Главное – верность направления и целостность миросозерцания, главное: не сбиться с пути, какое бы отношение к тебе не демонстрировали окружающие, поэтому:
Снова здесь не узнали меня,
Не признали ни друга, ни брата.
Я прошёл, направленье храня,
Все возможные точки возврата.
-
За собою не знаю вины
И не жду ни любви, ни привета.
Выбирать мы порой не вольны,
Ты прости мне, родная, и это.
Мысль Г. Калюжного, сконцентрированная в этих строках, точно толкует и периодическую возможность выбора: человек чаще всего заложник обстоятельств…
Внешняя простота поэзии Калюжного подразумевает избыток мысли и богатство ощущений, переведённые в словесные ряды.
…мощно возникает, играя оттенками смыслов, крестьянская, деревенская тема: шаровой глагол её неотделим от бытования Руси:
Во мгле космической трагедии
Равно встречая ночь и день,
Горит звезда Энциклопедии
Российских сёл и деревень.
-
В её лучах земля вращается.
И кто кричал, теперь исчез,
Мол, где крестьянский мир кончается,
Там начинается прогресс.
Корневые связи важнее триумфа прогресса, и распадение оных чревато.
Юмор вспыхивает специфическими огнями в поэзии Калюжного, демонстрируя и отношение к себе, и умение знать себе цену:
Быть может, я поэт сто первый…
Всё ж не без юмора Творца
В наш век вошёл обычай скверный
Вести в итоге счёт с конца.
Так – совмещая различное в хрустальном сосуде стихов – поэт высоко поднимает его к небесам: чтобы сияние строк и строф было отчётливей.
3.
2. ДУХОВНАЯ НАВИГАЦИЯ
Не только поэзия, но и жизнь всякого человека как Божьего творения начинается с чувства духовной навигации. Это чувство обретается только в результате обратной связи с Богом. До 1917 года Национальная идея нашего народа выражалась в его стремлении к Божьей Благодати. После революции страна была брошена в пучину преступного безбожия, которое не изжито до сих пор.
Самолёт действительности мчится.
В нём товарищи и господа
Могут вместе вдребезги разбиться,
Ведь летят неведомо куда...
Поскольку есть Царь Небесный, то должен быть и Царь в голове, душе и на земле.
1. Защита Человека
В последнем номере «Литературной газеты» (19.01 2022) появилась обстоятельная статья поэта и литературоведа Геннадия Красникова о Григории Калюжном «Идеалист, спустившийся с небес», где автор рассматривает творческий путь Григория Калюжного от «аварийного сознания» до прозрения и противостояния расчеловечиванию. Думается, действительно настало время защитить Человека, как Божье творение. И такой мотив в творчестве Григория Калюжного доминирует.
https://www.lgz.ru/article/-3-6817-19-01-2022/idealist-spustivshiysya-s-nebes/