Зеленый блокнот

Часть 8

0
594
Время на чтение 12 минут

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Часть 4

Часть 5

Часть 6

Часть 7

ИНОК ПАРФЕНИЙ О ЕЛЕОНЕ

Читающие Священную историю иногда толкуют слова Спасителя: «По воскресении же Моем, варяю вы в Галилеи» (Мф. 26.32). Также и ангел у Гроба Господня сказал женам-мироносицам: «и скоро шедше рцыте учеником Его, яко воста от мертвых: и се варяет вы в Галилеи: тамо Его узрите» (Мф.28.7).

Речь тут именно о Елеоне. Ибо Галилеей здесь именуется не область Галилейская у Галилейского (Тивериадского) озера, а Малая Галилея, своего рода представительство большой Галилеи. Тут всегда останавливались галилеяне, приходившие в Иерусалим. И здесь многократно бывал Спаситель с учениками.

Инок Парфений (Агеев), «постриженник Святыя Горы Афонския», был на Елеоне ровно в половине 19-го века. Его «Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле» было издано в Москве в 1855 году.

Горе Елеон посвящено много страниц. Инок поднимается на неё от гробницы Божией Матери, от Гефсиманского сада – места последнего Его земного моления перед предательством. «Бдите и молитеся». – сказал Он тогда и Своим ученикам и нам с вами. Тут, пишет отец Парфений, «есть место, где Иисус молился до поту лица Своего, глаголя: «Отче Мой, аще не может сия чаша мимоти от Мене, аще не пию ея, буди воля Твоя (Мф.26.42).

И явися Ему ангел с небеси, укрепляя Его. Мы все те места лобызали и слезами омочали. Потом вышли обратно на путь, идущий на Елеонскую гору. Пошли повыше, и там на правой стороне есть камень, подле которого Пресвятая Богородица часто сиживала и отдыхала, когда ходила на Елеонскую гору, к стопам возлюбленного Сына Своего… На левой стороне, недалеко, есть камень, на который спустила Фоме Апостолу Пресвятая Богородица Свой пояс, уже в третий день после успения…А где Господь наш Иисус Христос возносился на Небо, вокруг того места множество постройки, но вся разрушена. В развалинах живут арабы и турки. Видится, был прежде великий монастырь, а ныне весь разорён, только осталась небольшая ограда. Вовнутрь есть небольшая дверь, от которой ключи арабы имеют у себя. И мы их попросили, и дали им бакшиш, по 10-ти кореек с человека. Они нам отперли и пустили. Внутри – пространный двор… кругом, около стен, поделаны престолы для богослужения разных вероисповеданий. посреди двора часовня осьмиугольная… попросили арабов, чтобы отперли часовню, и дали им ещё бакшиш, по две коп. с человека… посреди самородный камень; на камне стопа левой ноги Владыки Нашего Господа Иисуса Христа, изображена как на воску; ибо Он правою ногою ступил на облако, а левою оставил нам след пречистых ног Своих. И мы его лобызали, и от радости плакали. Потом воспевали тропарь: «Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира». . . Потом прочитали акафист Иисусу Сладчайшему. И вышли оттуда теми же вратами и пошли на юг. Недалеко от Вознесения есть пещера преподобной Пелагии, где она спасалась, там и гроб ея. И мы дали арабам бакшиш, по две коп. и вошли внутрь, и приложились ко гробу ея. Прежде была там церковь, но ныне нет, турки разорили»… От Елеонской горы к востоку на полчаса ходу, село Вифания, отечество святого праведного Лазаря»…

Поневоле с печалью замечаешь, что православным приходится платить за поклонение с в о и м святыням.

1 8 7 1 год

Время Александра 2-го. Отменено крепостное право. Разоряются помещики, рушатся дворянские династии, крепнет купечество, крестьяне хлынули в города. Растёт влияние западных идей. Во многом слабеет вера.

И в это время стремительно, как спасение России, возвышается значение Святой Земли в судьбах мира.

Оно и раньше, конечно, было. Но Духовная миссия начала быть с 1847 года, а в 1865 году её начальником стал архимандрит Антонин (Капустин), и был в этой должности тридцать почти лет. Его свершения настолько велики, что неслучайно давно уже идёт речь о причислении его к лику святых.

Ему верили, ему доверяли. У него было правило: помогать паломникам из России, не рассчитывая на ответную благодарность. Но это безкорыстие оборачивалось вложением значительных средств в строительство русских зданий в Святой Земле. Да если бы только в строительство. Чаще всего бывало: и рабочие есть, и строительные материалы, а дело не идёт. Почему? Потому что местные начальники, большие и малые пользуются любой зацепкой в запутанных арабско-турецких законах, чтобы тянуть с русских как можно больше денежек. Да и, по их законам, не могли русские купить и оформить на себя землю, недвижимость. Но всё по молитвам. Верный, православный друг, брат во Христе, появился у архимандрита Антонина - Якоби (Яков) Халеби. Яков Егорович, как звали его в Миссии. На его имя заключались договоры о покупках, а он потом оформлял дарственные Русской миссии.

В.Н. Хитрово свидетельствует о том, что уже на следующий день после похорон архимандрита Антонина Яков Халеби представил

Императорскому консульству список всех местностей Палестины, оформленных на его имя и «употребил все старания для перевода их на имя Русского правительства».

Территория Русского Вознесенского монастыря объединяет в себе одиннадцать разновременно купленных участков. Это очень досаждало латинянам. Люди они денежные, да и мы, благодаря пожертвованиям, не из бедных. У католиков уже было приобретено место на Елеоне, на котором Иисус, по преданию, сказал ученикам молитву «Отче наш», сейчас здесь монастырь «Патер ностер». Но дальнейшее расширение латинян этим и ограничилось.

Ещё от того нам было легче, чем католикам, что многие арабы из местного населения говорили по-русски. Это было результатом безплатных русских начальных школ для арабских детей, организованных Православным Палестинским комитетом (1858г.). Преподаватели для них готовились в учительских семинариях, одна (мужская) в Назарете, другая (женская) в Бейт-Джала (Вифлеем).

Западноевропейцы и американцы тоже создавали школы для арабов, но с какой целью? «У них – приобрести послушных рабов, у нас – сделать из вверенных нам детей хороших, честных людей». Количество учащихся росло очень быстро. Преподавательница из Назарета М.С. Савельева писала в Палестинское общество: «То, что другим надо приобретать золотом, нам, русским, даётся даром. Все здесь любят русских и надо видеть радость и приветливость, когда приходят сюда русские…».

Добавим, что многие палестинские писатели и поэты - выпускники русских школ, например, Насар Иса, Шафик Насар, Халиль Байдас.

Закладка Спасо-Вознесенского храма состоялась в 1871 году. Всяческие препятствия чинили нам «соседи» по Елеону, и западные и местные, по-чёрному обирали чиновники, но строительство началось. Русско-турецкая война (1877-78) затормозила стройку. Но по её окончании возобновилось.

Святую Землю посетили и поднялись на Елеон (1888г.) Великий князь Сергей Александрович и его супруга, Великая княгиня Елисавета Феодоровна, будущая преподобномученица. Дело сдвинулось. Палестинскиий комитет стал Императорским Православным Палестинским обществом, а Сергей Александрович возглавил его. В 1905 году, после гибели мужа, председателем стала Елисавета Феодоровна. Она как чувствовала, что телом своим упокоится на Елеоне и всегда помнила о нём и помогала всем начинаниям архимандрита Антонина.

Колокол Елеона

Триста ступеней по винтовой лестнице внутри колокольни ведут на открытую всем ветрам площадку, к колоколам. Поднимаешься и думаешь, как же идут по этим тонким стальным ступеням монахини – «звонарки»? И ветры, и холод, и тяжелые языки колоколов. Зимой, задолго до рассвета, при осенних дождях и ветрах, при раскалённом воздухе летнего зноя поднимаются они, свершая монашеский подвиг служения Господу.

Смотришь на гигантский центральный колокол и потрясённо думаешь: да как же можно было привезти его и вознести на такую верхотуру? А вот, смогли. Колокол был отлит в Москве мастером Ксенофонтом Верёвкиным на пожертвования соликамского купца Андрея Рязанцева, друга архимандрита Антонина. Привезли в Одессу, перегрузили с железнодорожной платформы на пароход «Корнилов». Прибыли в Яффу. А дальше как? Вспоминали, что колокол для Троицкого собора Русской миссии катили по земле как бочку. Но тут такой способ не подходил. Графиня Ольга Путятина наняла рабочих. Соорудили огромную телегу. С трудом перетащили металлическую громадину в Русский сад Яффы. Но ведь ещё же более шестидесяти километров. Архимандрит Антонин письменно и устно обратился к русским паломникам, пребывавшим в это время в Святой Земле: «Не найдутся ли христолюбцы для воздвижения Иерусалимского Ивана Великого на горе Вознесения? Очень, очень желали бы здесь сего».

И собрались сто пять человек, из них две трети женщин. И впряглись (есть снимки) в огромадную телегу, на которой высился пятитонный иерусалимский Царь-колокол и повлекли её. И бурлачили семь дней. А по дороге случилось несчастье. Колоколом придавило женщину. По одним сведениям она умирала совершенно счастливой, что Бог сподобил её умереть на Святой Земле, и повторяла, истекая кровью, одну и ту же фразу: «Слава Тебе, Господи, что Ты меня сподобил пострадать на том же самом месте, где Ты Сам пострадал за нас, грешных». А по другим сведениям эта жещина была принесена в русскую больницу и выздоровела. В дневнике отца Антонина помечено: «Доктор сообщил мне о раздроблении ноги одной поклонницы-работницы, прижатой чем-то у колокола вблизи «Иудина» дерева. Это единственный наш несчастный случай во всей восьмидневной процедуре нашей с колоколом».

Пятого февраля 1886 года весь город сбежался видеть чудо из чудес, прибывшее из России. А дальше начался тяжелейшее восхождениеи на вершину. Волоком, по бездорожью! Только с Божией помощью можно было свершить такое неподъёмное, непостижимое для ума дело. Тяжела дорога от Яффы: пески, камни, а тут как? В гору, наклон до тридцати пяти градусов, дорожки узенькие, в скалах вырублены ступеньки. Но это же были люди православные, наследники русской славы. И тут уже не сто человек было, а тысячи, и все старались ухватиться хотя бы за конец верёвки. Когда подъёмы становились совсем крутые, то единоустно раздавалось пение: «Спаси, Господи, люди Твоя», и колокол, будто подталкиваемый неведомой силой продвигался вверх. Был установлен на приготовленную платформу в основании колокольни, а дальше, с уровня на уровень поднимался вместе с ярусами этой дивной, невиданной доселе в Святых местах звонницы.

Освящение Спасо-Вознесенского храма происходило 7 июня 1886 года в присутствии Блаженнейшего Никодима, Патриарха Иерусалимского и всея Палестины. В этот же день Патриарх возложил золотой наперстный крест на иеромонаха Парфения, верного сподвижника отца Антонина.

После освящения приток паломников увеличился, и надо было строить странноприимные дома, большую трапезную, вообще все службы для пребывания путников из далёкой, но так любящей Святую Землю России.

Питание, ночлег, баня, медицинская помощь… огромное хозяйство!

А отец Антонин, создатель Русской Палестины, исполнив своё великое дело прихода Святой Руси в Святую Землю, опочил в 1894 году, в марте. Его сподвижник, основатель Императорского Православного Палестинского Общества Василий Николаевич Хитрово, в годовщину кончины архимандрита Антонина, в своей речи сказал: «По всей справедливости мы можем назвать архимандрита Антонина нашим непосредственным учителем. Одного его 30-летнего почти служения Церкви и России – вдали от родины, среди не только чуждых, но постоянно враждебных элементов… было бы достаточно, чтобы признать за ним важные заслуги. Но если к этому прибавить, что продолжительность его служения есть меньшая из его заслуг, что т о л ь к о е м у о д н о м у, его твёрдости, его настойчивости Православная Россия обязана тем, что встала твёрдой ногой у Святого Гроба, то сделается понятным, какую незаменимую потерю понесло Православие».

Что касается враждебности к нам, то оно всегда было. Вообще, очень это грустно: живут за счёт нас и нас же не любят.

Женская община

Отец Антонин мечтал о мужском Елеонском монастыре, но так не получилось, как-то не приживались здесь мужчины. И после кончины о. Антонина (+1894 г.) новый начальник Русской Духовной миссии архимандрит Леонид (Сенцов), при поддержке иеромонаха Парфения создал на Елеоне женскую общину. Очень помогла в этом русская женщина, москвичка, имевшая в Иерусалиме собственный дом, Мария Миловидова. Бывшая послушница Московского Алексеевского монастыря, она давно мечтала о монашестве и приняла постриг с именем Евпраксия. Перед этим продала всё своё имущество, недвижимость и все деньги от продажи передала на нужды общины. Поселилась на Елеоне и начала собирать сестер во Христе в монашеское общежитие.

Официально женская монашеская община при Спасо-Вознесенском храме была открыта 12августа 1906 года. Начальницей общины назначили монахиню Евпраксию, а иеромонаха Парфения возвели в сан игумена.

Вначале приходили добрые знакомые монахини Евпраксии, затем просились и другие. И через год в общине было уже сто насельниц.

А трудов у них было не перечислить: златошвейки (матушка Евпраксия была очень искусной вышивальщицей, доселе приёмную монастыря украшает её вышивка серебром и золотом на чёрном бархате – вид монастыря), появились иконописицы, огородницы, даже каменщицы и, конечно, поварихи, прачки и просто чернорабочие.

Как раз на чернорабочих легла одна из главных забот общины – озеленение. Этим усиленно занимался игумен Парфений. Что тогда представлял собой русский участок? Здесь фактически и земли не было – камень, песок, окаменевшая глина. И надо было своими руками, на осликах, в корзинах носить и возить в гору и на гору плодородную землю.

На горе возникали рукотворные посадки маслин, кипарисов, сосен. А сколько вдоль дорожек кустарников, цветов, как пропитан здесь воздух целебными запахами. В прямом смысле здесь созидалось райское место.

Без преувеличении можно сказать, что именно русское присутствие на Елеоне является центральным для него. Скажут, что в монастыре много нерусских монахинь: тут и Румыния, и Австралия, и, конечно, Палестина, но монастырь все равно русский. Службы идут на церковно-славянском, календарь юлианский, поминается Патриарх Всея Руси.

Русские постройки

Также сооружались совершенно необходимые в условиях палестинского климата водосборники. Объёмистые, числом четырнадцать. Это подземные забетонированные водохранилища. Сколько же уходило трудов и средств на их создание. Зато они делали общину независимой от подвоза воды, от засухи.

Создавались мастерские: иконописная, златошвейная, свечное производство, библиотека, оборудовались производства для выделки оливкового масла.

Отец Антонин очень щепетильно относился к любому вмешательству в историю Елеона. То есть лично следил, когда земля копалась под фундамент очередного здания. Часто попадались в раскопках следы мозаики, иногда целые узоры, говорящие о том, что здесь были храмы. Мозаика старательно сохранялась, её изумительные образцы можно видеть в большой часовне святого Иоанна Предтечи, построенной на месте обретения его главы.

То, что здесь было множество культовых зданий, говорят и сведения из ранних веков. Здесь жила опальная супруга императора Феодосия (пятый век), тогда на Елеоне было 24 церкви.

Музей древностей в монастыре, это, конечно, заслуга великих Антонина и Парфения.

Игумен Парфений специально выучил арабский язык. Это помогало ему договариваться с арабами. Всегда скромно одетый, всегда в трудах, он был очень любим и насельницами и местным населением. И вот – доселе необъяснима его кончина. На могиле надпись: « Здесь похоронено тело священно-игумена Парфения. Род в 1831 г. Служил при Иерусалимской Духовной миссии 30 лет. Был злодейски зарезан в ночь на 15 января 1909 г. на Елеонской горе».

Профессор А. Дмитриевский писал: «Вся нынешняя, без преувеличения можно сказать, райская красота, все многочисленные рощи кипарисов, масличных деревьев и сосен – всё это дело мозолистых рук и выносливых плечей иеромонаха Парфения…».

В годовщину со дня его кончины архимандрит Леонид (Сенцов), глава РДМ служил на Елеоне Божественную Литургию. Записывает в дневнике: «После Литургии и панихиды из храма все крестным ходом отправились к могиле почившего, убранной цветами, зеленью и апельсинами. На деревянном кресте висел в футляре серебряный венок весьма изящной работы… После обеда я подробно рассмотрел иконописную, золотошвейную, помещения для паломников, службы, включая сюда и баню для монахинь, скотный двор. Елеон Русский своим благоустройство всецело обязан покойному отцу Парфению, заботливая, неутомимая рука коего лежит на всём. Даже раскопки отца Парфения с чудным мозаичным полом покрыты ныне и включены в особую часовенку… А густые кипарисные рощи и громадный масличный сад по восточным склонам Елеонской горы меня просто изумили, так как в 1887-1888 годах ничего подобного здесь не было, а в 1898 году здесь торчали лишь небольшие кустики. Несомненно, русскому Елеону предстоит громадная счастливая будущность, и ему не будут помехою даже грандиозно-величественные сооружения немцев, получивших миллион марок от щедрот немецкой императрицы и немногим уступающие последним сооружения здесь же англичан. Весьма энергичная мать Евпраксия, правая рука о. Парфения, женщина сильной воли и не без средств, даёт несомненные ручательства за то, что заветы отцов – архимандрита Антонина и игумена Парфения – ею будут свято храниться, а немецкие, англиканские и католически поползновения соперничать с русским Елеоном и даже превзойти его, поддержат в ней, несомненно, энергию и готовность не уступить им пальму первенства… Помоги ей, Господи».

Заботы о нищих в общине были первейшими. Их не разделяли на своих_чужих, помогали всем. Не случайно, в знак такого милосердия, была возведена церковь святого праведного Филарета Милостивого.

А как кормить и свою немаленькую общину и как выдерживать постоянное нашествие не только паломников, но и просто голодных? Арабы посылали в монастырь детишек, чтобы они там подкрепились. Видя самое хорошее к ним отношение, арабы потом с радостью отдавали в монастырь своих дочек.

Пришлось завести хозяйство: коров, козочек, курочек. А чем кормить? Здесь выручал русский участок в Иерихоне, оттуда везли сено, зелень, овощи. То есть и там были нужны рабочие руки.

В отчётной Записке архимандрита Леонида (Сенцова) о том, что сделано Русской Духовной Миссией за десять лет (1904-1914), под пятым пунктом значится: «Приведение в порядок русского участка на Елеонской горе, окружённого каменной на мокрой кладке (т. е. на очень прочной – В.К.) оградой. А главное, основана там женская община, где живут теперь около двести сестер, для которых устроены здания и для жилья, и для рукодельных мастерских, и для живописи и иконописи, и для золочения икон; а также устроена гостиница для помещения поклонников на 300 человек. Выстроена также там часовня для постоянного чтения Псалтири и для отпевания умерших сестёр».

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Крупин
Алексей Фатьянов
«Писатель о писателях»
18.04.2024
Александр Твардовский
«Писатель о писателях»
17.04.2024
На картошку!
Как на канале «Россия 1» оскорбили наше прошлое
13.04.2024
Космос - русский!
12 апреля 1961 года состоялся первый в мире орбитальный полёт вокруг Земли
11.04.2024
По местам стоять
Рассказы разных лет
01.04.2024
Все статьи Владимир Крупин
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28