрения империя является государством со всеми присущими ему признаками: суверенитетом, единой верховной властью, территорией, границей, собственными политическими интересами, историей, традициями, правовой системой и т.д. …
Любое государство предполагает в основе своей титульную (государствообразующую) нацию, единство языка, культуры, традиций. Нация как положительное явление, как первая победа духа над материальным, индивидуальным интересом есть явление, свойственное человеческому обществу. Не случайно все империи создавались из национальных государств, и первоначально все государства являлись национальными. …
Вместе с тем нация есть явление не только положительное, но и при определенных условиях отрицательное. Она объединяет определенную совокупность людей, формируя у нее особые, национальные интересы, культуру − одним словом, стиль − по выражению К.Н. Леонтьева.
Но она же отвергает от себя все несхожее с ней, отрицает. Нация есть, конечно, в первую очередь дух, но дух, самоограничивающийся рамками определенной территории и народности.
Так же и государство: как высший политический союз, оно необходимо человеческому обществу, вносит элементы организации и единого для всех понимания справедливости (правовой быт), подкрепляя их своей принудительной силой и властью.
Нация без государства не может существовать, это очевидно. Государство, как союз национальный, есть также союз духовный, союз различных поколений, образующих единое тело»[1].
Чисто национальное государство не может стать империей
«Вместе с тем, оставаясь в границах “своей”, национальной, нравственности и специфического понимания справедливости, оно приобретает самодостаточные черты и заявляет претензии на собственные политические интересы, противостоящие всем другим государствам и народам.
При этом государственные интересы являются одновременно и национальными − в узком смысле этого слова. Далеко не всегда (или, что более правильно, крайне редко) относительно других народов эти проявления носят безболезненный характер.
Как только национальное государство определяет, что с точки зрения его сиюминутных интересов необходимо занять ту или иную соседнюю область, населенную “чужаками”, оно мало будет задумываться над справедливостью и нравственной подоплекой этих мероприятий, акцентируя внимание главным образом на собственных политических выгодах.
Здесь превалирует целесообразность, а не идея добра.
Выходы к морскому порту или присоединение стратегически важной территории важнее для политики, чем правда, тем более, когда речь идет о вопросе существования данного государства. Та справедливость, которую исповедует национальное государство, мало принимается покоренными народами, готовыми противопоставить ей свою собственную»[2].
Поэтому, если завоеванное пространство по-прежнему оформляется как чисто национальное государство титульной нации, − это не империя, а импероподобное образование, квази-империя, обреченная на скорый и неизбежный распад.
Имперская идея − как идея созидания Единого
Однако, «не только грубые, материальные мотивы движут историей наций. Здесь проявляется совершенно иная идея, принадлежащая исключительно области нравственности, духа: идея объединения всех людей, Вселенной на единых началах и под одной властью. …
Этот мотив лежит в основе всех [истинно] имперских устремлений»[3].
Имперская идея видится как идея созидания Единого, духовно и политически цельного сообщества, из элементов исторически, географически, экономически, социокультурно и религиозно разнородных. При этом интегральная сила созидаемого Единого на порядки превышает арифметическую сумму сил слагаемых в империю элементов.
Имперская идеология основана на идее создания самодостаточного мощного государства на основе интеграции разнородных в этническом, культурном и конфессиональном плане народов, объединенных общими духовными и политическими задачами.
Русская, а говоря шире, православная, имперская идеология понимает империю, в первую очередь, как союз нравственный, цель которого – стремление к правде отношений, духовно-нравственному общему делу, основанному на православном понимании исторического процесса.
Сегодня для России как никогда важно дальнейшее развитие учения о формировании русской имперской идеологии. Это единственная политико-правовая стратегия сохранения целостности нашего государства, благодаря которой мы смогли выстоять на протяжении столетий, сплошь и рядом находясь в окружении враждебных сил.
Империя – способ существования России
О том, могла ли в объективных обстоятельствах нашей истории сформироваться в России иная политико-правовая парадигма кроме имперской, ярко и образно сказал Иван Солоневич в «Имперской государственности»:
«К Великому Князю Владимиру Красное Солнышко скачут гонцы:
"Княже, половцы в Лубнах".
Великий Князь Владимир Красное Солнышко созывает конгресс и сенат.
Конгресс и сенат рассматривают кредиты.
Частная инициатива скупает мечи и отправляет их половцам.
В конгрессе и сенате республиканцы и демократы сводят старые счеты и выискивают половецкую пятую колонну.
Потом назначается согласительная комиссия, которая ничего согласовать не успевает, ибо половцы успевают посадить всех на кол».
И это была бы совершенно верная воспитательная мера!
1131 год из 1161 – без либерализма!
Потому и не было либерализма на Руси, со времен призвания в 862 году сурового варяга князя Рюрика и до 25 декабря 1993 года, когда вступила в действие первая в нашей истории либеральная конституция. То есть без либерализма Россия жила 1131 год.
И когда РФ сейчас буквально в последний момент − перед весьма вероятным историческим не-бытием − пытается ослабить накинутые на нее либерально-демократические вериги, это вызывает нескрываемое бешенство у нынешних хозяев однополярного насильно глобализуемого мира, всемирной «либеральной» якобы − тоже-империи.
И это бешенство готово подвигнуть их на самые крайние шаги. Мы все должны это отчетливо осознавать. Отечество – в опасности!
И здесь нам придется сделать небольшое отступление, и сказать несколько слов об империях, которые основаны отнюдь не «на представлении о высшей правде, имеющей трансцендентальный (божественный) источник», а представляющие прямую иллюстрацию определения типа:
«Империя − насильственное объединение государств, осуществленное либо путем завоевания, либо создания иного вида давления (экономического, политического и т.п.)».
А также поговорить об идеологии такого рода «империй», как инструментарии политического господства в масштабах земного шара.
Продолжение следует