С Юрием Михайловичем Шестаковым довелось познакомиться в начале 90-х годов теперь уже прошедшего века на занятиях Литературного объединения «Лествица». Литературное объединение «Лествица» было создано, руководимо и опекаемо тогда ещё диаконом Спасо-Парголовского храма Санкт-Петербурга, а ныне – настоятелем храма святителя Николая Чудотворца в посёлке Левашово протоиереем Анатолием Трохиным. «Лествица» служила большим подспорьем для поэтов, стремящихся в своих произведениях отражать, в меру своих духовных и творческих сил, Дух Православия. Именно это Литературное объединение и дало, впервые после долгих лет безбожия, - духовный толчок, духовное направление в современной поэзии. Неукоризненный делатель духовного поэтического слова, отец Анатолий был для нас и наставником, и примером.
Этот удивительный пласт современной поэзии, явленный временем возрождения Православной Церкви в нашем Отечестве, - поэзии «в Вечность глянувшей души» - до сих пор толком не изучен. В полной мере поэтом, чьё творчество озарено Евангельским светом, можно назвать и Юрия Шестакова.
У каждого поэта есть своя мера необходимости и внутренней дозволенности говорить о сокровенном; свой, только ему присущий метод отразить главный смысл и предназначение бытия и Божиего Домостроительства. Но поэт духовного направления – о чём бы он ни говорил – О Церкви ли и об истинах веры, о природе ли, о взаимоотношениях людей, об исторических событиях или же о событиях своей жизни и своих личных переживаниях – так или иначе исповедует свою православную веру. И каждый это делает по-своему.
У Юрия Шестакова, поэта, до сих пор до конца не разгаданного – своё умение выразить Дух Православия – умение сказать о важнейшем, Главном, Ведущем ненавязчиво, как будто едва касаясь, и в то же время недвусмысленно, ясно и глубоко.
Запомнился день в начале тех же 90-х, когда собрались мы на дне рождения у другого замечательного русского поэта Владимира Марухина в его квартире на Комендантском проспекте. Были несколько родственников из Москвы, Юрий Шестаков со своею любимой женой Женечкой и мы с Валерием Павловичем Филимоновым. Говорили, конечно же, о поэзии, читали свои стихи. Помнится, как красиво, можно сказать, элегантно, с гордостью за русскую воинскую славу читал Юрий Михайлович одно из своих любимых стихотворений «Чёрные береты» ( в сокращении):
Копья. Автоматы.
Латы. Образа.
Чёрные бушлаты.
Синие глаза...
...Светит солнца орден
На груди небес:
За Непрядву, Одер,
Суздаль, Киев, Брест...
А под бронью тяжкой,
Под льняной рубашкой,
Под морской тельняшкой –
Православный крест.
И вспоминались слова древних русских летописей: «А мои куряне – опытные воины»! Юрий Шестаков и в самом деле родился в исконных русских местах, был выходцем из Курских земель, где умеют и Родину защищать, и песни петь.
Рассказывал Юрий Шестаков и о своих паломничествах на мотоцикле ( а он был заядлый гонщик) в места нашей вековой боевой славы – на Поле Куликово. Многолетнее осмысление нашей славной истории явило его живую, запоминающуюся поэму «Засадный полк», где он, человек, как принято считать, холодного рассудка, явил в сжатых, лаконичных строках взволнованное, обжигающее чувство глубокой сопричастности к происходившему и происходящему в нашем земном Отечестве. Чувство порой радостное, порой горькое, порой тревожное, но просветлённое высшей Истиной.
Последний раз довелось увидеться с Юрием Шестаковым через много лет на Богослужении в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Рождествено под Петербургом. Юрий Михайлович приглашал на свои семинары и лекции и выглядел очень утомлённым.
А через два или три года, здесь же, в этом храме, жена поэта Евгения и его сын Ярослав подарили нам посмертную книгу Юрия Шестакова «Земное притяжение»...
В аннотациях к книгам Юрия Шестакова читаем:
Родился 13 января 1949 года в селе Богословка Боброво-Дворского района Курской области. С 7 лет жил и учился в Ленинграде.
Окончил Ленинградский технологический институт имени Ленсовета (1973) и Высшие литературные курсы при Литературном институте им. Горького (1993).
Член Союза писателей СССР с 1988 года, лауреат многочисленных литературных премий, Юрий Шестаков - ученик Арсения Тарковского, автор поэтических книг «В начале дня» (1983), «У солнца на виду» (1986), «Волны земли» (1992), «Засадный полк» (1993), «Пристальное небо» (1998). Посмертно вышли книги Юрия Шестакова «Земное притяжение» ( 2012) – избранная лирика; и «За незримо Ведущим» (2019).
С 2001 по 2010 год руководил секцией поэзии Санкт-Петербургского отделения Союза писателей Росси. Всё это время продолжал вести занятия в Литературной мастерской, которая сейчас носит его имя...
Самобытность поэзии Юрия Шестакова не только в его приверженности к отеческим корням и истокам,
к Православию, в стремлении к строгой отточенности поэтических строк, но и в его удивительной, неповторимой способности сочетать вещи как будто несовместимые, отвергающие друг друга. В его поэзии неуловимым образом сочетаются ледяной, холодный рассудок и горячее, пламенное чувство. К нему вполне можно отнести слова – «холодный мастер огненных слов». Он и сам не раз указывал в своих стихах на эту свою особенность. Чего только стоят слова: «ледяной огонь», «в холодности сокрытый пыл», «страстная логика чувств».
Чаще всего Юрия Шестакова называют поэтом-философом. Но какой же поэт – не философ? А если не философ – то какой же поэт? Скорее, поэзия Юрия Шестакова отличается глубоким психологизмом, тонким вниманием к самым сокровенным движениям души и бытия, напряжённой драматической насыщенностью.
Некая «шеспириальность» с притчей, уроком, поучением, с «вечными» вопросами: «что есть жизнь, / что есть смерть?»; «зачем так много нестроений, / так много тьмы на этом белом свете / и всё вокруг так временно и тленно?; вот речка, лес... А я откуда взялся?; как разделить страдание и радость? – предназначена для нас, читателей.
Много вопросов, но и много ответов, они давно найдены поэтом и проговорены. А опора и Истина – обозначены с самых первых стихов. В стихотворении «Возвращение» ясно сказано, «... вернёмся мы все / в горний дом, где душа рождена». Нужно только суметь пройти «тот узкий путь, что от святой купели / ведёт в просторы пакибытия. Или : передо мной – святое царство света / за мною – царство боли и огня. Или: Душа от этой гонки обессилена / в темнице тела молит о спасении. Центр бесконечности там, «где ни мгновений, ни минут, ни лет, / где царствуют всегда покой и Свет. Поэт говорит: Да поможет вера в мир вглядеться, / что порой пугающе неведом.
Впрочем, о философии и философиях сам Юрий Шестаков выразился предельно ясно:
Куда несёшься, жизнь земная,
своим бессмыслием страша?
Всё дерзновенней сила знаний,
Всё беззащитнее душа.
Всё гуще тьма фантазий плотских,
Всё приземлённее мечта.
Всё больше мыслей философских
Всё меньше веры во Христа.
Ценностные ориентиры Юрия Шестакова, обозначены в его поэзии ясно:
Как же тут не тужить, не плакать,
если брошена в эту жизнь
плоть моя, словно тяжкий якорь
для стремящейся ввысь души.
Искушенье, страданье, горе
унаследовать суждено.
Изнемог я в житейском море,
тянут страсти меня на дно.
Но попавших в беду спасая,
сквозь греховный туман Земли
мне спасительный звон бросают
храмов белые корабли.
Неустанно, весомо, мерно
возвещают Благую весть:
есть Надежда, Любовь и Вера
и грядущего выбор есть.
В православный ковчег спасенья
Всех заблудших зовёт Господь,
где за таинством причащения
примирятся душа и плоть.
Иногда Юрия Шестакова называют поэтом-физиком, стихи которого, якобы зримо демонстрируют законы материи: движение физических тел, натяжение воды, закон тяготения, закон относительности, закон Архимеда... «Бинарность», «стремление к трансцендентному», «химическая реакция горения», «естественнонаучная основа поэтического взгляда на мир»... Обидно за поэзию. Ведь даже один из основоположников русской поэзии – Михаил Васильевич Ломоносов, будучи большим учёным – физиком, химиком, геологом, историком, литератором, языковедом, открывшим и доказавшим многие научные законы, называл себя в поэзии «восторженным юношей». И как может быть иначе? Как писал Иван Александрович Ильин, известнейший русский мыслитель и замечательный литературовед: «Русская поэзия была порождением истинного чувства, одушевления, вдохновения, света и огня, - именно того, что мы называем сердцем и отчего душа человека начинает петь...»
И если идти от внешнего образа вглубь, а настоящий поэт всегда зовёт своего читателя идти вместе с ним вглубь, к замыслу, сокровенно владеющему данным произведением, то нетрудно заметить, что за «зашифрованностью», за некоторою «алгеброичностью», присущей порою стихам Юрия Шестакова, кроется живая сила внутреннего чувства и значительность переживаний.
Свои отношения с наукой и ясное понимание того, что наука не может, не в состоянии сохранить или же создать гармонию мира, заключённую в единстве всего, что создано Творцом, Юрий Шестаков не раз подчёркивал в своих стихах. Наука – это «сомнение мысли», это «дробность», это ограниченность это вечное противоречие, это «замкнутый объём», это несвобода: мир, / что от дробления поблекнул;
Разумом тайну гармонии мира пытаясь раскрыть, / словно игрушку, ломал я материю всуе / до бесконечности...
Поэт подчёркивает, что гармония мира подвластна только Творцу – во всём, что создано Им. Если, конечно, человек сам не нарушит эту гармонию: Боюсь пошевелить веслом – / Полмира не собрать потом... Но и природа не вечна: Но так непостоянно, так мгновенно / всё связано в природе меж собою... Поэт уверен: Там - над высью где-то / неземное царство света. В стихотворении «Фильтр» звучат слова: материальный мир – как фильтр / меж горней жизнью и земною.
А в другом стихотворении он прямо говорит, что в этом разобщённом и противоречивом мире материи не найти счастья, ибо мир дробен: Попытки человечества убоги.../ Но есть и то, что не разъять на части, / Как слово ДУХ не разделить на слоги.
Единство и свобода – в Боге, говорит поэт: О, Господи, дай силы быть единым, / живя в миру двухполюсном, двойном. / Я лишь сосуд – сосуд из хрупкой глины, / наполни Словом, чтоб войти в Твой дом.
Господи! Грешен, прости...
Слабость душой овладела:
сил не хватает расти
светом – сквозь грешное тело.
Зёрнышком сохнет душа
в почве бесплодной, как камень,
и, воспалённо дыша,
плоть орошает слезами.
Но никакое зерно
плачем своим не спасётся,
помощи просит оно
и у дождя, и у солнца...
Боже! Сквозь пекло земли
в почве и глине телесной
жажду зерна утоли
светлой водою небесной.
«Шекспириальность» и «алгебраичность» отступают перед Истиной, перед Высшим смыслом, перед Главным, Ведущим.
Порою даже кажется, что за сдержанностью, за появляющимися иногда математическими формулами
поэт хотел скрыть свою легко ранимую душу. За сдержанностью – как за каменной стеной, и как же трудно быть «до детской души раздетым».
В поэзии Юрия Шестакова сказывается и влияние Арсения Тарковского, отзывами которого он дорожил. Это – размеренность и неторопливость речи, лаконичность и ёмкость слова, напряжённость мысли. Но если Арсений Тарковский в своей поэзии часто обращался к Ветхому Завету и к античности, то поэзия Юрия Шестакова пронизана Евангельским светом, новозаветным светом. И не античность привлекала его, а история нашего земного Отечества – Руси Святой.
И это, может быть, самая искренняя и самая трогательная тема его поэзии: ... с предками своими я не врозь / я – плоть от плоти их и дух от духа. / Лишь Отчая земля мне будет пухом / пусть даже и промёрзшая насквозь.
Первые книги Юрия Шестакова – именно об этой неразрывной связи со своими истоками: Единственной и твёрдою, / зовущею в поля, / да будет мне опорою / российская земля; Я кровно связан с курскою землёй.
В стихах о детстве, о деревне, о курских просторах – яркие, живые, зримые образы: Солнце косит на лугу / заросли тумана; Кони щиплют вкусный сумрак / пряно пахнущий травой; Я сквозь листву /дыханье света слушал; По дороге едем небесами / облако я трогаю рукой; Духмяный и жаркий /над лугом колышется воздух...
И эту кровную связь с родной землёй Юрий Шестаков пронёс через всю жизнь, через всё творчество.
С радостью вспоминая прошедшие года, поэт с тревогой говорит о сегодняшнем состоянии Отчего края: В мир наш земной /прорывается адская бездна...; Мир к погибели несётся...; Пока мы обживали города / загадочно покинула вода / деревню опустевшую...;
К Богословке тропы луговые
скрылись в белом сумраке густом.
Наугад пошёл я и впервые
разминулся с Ливенским мостом.
Облака земные словно стёрли
огороды, избы, даль полей...
Вброд одолеваю речку Орлик,
леденящей Леты холодней.
Вкруг меня, как пар, клубится время,
и воображенья не унять:
К дому я бреду, почти поверя,
что пошло теченье жизни вспять.
Чудится, что выйдут из тумана
мне навстречу бабушка и дед,
тётушка, ушедшая так рано
за своими близкими вослед.
Заблудившись, сгоряча калечу
ломкие внезапные кусты!
Я спешу к родным, а мне навстречу
лишь кресты, кресты, кресты, кресты...
Самое искреннее и самое живое свое признание в любви к России, к Руси Святой Юрий Шестаков высказал, не сдерживая своего волнения и не пряча своих чувств, - в своих поэмах. В поэме «Засадный полк» - о битве на Поле Куликовом, и в неоконченной поэме «Нетленная опора» - о битве на Чудском озере.
Поэма – дело серьёзное – жанр объёмный, и как говорят, «панорамный», жанр больших форм. Поэме позволительны сюжет, обилие персонажей, продолжительность. Но как бы не зависнуть в этой продолжительности! И как суметь удержать внимание читателя?
Поэмы Юрия Шестакова удивительно динамичны, наполнены силой спрессованного, обжигающего внутреннего чувства, психологизмом и драматичностью.
Здесь мы видим и русских святых, и рядовых ратников, героев воинской славы – живые образы национальной святости и доблести. Они являют уверенность в победе, великодушие, отзывчивость, соборную силу русского народа, жажду подвига и готовность терпеть и бороться. Поэмы пронизаны непоколебимой верой в духовные силы народа, в богохранимость нашего земного Отечества и являют настоящую школу русского национального характера. Истоки русской силы и доблести - в её приверженности к Православию, к вере и верности вечным Божественным истинам, говорит поэт: И верится, наш грешный мир спасётся, / и чудится сквозь благовеста звоны: / не Солнцем освящаются иконы - / святые лики освещают Солнце!
Юрий Шестаков как будто находится в эти минуты и сам на поле вершащейся битвы и глубоко переживает всё происходящее:
Смерть несут клинки и стрелы, -
Не они тому виной:
Дух нетленный движет телом,
тело бренное - бронёй.
Грохот, лязг вооружений!
Бледен пар кровавых луж.
Зримо явлено сраженье
не материи, а душ.
Говоря о русских сражениях и победах, Юрий Шестаков уверен в предназначении России: «служить ей до скончания веков / нетленною опорою для мира.
А в одном из своих стихотворений, посвящённого Сергею Есенину, Юрий Шестаков ещё и ещё раз выражает уверенность в том, что если даже и мир погибнет в своих грехах, Святая Русь, Небесная Русь будет жить вечно ( в сокращении):
Мир к погибели несётся!
Там в неведомой дали,
отгорит, остынет Солнце,
оборвётся жизнь Земли.
Небо в свиток ангел скрутит,
и за гранью смертных дней
стран земных уже не будет –
даже Родины моей...
Но, вовек не умирая,
помня бренной плоти груз,
в самых светлых сферах рая
будет жить Святая Русь!
Творческое наследие Юрия Михайловича Шестакова разнообразно и значительно. Совмещая в себе психологическую насыщенность, стремление к предельной точности и ёмкости слова, напряжённость мысли и одновременно горячее, живое, взволнованное чувство и яркую точную образность, стихи Юрия Шестакова не оставляют любителей русского классического поэтического слова равнодушными. Ему удаётся зацепить заживо сердце читателя, увлечь в круг своих переживаний, так что невольно откликается сердце и думаешь: «Да это же обо мне...» Не в этом ли сила и притягательность настоящей поэзии?!
Кудряшова Лариса Пахомьевна, русский православный поэт и публицист