Казанский край, как известно, географически находится в самом центре России, на слиянии крупнейших русских рек Волги и Камы. И это некогда мощнейший центр Русского Православия Поволжья и России, его расцвет начался от самого присоединения Казанского ханства в XVI в, и достиг своего максимума на рубеже XIX и XX веков. Русская, купеческая, Казань Шаляпина, Бутлерова, Шишкина, Лобачевского и Бехтерева, где она сейчас?..
Совсем иное дело – современная Республика Татарстан рубежа XX и XXI веков, где её нынешними аульными аристократами русским и православию отводится место лишь на задворках. И если что-либо происходит по-иному, то не благодаря, а вопреки. Как, например, недавнее торжественное открытие исторического собора Казанской иконы Божией Матери прошедшим летом 2021 года, на котором, кстати, представлявшая федеральную власть Валентина Матвиенко в самом начале речи поздравила… мусульман с недавно прошедшим Курбан Байрамом.
Только благодаря усилиям местного православного духовенства и священноначалия, верующих людей и ещё по ходатайству Богородицы, православие здесь ещё держится и достаточно весомо в обществе.
Но, вот, как говорится, грянул гром. В селе Актаныш Республики Татарстан осенью 2021 года на муниципальном кладбище спилен крест с могилы только что захороненного православного человека, причём как была употреблена вандалами исчезнувшая спиленная часть до сих пор не известно. Известно теперь только, что нити идейного верховенства «мероприятия» ведут в администрацию, к мусульманскому духовенству и руководству района.
Об этом резонансном событии с середины декабря ушедшего года сообщали едва ли не все российские СМИ. Но нигде не было системного анализа ситуации в регионе в контексте процессов последних трёх десятилетий и роли конкретных людей и их команды. А ситуация этого давно уже требует, вопиет. Попытаемся это исправить, выражая лишь мнение автора.
При коммунистах националы на местах лишнего не баловали, хотя ещё Ленин даже на фоне «басмачей» дал им все возможности, «вплоть до отделения». Зато Горбачёв во второй половине 80-х выпустил на волю джина национального самосознания нерусских народов, и началась этническая мобилизация, на гребне её волны на местах во все ключевые сферы хлынули представители «титульных» национальностей. В Татарии в добавок – с аграрным уклоном. К началу 90-х сложилась, а потом и закрепилась устойчивая формула «деревенский татарин=наЩальник» – кто имел желание выбраться из-под коровы или трактора и хоть минимальные личные данные. Добрая азиатская традиция помогать родне и землякам, шире – «своим» тоже играла тут одну из ключевых ролей. У нас в Татарии всё это умножилось ещё на фактор личности Минтимера Шариповича Шаймиева. Механик по образованию (Казанский сельхоз институт, 1959 г.), деревенский, поработав восемь лет по специальности, уже в тридцать лет он поступил на ответственную партийную работу в Татарский обком КПСС. Здесь – стремительный карьерный рост, в 1989 г. Шаймиев избран первым секретарём Татарского обкома КПСС, а в июне 1991 года на безальтернативной основе – Первым Президентом Республики Татарстан.
Сформировалась команда Шаймиева. Её неотъемлемой частью стал потом и его подшефный, «президент №2» – Рустам Нургалиевич Минниханов. Тоже из аула, тоже сельхозмеханик. И Шаймиев сейчас в полном почёте и у власти, пусть в качестве Государственного (РТ) советника. Так что и команда «своих» продолжает укрепляться, расти как некий организм, правит «мудро», но отдельно от интересов народа, манипулируя перед федералами национально-региональными особенностями. Главное – не перечить Москве, чуять её волну.
Ещё у каждого члена команды «своих» – крепкая семейная экономическая основа. Поэтому за каждым высоким руководителем, чиновником, депутатом здесь – бизнесмены (как правило – крупные, порой - олигархи) из родни. «УдаЩливые бизнесмены» – так один из руководителей раз проговорился, да теперь этот термин «удащливые» так и закрепился в народе прочно как признак принадлежности к этому их клану «своих».
В нынешней системе власти Республики Татарстан есть и городские татары, есть там место и русской и межнациональной обслуге, но будучи лояльными они тоже становятся вполне «своими». Городской татарин, медиа магнат и приверженец татарской государственности Ильшат Аминов, многократно оскорблявший русских – ещё какой «свой»! До сих пор трындит по телевизору вопреки всем законам «наш президент», это про Минниханова. Или «строитель Москвы и всея Руси» Марат Хуснуллин, – тоже «свой», но теперь – федерального уровня.
Марат Хуснуллин
Или ректор некогда знаменитейшего в России и Европе Казанского Императорского, ныне Федерального университета Ильшат Гафуров, арестованный недавно прямо в собственном кабинете по подозрению в участии в ОПГ и заказе убийства. Это он ранее превратил русскую купеческо-ремесленную Елабугу в особую экономическую зону татарскую «Алабуга». В доску «свой»!
Естественно, если копнуть, то за каждым из «своих» тут в Татарии что-нибудь да найдётся подобное, а может и похлеще. Может с Гафурова и начали, наконец, копать федералы? Компромат на регионал-феодалов и «утрата доверия» сейчас – обычное дело.
Ещё удивительно, что этот «организм» живёт абсолютно помимо интересов как такового татарского народа! Дети татарских руководителей и чиновников не учат татарский, а в основном – английский, обучение проходят за рубежом. А здесь – татарское национальное образование – в загоне, татарская национальная культура лишь немного почётнее русской, исключая прикормленных, «своих от культуры». Возникает феномен татарской власти против татар! Понятно, ведь главное для «удащливых» – деньги и сохранение сформировавшегося за три десятилетия кокона, внутри которого все «свои» уже давно существуют отдельно от народа и весьма комфортно.
Конечно, если смотреть на внешнюю атрибутику, то многое изменилось в республике особенно после прихода Путина. Националы сейчас почти не нужны, Татарский общественный центр в Казани прессингуют силовики. Хотя региональная власть то демонстрирует мудрость в борьбе с крайними проявлениями, то вдруг, когда ей надо, вытаскивает нафталинных старичков с плакатами из пыльных сундуков. Далее, хотя по региональной конституции мы всё ещё формально в состоянии суверенитета, но фактически о нём здесь уже все забыли. Даже последнюю игрушку – президентство отобрали, наконец, у региона. Формально, ведь фактически местные аминовы употребляют термин, важно оттопыривая губы, невдомёк им, что за всё задницей собственной скоро уже отвечать придётся.
Ильшат Аминов
Но суть шаймиевской команды осталась прежней, и ряд негативных тенденций по-прежнему сильны. Прежде всего это касается межконфессиональной сферы, ярким подтверждением чего стал злополучный случай в Актаныше. Вообще в Татарии соотношение представителей двух основных конфессий практически 50/50, если кроме русских учитывать православных кряшен, чуваш, марийцев, удмуртов, мордву, украинцев с белорусами и других. Но при этом фактически имеется разительный дисбаланс в пользу ислама, представленного почти исключительно татарами и совсем немного башкирами и другими народами.
Первая тенденция – исламизация, мечетизация и халялизация республики. Строительство мечетей – вообще настоящий бум Татарии последних десятилетий. Само по себе это конечно не плохо, способствует возрождению духовности. Но только если без перекосов. А тут, если в чисто русской деревне поселились два татарина, то по их первому требованию администрация (конечно татарская – даже в русских районах) мгновенно реагирует положительно. И мечеть воткнут демонстративно посреди села – пусть и ходить туда порой некому.
Например, православный город Лаишево в сорока километрах от Казани. Там уже разумеется есть мечеть в центре. Но, вот, год назад начали вдруг возводить новую огромную соборную мечеть в самом центре. «Чтобы минарет был гораздо выше всех соборов» – таково, говорят, было требование татарского спонсора. Без разрешительной документации, проектов и землеотвода, на заборе бурно идущей стройки нет ни одного опознавательного знака кто и что строят. Жителей никто не спросил, только собрали по району «своих», чтобы получить формальное одобрение фиктивного «собрания жителей». Исторический ландшафт и градостроительные аспекты никто не учитывал. Мнения специалистов-экспертов, историков и архитекторов тоже никто не спрашивал. Обращения жителей в разные инстанции никакого результата не дали, даже коллективное обращение жителей и общественности к Путину осталось безрезультатным, спущено той же муниципальной власти. Эта Лаишевская мечеть – настоящий вызов, возводится в сотне метров от районного Управления образования! Теперь все его работники под «Аллах, акбар» должны будут совершать намаз? А заодно, и посетители этого светского муниципального управления образованием детей. Это стало возможным только после того, как в этот русский район поставили главой чужого для него татарина Ильдуса Зарипова. Такие кадровые решения – тоже часть нынешней системной политики Республики Татарстан.
Многие уже подзабыли, но никто не отменил и влияние сюда чужеродного радикального ислама – митинги «по шариату» и вызывающие несанкционированные автопробеги с запрещённой символикой, исламские патрули с поясными кинжалами, массовые поджоги церквей и даже перестрелка в городском многоквартирном жилом доме радикалов с сотрудниками ФСБ, в которой один из них погиб – всё это было совсем недавно.
Говорят, что сейчас почти все исламские радикалы Татарстана подались в Сирию, что все они, кто ещё остался в живых, под контролем, и тому подобное. Но кто знает, поживём увидим.
И хотя свернули целый ряд пантюркистских совместных татаро-турецких проектов, турецкое-то генеральное консульство – стоит в самом центре Казани (на месте прежней снесённой в нулевых православной богадельни) – то ли знак, а может, очаг, гнездо?
Вторая тенденция вытекает из первой, это – принижение православия в регионе. Прежде всего это разительный дисбаланс в количестве действующих церквей и мечетей, сложившийся в нулевые и сохраняющийся сейчас. Ещё в 2014 г. зафиксировано, что в регионе действует уже 1524 мечети (в основном построенных как раз за последние десятилетия) и только 331 православная церковь, включая часовни, молельные дома и молитвенные помещения. При этом в республике стоят и разрушаются до полутысячи некогда великолепных храмов, построенных русскими купцами меценатами в XIX – начале XX веков. А ведь это позор нынешних властей региона и муниципалитетов, которого они, впрочем, никак не ощущают, поскольку никто за это с них не спросит.
Вопрос колоколен – отдельный, больной. Благовещенский собор Казанского кремля – без колокольни, восстановленный исторический Казанский собор – тоже, и это целенаправленная политика, озвученная ещё в середине лихих девяностых тогдашним министром культуры Таишевым, который вслух заявил, что как министр-татарин против колокольного звона в столице Татарии.
А то, что две православные церкви в Кремле стоят без крестов, а в генерал-губернаторской домовой церкви находится «Музей государственности татарского народа», в которой прямо в алтаре стоит трон с чучелом татарского хана – это ли не вызывающе?
Уничтожен Спасо-Преображенский монастырь Казанского кремля вместе с его древним кладбищем, на котором во время раскопок была обнаружена пещерка с мощами святых, среди которых и мощи первого святителя Казанского Гермогена – в последующем патриарха Московского и всея Руси, священномученика. Это – не вызывающее антиправославие нынешних регионалов? Территорию монастыря и кладбища закатали в современную тротуарную плитку, по которой топчутся туристы и зеваки. Что же творится по республике за пределами Казанского кремля вполне можно догадаться.
Следует здесь хотя бы кратко упомянуть и Храм-памятник православным воинам, павшим при взятии Казани, установленном в Казани прямо напротив кремля на их братской могиле – церковь Нерукотворного образа Христа Спасителя. Памятник федерального значения уникальной архитектуры, последние двадцать лет – в постоянных «ремонтах», и до настоящего времени пребывает в полуразрушенном состоянии, в мерзости запустения. Хотя по распоряжению Шаймиева 2002 г. реставрационные работы должны были завершиться ещё до октября 2004 года. Многочисленные обращения православной общественности по инстанциям и публикации в СМИ результатов не приносят. Приход храма фактически упразднён, регулярные богослужения не проводятся.
Третья тенденция – откровенная агрессия против православия. Например, призывы «снести ненавистный памятник захватчикам», неоднократное осквернение, вандализма Храма-памятника. А в 2013 г. в канун Пасхи под Храм-памятник было даже заложено самодельное взрывное устройство, которое вовремя обезвредили соответствующие службы.
И низвержение православного креста, произошедшее недавно в Актаныше – не первый известный случай в Республике Татарстан. Так, в самый канун первого приезда в Казань патриарха Кирилла на освящение строительства исторического собора Казанской иконы Божией Матери в июле 2016 г. на въезде в с. Ташкирмень Лаишевского района республики был установлен и освящён поклонный крест. Огромное шестиметровое распятие художественной ковки. Уже ночью вандалы его спилили и свалили. Был резонанс, завели уголовное дело, началось следствие. Потом по официальному сообщению должна была пройти повторная установка креста при участии владыки Феофана, который самолично освятит крест. Но нити позорного события вели к местному князьку, единороссу, хвалившемуся приятельством с самим Шаймиевым. Уголовное дело закрыли, крест увезли и сложили за алтарём храма, а ещё через год он и вовсе исчез в неизвестном направлении. Здешние власти против поклонных крестов… Хотя уже в каких-то двадцати километрах от Казани в соседней Марийской республике поклонные кресты красуются на многих перекрёстках проезжих дорог.
А может ли какой-нибудь местный глава в РТ избить священника прямо в его храме, если тот сделает замечание вести себя тише, снять шапку? Ответ на этот вопрос в местной администрации, конечно, знают, хотя в своё время резонанса ни на всю страну, ни в регионе не было, исключительно благодаря личной позиции патриарха Алексия, посчитавшего достаточным звонок президенту Шаймиеву. Всё и всем сошло с рук тогда.
Уверен я и в том, что не закончена откровенно мутная история с иереем Андреем Стребковым, осуждённым недавно за педофилию на тринадцать лет. Заинск, тоже как Актаныш, район за Камой. В основе обвинительного приговора – голые слова потерпевшей, которая вдруг «вспомнила» всё через семь лет, в самый канун своего восемнадцатилетия. Как так совпало, что сразу после того, как завели уголовное дело, её семья приобрела дорогущую иномарку BMW и квартиру, никак не сообразные доходам и без кредитов? Вопросы риторические, а батюшка сидит в тюрьме. Одна отрада, что дома ждут жена красавица и двое детишек.
Ещё одно «совпадение»: то дело возбуждено непосредственно после визита в автобус-храм, который создал батюшка, Святейшего Патриарха Кирилла в 2018 г. и показа этого по всем центральным телеканалам. Одобрил патриарх такую удивительную православную миссию, что ездит уж семь лет батюшка по отдалённым деревням республики. Но зато такая миссия поперёк горла местной власти. Особенно, миссия среди кряшен – исконно православного тюркоязычного народа, который националы и их нынешние правители всё норовят «вернуть» в ислам. Вот и нашли, видимо, привычный способ нейтрализовать активного батюшку. Ведь всех этих людей выворачивает от православия, и их устроило бы, чтобы православные, раз уж мы тут есть, молились только где-нибудь в своих «норах», а в люди с этим не выходили. И, кстати, Республика Татарстан – единственный регион в России, где ни в одной школе не преподаются «Основы православной культуры» - тоже о многом говорит.
Примеров этих тенденций можно привести ещё и ещё, хотя внешняя картинка такова, что на всех форумах рядом сидят православный батюшка и мулла. И власти на чистом глазу к месту и не к месту твердят о межконфессиональном балансе. Особенно это любит повторять М.Ш. Шаймиев. Но по факту в результате этой «политики симметрии» вопрос о возрождении духовной православной академии в Казани – одной из четырёх, существовавших в России до революции – будет теперь звучать ох как не скоро, если вообще когда-нибудь прозвучит. А ведь Московская и Санкт-Петербургская духовные академии возрождены еще в советское время после Великой Отечественной войны, при Сталине.
Но вернёмся, наконец, в Актаныш. Абсолютное большинство жителей района – действительно татары, их тут по разным данным от 96,2% до 98,07 %, кроме них живут представители православных народов – русские, кряшены, марийцы, чуваши, удмурты, мордва, украинцы. Тем не менее.
Во-первых, Актанышский район – единственный в Республике Татарстан, в котором нет НИ ОДНОЙ православной церкви.
Во-вторых, здесь, мягко говоря, не жалуют русский язык в образовании. Во многих школах района всё преподавание в младших классах ведётся исключительно на татарском языке, даже в некоторых случаях детям требуется переводчик. Тем самым детей здесь фактически лишают возможности вырваться не то что за пределы республики, а даже в Казань, где без уверенного владения русским языком не выжить.
В-третьих, скандал со спиленным крестом здесь далеко не исключение, нетерпимость к православию здесь давняя устойчивая политика. Так, если говорить о кладбищах, то на них можно видеть могилы вообще без каких-либо религиозных или общепринятых светских символов, таких, как пятиконечная звезда. Не нужно напрягать мысли чтобы догадаться, что в девяти из десяти этих могил похоронены православные, а крест не поставили потому что он «не желателен». И что говорить про сам Актаныш, в районе ситуация ещё жёстче, например, известно, что в одном селе родню заставили собственноручно убрать крест с могилы православного человека. И это только известные случаи, а если копнуть, то постороннего просто возьмёт ужас от местного религиозного фашизма, культивируемого сверху.
О том, что приоритетом в Актаныше должно стать устройство жизни по шариату – давно говорится вслух, и не какими-то рядовыми селянами. Записи последних месяцев разговоров и с главой, с его замом, и с местным хазратом, и даже с участковым, весьма показательны. Эти записи, имеющиеся в редакции и опубликованные, ещё предстоит разобрать в подробностях и сделать выводы – как организационного характера, так и правового. Напомним, господа-товарищи, что это – в самом центре России!
Не удивительно, что уже в первых числах Нового 2022 года разом опубликованы мнения разных статусных людей извне района. «Националисты, связанные с властями Татарстана, возмущены восстановлением креста на кладбище в Актаныше: русским на татарской земле не место!» - заключает один из Телеграмм-каналов.
Это ли не вызов выше стоящему руководству? Впрочем, нет уверенности, что в руководстве регионального уровня к кому-либо можно с этим апеллировать. Что же, разрубить этот татаро-исламский узел по силам только Москве?
Кстати, почти «чисто татарскими, мусульманскими» анклавами в нынешней Татарии следует считать ещё такие районы как Апастовский, Сармановский, Атнинский, Арский, Сабинский, Муслюмовский, Ютазинский, можно из общих сорока трёх муниципальных районов перечислить и ещё десяток, где превалирует татарское население и в приоритете татары, мусульмане и исламская религиозность. А чисто русских-то сейчас – практически нет. Хотя перевес численности татар над русскими по республике не настолько велик. И, вот, интересное личное наблюдение автора, именно последние десятилетия существует чёткая тенденция заселения исконно русских сёл татарами, причём во всех администрациях этому заселению организован благоприятный режим. Как в приобретении земли, её освоении, так и в обустройстве, социализации, трудоустройстве и организации бизнеса татар в исконно русских поселениях. Известно, что после взятия Казани татары отселялись от значимых рек Волги, Камы, Мёши, подальше в степную глубь, в основном дабы исключить грабёж проходящих судов. И это положение сохранялось на протяжении столетий, лишь с семидесятых годов XX века татары стали возвращаться к рекам преимущественно в сформировавшиеся к тому времени русские поселения. Это само по себе, конечно, не плохо, определённым образом способствует укреплению дружбы и взаимовыручки русского и татарского народов, добрососедства. Но, вот, принципиальный вопрос: почему заселяя татарами исконно русские поселения массовым порядком, нынешняя администрация региона и районных татарских анклавов типа Актаныша порой крепко и насмерть стоит на их «татарской чистоте»? Почему нет «симметричного» благоприятного заселения русскими чисто татарских анклавов? Ответ – очевиден, и все теперь понимают, в чьих руках одеяло и как оно используется – начиная от нефтедолларов и финансовых потоков из федерального центра, и заканчивая местечковой татаро-мусульманской «чистотой». Вот, когда увидим нечто кардинально иное, тогда и можно будет всерьёз говорить об этно-конфессиональном балансе в республике, а пока все такие слова, несущиеся здесь из каждого утюга – пусты.
Но добавим ложку мёда. Не берём «татарские» районы, в которых православие локально укоренилось ещё задолго до революции. Но, вот, в современных Сармановском, Сабинском, Муслюмовском, Ютазинском и Балтасинском районах, не смотря на абсолютно доминирующую татарскость и ислам, строятся-таки новые православные церковки и молельные дома. Батюшки и прихожане постарались, конечно, но если бы администрация стояла насмерть, как в Актаныше, то это не стало бы возможным. К слову, Актанышский район, как и два выше перечисленных «образцовых» духовно окормляет один и тот же благочинный. Так почему только Актаныш – исключение?
Митрополия наша, конечно, тоже по объективным причинам не может исправить скрытую, а тем более, явную антиправославную политику в районах республики. Намётки этого пытался обозначить прежний правящий архиерей – митрополит Феофан, но мы все наблюдали реакцию на это официальной и неофициальной Казани, да и владыка правил митрополией недолго, схоронили его ещё два года назад. Вообще же архиереям в таких ситуациях нужна крепкая паства, православная общественность, принципиальные верующие люди без «страха иудейского», «татарского», «кавказского». Но надо понимать, откуда им взяться.
Обратимся же, наконец, и к самой личности нынешнего главы района – Энгеля Наваповича Фаттахова в свете предыстории и последующих событий.
Э.Н. Фаттахов
О его личных качествах красноречиво говорит увольнение им своего заместителя – женщины сразу после огласки событий о спиленном кресте и последовавшего резонанса. Без расследований и взысканий, а по собственному желанию, в спешке в самый канун Нового года 29 декабря. Женщина ушла без скандала и лишних комментариев, смиренно написала заявление и шефа почти не «слила». Почти, потому что ещё ранее в беседе с родственниками умершего проговорилась, что всё, включая нежелательность крестов на могилах, делается в соответствии с указаниями главы. Должность уволенной уже, говорят, подобрали достойную.
Не удивляет, что сама реакция на постыдное событие наступила с более чем двухмесячным опозданием – всё районное начальство, включая главу, и силовиков сколько могли кормили семью завтраками, параллельно всё заминая, укрывая и всех покрывая. Параллельно семья подверглась массированной информационной атаке со стороны татарских националистов и исламистов. И ещё один некий шустрый хазрат появился из Казани, заявил, что действует от имени муфтията, хотя оттуда никаких рекомендаций данному человеку не поступало. Вышел этот хазрат даже на епархию и благочинного, затребовал доказательств и документ, подтверждающий, что покойный Виктор Смирнов был крещён, угрожая, что иначе покойный опозорит православных перед мусульманами! Но ведь даже ни один священник, отвечая перед Богом за отпеваемого, не потребует документа, подтверждающего крещение, лишь спросит, а точно ли известно, что покойник был крещён. А этот, на тебе – лезет нагло в дела иной конфессии. Но самозваному контролёру щелбан по носу не дали, а тактично предоставили документ из храма Казанской иконы Божией Матери г. Будённовска, где Виктор был крещён ещё младенцем, о чём там в учётных книгах имеется запись. Опуская историю приезда Виктора в Татарию, брака по любви с Риммой, уже имевшей троих детей, отметим ещё, что её татарская родня не чаяла души в русском зяте. Но в 2020 г. он заболел, угасал здоровьем, а через год умер, завещая жене похоронить себя в полюбившемся Актаныше…
… После скандальных вестей осквернения могилы Виктора главе района Фаттахову последовало строгое предупреждение от Минниханова, в результате чего он и поспешил, как мы говорили, уволить зама. Сам Фаттахов – вроде и не при чём? Но это не первый раз, когда он делает вид, что к нему сказанное не относится – ещё в июле 2017 г. он уже проигнорировал «языковое» замечание Путина, нагло, как ни в чём не бывало – это тоже штрихи к портрету «исполнительного солдата». Вопрос, чьей армии этот солдат?
А так, родился Фаттахов в 1961 г. в ауле родного района, разумеется, сельхозмеханик. С 1985 г. – комсомольская работа, потом партийная, в административных органах, с 1998 г. по 2012 г. – глава своего Актанышского района, потом параллельно депутатствует.
Но наибольшую известность этот персонаж татарского истэблишмента приобрёл, когда неожиданно для всех в октябре 2012 г. был назначен министром образования и науки Республики Татарстан, потом и заместителем премьер-министра республики.
При этом сельхозмеханик Фаттахов не имеет никакого отношения к образованию. Но поставлены задачи, где иное и не требовалось, а именно, окончательная дерусификация школьного образования в республике и замещение федерального русского языка региональным татарским. Кинули Фаттахова на самую передовую, в последний и решительный бой. Понятно, что обещали помогать по мере возможностей, но главной фигурой в боях против русского языка и за насильственное навязывание татарского языка всем без исключения детям с момента назначения и до момента отставки в 2017 г. стал именно Энгель Фаттахов.
Почва к его «служению» была уже ранее достаточно подготовлена в виде законодательства и дерусификации – как органов образования, так и директорского корпуса школ, а также доминирующими местечковыми провластными СМИ. Именно созданное татаризованным местным парламентом законодательство, как юридическая основа, позволило заставлять русских и русскоязычных детей, ни намёком не ведающих татарского языка, помимо воли их самих и их родителей обучать по программам с «родным (! – М.Щ.) татарским». И ни одному из предшественников Фаттахова не удавалось навязывать татарский язык в школах республики, заменяя им русский, столь бесцеремонно, как ему. Причём совершенно не обращая внимание на протесты русской и родительской общественности. «Это правильно, республика-то татарский» – проговорился когда-то Шаймиев на одном из центральных каналов. Вот, и отрабатывал Фаттахов добросовестно это своё назначение, воплощая идеи, органично сформировавшиеся в его личности за время жизни, работы и карьерного роста в чисто татарском районе в аналогичном окружении. Радуя непосредственное руководство.
Триумф главного татаризатора регионального образования Фаттахова и всей коллективной региональной власти в этой части закончил не кто-нибудь, а лично Президент Путин. Устное замечание президента к регионам, как мы сказали, Фаттахов нагло проигнорировал, заявив, что к нашему региону это не относится. Когда же через месяц президент Путин подписал соответствующие поручения, а ещё через месяц начались массированные проверки школ республики прокуратурой, в руководстве региона и парламенте начались истерики, включая президента Минниханова, который публично намекнул, что могут «неправильно» пройти выборы президента России, ведь они держатся на школах. Фаттахова послали в Москву «решать вопрос с федералами». Он тогда всё ждал приёма федерального министра образования – чуть ли не на коврике перед кабинетом, но ничего там не высидел, хотя перед Госсоветом блефовал, что якобы «договорился». И был потом под конец 2017 года уволен из министров с формальной формулировкой «в связи с переходом на другую работу», но в обществе-то все знали, что из-за татарского языка. С одной стороны, что «не отстоял позиции татарского языка перед Москвой», а с другой – за то, что фактически подставил региональное руководство перед федералами и лично Путиным. Местные же националы лепили из опального Энгеля Фаттахова мученика, героя, в интернете появился даже светлоликий «Ангель», хотя оригинал весьма темнокож.
Но Фаттахов в жалости не нуждался, совсем вскоре он вернулся главой своего Актанышского района, где комфортно продолжает политику татаризации и де русификации до сих пор.
И, вот, вишенка на торте в конце статьи, точнее, две.
Вишенка первая: Актанышский район – родина главного сельхозмеханика республики – Минтимера Шаймиева, который, как мы говорили, до сих пор – неотъемлемая часть им же сформированной за последние десятки лет команды региональной власти, её лидер-аксакал.
Вишенка вторая: назначение Фаттахова министром образования, который чуть не довёл республику до реального межнационального конфликта, было инициировано именно Шаймиевым.
Отсюда и такая уверенность Фаттахова в собственной непотопляемости, ведь и нынешний глава региона Минниханов даже только из уважения к Бабаю («бабай» - тат. «дедушка», ласковое внутреннее прозвище М.Ш. Шаймиева – М.Щ.) его в обиду не даст и всегда прикроет.
И сейчас становится очевидным, что тревожный сигнал после «крестоповала» главой не воспринят, ничего не делается. Крест на могиле вновь поставили, но сами родственники покойного, значительно ниже прежнего, и замаскировали его венками, дабы «не оскорблять чувства мусульман» и не провоцировать их на новые акты вандализма, ведь за прежние никто наказаний так и не понёс. Банальная стрелочница замглавы – не считается.
Какие перспективы «дела о спиленном кресте» в Актаныше?
Первый, самый невероятный сценарий. Глава Фаттахов засучит рукава, отыщет виновных, которых показательно накажут. Выделит средства и ресурсы для восстановления достойного каменного надгробного креста и памятника над могилой Виктора Смирнова. Инициирует поиск других православных могил на кладбищах района с установкой надлежащих крестов и памятников. Выступит с инициативой возведения православного храма в Актаныше и поклонных крестов на дорожных перекрёстках и развязках. Пригласит русских селиться в районе и самом Актаныше, инициирует программу такого заселения.
Второй, тоже мало реальный. По инициативе регионального руководства и лично главы региона Минниханова нынешнего главу района Фаттахова снимут с его поста. Будет инициировано расследование с возбуждением соответствующих уголовных дел в отношении представителей администрации района, правоохранителей и лично главы района. Будут сделаны оргвыводы.
Третий сценарий наиболее сложно прогнозировать, но он тоже возможен. Москва вмешается. Либо главе региона укажут на недочёты, либо не предупредив (как в случае с ректором Казанского университета Гафуровым) – возьмут кое кого под белые ручки и уведут в определённом направлении, или мягко попросят на выход.
Или ещё один путь, последствия которого совсем не прогнозируемы. Назовём его условно – народный, в отсутствие внятной адекватной ситуации реакции административных органов и чиновников. А тут – целая масса непредсказуемых вариантов, не исключая визит казаков из Будённовска с родины Виктора, чью память оскорбили в Актаныше.
Во всяком случае самым нереальным будет вариант, как раз-таки устраивающий администрацию, что ничего не изменится, всё останется как есть. Могилу трогать не станут, родственники сами установят каменное надгробье с крестом без каких-либо гарантий сохранения их целостности. Вандалов так никто и не найдет, ведь и сейчас их никто и не ищет. Что никаких церквей в Актаныше так и не будет, как сейчас. И что глава Фаттахов как ни в чём не бывало останется на своём месте. Нереальным такой вариант будет потому, что, во-первых, семья усопшего русского православного человека, особенно, и это очень важно, её татарская часть со стороны вдовы, не дадут в обиду своего Виктора и память о нём. Во-вторых, события, связанные с «актанышским крестом» находятся под пристальным вниманием русской общественности и СМИ не только в республике, но и во всей России. А в-третьих, времена меняются, и никого во власти страны, как на самом верху, так и в промежуточных её звеньях, структурах и службах сейчас не устроит подобная украинской модель «чистоты нации и языка», к тому же густо замешанная на исламском факторе, которую отдельные силы и чиновники последовательно конструируют в нынешней Республике Татарстан, в самом центре России. «Украинские» параллели зародышей татарского нацизма, замешанного на радикальном исламизме, налицо, не упустить бы время!
Итог же всего сказанного напрашивается такой. Учитывая не только крепкие давние связи, клановость, но и непосредственное родство верхов власти и бизнеса нынешней Татарии, можно дать определение существующей команде региональной власти как «братство татарских сельхозмехаников». Возникает ассоциация с «братством вольных каменщиков», не так ли? Только у тех был международный уровень, а у наших доморощенных пока внутрироссийский. А разве нам, гражданам России, от этого легче? И кого в российской власти устраивают эти внутренние профессионально-этнические братства с исламским уклоном, где нет достойного места ни русской культуре, ни православию, ни самим русским. Где русскому даже после смерти эти механики не дадут упокоения?
Михаил Юрьевич Щеглов, председатель Общества русской культуры Республики Татарстан, председатель Казанского отдела «Русского Собрания», доцент Международной Славянской Академии наук, образования, искусств и культуры
6. Ответ на 1, оxтeнcкий оxpанитель:
5. спасибо.
4. Ответ на 3, ross-Kazan:
3. Путин нац. лавочку закроет?
А основы нацполитики даже при Сталине сразу после ВОВ не меняли, стоит поглядеть премилый ролик 1945 г. про Татарию. Никакого паритета, одни татары выпячиваются. https://youtu.be/1t81eklrSDk
2. Ворон ворону...
1.