Денежная держава. Первые шаги

Часть 2

0
1474
Время на чтение 25 минут

Часть 1

Рождение системы

Понятно, что именно в таком обществе и возникли первые банки.

«Вавилон эпохи столпотворения[1] был родиной банков, как Шумер III тысячелетия до н.э. − родиной бухгалтерии.

Банки родились в результате развития ссудно-ростовщического и торгового капитала, а также денежного обращения. Их вызвала к жизни потребность в кредите, без которого деловая жизнь в Вавилоне VI в. до н.э. стала уже невозможной. Ростовщические ссуды не могли удовлетворить дельцов, нуждавшихся в наличных деньгах.

Тогда появилась комменда − по-вавилонски harrana («дорога»), т.е. ссуда, выданная на торговую поездку… Комменда уже представляла зародыш банковских операций. По крайней мере, средневековые итальянские банки выросли на операциях типа комменды. Так было и в Вавилоне.

Следующим шагом явился переход к приему и выдаче вкладов, предоставлению кредита, безналичному расчету между вкладчиками, оплате чеков, выданных вкладчиками.

Это были уже чисто банковские, а не ростовщические операции...

Благодаря вкладам банкир получал возможность по своему усмотрению распоряжаться деньгами вкладчиков, пускать их в оборот.

Они приносили ему в среднем 20% годовых (такова была средняя ставка ссудного процента), а банковский процент, который получали вкладчики, был ниже ссудного примерно на 7%, что и составляло прямой доход банкира.

Кроме того, банкир получал возможность контролировать имущество вкладчиков и приобретал власть над ними, а это, в свою очередь, приносило ему разнообразные выгоды и доходы».

И хотя в Вавилоне банковское дело не выделилось пока в отдельную отрасль бизнеса, а банкир – в самостоятельную профессию, на долгие века он стал «впереди планеты всей».

Страны, лежавшие за пределами Древнего Востока, в том числе Греция и Рим, достигли, да и то не полностью вавилонского искусства в финансах столетия спустя.

Подобное искусство было отмечено лишь в нескольких городах сиро-финикийской культуры. В дальнейшем мы еще вернемся к этому вопросу.

Вавилон – священный и проклятый

«Вавилон основали шумерийцы еще в III тысячелетии до н.э.

Тогда это был небольшой городок, не игравший сколько-нибудь заметной роли в жизни страны, хотя он и получил от своих основателей гордое имя Кадингирра, что по-шумерийски значит “Врата божьи”».

Когда население Вавилона стало в массе своей не шумерским, а семитским, древнее название города было переведено на семитский аккадский язык и стало звучать Баб-или − «Врата божьи». В греческом, а затем в ромейском произношении это превратилось сначала в Babywv, а затем в привычный нам Вавилон.

Новый Вавилон представлял собой в плане вытянутый с запада на восток почти правильный четырехугольник с периметром стен 8 150 м и площадью около 4 кв. км.

План Вавилона

В западной половине древнего мира, без Индии и Китая, с Вавилоном по размерам могли соперничать только Ниневия, Карфаген, Александрия и Рим, причем последние три города только спустя 200-300 лет после эпохи Навуходоносора II.

Гигантские древние города Индии и Китая также выросли триста лет спустя.

Таким образом, в VI–IV вв. до Р.Х. Вавилон вообще не имел соперников во всем мире[2].

Неудивительно, почему Геродоту и сподвижникам Александра Македонского он казался городом фантастических размеров: нигде и никогда они ничего подобного не видели.

Планировка Вавилона была квадратно-гнездовой. В ее основе лежали восемь широких проспектов, каждый из которых вел к городским воротам. К проспектам примыкали улицы и переулки. Над городом возвышался огромный зиккурат Этеменанки.

«Шумерийцы, религия которых была воспринята вавилонянами и ассирийцами, на своей прародине поклонялись богам на вершинах гор. Переселившись в низменное двуречье, они не изменили своему обычаю и стали возводить искусственные горы − насыпи. Так появились зиккураты, соединявшие, но мнению вавилонян, небеса и землю».

Висячие сады Семирамиды – жены Навуходоносора

Знаковым сооружением города был и царский дворец с так называемыми «висячими садами». Это были террасы на каменных столбах, возвышающихся одна над другой на высоту до 25 м. Площадь террас была порядка 1000 кв. м., на насыпной почве росли редкие растения. Среди них были гроты и беседки.

Как в каждом мегаполисе в Вавилоне соседствовали роскошь и нищета, а также обилие развлечений на любой вкус.

«В городах, особенно в самом Вавилоне, где имелось много бездомного и приезжего люда, спрос на жилье был велик. Богачи усиленно скупали дома. Появились крупные домовладельцы, собственники десятков домов, занимавших подчас целые кварталы…

Домовладельцы никаких расходов по содержанию домов не несли, но зато получали от домов порядочные доходы. Собственники домов предпочитали иметь дело с солидными и платежеспособными съемщиками. На бедноту они смотрели как на обузу, и ей с трудом удавалось найти жилье в таком городе, как Вавилон.

Роскошные особняки с садами, водопроводом, бассейнами, канализацией и даже средние дома с двориками и колодцами были доступны лишь богатым людям. Беднякам же приходилось ютиться в лачугах, развалившихся домах, комнатушках многоэтажных домов и пользоваться водой из реки и каналов.

Вавилон был многолюдным и шумным городом.

Он притягивал к себе людей, как магнит, и среди его прелестей не последнее место занимали злачные места − публичные дома, дорогие рестораны и подозрительные трактиры, нередко служившие притонами для разного сброда.

Содержали эти заведения обычно рабы, отпущенные на оброк, часто рабыни, совмещавшие ремесло трактирщиц и проституток.

Производство алкогольных напитков − виноградных вин и разных сортов сикеры (род пива или браги) из фиников и ячменя − и торговля ими были прибыльным делом. Рабовладельцы охотно разрешали своим рабам заниматься этим промыслом и, отпуская на оброк, давали им необходимые средства на обзаведение».

«Мальчишник» в Вавилоне

Обратной стороной деловой активности Вавилона был высокий уровень преступности.

«Вавилонский уголовный мир в древности славился не менее, чем багдадские воры времен халифа Харун ар-Рашида (786–809 гг.), “Двор чудес” в средневековом Париже или современные американские и итальянские гангстеры.

В Вавилоне при желании можно было получить своего рода высшее образование и диплом мастера уголовных дел.

Так, в апреле 629 года в Барсиппе некий Набу-уцалли обязался за 2 года 5 месяцев обучить свободного вавилонянина Бэл-аххе-риба профессии высококвалифицированного бандита и сутенера.

За это учителю, помимо доходов от “работы” ученика, полагалось 2 сикля (17 г) серебра на “угощение”. В случае неудачи в обучении ученик имел право взыскать с учителя 1 суту (15 л) ячменя за каждый день ученичества.

Сделка была оформлена контрактом.

Ночью ходить по Вавилону в одиночку не рекомендовалось. Недаром, по свидетельству Геродота, на ночь разбирали настил моста через Евфрат.

Шайки воров и бандитов доставляли немало хлопот властям».

Были даже зачатки организованной преступности. «Сыщик Бэл-надин-апли однажды напал на след настоящей мафии, о которой счел необходимым, минуя все инстанции, донести прямо царю...

Речь шла о преступной организации, действовавшей по всей стране…

Таков был Вавилон – “Врата божьи”, крупнейший и богатейший город мира, где великолепие, роскошь и утонченный разврат уживались с трущобами, нищетой и уголовщиной.

Громадный город ни в чем не знал соперников.

http://www.historiasztuki.com.pl/images/MEZO/Etemenanki-Murdok.jpg

Зиккурат Этеменанки – главное святилище Вавилона. С вершины Этеменанки на юго-западе была хорошо видна почти такая же башня Эуриминанки в Эзиде, храме бога Набу в соседнем городе Барсиппе. Этеменанки имел основание 82 х 82 м и такую же высоту

Священный Вавилон был в то же время проклятым Вавилоном, вместилищем всех пороков, какие только существовали на земле».

Олигархия набиралась сил

Царствование Навуходоносора считается веком процветания Вавилона. В Вавилонию широкой рекой хлынули вереницы пленных, богатая военная добыча, дань с покоренных народов. Вавилонским купцам были распахнуты пути во все концы мира.

Началась эпоха вавилонского просперити, невиданного бума, ажиотажа и спекуляции. Состояния росли как грибы. Олигархия набиралась сил. «Кучка богатейших фамилий монополизировала магистратуры, а с ними и право распоряжаться храмовыми богатствами. Эта кучка составляла вавилонскую олигархию. Храмовые доходы являлись основой ее могущества».

Подсчет и учет в Вавилоне

К олигархии финансовой примыкала олигархия военная и придворная.

«Олигархия, распоряжаясь храмовым имуществом, располагала обширной клиентелой среди городских и пригородных жителей, преимущественно вавилонян по происхождению.

Эта часть гражданства имела доступ к аренде храмовых земель, к храмовым пребендам, к храмовым должностям, дававшим право на “кормление” и “содержание” от храмов.

А распределение этих благ зависело от магистратов, т.е. олигархии».

Но за внешним благополучием шли процессы внутреннего разложения общества.

Падала нравственность, разрушались семейные отношения. Если дети по каким-либо причинам не получали наследства, то освобождались от всяких обязательств по отношению к родителям.

Если уличная проститутка находилась на нижней ступени социальной лестницы, то даже знатная вавилонянка без всякого ущерба для своей чести могла быть проституткой храмовой – иеродулой.

«Людей судят не по их словам, а по делам.

В документах как раз и нашли полное и безпристрастное отражение дела вавилонян. Корыстолюбие, алчность, холодный и расчетливый эгоизм, жестокость, мстительность и прочие низменные качества человеческой души рельефно проступают в их будничных поступках, проступают с беспощадной откровенностью.

Они налагают отпечаток даже на такие свойства, как деловитость, трудолюбие, юмор, забота о ближнем, любовь и преданность. Нет ничего удивительного, что иноземцам бросались в глаза в первую очередь те качества вавилонян, которые принято считать отрицательными.

Именно этим и объясняется образ Вавилона и вавилонян, хорошо известный благодаря Библии. Но таковыми вавилоняне стали не по своей природе. Такими их сделало общество, в котором они жили. Ведь они были детьми Вавилонской блудницы».

Они больше не желали воевать

При восстановлении Нового Вавилона в результате аграрного переворота и реформ Ашшурбанипала произошло возрождение среднего слоя. Было восстановлено мелкое и среднее землевладение, что способствовало слиянию вавилонян и халдеев.

Из их среды выделился слой крепких хозяев − вавилонских граждан, способных нести службу в гражданской милиции в качестве линейной пехоты, всадников и колесничих. Они-то и добыли Вавилону победу на полях сражений при Набопаласаре и Навуходоносоре II.

Им было за что воевать и что защищать.

Но уже в первые мирные десятилетия в судьбе воинов и земледельцев, создавших империю, произошел переворот. Вновь началось вымывания среднего класса, что уже один раз погубило Вавилон. Многие из солдат победоносной армии царя, вернувшись к домашним очагам, обнаружили, что их участки земли прибраны к рукам ростовщиками, или во всяком случае, семьи их находятся в неизбывных долгах.

В психологии вавилонского гражданства произошли резкие изменения.

Вавилонское общество «с невиданной силой охватили дух стяжательства, тяга к паразитическому существованию и политический индифферентизм.

Пожалуй, наиболее ярко эти настроения проявились опять-таки по отношению к основным гражданским обязанностям. Каждый старался откупиться от них, нанять заместителя или заплатить деньги. Даже службу в храмах владельцы пребенд перекладывали на плечи наемников и рабов».

Вавилонские граждане больше не желали воевать за империю. Она перестала быть им Родиной – родной.

Известны случаи, когда ценой разорения откупались от военной службы.

«Они были по горло сыты победами и завоеваниями, от которых не видели ничего, кроме смерти, увечий и опять-таки разорения.

Так рассуждали и поступали сыновья и внуки тех, кто полвека тому назад, не щадя жизни, штурмовал гигантские валы Ниневии, отражал яростные атаки египтян и доведенных до полного отчаяния ассирийцев в Харране, дрался в кровавом рукопашном бою с солдатами фараона на горящих улицах Кархемиша».

Тебе это ничего не напоминает, читатель?

На самом деле, это означало конец Вавилона, но пока был жив Навуходоносор, внешне все было благополучно.

Старый спор не был решен

«В ночь на 7 октября 562 года до н.э. умер царь Навуходоносор II, основатель империи. Кончилось его царствование, длившееся 43 года.

После него осталось несколько сыновей, носивших титул царевичей (mar-sarri), − Амель-Мардук, Мардук-шум-уцур, Мушезиб-Мардук, Мардук-надин-ахи и Бэл-шарру-уцур (Валтасар), а также вдова − египтянка царица Нитокрис (Нейтакерт), мать Валтасара.

Халдейская верхушка, составлявшая царское окружение, тотчас же возвела на престол Амель-Мардука, старшего сына покойного царя, установив, таким образом, явочным порядком наследственность царской власти.

Олигархия, застигнутая врасплох, не собиралась, однако, сдаваться и немедленно начала готовиться к борьбе. Амель-Мардук очень скоро почувствовал это».

Для нарушения порядка престолонаследия олигархия не остановилась перед цареубийствами. Легитимный царь был ей поперек горла.

В результате нескольких лет интриг и переворотов царем стал Набонид, который в отличие от предшественников вышел не из халдейской военной среды, а был коренным вавилонянином. Чистым ставленником олигархов, так, во всяком случае, им казалось. Но халдейские военные признать Набонида не желали.

Назревала угроза гражданской войны.

Чтобы удовлетворить и халдейскую армейскую верхушку Набонид прибег к ловкому политическому ходу. Он женился на царице-египтянке Нитокрис, вдове Навуходоносора II, и усыновил царевича Бэл-шарру-уцура (Валтасара), сына Навуходоносора II и Нитокрис.

Тем самым Набонид привлек на свою сторону халдеев, считавших Валтасара законным наследником престола. Сложился неустойчивый компромисс.

«Олигархи не допустили перехода царской власти по наследству и посадили на престол своего человека, но все же им пришлось сделать уступку принципу легитимизма:

Набонид породнился со старой династией, и рядом с ним появился царевич − халдей Валтасар. Старый спор так и не был решен».

Поставили не на того

Набонид успешно смог избавить Вавилон от войны с Мидией, и тут вдруг олигархия убедилась, что она поставила не на того человека. Набонид оказался слишком самостоятельным.

Набонид на стеле из Харрана

А когда олигархия попробовала прибрать его к рукам, воспользовавшись разногласиями по строительству и реконструкции одного из главных храмов страны, Набонид запретил празднование Нового года, что не давало возможность выбора другого царя, и с верными войсками удалился на десять лет в Аравию.

Командование же собственно вавилонскими войсками он поручил царевичу Валтасару. Расчет Набонида был точен. Халдейская армия с восторгом встретила назначение Валтасара, и олигархия ничего не могла предпринять против него.

Вавилон оказался под властью военной диктатуры, облеченной полномочиями законным царем, а сам царь находился вне пределов досягаемости олигархов. Нельзя было справить Новый год и, следовательно, избрать вместо Набонида другого царя. Валтасар и халдеи сохраняли верность Набониду. Возможность нового государственного переворота была исключена.

Для олигархии начались черные дни. Что-то было не в порядке и в природе. Начались неурожаи и прочие неприятности, которые никак не удавалось перекинуть на отсутствующего царя, поскольку тот был далеко, а олигархия рядом.

Набонид создал себе в Аравии обширное царство. В его власти находились все караванные пути через пустыню в Вавилонию, Заречье и Египет, с которыми он поддерживал регулярные связи. Из Вавилонии, в частности из Урука, ему постоянно доставляли в Тему продовольствие.

Теперь даже потеря Харрана не привела бы к изоляции Вавилона.

Стратегическое положение империи серьезно улучшилось.

А главное, Набонид получил возможность вести борьбу с могущественной вавилонской олигархией. Валтасар, опираясь на армию, зорко следил за порядком в Вавилонии. Олигархам оставалось в бессильной ярости проклинать царя и заниматься злопыхательством в его адрес.

Не менее сильный удар нанесла олигархии «археологическая деятельность» Набонида. Но о ней расскажем немного позже.

В это время в соседней Персии вырос и занял царский престол после смерти своего отца Камбиза I царевич Кир, будущий Кир II Великий. В 550 году под ударами Кира пала Мидия, а в 547-546 гг. − Лидия. Две самые могущественные державы Ближнего Востока прекратили свое существование.

Система международного равновесия рухнула, и Вавилон оказался один на один с персами, начавшими захват Заречья и остальных вавилонских владений.

Путешественников убивали, купцам отрезали пути. Вавилонская торговля была парализована.

В таких условиях олигархии пришлось капитулировать перед Набонидом. «Набонид одержал верх, но не сломил олигархию. Олигархия временно отступила и, затаившись, ждала часа мести.

Этот час настал через четыре года».

Ты исчислен, взвешен и найден очень легким!

Не имея возможности «снять с должности» ненавистного царя, вавилонская олигархия замыслила государственную измену. С ее точки зрения более удобным для нее царем может стать Кир. Он «дикарь», в обычаях не разбирается, с ним будет проще.

Одних толкала на измену «ненависть к Набониду и Валтасару, других − надежда избежать тяжелой и кровопролитной войны, третьих прельщали посулы персидских лазутчиков.

А что думали на этот счет рядовые вавилоняне?

Да ничего не думали. Поглощенные будничными делами, нескончаемыми заботами о завтрашнем дне, задавленные нищетой и безпросветным трудом, они мало интересовались судьбами империи, от которой не видели ничего, кроме гнета и нужды.

За такую родину жертвовать жизнью никому не хотелось

Набонид и Валтасар в борьбе с персами могли рассчитывать на единственную силу − халдейское воинство: ему победа Кира грозила потерей всех привилегий, которыми оно пользовалось при царях-халдеях. Однако это воинство представляло слабую опору.

Его экономическая база − мелкое и среднее землевладение − была подорвана. Численность халдеев, способных нести военную службу, резко сократилась.

Короче говоря, Вавилонию, богатейшую страну мира с многочисленным населением, фактически некому было защищать.

Ее способность к сопротивлению оказалась подорванной изнутри.

Вавилон созрел для падения, и никакие укрепления не могли спасти его от персов…

Вавилонский тыл полностью разложился, и в это время Кир перешел в наступление».

Конец Вавилонской державы красочно описан в рассказе книги пророка Даниила о предсмертном пире Валтасара. «Весь рассказ пронизан мыслью об обреченности Вавилона, Валтасара и его власти.

Она точно и ярко выражена в словах “мене, мене, текел, упарсин” (по-арамейски они значат: “исчислен, исчислен, взвешен и найден очень легким!”).

Вавилону пришел конец.

Царь-освободитель

Но прежде конца Вавилона, который еще долгие века оставался великим городом, хотя и не столицей империи, наступил конец продажной вавилонской олигархии. Вначале действительно царь Кир проявил ко всем необычайное не только для древнего мира великодушие. Даже пленный Набонид без лишнего шума был отправлен в почетную ссылку в отдаленную Караманию на востоке Ирана. Там в комфорте он и окончил свои дни. Кир никакого зла лично к нему не питал.

Кир II Великий. Реконструкция на основе изображения на рельефе в Пасаргадах

Но и великодушие нового владыки было далеко не всегда согласно с интересами олигархии. Так Кир отпустил по домам всех пленников, а не желающим уходить предоставил права вавилонского гражданства. А возражений новый царь не любил. Их и не было.

«Кир понимал, что далеко не все пленники смогут и пожелают вернуться на родину, что многие из них останутся в Вавилонии, где они родились и обжились. Но теперь они стали не рабами, а свободными людьми, обязанными свободой Киру.

Так и случилось. В Вавилонии осталось много евреев, сирийцев и других бывших пленников, ставших опорой персидского владычества в стране». Но это пока все же было мелочами.

За Киром утвердился необычный в мировой истории для завоевателя титул «царь-освободитель». Причем так его называло подавляющее большинство от чистого сердца. Но вот о выборности царя при Кире уже никакой олигарх и помыслить не мог.

Тем не менее, деловая жизнь Вавилона не испытала никаких потрясений от персидского завоевания. «Наоборот, установление мира и включение Вавилонской империи на правах личной унии в состав громадной Персидской державы дали новый толчок экономическому оживлению.

Вавилон стал, наряду с Персеполем, Сузами и Экбатанами, одной из четырех столиц персидского царя и пожинал от этого обильные плоды.

Казалось, расчет вавилонской олигархии на Кира оправдался с лихвой. Однако идиллия длилась недолго: после пира неминуемо следует похмелье.

Персидская знать, опьяненная легкими победами и баснословными богатствами, попавшими в ее руки, очень скоро вкусила блага цивилизации и не собиралась в угоду вавилонским толстосумам довольствоваться малым. Ее аппетиты росли, и покоренные народы, в том числе и вавилоняне, скоро почувствовали это на себе».

Теперь действительно конец

«В 530 году Кир погиб во время похода в Среднюю Азию против массагетов − персы впервые столкнулись с народом, который не желал быть покоренным, и потерпели поражение.

Камбиз, старший сын Кира, вступив на персидский престол, наследовал также титул царя Вавилона. Ни о каких выборах вавилонского царя никто даже не заикнулся. Камбиз не обладал политическим тактом отца и вообще не считал нужным маскировать персидское господство.

Недаром покоренные называли его деспотом, а не отцом, как Кира».

Но это были еще цветочки. Вскоре в походе на Египет погиб и Камбиз. В Персии вспыхнул мятеж лже-царевича Гаутамы, мага Бардии. По подавлении мятежа и убийства Бардии царем стал Дарий, сына Гистаспа, также принадлежавшего к царскому роду Ахеменидов.

Барельеф Дария Великого на Бехистунской надписи

Пока Дарий вел борьбу с мятежниками в других концах огромной империи, в Вавилонии началось новое восстание. Восстание организовала вавилонская олигархия, разочаровавшаяся в персах. Она успела признать царем Бардию, который по ее достаточно основательному мнению стал бы управляемой марионеткой на Вавилонском престоле.

Дарий взял Вавилон и сурово наказал восставших. Самостоятельность Вавилона была ликвидирована, права олигархии сильно поурезаны. Кроме того, инфляция, неизбежно сопровождающая ростовщическую экономику, при Дарии резко возросла.

«В обращении [у персидских аристократов, чиновников и солдат] оказалось слишком много денег, тогда как производство товаров падало … в результате грабежей и насилий, чинимых завоевателями.

Это и привело к стремительному росту цен при Дарии. Инфляция в сочетании с другими причинами нанесла вавилонскому гражданству смертельный удар…

Вавилонская олигархия, возлагавшая надежды на персов, просчиталась и на этот раз жестоко и непоправимо». Конец ее был такой.

«В ноябре 486 года скончался царь Дарий, и на персидский престол вступил его сын Ксеркс (486-465 гг.). Расправившись с восстанием в Египте, он начал готовить грандиозный поход против Эллады.

В это время, осенью 482 года, Вавилон снова поднял восстание и провозгласил царем некоего Шамаш-эрибу, сумевшего продержаться около двух месяцев.

Восстание было подавлено без особого труда.

А затем последовала расправа не столько с повстанцами, сколько с самим Вавилоном. Ксеркс увез из Эсагилы золотой истукан бога Бэла, палладий Вавилона.

Вавилонское царство, основанное в 1894 году до н.э. аморейским вождем Сумуа-бумом, прекратило свое существование, и на этот раз окончательно.

Вавилонское гражданство было ликвидировано. Вавилоняне лишились своих земель. Их конфисковали и раздали персам. Вавилония стала рядовой персидской сатрапией, а ее жители − подданными и данниками персидского царя, обрабатывавшими в качестве арендаторов и батраков земли персидских землевладельцев.

Вавилонская олигархия, непосредственная виновница этой катастрофы, сама погибла под пятой завоевателей».

В этой гибели все и всех предавшей вавилонской олигархии, ‒ первом известном в истории, но не последнем примере того, как верно служившие злу без малейшего колебания и сожаления устраняются им по достижении цели, предаются уничтожению и забвению, что иной раз страшнее уничтожения, ‒ так и видится сатанинская ухмылка Мамоны.

И будешь давать взаймы многим народам

Следствием падения и уничтожения вавилонской олигархии стало возвышение новой олигархии – еврейской. Андрей фон Мейер-Крыленко считает, что уже во время «вавилонского пленения» представители избранного народа вошли в высшую иерархию Денежной державы.

Пленники из Иудеи оказались способными учениками и, усвоив, вместе с халдейской мудростью в целом, навыки кредитно-финансового искусства в целом и банковского искусства в частности, стали на долгие годы и столетия лидерами Денежной державы. Причем в отличие от вавилонской олигархии придав ей не узко региональный, а поистине вселенский характер.

Предсказание успеха избранного народа в финансовой деятельности содержится в Библии:

«Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост, иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост.

Иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всем, что делается руками твоими на земле, в которую ты идешь, чтобы овладеть ею».

«…И будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы (и будешь господствовать над многими народами, а они над тобою не будут господствовать)». [Втор. 28:12]

«5богатство моря обратится к тебе, достояние народов придет к тебе.

10 Тогда сыновья иноземцев будут строить стены твои, и цари их − служить тебе ...

11 И будут всегда отверсты врата твои, не будут затворяться ни днем, ни ночью, чтобы приносимо было к тебе достояние народов и приводимы были цари их». [Исаия 60: 5, 10-11]

Несомненны и «врожденные» способности избранного народа по приведению «в меридиан» попавшего ему в управление народонаселения:

«15 ...и деньги исчезли из Египта. И пришли египтяне к Иосифу и сказали, Дай нам хлеба, ибо, почему мы должны умирать в твоём присутствии?

16 ...и Иосиф сказал, Если у вас нет денег, дайте мне ваш скот взамен на хлеб

17 ...и они привели свои стада к Иосифу, и он дал им за них хлеб

18 ...когда закончился год и начался второй они снова пришли к нему и сказали, мы честны перед Богом. У нас ничего не осталось, кроме нашей земли и нашей плоти

19 ...зачем мы должны умирать у тебя на глазах. Лучше мы продадимся тебе за кусок хлеба и станем рабами фараона...

21 ...и люди на всей территории Египта стали рабами...» [Бытие 47: 15-19, 21][3]

Долгий и успешный период противостояния

От участи рабы и даже данницы Денежной державы на несколько столетий была избавлена Ромейская империя – Второй Рим.

Ростовщичество там было категорически воспрещено, и даже во время войн – предпочитали продавать часть золотого запаса, нежели занимать.

Об устойчивости антиинфляционной Ромейской экономики свидетельствует тот факт, что соотношение между золотом и серебром, установленное еще Юлием Цезарем, и восстановленное в Ромее, держалось по крайней мере до X века, а золотой солид или безант оставался самой устойчивой валютой мира чуть ли не до конца земного существования Второго Рима.

Во всяком случае – до взятия и разграбления Царьграда крестоносцами в 1204 году.

Это был самый долгий и успешный период противостояния Денежной державе за последние две тысячи лет.

Стоит помнить об этом всем нам.


[1] Под эпохой столпотворения В.А. Белявский в своей книге «Вавилон легендарный и Вавилон исторический» понимает Вавилон эпохи Навуходоносора II с ее активным строительством зиккуратов. К библейской Вавилонской башне эти зиккураты имеют отношение разве как воспоминание.

[2] Ниневия при Ашшурбанипале занимала площадь 7,3 кв. км (в кольце стен), Афины эпохи Перикла − 2 кв. км (в кольце стен Фемистокла), Рим времен Суллы и Цезаря − около 3 кв. км, а в императорскую эпоху − около 16 кв. км.

[3] Цит. по совр. русскому переводу Бытия: Феномен ростовщичества: от Вавилона до глобальной финансовой системы. Гл. 8.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Борис Галенин
Все статьи Борис Галенин
Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06