Здравствуйте, уважаемая редакция. Вам пишет полковник юстиции в запасе Иван Дмитриевич Свистунов. Я проживаю в Екатеринбурге. Пишу Вам просто как верующий человек, которому больно смотреть на то, сколько лет Церковь не может признать Царские мощи. Я еще в 90-х годах был в этой теме, служил в военной прокуратуре в должности начальника отдела по реабилитации жертв политических репрессий. Встречался по работе со следователем В.Н. Соловьевым, который в это время как раз приезжал в Екатеринбург, вёл следствие. Уже с тех пор я не сомневаюсь, что это Царская Семья.
Хочу Вам предложить материал, который составил вместе со знакомым журналистом — интервью с геофизиком Геннадием Петровичем Васильевым, который нашёл мощи вместе с Г.Т. Рябовым и А.Н. Авдониным в 1979 году, а затем уже с официальной комиссией достал их в 1991 году.
***
— Геннадий Петрович, сейчас вновь ведется общественная дискуссия относительно «екатеринбургских останков». Вы — непосредственный участник этой истории. Как в вашу жизнь вошла эта тема?
— Можно сказать так: я из категории обыкновенных людей, волею судеб оказавшийся рядом с необыкновенными людьми, которые отыскали место сокрытия Царских останков. И потому, скорее, моя роль — это роль свидетеля необычайных событий.
Я окончил Свердловский горный институт в 1971 году и был направлен в Средне-Уральскую геофизическую партию, которая располагалась в селе Большая Лая, неподалеку от Нижнего Тагила. В экспедиции, в состав которой входила наша партия, работал кандидат геолого-минералогических наук Александр Николаевич Авдонин, он был в числе первопроходцев в области новых методов геофизики при поисках железорудных месторождений на Среднем Урале. Я стал его учеником, мы подружились. Однажды в 1976 году А.Н. Авдонин сообщил мне, что он познакомился с писателем Гелием Рябовым (автором сценария фильма «Рожденная революцией») и — под большим секретом — что они будут искать захоронение Царской семьи. Наверное, большинство обыкновенных советских людей отнеслись бы к этим словам так же, как и я. Первая новость меня заинтересовала, потому что этот сериал я смотрел с увлечением. Вторая новость вызвала удивление — зачем искать захоронение Николая «Кровавого»? С какой целью? Это не согласуется с линией партии, заклеймившей царизм! К тому же, советская пропаганда твердила нам, и мы это «твёрдо знали», что останки Царской семьи сожжены и развеяны, их нет. Но А.Н. Авдонин заронил семя сомнения в моё сердце, он сказал, что не всё так очевидно, и есть хотя и небольшой, но всё же шанс их найти. Так для меня началась эта история.
— Насколько известно, в 1979 году вы отвечали за «прикрытие» всей операции, вы сделали справку, что ваша группа — это отряд геофизиков, который имеет производственное задание на поиски железных руд в районе старых рудников неподалеку от деревни Коптяки. Скажите по правде, было ли страшно?
— Могу рассказать только о своем состоянии. Было страшно, конечно. Не знаю, поймёт ли современное поколение наши волнения? Года 3 назад я был на Мемориале Романовых на Коптяковской дороге, и один экскурсант, посмеиваясь, спросил меня, чего и кого вы боялись? Что противозаконного было в ваших действиях?
Наверное, в настоящее время всеобщей доступности информации и свободы действий, поиск останков удивления бы не вызвал — наоборот, интересно, интригующе, заманчиво. Сейчас чего только не ищут — клады, янтарную комнату, золото Колчака. Но тогда это был большой риск, большая опасность, мы жили совсем в другой стране с железными принципами.
Вспомним то время. Конец 70-х годов, расцвет социализма, а у нас — такой интерес к преступлениям, совершенным государством, советской властью, ведь в Ипатьевском доме со взрослыми были убиты дети, неповинные ни в чем.
Если бы был выявлен наш интерес к преступлению, совершенным советской властью, это вызвало бы встречный интерес к нам со стороны органов, призванных защищать эту власть. Нас взяли бы под контроль с вытекающими отсюда последствиями, тяжесть которых зависела бы и от результатов наших поисков. Но самое страшное, если бы власти узнали о наших поисках, тогда место захоронения и останки были бы уничтожены.
Кто знал, что через 10-12 лет всё изменится? Кроме Господа этого никто не знал, мы и предположить не могли.
Мы боялись, когда в 1979-м ехали на раскопки. У меня в душе было напряжение разведчика, идущего на выполнение особо опасного задания, не покидало чувство тревожности. Я тогда, помню, время от времени оглядывался по сторонам, пытаясь уловить в окружающем нарушение естественности обстановки. Я даже специально отстал по дороге, чтобы проверить, что за нами точно нет слежки. Признаков интереса к нам со стороны кого-либо не заметил. Гелий Трофимович Рябов успокаивал меня: «У КГБ есть дела поважнее». Тайна обнаружения останков хранилась до 1989 года.
— Сегодня один из болезненных вопросов в этой теме — признание останков Русской Православной Церковью. Почему люди не верят, как вы думаете?
— Насколько я могу судить, во-первых, сложилось беспрекословное доверие следователю Н.А. Соколову, а он как раз выдвинул предположение о полном сожжении. Потому что он искал останки и не нашёл, а был вынужден спешно покинуть Екатеринбург.
Во-вторых, уже при обретении мощей в 1991 году, сказалось какое-то исконное недоверию тому, что исходит от государственной власти. Доказательств, что сделано что-то не так — нет, но «мало ли что». В дальнейшем, это «мало ли что» активно поддержали люди, для которых убеждения сильнее факта. Я имею в виду тех, кто выступает с разными псевдонаучными предположениями. Их неверие в подлинность останков сопровождалось измышлениями об отрубленных головах, о расстреле других людей, по возрасту аналогичных членам Царской семьи, о пытках и зверствах перед смертью, о полном сожжении, о ритуальном убийстве. Эти «исследователи» выдвигали свои конспирологические домыслы, отвергающие подлинность обнаруженных останков, под предлогом: «А вот, я бы на месте Юровского сделал так…». Такие деятели очень пригодились бы Юровскому при его «скудной фантазии» при расстреле Царской семьи и ее приближенных и попытках уничтожения останков.
Потом был построен большой монастырь на Ганиной Яме и сейчас его, получается, православным надо как-то отстаивать. Но на самом деле не надо ничего отстаивать, останется и там святыня (ведь на Ганиной яме первоначально пытались скрыть тела), и добавится еще одно святое место — там, где действительно более 70 лет пребывали истерзанные тела Царственных мучеников.
— То есть вы надеетесь, что всё же будет признание этих останков мощами?
— Конечно. Понимаете, есть просто обычный здравый смысл, нельзя отрицать очевидное! Для непредвзятого человека достаточно прочитать несколько работ по этой теме и всё станет понятно. Тем более что сейчас, например, вышло трехтомное издание, подготовленное Следственным комитетом с исчерпывающей информацией. Я уж не говорю о тех людях, которые непосредственно с этой темой столкнулись в жизни — для нас вообще всё абсолютно ясно, прозрачно, нет и сотой доли сомнений. К тому же есть наука. Масштаб работ по идентификации останков беспрецедентен. Нельзя же считать дураками весь научный мир. Серьезными учёными проведено уже множество экспертиз, все они подтвердили подлинность останков. Но почему-то, когда профессора, люди с мировыми именами, да еще из разных стран, провели исследования, прилагая весь свой профессионализм, — кто-то считает себя вправе сказать: «Не верю, они все сговорились, это всё подлог». Невероятно!
Я очень надеюсь, что здравый смысл восторжествует, не зря ведь сейчас ведётся новое следствие, и при этом Церковь имеет возможность участвовать во всех процессах, это для Церкви важно. Истина в любом случае найдёт себе дорогу. Но нам с вами важно приближать этот момент, а не только оставаться наблюдателями.
Беседовал И.Д. Свистунов
1979 год. Васильев, Рябов, Авдонин с супругами
19. ответ на 12
Молитва, тем более соборная, очень доходчива!
18. Ответ на 15, Дарья_0904: Нет, подписи поставили более сотни экспертов и других честных людей, которые честно исполнили свой долг и провели все мыслимые и немыслимые экспертизы. А тот тон, в котором Вы ведете дискуссию, иначе как истерикой трудно назвать и также трудно с Вами в конструктивном ключе общаться.
17. Ответ на 16, Наталия 2016: Есть 2 стороны. На стороне одних - молитвы святых Царственных мучеников, вся историческая правда, огромный комплекс экспертиз. На стороне других - ни на чем не основанные домыслы, нежелание с молитвой и в простоте сердца прочесть все имеющиеся и тщательно собранные документы; истерические выкрики и призывы снять крест. Рассудит эти 2 стороны история. Уповать остается только на молитвы святых Царственных мучеников, чтоб помогли заблуждающимся. И очень жаль что и после их мученической кончины мощи их претерпевают мучения из-за таких вот "ревнителей" не по разуму.
16. Комментарий
— Конечно. Понимаете, есть просто обычный здравый смысл,Люди, милые, что с вами? Что с вами, христиане? Что с вами, православные? Вы ведь только что писали о себе : "Я верующий человек". Во что вы верите? В кого? Точно ли веруете?
Смотрю на все эту продолжающуюся много лет эпопею, а точнее сказать вакханалию кощунства и полного безверия, и испытываю физическую боль в душе. Ну нельзя же так. Каждому верующему, каждому христианину должно быть известно и не надо объяснять и доказывать истину веры: мощи не "признают". Мощи ОБРЕТАЮТ. Это азы. Прекратите глумление над честными останками. ПОЗВОЛЬТЕ уж, пожалуйста, Господу Богу решать, прославить чьи-то мощи или нет. СТАНЬТЕ христианами не по самонаименованию. Побойтесь Господа. Или крест снимите.
15.
14.
13. Ответ на 12, Геннадий С.:
12. Ответ на 9, Человек:
Собор открыт, а мощи закрыты в Екатерининском пределе. Молящиеся в соборе попасть в предел не могут.
11. Ответ на 10, Ирина337:
Из книги митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычёва): «Как первый Помазанник Божий на русском престоле Иоанн IV, без сомнения, так же почитался в народе после своей кончины, как местночтимый святой благоверный Царь».
Святейший Патриарх Кирилл положительно оценивает деятельность Царя.
Из проповеди при освящении храма Рождества Богородицы в Крылатском 16 марта 2014 года.
«Известно, что царь Иван IV Грозный посещал это место, и не только когда освящался деревянный храм, но и со своими сыновьями Иваном и Федором, когда направлялся в поход на Полоцк. Многие уже не знают, что от этого похода зависела во многом судьба России. И русское воинство тогда победило и остановило опасную агрессию, которая, как всегда, несла по отношению к России не только попытку получить материальные блага, закабалив народ, но, что самое главное, всегда были попытки переформатировать наше сознание, изменить наше культурное, национальное и религиозное самопонимание. Тогда Иван Грозный не позволил этого сделать. А затем, возвращаясь из похода, он был так же торжественно встречен здесь, в Крылатском, и как замечательно, что в XIX веке святитель Филарет Московский повелел, чтобы на этом месте был построен каменный храм......
Первосвятитель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Кирилл выразил свое отношение к полемике о спорных исторических личностях и в одном из своих телевизионных выступлений (касалось это споров о святости Григория Распуина и Ивана Грозного):
«Если возникли новые исторические данные, то нужно настаивать на исторической реабилитации этого человека нужно этот процесс организовать, нужно создать комиссию безпристрастных историков, исследователей и постараться действительно воссоздать подлинный облик этого человека».
Поэтому чтение Акафиста Царю Ивану Васильевичу вполне уместно. Ведь прославление благочестивых христиан-подвижников в большой части случаев начинается именно так - с почитания их народом как святых.
Кстати так и было с Царственными мучениками. Архиереи сопротивлялись, а народ признавал их святыми, люди читали Акафист, молились им - и замироточили иконы, происходили исцеления по этим молитвам - и Царскую Семью в результате прославили официально.
10. Ответ на 9, Человек: И они идут! Хотя и не часто и не много, но люди тянутся. Без благословения священноначалия кто ж туда поедет организованно группами? Нет такого, потому что акафист Грозному читают те, кто мнение священноначалия ни во что ставит. А в Петропавлову верующие если и идут, то скромно и тихо, без афиширования, по влечению сердца. Но вот будет разрешение - и поедем автобусами, и запоем там акафисты, и порадуемся вместе с Царственными Страстотерпцами, которые столько уж натерпелись и еще терпят от неразумных "ревнителей". Соберемся туда все вместе, многоголосо и торжественно, с нашими пастырями - буди, буди!