Я продолжаю знакомить читателя с выписками из книг А.А.Ухтомского, не только великого физиолога, академика Академии наук СССР, но и глубоко верующего человека, с христианских позиций оценивающих как свою внутреннюю жизнь, так и судьбы страны. Они помогут нам увидеть действие открытой им «доминанты» и «хронотопа», как в судьбах отдельного человека, так и судьбах Народов и даже суперконтинентов, таких как Евразия.
Любая несправедливость и несвобода рано или поздно кончаются, вызывая бунты, мятежи и революции. Хотя это не значит, что, после революций, придет подлинная свобода и справедливость. Они лишь блеснут (сверкнут) на горизонте, но и только. К сожалению будет накапливаться новая несправедливость и несвобода. Но они начнут взрывать общество лишь спустя достаточно долгое время. Вот этого не понимают многие, когда рассуждают о трагических событиях в России в XX веке.
Вот как всё это объясняет А.А. Ухтомский.
«Идея хронотопа в том, что событие не создается, не определяется сейчас пришедшими факторами, - последние приходят лишь затем, чтобы осуществить и выявить то, что начиналось и определялось в прошлом. Человеку странно и обидно думать, что это не он сейчас решает, что делать, но всматриваясь в ход событий, он начинает понимать все более, что то, что решается сейчас, в, действительности было предрешено задолго…Предрешенное прежними событиями, но требующее созревания и условий извне, чтобы сейчас открыться в действии и для всех выявиться, - вот хронотоп в бытии и доминанта в нас».
«Сердце, интуиция и совесть – самое дальнозоркое, что есть в нас, это уже не наш личный опыт, но опыт поколений, донесенный до нас, во-первых, соматической наследственностью от наших предков, и, во-вторых, преданием слова и быта, передавшимся из веков в века, как копящийся опыт жизни, художества и совести народа и общества, в котором мы родились, живем и умрем. Ведь каждый из нас – только всплеск волны в великом океане, несущем воды из великого прошлого в великое будущее».
Какие же законы реально действуют в роде человеческом?
«Бытие детерминируется несравненно более остро и мощно, чем это предполагается в геометрии, в механике, в физике, в биологии, в социологии! Закон добра и зла, закон возмездия, а еще выше его – закон милосердия! Гораздо плотнее, безысходнее, ответственнее и вместе страшнее детерминируется человек бытием, чем это хочется его самоутверждению».
«Вот секрет: когда человек подходит к вещам и другим людям с любовию, он приобретает силы посмотреть на них выше себя и независимо от своих недостатков. Когда же он смотрит на них более или менее совне чуждо и угрюмо, то уже наверное толкует и понимает их в меру своей глупости… Закон преступления и наказания и далее закон любви – ближайшие и конкретнейшие законы бытия, и деваться от них и обойти их некуда и невозможно. Это надлежащие законы реальной необходимости в отличие от абстрактных требований в алгебре и геометрии!.. Именно в эмоциональном мышлении человек и творец и участник бытия. Здесь краешком ему приоткрыто быть одновременно и волевым, и интимно-чувствующим, и напряженно проникающим мыслью участником того участка бытия, с котором сейчас соприкасается его жизнь. Ведь воля, эмоция и мысль в их отдельности – это только абстракция! Дело идет обыкновенно лишь о преобладании той или иной из этих сторон жизнедеятельности. Дон-Кихот, Петрарка и Кант берутся за крайние типы. Но, ни у одного из них нет исключительного действия только одного элемента пресловутой триады. В действительности они неразрывны!».
«И траектория электрона в атоме, и траектория Земли в отношении созвездия Геркулеса, и траектория белковой молекулы в сернокислой среде до превращения её в уголь, и траектория человека через события его жизни до превращения в газы и растворы – всё это мировые линии, которые предстоит детерминировать науке!».
«Мое глубокое убеждение в том, что ничто в человеческой жизни не делается без смысла, во всем, что с нами происходит, мы сами скрытые участники и виновники, хотя и долго не можем этого заметить и понять. Конечно, смысл этого может быть и очень тяжел для нас! Древний царь увидел, как таинственная рука писала на стене таинственные слова. Рука вычертила три слова: «мене, текел, фарес» Оказалось, что это значило: взвесил, нашел легким, отбросил. Так вот и Жизнь постоянно взвешивает нас, - испытывает достаточно ли мы полновесны, и выдувает то, что оказывается легким прахом и пылью, оставляя лишь полноценные зерна, обещающие дать росток!».
«Людям ужасно хочется устроить себе Истину так, чтобы на ней можно было покоиться, чтобы он была удобна и портативна! А она – живая, прекрасная, самобытная Жизнь, часто мучительная и неожиданная, все уходящее вперед и вперед от жадных человеческих вожделений и увлекающая человека за собою! Не для наслаждения и не для покоя человеческого она дана и существует, а для того, что бы влечь человека за собою и отрывать его от привычной и покойной обстановки к тому, что выше и впереди! Не ее приходится стаскивать вниз до себя, а себя предстоит дотянуть и поднять до нее! Это все равно как любимое человеческое лицо, которое дано тебе в жизни, самобытное и обязывающее. Человек хочет понять это лицо по-своему, успокоительно и портативно для своих небольших сил и своей ленивой инертности. Но достоин он лица, которое любит, лишь тогда, когда забыл себя и свое понимание, свой покой и инертность, и когда идет за любимым и силится принять его таким, каков он есть в своей живой самобытности!». «Ведь человек на самом деле счастлив только тогда, когда «моего», «своего», эгоцентричного у него нет!».
«Пока реально не откроет человек равноценного себе человека вне себя, сам он не будет человеком; и пребывает, несмотря на возможный лоск, культурность и науку, все еще антропоидом!
Но с того момента, когда однажды откроется человеку, что значит, что есть вне его равноценное ему лицо человека, он сам начнет преображаться в человека. Все в его жизни и он сам преобразится. И великая, Гераклитова истина, что все течет и проходит, приобретет совершенно новый смысл: если все безвозвратно проходит, если ни одно мгновение бытия и жизни не повторится, если проходящий мимо тебя человек дан тебе однажды, чтобы никогда и ничем не заменится и не повторится для тебя, - то какова же страшная ответственность человека перед каждым моментом жизни, перед каждым соприкосновением с другим человеческим лицом, перед утекающей перед ним драгоценностью бытия! Каждый момент жизни, каждая встреча с человеческим лицом есть самостоятельная, неповторимая и страшная задача, и от того, как ты решишь для себя эту задачу данного момента, зависит, во всеоружии ли сможешь ты встретить следующий затем момент с его новой задачей. В каждый отдельный момент своей жизни человек произносит суд над собою для всей последующей жизни. Все утекает, ничто неповторимо: значит, все исключительно важно! .. Для тех, кто однажды учуял в мире лицо, истина есть страшно важная и обязывающая задача жизни. Все отодвигающая в истории вперед, драгоценная и любимая, как любимое человеческое лицо, и дающая предвкушать свои решения не абстрактному «рацио», а лишь той собранности целокупности живых сил человеческого лица, которою мы называем «совестью». Не «рацио» - этот рассудительный и спокойный мещанин, всегда самодовольный и ищущий своего успокоения, а горячая совесть и любовь к человеческим лицам – вот кто наш надежный руководитель и строитель жизни!».
«Страшный по смыслу и трагический вывод из бесконечной и самостоятельной ценности каждого момента жизни и каждого встреченного человеческого лица – в том, что, однажды погрешив в отношении одного человеческого лица, человек уже не может быть цельным и чистым и положительным ни в отношении новых задач жизни, ни в отношении новых человеческих лиц, которых он встретит! Погрешив однажды и против одного лица, человек исказил себя в отношении всех!.. Прошлое предопределяет будущее! Однажды сделанная в совести трещина будет давать себя знать о себе. Только Бог силен изглаживать прошлое и отпускать грехи!».
В заключение скажу несколько слов от себя.
Все свершенное нами в Истории тоже живет с нами и предопределяет нашу современность, то есть являет наши исторические доминанты. И их нельзя исключить из жизни Народа, не уничтожим сам Народ. Но тут Бог с нами и за нас! Отмечу главнейшие.
Первая определяющая историческая доминанта - это Православие. Тщетными оказались попытки утвердить вместо его государственный атеизм. Все пятилетки успешно осуществились в СССР, кроме двух пятилеток безбожия (1932-1937, 1938-19342). И несмотря ни на какие гонения: ленинские, хрущевские, либеральные, массированную и организованную пропаганду из-за рубежа, Православие живет в России во всей полноте своей веры.
Обретенная единая государственность русского Народа в Московский период нашей истории тоже выдержала все испытания. Переживет и новые испытания русского государственного единства. И тут тоже с нами Бог!
Имперскость - наша третья историческая доминанта. Российская Федерация и здесь успешно продолжает нашу историческую традицию. И тщетны все попытки расчленить Россию. Ведь и здесь с нами Бог!