«Но не духовное прежде, а душевное,
потом и духовное». (1 Кор.15:46).
- Помимо Божественного Откровения существует и человеческое откровение, через которое тоже нечто новое и нужное открывается людям. Вдохновителями его являются ипостаси идеального (душевного) мира.
Как известно, человек существует в трех состояниях: духовном, идеальном (идеально-душевном) и плотском (земном). Им соответствуют свои образования или ипостаси. Духовное – это христианство во всем его многообразии и разнообразии. Ипостаси идеального (душевного) – это авраамические (монотеистические) религии (ислам, иудаизм), организованное монашество, античная культура (философские школы, словесность, искусство), государственные образования со своими законодательствами, Родина. Ипостаси земного (плотского) – семья, крестьянские общины в России, цеховые образования в Европе.
Совокупность идеальных состояний человека составляет, если можно так выразиться, - внутренний или личностный Олимп, как отделение классического Олимпа, с его богами и богинями, ту бишь, музами и феями, героями и прочими «небожителями». Это отделение античного Олимпа можно назвать Русским Олимпом.
Заметим, духовное в нас опирается или вырастает из душевного.
Как сказал ап.Павел: ««Но не духовное прежде, а душевное, потом и
духовное». (1 Кор.15:46) Три состояния человека аналогичны льду,
жидкости и пару единой субстанции воды. Как и триединство Солнца,
Океана и Земли, вместе являющих некую полноту Бытия как такового.
Отметим следующее. Сугубая зацикленность на земном (плотском)
превращает нас либо в скотов, либо в зверей. Чисто земные существа обычно
сбиваются в стада, стаи, прайды. Вспомним А.С.Пушкина: «На что стадам
дары свободы, их должно резать или стричь». Так что идеальное в нас
спасает от такой участи. И потому исповедывание идеального как такового,
это не пережиток прошлого, не «остаточный романтизм», а самая что ни есть
реальность.
Юрий Поликарпович Кузнецов писал: «В 1967 году у меня прорезалось
мифическое сознание в «чистом виде»… К этому времени я прочитал три
тома А.И.Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу» и
уверился в себя. И сам того на сознавая, послал вызов богу искусств
Аполлону: написал стихотворение «Поэт». Аполлон не стал сдирать заживо
с меня кожу, как с Марсия, но удостоил меня ответом: послал смертоносную
стрелу. От одного свиста его стрелы поднялась буря и ломала деревья. Удар
был сокрушительным, но я устоял.
«Ночью вытащил я изо лба
Золотую стрелу Аполлона».
Очень важно, что я устоял. Человек с обыденным сознанием усмехн ётся и
скажет: «Какая чепуха! Это всё произошло на бумаге». Не на бумаге, а внутри
поэта. И выразилось в слове. Нельзя же читать стихи как газету… Я родился
в прозаическом двадцатом веке. Впрочем, он тоже героический, но по-своему.
И в нём оказался только один богатырь – русский народ. Он боролся с
чудовищами и даже с собственной тенью Но это богатырь, так сказать
рассредоточенный. Его нужно было сфокусировать в слове, что я сделал.
Человек в моих стихах равен народу» (1. Юрий Кузнецов Тропы вечных тем.
Литературная Россия.М.,2015. С. 161-162).
- На Русском Олимпе «обитает» и Русская Муза. Это такая же реальность идеального мира как и Русская Звезда. Но об отношениях с Русской Музой
поэтами написано много больше, чем про отношения с Русской Звездой.
«Пришла и села. Счастлив и тревожен
Ласкательный твой я повторяю стих –
И если дар мой пред тобой ничтожен,
То ревностью не ниже я других.
Заботливо храня твою свободу,
Непосвященных я к тебе не звал
И рабскому их буйству я в угоду
Твоих речей не осквернял.
Вс ё та же ты, заветная святыня,
На облаке, незримая земле,
В венце из звезд, нетленная богиня,
С задумчивой улыбкой на челе».
«Надолго ли опять мой угол посетила,
Заставила еще томиться и любить?
Кого на этот раз собою воплотила?
Чьей речью ласковой сумела подкупить?
Дай руку. Сядь. Зажги свой факел вдохновенный,
Пой, добрая! В тиши признаю голос твой
И стану, трепетный, коленопреклоненный
Запоминать стихи, пропетые тобой.
Как сладко, позабыв житейские волненья,
От чистых помыслов пылать и потухать,
Могучее твое учуя дуновенье,
И вечно-девственным словам твоим внимать!
Пошли, небесная, ночам моим бессильным,
Еще блаженных снов и славы, и любви,
И нежным именем, едва произнесенным,
Мой труд задумчивый опять благослови».
Такую «близость» поэтов к Музе мы должны обрести и в общении с Русской Звездой - Музой мифологического пространства России.
Этот пробел я попытаюсь заполнить в своих дальнейших размышлениях.