Алексей Ухтомский (1875 - 1942)

К 80-летию со дня представления в блокадном Ленинграде в 1942 году

0
637
Время на чтение 8 минут

 

Выписки из книги  «А.А.Ухтомский. Наша прекрасная Александрия. СПб.,2017».

 

Из писем к И.И.Каплан (1922-1924).

 

«В летние месяцы 1922 года Ухтомский с группой учеников организовал студенческую практику в Новом Петергофе, в недавней царской резиденции – Александрии. А.Казанская вспоминала, как студенток поместили в бывшем корпусе фрейлин около дворца, в роскошном парке неподалеку от моря; как с утра до позднего вечера они не покидали физиологическую лабораторию, экспериментировали на лягушках и моллюсках; как впервые именно здесь услышали от Алексея Алексеевича о законе доминанты – их практические задания все посвящались этой проблеме; как по воскресеньям устраивали прогулки по великолепным окрестностям, а вечерами  в гостиной затевали игры, и Ухтомский отнюдь не избегал в них участвовать».

 

«Творческая идеализация», которую я считаю основною тайною человеческого общежития. Буду говорить о ней.

  Мнение брата о тебе, вера брата в тебя – обязывает тебя и фактически двигает тебя в ту сторону, в которую он тебя идеализирует; но это лишь при условии, что ты любишь брата твоего и фактически тебе дорого быть для него хорошим, - каким он хочет тебя понимать и знать! И тем более, когда он опирается на тебя – такого, каким тебя понимает.

   Жизнь, построенная на идеализации, вполне противоположна жизни, построенной на искании своего личного. В одном случае человек говорит: «Ты ничем не лучше меня – такое же порочное и маленькое существо, как и я, и поэтому я не хуже и не ниже тебя, и да царствует наше «равенство в правах»! В другом случае человек говорит: «Ты прекрасен и добр, и свят, а я хочу быть достойным тебя, и вот я буду забывать все мое прошлое ради тебя, буду усиливаться дотянуться до тебя, чтобы стать «равным тебе в твоем добре»!

   Вы чувствуете, что в первом случае человек домогается равенства тем, что стаскивает другого с его высоты до своего уровня, принижает его до себя. В другом случае он домогается того же равенства, но тем, что усиливается подняться со своего низа до того высшего, в котором видит другого.

  И Вы понимаете, что в первом случае дело, по существу, консервативно и мертво, ибо тут человек самоутверждается в своей  неподвижности! А во втором – дело в напряжении и росте, в движении вперед, ибо человек уходит от себя и возрастает в высшее!

  Вот противоположности «равенства в правах» - мертвого социалистического и юридического равенства и равенства христианского в высшем достоинстве перед Истиною и Богом!

   Часто – чаще, чем думаем, - бывает, что лишь издали порываясь к человеку, домогаясь его, пока он для нас – недоступная святыня, мы любим и идеализируем его, и тогда обладаем этим великим талисманом творческой идеализирующей любви, которая прекрасна для всех: и  для любимого, - ибо незаметно влияет на него, - и для тебя самого, - ибо ради неё ты сам делаешься лучше, деятельнее, добрее, талантливее, чем ты есть!

   Но вот идеализированный человек делается для тебя доступным и обыденным. И просто потому, что ты сам плох, обладание любимым, становится теперь простым и обыденным делом, роняет для тебя твою святыню, - незаметным образом огонь на жертвеннике гаснет. Идеализация кончается; секрет её творческого влияния уходит вместе с нею. И ты оказываешься на земле, бескрылым, потерявшим свою святыню – оттого что приблизился слишком близко к ней!

   Любимый, идеализируемый друг – залог твоего возрастания -  делается для тебя «достойным, т.е. заслуженным собеседником». Иерусалим делается всего лишь грязным восточным городом! И из-за его восточной грязи ты более не способен усмотреть в нем его вечной святыни. Прекрасная невеста прекрасного ради неё жениха стала затрапезною женою отупевшего мужа!..Потеряв тайну идеализации, мы перестаем усматривать лес за кустами, видим одни эти  кусты и близоруко удивляемся, - куда же это девался тот прекрасный лес, который мы так ясно видели, пока смотрели издали! А закрыв свой взор этими ближайшими кустами   и сорными травками, мы потом все более укрепляемся в убеждении, что это мы в самом деле, должно быть, «ошиблись», пока идеализировал издали и нам казался прекрасным лес!

   А на самом деле Шопенгауэр прав, что первое впечатление всегда наиболее правильное, как бы оно ни заслонялось потом близорукими наслоениями от слишком близкого общения с человеком, когда ты делаешь из него для себя то, что ты сам стоишь. Первое впечатление – наиболее бескорыстно и потому наиболее объективно!

   Но  с того  момента, как идеализация кончилась, так или иначе, дальнейшее сожитие  людей становится просто во вред, ибо,  оно притупляет, угнетает, лишает сил обоих. Ты утерял веру в меня, - с этого  момента ты роняешь меня, гнетешь, отнимаешь у меня способность действия.  Лучше разойтись, и как можно скорее!

  Вот так-то бывший любящий и любимый ученик становится Иудою-Предателем!

   Перед нами пронеслась прекрасная наша Александрия, лето 1922 г. В чем её секрет? Что в ней так дорого всем нам?  Это удавшееся человеческое общежитие! Людям редко удается  общежитие столь удачное. И вот, может быть, уместно у этого удавшегося случая поучиться, где же секрет удачи! Секрет Александрии в том, что люди  там умели  идеализировать друг друга, - умели видеть и любить друг в друге их алтари,  а не задворки; умели подходить  друг к другу со стороны алтарей, а не задворков!  И оттого чувствовали счастье, что видели друг в друге алтари. Были награждены за идеализацию друг друга тем, что бодрили, поднимали друг друга, потом и самих себя! Пока видит и приветствует человек в своем ближнем и друге его алтарь, то  и в себе  живет преимущественно своим алтарем; а когда в другом начинает замечать задворки, наверное, тогда судит с точки зрения своих собственных задворков и из-за них не видит ничего выше и поучительнее себя самого!

   И знаете ли, отчего человек так часто (чаще всего) предпочитает судить ближних со стороны задворков и так скупо и редко идеализирует? Это оттого, что судить с задворков проще и успокоительнее для себя, - это тайное оправдание себя самого и своих задворков: а идеализация другого обязывает и самого того, кто идеализирует, ведет к труду, к самокритике!

   Психологически понятно, что человек усматривает в другом те грехи, которые по  опыту знает в себе. Чистый знает и других как чистых. Чистая юность умеет идеализировать, и зато она так прогрессивна духом и так способна к росту! Приземленная старость, если она не сопряжена с мудростью, теряет широту и щедрость духа, потребную для веры в человека и для его идеализации. И оттого она так оскудевает духом, брюзжит и уже не приветствует более вновь  преходящей жизни!..

  Идеализирующая юность, равно как и подлинная мудрость старости идут в мир и к людям с раскрытою душой и именно поэтому успевают видеть в мире и в людях все новый и новый смысл, прекрасное  многообразие и увлекающую ценность! А брюзжащая, критикующая старческая скудость замкнулась душою, перестает улавливать то, что есть  и вновь приходит в мир, и сама в себе носит причины того, что и мир и люди с некоторого времени кажутся ей скучными и дурными!  Из любящего друга Вселенной и людей, незаметно и постепенно,  может сделаться их клеветником и наветником;  и от творческой идеализации их переходит тогда к их убийству словом и  делом!

   Бога мы понимаем так, что Он всегда, и несмотря ни на что, любит мир и людей и ждет, что они станут прекрасными и безукоризненными до конца, - и Он все оживляет и воскрешает. Дьявол- клеветник опорочивает мир и людей, подыскивает на них обвинения, издевается над идеализацией, объявляет её ошибкою и, вместе с тем, убивает и разрушает!

   Прочтите у апостола Павла (1посл., к Коринф.,гл.13) великую характеристику любви (в оригинале на церковнославянском): любы долготерпит, милосердствует…не гордится…не ищет своих…не мыслит зла, не радуется о неправде…вся любит, всему веру имеет, вся уповает, вся терпит. Любы николиже отпадает…

«Видишь ли, - говорит Иоанн Златоуст, - видишь ли, чем он завершил и что особенно превосходно в этом даре любви? Что именно значит: николиже отпадает? Не прекращается, не ослабевает оттого, что терпит, потому что любит все». «Не отчаиваясь  ожидает от любимого всего доброго, и хотя бы он был худ, не перестает исправлять его, пещись и заботиться. Всему веру имеет; не просто надеется, но с уверенностью, потому что сильно любит; и хотя сверх чаяния не происходило добра, и даже любимый становился бы еще хуже, она переносит и это – вся говорит, терпит. Любы никому же отпадает». Можно ли найти лучшую характеристику любви-идеализации?!

   Но  остается в силе тот страшный факт, что неосторожным и недостойным приближением к тому, что любишь и идеализируешь, ты можешь утерять любимое и идеализируемое, - постепенно и незаметно можешь превратиться в его клеветника и наветника! Слишком большое сближение для неблагородной  души принижет, роняет того, кто издали был творческим идеалом! Слишком большое сближение уронило в глазах Иуды Христа, - иссякло благоговение к тому, кто слишком близок и обыкновенен, иссякла идеализация! И из друга-ученика человек незаметно превращается в клеветника и предателя! Вот трагедия из трагедий человеческой души! Её необходимо понимать и учитывать в жизни, дабы избежать той же беды для себя!

   Благородна душа тем более и глубже любит, чем ближе к ней её любимый и её идеал! Душа слабая перестает уважать и ценить то, что слишком близко  к ней! Для рабски настроенной неблагородной души снисхождение Христа,  до грешного  и упавшего человечества стало поводом к презрительности к самому Христу! «Исполняюсь гневом и скорбию за моего Христа,- говорит Григорий Богослов,- когда вижу, что бесчестят Христа моего за то самое, за что наиболее чтить Его требовала справедливость. Скажи мне: потому ли Он веществен, что смирился ради тебя, потому ли Он – тварь, что печется о твари?».  «Это ставишь ты в вину Богу – Его благодеяние? Потому ли Он мал, что для тебя смирил Себя»...Это ставишь в вину Богу? За то почитаешь Его низшим, что препоясуется лентием и умывает ноги ученикам, и указует совершеннейший путь к возвышению – смирение? Что смиряется ради души, преклонившейся до земли, чтобы возвысить с Собою склоняемое долу грехом? Как не поставишь в вину того, что Он ест с мытарями  и у мытарей?.. Разве и врача обвинит иной , за то, что  наклоняется  к ранам и терпит зловоние, только бы подать здравие болящим?..»

   Тут, конечно, самый глубокий, интимный и вместе с тем самый тонкий и страшный суд над человеческой душою, её задатками и благородством: оттого, что твой любимый, твой идеал и Христос пошли к тебе навстречу, стали обыденны и близки тебе, смиренно сблизились с тобой, - стали ли они для тебя втройне дороги и высоки, и прекрасны? Или же, напротив, стали затрапезны, унижены, потушены для тебя?

   Сознание страшной опасности потухания идеала и идеализации от неосторожного и недостойного приближения к ним дает нам понять целомудренное стремление некоторых отдалиться от любимого и уклониться от обыденного общения с ним! Для того тут человек и уклоняется от любимого, чтобы не потерять его для себя. Боится человек  заслонить для себя святыню друга, однажды ему открывшуюся, - заслонить её приземистою обыденностью свой души, для которой всякое  сближение легко превращается уже в  амикошонство и для которой «нет пророка в своем отечестве».

   Человек существо текучее и утекающее!  Дай ему Бог только утекать в лучшее, во все большее расширение души, сердца и  духовного зрения! Упаси Бог от самодовольней узости, от ссыхания сердца, от духа клеветы на мир и на людей!

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Борис Георгиевич Дверницкий
Испытание актуальностью
Выступление на семинаре «Русская мысль» в РХГА по докладу Н.М. Антонова «Русская религиозная философия» (Учебник для студентов) 11.03.2025 г.
13.03.2025
О неактуальности поэзии Александра Кушнера
Выступление в РХГА по докладу А.А.Синицина о поэзии А.Кушнера
25.02.2025
Диптих
16.01.2025
Все статьи Борис Георгиевич Дверницкий
Последние комментарии
Отсутствие профессионализма
Новый комментарий от Александр Уфаев
13.05.2025 03:26
В Обнинске дети мигрантов растоптали Георгиевский стяг
Новый комментарий от Александр Уфаев
13.05.2025 03:13
Почему сохраняется советская топонимика?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
13.05.2025 01:41
Царицын нельзя Сталинград!
Новый комментарий от Nicola
12.05.2025 22:04
Верните нашу акваторию, промысловый потенциал и нефть!
Новый комментарий от Русский Иван
12.05.2025 20:57
Сможет ли монархическое движение снова стать силой?
Новый комментарий от Игорь Бондарев
12.05.2025 20:11