Три тома стихов Дмитрия Мизгулина, разделённых годами: с 1974 по 1994, с 1995 по 2004 годы и 2005-2019 – сокровенные свидетели не просто времени, а переломных лет в истории не только Отечества, но и планеты. И этот всемирный взгляд поэта притягивает к себе пристальное внимание, к его темам, сюжетам, свойствам образной речи, своеобразию стиля, сердечному устремлению.
Дух движения в пространстве и времени пронизывает творчество Дмитрия Мизгулина, чувствуется философский лиризм и поиски глубины на обмелевшем море умствования и морального банкротства.
Взяв эпиграфом слова Александра Пушкина «Россия, встань и возвышайся!» - Дмитрий Мизгулин делится с читателями своими размышлениями, прозрениями, озарениями о судьбах Отечества, о нас, землянах, о призвании русского поэта.
«Где твой Бог, родная планета?»
Был большой, уютный дом – единый народ из 15 республик, была вера в свет, благородство, славянское братство:
Было Отечество, было, и нету.
Ветер гуляет по белому свету.
Поэт стал свидетелем разыгранной шоу-битвы в мире, заполыхавшего Приднестровья, Кавказа, падения Берлинской стены, активизации бандеровщины. На пустеющее гнездо сиротства стала похожа земля:
Опять не засеяно долгое поле,
Но брошено семя обиды, войны и позора.
Боль за Отчизну, глубочайшую нежность к матери-земле чувствует поэт, вопрошая:
Где твой Бог, моя Родина-Русь?
Где твой Бог, родная планета?
Как выход и утешение, как возвращение к своему родному коду русскости, Православия, как тёплую руку поддержки протягивает поэт читателю:
Мы жили, не зная молитвы,
Без Бога построили храм.
И всё уступили без битвы,
Доверившись лживым волхвам.
Господь…
Услышав слова покаянья,
Простит нам былые деянья.
Услышит молитвы – и разом
Вернёт нам и силу, и разум.
…Во всем по заслугам
Воздаст непременно сполна.
Поэт имеет право на укор, если наделён духовной силой, если берёт на себя ответственность и формирует общественное сознание, собирая воедино славянскую душу:
Все ждём, а надо бы спешить,
Немного нам Господь отмерил…
Пронзительные мотивы стихов: вечный «терновый венец», удручающая пассивность, ожесточённость или безысходность в борьбе за существование, горечь утрат:
А непутёвые сыны
Пропили Родины богатства…
Забрали нефть, забрали лес,
Ушли с насмешкою и злобой.
… Гуляет нынче непогодь
По всей планете.
Русский поэт отыскивает поводы для радости: «утренние голоса птиц», «играющее солнце, «синь бескрайних небес». Попробуй, это отбери, если есть жажда нравственных начал, если есть «время для молитвы» об укреплении духа, о чистоте и ясности ума, о том, чтобы не допустить опускания рук, чтобы не утонуть в житейской суете, а выбрать Родину и Бога.
Творить своё время
Дмитрий Мизгулин говорит, что «Поэтами рождаются, но не всегда становятся». И для становления поэт предназначен «творить своё время, а не отражать его». Он «созидатель времён».
Среди «поколения вкладчиков» не все предатели, но всё же:
Измена здесь, измена тут…
Но если рассматривать человека как вершину духа на земле, если помнить и хранить в себе его как символ победителя, символ духовной высоты, то можно этому противостоять,
выражать себя по-мужски смело перед трусостью и потребительством, с твердостью перед враждебными силами -
это и творческий потенциал, и отход от стереотипов, и мягкость и нежность, как к матери, к родной земле. Поэту характерна смена форм деятельности, среди которых поэзия - душевная исповедь, образное выражение русской тоски, печали о несбывшемся, и в то же время синтезированная в словесном оформлении потребность в интеллектуально-духовном труде.
В этой жизни мутно всё и зыбко,
Но полны предчувствием любви
И твоя прощальная улыбка,
И глаза печальные твои.
В них сила молитвы, вера в то, что ты будешь понят, это духовное ополчение перед «мутностью и зыбкостью», желание «седлать коней и быть», «вершить свой труд»:
Душа надеждою жива,
А сердце – делом.
Космос Мизгулина
Я старею так непринужденно,
Что совсем не страшно мне стареть, -
потому что ты ведь обретаешь мудрость, ты делаешь всё, чтобы было меньше зла, а больше - добра и понимания. Ты знаешь интуитивно, что если «погаснет последняя спичка, //то вспыхнет последний костёр», а увидев, как «на том берегу и на этом сирень беспощадно цветёт», ощутишь гармонию и успокоение:
О самом простом и хорошем
Подумалось мне в этот час.
Это как шёпот небесный, повеление жить ради той земли, где родился, в том времени, в котором пришёл в мир, оттаивание заледеневшей души, ностальгия по подвигу и нравственной чистоте, трогательная человечность и сердечность.
Озарится пусть душа свечением
У иконы тающей свечи.
И наступит тишина такая.
Что услышу, сердце затая,
Как, сама себя превозмогая,
дышит тяжко русская земля.
Земля живёт «в век тотальной обналички», когда «всё шумим и спорим», когда «замело снегами нашу память,//Легкими становятся утраты», «остывают страсти в человеке», «потерялась в сумерках дорога».
Наш газ охотно пользует планета,
Мы снова в центре мировых судеб.
А сами кое-где сидим без света,
И денег – только на насущный хлеб.
У нас в мозгах то карнавал, то саммит,
Не ведаем, где друг, где лютый враг…
Пусть виноват весь мир,
Но мы-то сами,
Но мы-то с вами – люди или как?
Бессчётны потери в погоне за металло-пластиковыми благами цивилизации, и как много человек обретает, обратившись к отчему дому, родимому краю, к своим корням, традициям предков.
Вот поэт выходит на берег Иртыша и видит буксиры с «клубящимся дымом над трубой и флагом над кормою», чувствует, что осознаётся «грех унынья», что «где-то вершится молитва», а «слова разлетелись, как пули, //и головы бесы пригнули».
Раз случилось, значит, так и надо.
Просто это время снегопада,
Остывают небеса и реки
Все, что нам казалось самым главным,
Исчезает в снегопаде плавном.
И снега бескрайние покроют
Наши души сумрачным покоем
Утром выйдешь - а вокруг сугробы,
Отыскать тропинку хорошо бы,
Удивишься - сколько в мире света..
Хорошо б опять дожить до лета.
Выйти утром к солнечной реке -
Без любви и счастья - налегке.
Воспринимая наши кризисы и сложности как временные, человека как «бессмертное создание творца», поэт Дмитрий Мизгулин верит, что «когда-нибудь да пригодится России умный человек», в силу несломленного духа и русской самобытности, в то, что Поэт - спасатель человечества и земли, и с ним трудно не согласиться, потому что он наш, русский, православный, славянин, сын своего народа, над землей которого так много неба.