От автора. Значительная часть предлагаемого вниманию читателя исторического эссе посвящена на первой взгляд глубокой и малоактуальной древности – Вавилону времен царя Навуходоносора. Однако на примере Вавилона можно отчетливо увидеть и понять, как «на пустом месте» может в мгновение исторического ока погибнуть богатая, могучая и процветающая империя.
И здесь читатель найдет многое, что может показаться калькой с наших последних десятилетий.
***
Только ли англосаксы и масоны?
Наш выдающийся геополитик генерал Алексей Ефимович Вандам в своих пророческих трудах «Наше положение» (1912) и «Величайшее из искусств» (1913) совершенно справедливо называет главным врагом России-Хартленда «мировой остров», воплощенный в его время в Английскую Океанскую империю, с небольшой пока добавкой «англосаксов» Соединенных Штатов.
Свое изложение по понятной причине − времени написания − генерал останавливает на пороге Первой мировой войны. Войны, как он убедительно показывает, подготовленной Англией для уничтожения или катастрофического ослабления своих главных континентальных противников Германии и России.
И в этом смысле, предвидения генерала, мы знаем, были совершенно верны. Но что касается самой Англии, победа для нее оказалась также весьма неоднозначной.
В результате ПМВ ‒ в отличие от всеевропейской войны начала XIX века, когда Европа от Мадрида и Парижа до Москвы воевала, истощалась и разорялась, а Англия богатела и активно распространялась по земному шару, ‒ Англия оказалась по уши в долгах у своей бывшей колонии – США, а империя ее оказалась на пороге краха. Пусть и затянувшегося еще на четверть века и еще одну мировую войну.
Вряд ли Англия, и даже английские масоны, все из себя государственники и патриоты, могли желать для себя подобного. А это наводит уже на мысль и вопрос: кто или что стоит за Англией, и шире говоря за «англосаксами», а заодно и масонами?
О тайных механизмах истории
Ответить в некотором приближении на этот вопрос нам поможет исследование русско-британского историка Андрея Константиновича фон Мейера-Крыленко, сына офицера Русской Императорской армии Константина Георгиевича фон Мейера, погибшего в 1920 году в боях против большевизма, и племянника со стороны матери наркома юстиции СССР Н.В. Крыленко. Сам А.К. фон Мейер-Крыленко родился в 1909 году в Париже, но с 1912 года жил в Лондоне.
Во время Второй мировой войны воевал в составе Британского Королевского флота, после войны был журналистом в Испании, занимался историей и публицистикой. Несмотря на то, что всю жизнь прожил в Англии, остался русским человеком и патриотом. В дальнейшем будем называть его преимущественно сокращенно, − А.К.М. Этими инициалами фон Мейер подписал предисловие к своей книге «Денежная держава. Тайные механизмы истории»[1].
В ней рассмотрена история деятельности мировых банкиров, рассматривающих деньги как главную форму власти и условие победы в борьбе за мировое господство, начиная с создания первых банков в так называемом Новом Вавилоне царя Навуходоносора, что совпало со временами Вавилонского пленения иудейского народа.
Многие детали «Тайных механизмов истории» рассмотрены в трудах иных исследователей, там же приведены и дополнительные факты, также учтенные в нашем изложении[2].
Денежная держава − первые шаги
Сложные проценты − самая могущественная сила во вселенной
Альберт Эйнштейн
Под сложный процент
В своей книге фон Мейер показывает, что «материальной силой», стоящей за спиной «мирового острова» является так называемая Денежная держава. Под этим именем А.К.М. подразумевает ростовщическую систему экономики, с развитием цивилизации перевоплотившуюся в банковскую систему. Иными словами, такую кредитно-финансовую систему, в основе которой лежит предоставление денег в кредит под сложный процент, когда процент начисляется не только на основную сумму долга, но и на сумму процента по предыдущему сроку выплаты. Такие взимания процента в математике подчинены закону геометрической прогрессии, имеющей в своем пределе экспоненциальный рост.
Экспоненциальный рост − возрастание величины, когда скорость роста пропорциональна значению самой величины. Говорят, что такой рост подчиняется экспоненциальному закону. Экспоненциальный рост противопоставляется более медленным (на достаточно длинном промежутке времени) линейному, степенному или геометрическому.
Для любой экспоненциально растущей величины, чем большее значение она принимает, тем быстрее растет. Также это означает, что величина зависимой переменной и скорость ее роста прямо пропорциональны.
Экспоненциальный рост в примерах
Для того чтобы наглядно представить себе экспоненциальный рост приведем три примера.
Один пример практически общеизвестный ‒ шахматный.
Мудрец обучил магараджу играть в шахматы. В восторге от новой игры тот предложил создателю любую награду. Мудрец скромно попросил положить на первую из 64 клеток – одно пшеничное зерно. На вторую два, на третью – четыре, и так далее. Магараджа, удивившись безкорыстию гроссмейстера, приказал принести из амбара мешок пшеницы, предавшись между тем приятной беседе. Однако приятность скоро закончилась. Вернувшиеся слуги доложили, что такого количества зерна нет в житницах. И быть не может. Желающие могут сами получить искомое число зерен.
Для этого достаточно воспользоваться формулой суммы геометрической прогрессии:
1+2+4+...+263 = 264-1 = 18 446 744 073 709 551 615.
Говорят, что это более 400 нынешних годовых урожаев в масштабе всей земли. Так что у раджи столько зерна точно бы не нашлось.
Второй пример экспоненциального роста из области микромира – размножение бактерий. Представьте, что вы изловили и посадили в стерилизованную литровую прозрачную бутыль одну единственную бактерию, способную делиться раз в минуту и для простоты мысленной картины обходиться без еды, так что размножение малютки ограничено только размером бутылки.
Первые десятки минут будет незаметно, что в бутылке вообще кто-то есть.
На 49-й минуте небольшую колонию бактерий можно будет увидеть невооруженным глазом. Но сами бактерии по-прежнему будут думать, что живут в необъятном мире.
На 55-й минуте бутылка уже будет занята на 1/16, и среди наиболее мыслящих бактерий появятся первые паникеры, утверждающие, что они-де все посчитали и выяснили, что их миру грозит перенаселение. Но пока что их высмеивают широкие бактериальные массы.
Однако на 58-й минуте, когда бутылка заполнится на четверть, проблема станет заметной если и не для масс, то для их правительств. Представим себе, что за оставшиеся секунды, была организована экспедиция, обнаружившая за пределами населенного мира еще целых три пустых литровых бутыли, и на 59-й минуте героев-первопроходцев будет чествовать спасенное от демографического кризиса ликующее население.
Увы, даже если удастся организовать моментальный и организованный нуль-переход избыточных народных масс во вновь отрытые миры, проблема перенаселения будет отсрочена только на две минуты. Таков экспоненциальный рост.
И наконец, третий пример, уже напрямую связанный с денежными расчетами, приводит Маргрит Кеннеди в своей книге «Деньги без процентов и инфляции»[3].
Оказывается, «если бы кто-нибудь вложил капитал в размере 1 пенни в год Рождества Христова с 4% годовых, то в 1750 году на вырученные деньги он смог бы купить золотой шар весом с Землю. В 1990 году он имел бы уже эквивалент 8 190 таких шаров.
При 5% годовых он смог бы купить такой шар еще в 1403 году, а в 1990 году покупательная способность денег была бы равна 2 200 млрд. шаров из золота весом с Землю»[4].
Маргрит Кеннеди, к сожалению, не указывает, какое именно пенни следовало подвергнуть столь выгодному вложению, но даже если для этого потребовалось бы изыскать серебряный пенни с портретом короля Гиберта или Этельреда, то дело того стоило. [Пенни ‒ британская разменная монета. Используется в нескольких англоговорящих странах, часто является наименьшим номиналом валютной системы. Название пенни имеет общий корень с названием немецкого пфеннига и скандинавского пеннинга.
Старый пенни обозначался d. Современный пенни обозначается p.
Впервые пенни отчеканен в VIII веке королем Кента Гибертом (764) и королем Мерсии Оффой (757-796) по образцу серебряного франкского динария (денье), выпущенного десятью годами раньше. На аверсе пенни помещался погрудный портрет короля, на реверсе ‒ крест с украшениями. Вес пенни составлял 20-22,5 гранов (1,2-1,4 г) чистого серебра, диаметр монеты ‒ около 17 мм, в IX веке ‒ около 21 мм.
При короле Англии Эдгаре (957-975) началась чеканка общеанглийского пенни. Пенни чеканили в огромном количестве, они имели широкое хождение ‒ вплоть до Руси. При необходимости монету просто разрезали на части, получая полпенни и четверть пенни.
Серебряный пенни времен правления короля Этельреда II (978-1016) на одном из отечественных аукционов февраля 2014 года ушел за 70 189 рублей].
Вообще для общего развития полезно знать, что период удвоения нечто, растущего со скоростью x% в год равен 70/x. Так, например, инфляция, равная 12% годовых, означает, что деньги обесценятся вдвое примерно за 6 лет.
Рост населения на 2,5% говорит о том, что население удвоится примерно через 28 лет − фактически за одно поколение. Так что если хорошо постараться, то можно и нам в Российской Федерации кризис депопуляции преодолеть.
Но для создания условий для такого роста населения в России действительно нужно хорошо и всем миром постараться. И пока таких условий на горизонте не видно.
Другое дело скажем, раковые клетки. Те вот точно растут по экспоненте, −1 клетка делится на 2, 2 на 4, 4 на 8,8 на 16, 16 на 32, 32 на 64, и дальше, как число зерен на клетках шахматной доски. И пока опухоль обнаружишь, лечить бывает уже поздно.
Напротив, любым здоровым природным процессам в биосфере, в задачу которых входит поддержание равновесного состояния в ее развитии, законы мироздания экспоненциальный рост воспрещают.
Этой же цели служит круговорот веществ в природе. Так, по расчетам, масса живого вещества, произведенного биосферой за время существования Земли, в 12 раз превышает массу земной коры. Но, если все современное живое вещество распределить по поверхности Земли, то толщина его слоя составит, лишь 2 см. Старое отмирающее, рождает новое молодое, и служит исходным строительным материалом. Равновесие и гармония.
Так что по экспоненте размножаются в основном бактерии, раковые клетки и сложные проценты на банковские кредиты.
Началось все в Вавилоне
Врастают в вавилонскую почву
Особенностью Денежной державы является то, что инициируемая ею экономика ссудного процента является по существу своему инфляционной и ведет к неизбежной безработице[5]. А потому успешно и безопасно она может существовать, только победив в мировом масштабе.
«Не выдерживая конкуренции с любым эффективным, свободным от ростовщичества противником, Денежная держава может чувствовать себя в безопасности лишь в таком мире, в котором все правительства пользуются одинаковой кредитной системой и поэтому испытывают одинаковые недостатки.
В конечном счете, Денежная держава должна была либо править миром, либо исчезнуть»[6].
То есть Денежная держава ориентирована на создание всемирного царства, где она будет единственным властителем.
Идеология Денежной державы является вариантом идеологии построения Царства Божия на земле. Но не для всех.
Местом изобретения банковской системы, а значит началом Денежной державы, считается Вавилон[7]. Если быть точным – Новый Вавилон. Нынче под Новым Вавилоном зачастую понимают современную пост-протестантскую «западную» цивилизацию, лидером и наиболее полным воплощением которой являются США.
На самом деле, это не новый, а скорее последний Вавилон.
Что касается исторического Вавилона, то поскольку корни современной кредитно-финансовой системы врастают в вавилонскую почву, то имеет смысл уделить немного внимания для уяснения того, что за «зверь» был Старый и Новый Вавилон. Вавилон Хаммурапи[8] и Вавилон Навуходоносора[9]. И почему уже после своего фактического исчезновения с лица земли, он остался, например, для апостола Иоанна в его Откровении, одним из воплощений мирового зла.
В нашем кратком «расследовании» нам поможет книга выдающегося ассириолога Виталия Александровича Белявского (1924-1977) «Вавилон легендарный и Вавилон исторический», по мнению специалистов, первая и на долгие годы единственная в мировой литературе о Вавилоне эпохи Навуходоносора[10].
Фронтовик-орденоносец, друг и соратник Льва Николаевича Гумилева, Белявский считал, что «ныне именно ассириологи являются обладателями ключа к пониманию всемирной истории»[11].
Действительно, если бы этот труд был написан и издан не сорок лет назад, а в наши дни, то многие бы сказали, что автор просто описал нашу повседневность, замаскировав ее в ассиро-вавилонские одежды.
Деспотия или республика?
Город, именуемый Вавилоном – один из древнейших городов на планете, и один из первых ее мегаполисов. Шумеро-аккадские первостроители и обитатели Вавилона сменялись постепенно семито-халдейскими.
Считается, что ростовщичество и меняльное дело являются порождением именно Вавилона[12].
Деньги и материальные ценности под процент давали не только в Вавилоне, но именно там, еще за две тысячи лет до Рождества Христова, государство встало на сторону ростовщика. Сбережение богатства наиболее имущих стало государственной политикой именно в Вавилоне. Имущие и стояли там исторически у власти. За простых людей, или хотя бы за средний слой, пытались заступиться только цари Вавилона.
Слева – статуя Хаммурапи. Справа Хаммурапи пред солнечным бог Шамашем (сидит на троне) ‒ рельеф верхней части столба Свода Законов, Лувр
Законы царя Хаммурапи[13], устанавливающие законы займа в 20% годовых по денежным делам и 33% для займа зерном, считаются попыткой обуздать жадность кредиторов и предотвратить разорение вавилонского крестьянина, главного плательщика налогов, и солдата во время войн.
Переходя к временам гибели Старого Вавилона и воссоздания Нового, отметим следующий любопытный факт. Принято считать Древний Восток, и особенно страны Благодатного полумесяца[14], классическим примером деспотических монархий и так называемого «азиатского» способа производства. Власть в таких государствах сосредоточена в руках царя-деспота, а собственность является практически «общественной» и лишь по царской прихоти передается во владение того или иного лица.
На самом деле, это совершенно не соответствует действительности. Крупнейшие и мощнейшие из государств Благодатного полумесяца Ассирия и Вавилония по структуре власти являлись аристократическими, или, скорее, олигархическими республиками.
«Здесь уместно пояснить некоторые особенности политического строя Вавилона, оформившиеся постепенно в XII-VIII вв. до н.э.
Вавилон не только не был восточной деспотией, но даже не был в полном смысле слова и монархией. Скорее он был аристократической республикой, с ежегодно переизбираемым царем-магистратом». В Ассирии царский строй был потверже, но также под бдительным присмотром местной аристократии.
Больше всего ассиро-вавилонская элита не желала и боялась наследственной монархии, поскольку, − по совершенно непонятной причине, − крепко укорененный в традиции легитимный монарх немедленно начинал заботиться обо всех своих подданных, а не только о самых лучших, богатых и достойных.
И действительно старался хоть в какой-то степени передать собственность из жадных «аристократических» рук тому «среднему классу», который и был экономической и военной опорой страны.
Причем последнее «удивительное» свойство царской власти характерно для любой «сильной» монархии. Даже навскидку закономерность прослеживается от Хаммурапи и Ашшурбанипала до, по крайней мере, Иоанна Грозного.
По сути, история Ассиро-Вавилонии VIII и VII веков до Р.Х. представляла непрерывную борьбу ее элиты со своими царями, выплескивающаяся, естественно, во внешнее пространство.
Ассирия традиционно была более «солдатским» государством, и жила за счет военной добычи с более слабосильных соседей. В силу своей малолюдности завоеванные народы она старалась сгонять с привычных мест проживания, как 10 колен Израилевых, после ликвидации Саргоном II в 722 до Р.Х. Израильского царства, чтобы избежать восстаний и борьбы за независимость.
Но результатом «перемешивания» народов и племен стала «арамеизация» Ассирии и утеря армией национально-аккадского духа. В связи с этим большую роль для Ассирии играла связь с родственной по крови и происхождению Вавилонией.
Гибель первого Вавилона
Вавилон, аристократия которого «разорила и довела до жалкого состояния рядовое гражданство, низвела царей до роли марионеток, лишенных реальной власти… обескровила Вавилонское царство, которое фактически перестало существовать», зачастую обращался к Ассирии за военной помощью. В 729 году до н.э. при Тиглатпаласаре III, освободившем Вавилон он занявших его халдеев, Вавилон на правах личной унии вошел в состав Ассирийской империи.
Вавилонская аристократия стала опорой и союзницей более слабой ассирийской аристократии в ее борьбе за сохранение своих привилегий против деспотических устремлений ассирийских царей. Эти привилегии заключались в освобождении от государственных повинностей, в том числе от военной службы и налогов.
Но под более жесткой властью ассирийских царей-полководцев вавилонскому истэблишменту вскоре становилось тесно, и начинались интриги. Интриги, в свою очередь включали иногда и военные выступления против Ассирии в составе ее врагов. Закончилась такая политика вполне предвидимо. В декабре 689 года ассирийский царь Синаххериб после 14-летней войны взял мятежный Вавилон и в сердцах отдал приказ об уничтожении неблагодарного города и вавилонян.
«Город был сожжен и разрушен.
Русло Евфрата завалили обломками строений, и воды реки хлынули по городским руинам. Место, на котором стоял Вавилон, было проклято на 70 лет.
Множество вавилонян, в первую очередь аристократов, перебили, часть разбежалась по соседним странам, остальных угнали в плен и продали в рабство.
Истукан Бэла-Мардука, главного бога Вавилона, увезли в качестве трофея в город Ашшур, древнюю метрополию Ассирии».
Страшная весть потрясла зимой 689/88 года до Р.Х. «все страны и народы от берегов Средиземного моря до долины Инда; от суданских саванн и песков Сахары до причерноморских степей и седого Кавказа: Вавилон, пуп земли, перестал существовать».
И рождение Нового
Но победив, Синаххериб ощутил себя в безвоздушном пространстве. После победы жесткая власть не нужна была и ассирийской аристократии, а разгромив единственно близкое по культуре государство, Ассирия оказалась в кольце покоренных, но ненавидящих ее племен.
Коренная армия Ассирия в перманентных войнах была уничтожена, а новая, фактически наемная, мечтала только о грабежах.
Синаххерибу пришлось пойти на уступки про-вавилонской аристократии в самом важном вопросе – вопросе престолонаследия. Он назначил наследником престола Асархаддона, одного из своих младших сыновей[15]. Следует признать, что в данном случае назначение оказалось удачным. Однако в возникшей «замятне» Синаххериб был убит старшими сыновьями, которым в свою очередь пришлось бежать в Урарту.
Но Ассирия по-прежнему оставалась в одиночестве. Единственная «братская» страна Вавилония была уничтожена.
И Асархаддон принимает безпрецедентное решение – восстановить проклятый на 70 лет Вавилон. В идеологическом обосновании решения помогла клинопись: 70 лет проклятия при перемене знаков местами превращались в 11 лет. Мудрецы подтвердили справедливость царского толкования.
За двадцать с небольшим лет совершается невероятное.
Вавилон, – которым потом восхищались и Геродот, и Александр Македонский, − был восстановлен на пустом месте на ассирийские средства с храмами, зиккуратами, дворцами, особняками, с водопроводом и канализацией, воротами богини Иштар и еще семью, мощнейшими стенами, и прочее, и прочее.
Представьте себе для сравнения, удалось ли бы при современной технике и безразмерных нефтяных доходах восстановить Москву до 1917 года с ее сороками сороков, сокровищами ее дворцов и особняков? Со взорванными Чудовым и Вознесенским монастырями в Кремле – для начала. И в дореволюционной кладке, а не в бетоне.
«Асархаддон лично принял участие в закладке Вавилона и его храма Эсагилы... Вавилон восстанавливался по древнему плану. Асархаддон не жалел для него ни кедровых бревен, ни золота, ни серебра, ни бронзы. Лучшие ваятели и ювелиры изготовляли истуканы и утварь для Эсагилы. Восстановительные работы продолжались свыше 20 лет».
При восстановлении Эсагилы ассирийским зодчим Арад-аххер-шу был построен знаменитый Зиккурат Этеменанки ‒ 90 м высоты.
«Но речь шла не просто о восстановлении города.
Асархаддон восстанавливал не ассирийский, а вавилонский Вавилон, то есть восстанавливал вавилонское гражданство. Он собрал уцелевших от резни и освободил проданных в рабство вавилонян, вернул их бывшее имущество, разрешил им селиться в Вавилоне, строить дома, рыть каналы, сажать деревья.
Асархаддон. Деталь стелы в честь победы над Египтом (671 до н. э.). Пергамский музей, Берлин
Вавилоняне получили от Асархаддона грамоту о прощении и о восстановлении всех их прежних прав и привилегий.
Возрождение вавилонского гражданства сопровождалось восстановлением его земельной собственности…
При этом часть земли осталась в руках халдеев, поскольку численность вавилонян сильно сократилась. Эти халдеи получили права гражданства и были включены в состав вавилонян. Земельный вопрос обсуждался и решался в 678 году народным собранием вавилонян». Через 11 лет после гибели старого Вавилона.
«Вавилонофил» Ашшурбанипал
При сыне Асархаддона Ашшурбанипале состоялось восстановление вавилонской государственности. Бог Бэл торжественно вступил в Эсагилу. [Ашшурбанипал (ассир. ашур-бан-апли, "(Бог) Ашшур произвел сына"), сын и наследник Асархаддона (669 г. - июнь 627 г. до Р.Х.).
Последний великий царь Ассирии Ашшурбанипал не был воинственным завоевателем. Щедро одаренный от природы, он питал склонность к искусству, наукам и литературе. Именно в период его правления Ассирийское царство переживало культурный расцвет.
В Ниневии Ашшурбанипал собрал колоссальную библиотеку, из которой при раскопках были обнаружены около 22 тыс. глиняных табличек с текстами исторического, религиозного и магического, а также астрономического и математического содержания, оказавшими неоценимую помощь в понимании Ветхого Завета.
В то время как царь оставался в своей столице, его полководцы вели сражения, чтобы предотвратить распад огромного царства, унаследованного Ашшурбанипалом от отца.
Ассирийская держава
В Египте был разбит фараон Тахарка (Тиргак), захвативший власть над страной после смерти Асархаддона, и ассирийское господство было восстановлено. Во время второго похода в 663 г. до Р.Х. ассирийцы взяли штурмом считавшиеся неприступными Фивы (Но-Амон; ср. Наум 3:8-10).
Новым фараоном под верховным владычеством ассирийцев был поставлен Псаммитах, сумевший позднее добиться независимости с помощью лидийского царя Гигеса, которого за это постигла месть Ашшурбанипала. Внутренние трудности Ассирийского царства и борьба с Вавилоном и Эламом не позволяли Ашшурбанипалу предпринять новый военный поход. С братом Шамаш-Шум-Укином, которого их отец назначил наместником в Вавилоне, у Ашшурбанипала возникли продолжительные трения, окончившиеся открытой борьбой. Ашшурбанипал в конечном итоге одержал победу над братом и его союзниками и подчинил себе Вавилон и Элам (648 г. до Р.Х.). В Библии Ашшурбанипал достаточно определенно упоминается только в книге Ездры (Езд 4:9 и след.) как "Аснафар, великий и славный", поселивший в Самарии переселенцев из разных частей своего царства][16].
«От имени Ашшурбанипала и при непосредственном участии ассирийских солдат было завершено строительство стен Вавилона.
Не жалея средств на строительные работы и щедрые дары вавилонским храмам, Ашшурбанипал не только подчеркивал свою власть над Вавилонам, но и стремился завоевать симпатии вавилонского гражданства, примирить его с ассирийским господством».
На восстановление государственности и царские щедрые дары Вавилон ответил восстанием. С большим трудом и жертвами Ашшурбанипалу удалось подавить его. Жестоко подавить. А что же вы хотели?!
«Часть вавилонян была угнана в плен и поселена в Самарии, где они слились с детьми и внуками пленников, пригнанных сюда же из Вавилонии и Сирии еще в 721-710 гг. ассирийским царем Саргоном II. Их потомки − небольшая община самаритян − живут здесь до сих пор.
Однако Ашшурбанипал не разрушил Вавилон. Более того, далеко не все вавилоняне подверглись каре». Ассирия по-прежнему оставалась в кольце врагов. «Единственное спасение Ашшурбанипал видел в Вавилоне. Он не сумел удержать вавилонян от восстания, но, победив их, не уничтожил Вавилон и еще раз попытался осуществить идею ассиро-вавилонского дуализма.
От этого зависело существование Ассирии.
Вскоре после взятия Вавилона Ашшурбанипал обратился с воззванием к его гражданам, именуя их “привилегированными мужами” и приписывая все свои успехи богу Мардуку и богине Царпанит, ради которых он помиловал вавилонян».
Ашшурбанипал провел в Вавилонском царстве несколько важных экономических и социальных реформ. Был также сломлен этнический барьер между коренными вавилонянами и халдеями, отчего и всех жителей Вавилона стали именовать халдеями.
«В стране возродилось мелкое и среднее частное землевладение, возродилось вавилонское гражданство, способное нести военную службу и другие обязанности.
Вавилония вышла из выпавших на ее долю испытаний обновленной и сильной.
Ашшурбанипал заботился о материальном благосостоянии вавилонских граждан. Имущественные права, нарушенные во время войны 652-648 гг., тщательно проверялись и восстанавливались.
В Вавилонии крепнет слой зажиточных хозяев − землевладельцев».
Ашшурбанипал сумел воссоздать в Новом Вавилоне погубленный прежней местной аристократией средний класс крепких земельных собственников и хороших солдат, которым было теперь что защищать.
Победа без триумфа
Говорят, ‒ добрые дела безнаказанными не остаются. В конечном итоге вместо союзника Ассирия вырастила своего могильщика.
Ниневия времен Ашшурбанипала. Красивый был город
После свержения в 630 году «вавилонофила» Ашшурбанипала собственными военными, началась череда восстаний, а затем и войн против Ассирии, которые возглавил новоизбранный 23 ноября 626 года царь Вавилона Набопаласар. В 614 году пал Ашшур, в 612 Ниневия. С 609 года ассирийцы «навсегда исчезают со страниц истории.
Ассирия пала, и не было силы, способной возродить ее, ибо ассирийский народ прекратил свое существование задолго до этого события. Вавилоняне одержали крупнейшую в своей истории победу, но напрасно мы будем искать в оставленных ими многочисленных надписях описание их триумфа».
«Царь Набонид, один из преемников Набопаласара, прямо утверждал вопреки истине, что вавилоняне не принимали никакого участия в разгроме ассирийских городов, что все это было делом рук одних скифов. Набопаласар же, по словам Набонида, лишь молился богам и в знак печали спал не на ложе, а на земле.
Победа над Ассирией принадлежала к числу таких успехов, которыми в Вавилоне стыдились гордиться. В результате ее был уничтожен братский народ, ставший смертельным врагом Вавилона лишь в силу обстоятельств, и вавилоняне горько сожалели о случившемся».
Создание Вавилонской империи
После гибели Ассирии началась длительная война всех со всеми за ассирийское наследство. Больших успехов в этой борьбе достиг сын Набопаласара Навуходоносор II.
Главным соперником Вавилона стал Египет. В конце мая 605 года у Кархемиша, сильно укрепленного города на правом берегу Евфрата, произошла решающая битва с египтянами, одно из крупнейших сражений в древневосточной истории.
Одним ударом вавилоняне изгнали египтян из Азии и выиграли кампанию.
Мелкие государства-клиенты в Сирии, Финикии и Палестине, уцелевшие от ассирийского меча, были ошеломлены разгромом фараона и не оказали сопротивления Навуходоносору.
Они спешили откупиться от него дарами и заложниками. Так поступили и иудеи, когда вавилоняне приблизились к Иерусалиму.
Царь Иоаким послал им часть сосудов иерусалимского храма и выдал в качестве заложников знатных иудейских юношей, среди которых был будущий пророк Даниил.
В разгар кампании скончался царь Набопаласар, и уже возродившаяся вавилонская олигархия едва не лишила престола Навуходоносора. Но за полководцем были победоносные полки, и в этот раз олигархии пришлось уступить.
Царствование Навуходоносора продолжалось 43 года, как в свое время царствование Хаммурапи. Это был высший расцвет Нововавилонской империи.
«Итогом многолетних и кровопролитных войн, которые вели Набопаласар и Навуходоносор II, явилось возникновение Нововавилонской империи.
В ее состав вошли почти все страны Благодатного полумесяца...
Была создана система международного равновесия между четырьмя великими державами — Мидией, Лидией, Вавилоном и Египтом…»
Подводя итоги своей внешней политики, Навуходоносор в одной из надписей говорит:
«С вышней помощью богов дальние страны, далекие горы, от Верхнего моря до Нижнего моря, дурными дорогами, глухими тропами, где задерживался шаг, некуда ступить было ногой, тяжелыми путями, дорогами жажды я прошел, непокорных перебил, пленил врагов.
В стране я навел порядок и дал процветать народу. Плохих и злых среди народа я удалил.
Серебро, золото, драгоценные камни, медь, ценное дерево − все, что дорого, золотые плоды, урожай гор, продукты моря, тяжелое множество, изобильные дары в мой город Вавилон я принес пред богами».
«Это очень скромная оценка своей деятельности, сделанная воином с головы до пят, солдатом, который провел в походах и боях почти всю жизнь…
В развалинах вавилонских дворцов не найдено ни одного рельефа, ни одного изображения военных сцен. В надписях Навуходоносора II и его преемников почти не говорится о войнах − речь идет только о поклонении богам и строительной деятельности.
Если бы мы располагали только надписями самого Навуходоносора II, то могли бы сделать лишь один вывод: этот царь был самым мирным государем во всей древней истории, абсолютно не помышлявшим о военной славе».
Изображение Навуходоносора II. Вавилонская камея
На сурового солдата здесь он точно не похож
Но вот, что важно. «Дело здесь не только и не столько в личной скромности самого Навуходоносора II, сколько в характере нововавилонского общества.
Нововавилонское царство
В Вавилоне времен столпотворения не хвастались военными подвигами.
В этом обществе ценили не заслуги на поле битвы, а нечто другое − размер земельных владений, количество рабов и городских домов, содержимое кошелька, ловкость в денежных и торговых делах − одним словом, богатство».
И особенности этого общества сказались не только на дальнейшей судьбе Вавилона, но и на нашей современной цивилизации.
Вавилонский плен начинается
В период царствования Навуходоносора произошло и так называемое вавилонское пленение. Иудея имела неосторожность вступить в антивавилонский союз с Египтом.
«...В 597 году начинается знаменитый “вавилонский плен” иудейского, народа.
Общее число пленников достигло 10 тысяч человек, не считая угнанных вместе с ними домочадцев.
Это был цвет иудейского народа, его имущие и наиболее социально-активные слои. Но часть иудейского гражданства осталась на родине.
Навуходоносор сохранил автономию Иудеи и назначил ее царем Седекию, младшего сына царя Иосии, дядю Иехонии. Он наложил на иудеев дань и взял с Седекии клятву хранить верность Вавилону и не вступать в сношения с Египтом.
Земли и прочее имущество угнанных в плен иудеев перешли в руки “бедного народа земли”, оставшегося в Иудее. Пленники, находясь в Вавилонии, долго не могли примириться с этим.
Они считали только себя истинным Израилем, а законным царем только Иехонию. томившегося в вавилонской темнице. К оставшимся на родине иудеям они относились с презрением, именуя их “очень плохими смоквами”, а себя называли “очень хорошими смоквами”.
Египет оставался безучастным зрителем расправы над Иудеей».
Тем не менее, Иудея вновь наступила на те же грабли, еще раз выступив вместе с Египтом протии Навуходоносора, нарушив клятву верности. Против чего категорически и с риском для жизни выступал пророк Иеремия.
«Летом 587 года вавилоняне снова появились под стенами Иерусалима. Иерусалим был одной из самых мощных крепостей Древнего Востока.
До сих пор его не могла взять штурмом еще ни одна армия, в том числе и полчища ассирийского царя Синаххериба, которые потерпели здесь неудачу в 701 году».
«18 июля 586 года тараны пробили брешь в стене, и поздно вечером вавилоняне ворвались в Иерусалим. Среди генералов, бравших город, был Нергал-шарру-уцур, будущий царь Вавилона.
Под покровом ночи царь Седекия с семьей и отрядом воинов через потайной ход бежал из Иерусалима. Но вавилоняне вскоре обнаружили побег и организовали погоню.
Близ Иерихона Седекия и его свита были взяты в плен и доставлены в Риблу, ставку вавилонского царя. По приказу Навуходоносора на глазах Седекии закололи его сыновей и всех пленных иудейских князей.
Самого Седекию ослепили, заковали в медные цепи и отправили в Вавилон, где он окончил жизнь в темнице.
Через месяц после этого, 17 августа 586 гола, в Иерусалим прибыл вавилонский вельможа Набу-зер-иддин, начальник царских телохранителей, с повелением Навуходоносора уничтожить город. Вавилоняне сожгли в Иерусалиме все строения, в том числе дворец и храм, и срыли его стены.
Вся храмовая утварь, золотая, серебряная и медная, стала добычей победителей. Уцелевших после осады и штурма иудейских граждан − всего 832 души, не считая их жен, детей и рабов, − Набу-зер-иддин угнал в вавилонский плен. В Иудее остались только неимущие».
Но затем оставшиеся ухитрились еще раз восстать и, не дожидаясь царского гнева, бежали в Египет. Вместе с пророком Иеремией. Откуда их потом опять выдали победителям. Иудея опустела.
Ремесла, образование и наука Вавилона
Но вавилонский плен сыграл весьма важную роль, как в судьбе самого иудейского народа, так и в истории Денежной державы.
Вавилон времен пленения был центром материальной цивилизации Древнего мира, опережая по крайней мере на несколько веков римско-эллинистическую. И там было чему поучиться людям вдумчивым и наблюдательным.
Прежде всего, славу и богатство Вавилона составлял его «аграрный комплекс», сельское хозяйство. «К описываемому времени в стране существовала сложная и эффективная система оросительных и осушительных каналов, которая при царе Навуходоносоре II (605–562 гг.) была доведена до такого совершенства, какого никогда больше не знала».
При Навуходоносоре Евфрат больше не разливался, как разливался ранее и разливается ныне. Вавилонские инженеры в VI веке до Р.Х. обуздали капризную реку и полностью подчинили ее власти человека.
Однако, как и в предыдущей истории Вавилона, за несколько десятков мирных лет произошло вымывание среднего класса землевладельцев, и сельское хозяйство стало ростовщическим. «Все более убыстряющийся процесс разорения мелкой земельной собственности подрывал силу общества в самой основе, а вместе с нею и эфемерное могущество империи Навуходоносора II».
«Вавилония славилась не только обилием плодов земных. Не меньшую славу создали ей промышленность и торговля. В Вавилоне бился пульс экономической жизни Передней Азии. Вавилонские товары служили своего рода эталоном качества и моды для всего Древнего мира»
В Новом Вавилоне были развиты ремесла, образование и науки. Высшего уровня достигло, например, ткачество. «Так, например, в середине I века до н.э. римские богачи платили за вавилонское покрывало для обеденного ложа (triclinaria babylonica) 800 тысяч сестерциев, а через 100 лет император Нерон купил такое же покрывало уже за 4 млн. сестерциев».
Хорошая цена для скатерти.
Также ценились изделия вавилонских мастеров по камню и металлу. Непревзойденным было мастерство вавилонских горшечников. Стекло было изобретено еще в Шумере.
Что касается образования, то «еще в III тысячелетии до н.э. в Шумере почти все мужчины умели писать и читать». Тем более в Новом Вавилоне.
«Подавляющая масса деловых документов на глиняных табличках написана не писцами-профессионалами, а обыкновенными людьми из самых различных слоев общества.
При этом орфографические ошибки встречаются преимущественно только у невавилонян, для которых вавилонский язык и клинопись не были родными.
Сложность клинописи никогда не служила помехой для очень высокого уровня грамотности...
Наряду с письмом, детей обучали в школах счету. Вавилоняне знали шестидесятеричную и десятичную системы счета и основы той цифровой системы, которой под именем арабской мы пользуемся ныне.
Они владели не только четырьмя действиями арифметики, но умели также исчислять проценты, измерять площадь и объем различных геометрических фигур.
Кроме того, в школах обучали основам юридических знаний и делопроизводства. Вавилонянину необходимо было правильно и грамотно писать разнообразные деловые документы, кратко и точно формулировать существо деловых операций.
Многочисленные документы показывают, что дети Вавилона хорошо владели этим искусством».
«Вавилонская наука, наряду с египетской, по уровню своего развития занимала одно из первых мест в древнем мире. Вавилонские ученые, которых греки и римляне звали халдеями, пользовались всемирной славой как чародеи, мудрецы, обаятели, маги, чернокнижники, астрологи и вообще знатоки оккультных наук.
В этом значении слово “халдей” употреблялось в Европе вплоть до XIX века.
Особой славой пользовалась вавилонская астрономия, неразрывно связанная с астрологией. В этой области халдеи вообще не имели себе равных. Храмовые зиккураты служили им обсерваториями для наблюдений за ночным небом.
И вавилонские звездочеты отлично знали все, что видно на нем невооруженным глазом. Они изучили движения небесных светил, четко различали звезды и планеты. Мы до сих пор пользуемся в греко-латинском переводе вавилонскими названиями пяти планет солнечной системы, различаемых без помощи телескопа…
В Ниневийской библиотеке царя Ашшурбанипала были обнаружены два текста, которые повергли в изумление современных астрономов.
Это таблицы фаз планеты Венеры, составленные на основании наблюдений в Вавилоне в течение 21 года правления вавилонского царя Аммизадуги (1646-1626 гг. до н.э.). Данные оказались настолько точными (ошибки в измерении угловых величин не превышали долей секунды), что с их помощью удалось установить абсолютную хронологию эпохи Старого Вавилона.
Неясным остается лишь то, каким образом без современной оптики вавилонские звездочеты добились столь высокой точности...».
В этих и аналогичных текстах отражена также и та особенность науки античного мира, что она возникла в своем определенном совершенстве, как ниоткуда, но зато и не развивалась практически уже до Нового Времени, до так называемой эпохи Модерна[17].
Математика Вавилона знала прогрессии, линейные уравнения, квадратные и кубические уравнения, нашла отношение длины окружности к диаметру, известное как число π, и многое другое. Теорема Пифагора в Вавилоне была известна за тысячу лет до самого Пифагора.
Нетривиальны и результаты вавилонской медицины.
Она была тесно связана с оккультными знаниями. «Болезни считались наваждением демонов, и задача врача состояла в изгнании последних из больного с помощью заговоров, заклинаний и различных лекарств». С одной стороны, это глубокое проникновение в сущность заболеваний, которую православие определяет как следствие греха:
«От того многие из вас немощны и больны и немало умирает» [1 Кор 11:30].
Но исцелить и прогнать беса может только Христос. Только евангельское учение в святоотеческом толковании может дать истинные понятия о страстях и грехах как разрушительных факторах, ведущих к болезни. Помочь осознанию и научить противостоянию грехам и страстям[18].
В оккультной же медицине совершалась, по сути, сделка с бесами. «Торговля» с бесами была не безопасна ни для врача, ни для пациента.
Но внешние результаты могли быть впечатляющи.
«Вавилоняне оставили после себя на глиняных табличках солидную литературу по терапии, хирургии, фармакологии и другим отраслям медицины».
Но при этом отмечается отсутствие врачебной теории, из чего делается вывод, что «в теоретическом плане вавилонская медицина, вероятно, уступала египетской».
Зато «лечебное дело в Вавилоне стояло на очень высоком уровне. Об этом позволяют судить хотя бы следующие статьи Законов царя Хаммурапи, сохранявшие силу и в Новом Вавилоне.
“(§ 215) Если врач сделал гражданину операцию бронзовым ланцетом и вылечил гражданина или снял бронзовым ланцетом бельмо у гражданина и вылечил глаз гражданина, то он может взять (в качестве гонорара) 10 сиклей (84,16 г) серебра…
(§ 218). Если врач сделал бронзовым ланцетом операцию гражданину и причинил гражданину смерть или, снимая бронзовым ланцетом бельмо у гражданина, повредил глаз гражданина, то ему следует отрубить кисть руки”.
… Смерть или увечье при операции считались результатом халатности или невежества врача, что рассматривалось и каралось как уголовное преступление».
Да, при таких законах диплом врача покупать не станешь. А то и впрямь без рук останешься. И действовали такие законы почти полторы тысячи лет.
Квалификации вавилонских хирургов нынешние пациенты позавидовать могут.
К сожалению, информация о методах и успехах вавилонской медицины ограничена, как отмечено выше, чисто практическими сведениями, как например, об операциях достаточно примитивными медицинскими инструментами. Но умалчивается о заговорах и заклинаниях, бывших подоплекой врачебного успеха.
Кредитор и должник
Как видим, вавилонские халдеи не зря свой хлеб ели. Но хотя без ученых-халдеев не могли обойтись ни жрецы, ни дельцы, ни магистраты, уважением в нововавилонском обществе ученые не пользовались, и считались чем-то вроде рабов на свободе.
Кумиром Нового Вавилона был делец и банкир. Да, Новый Вавилон был действительно создателем банковской системы. Но задолго до ее создания торгашество, делячество и ростовщичество пронизало все вавилонское общество.
«Товарно-денежные отношения в Вавилонии достигли очень высокого для античного мира уровня. Деньги как всеобщий эквивалент стоимости в виде кусочков и слитков серебра появились здесь еще в середине III тысячелетия до н.э. у шумерийцев. Вавилоняне унаследовали эту денежную систему…
Наряду с торговлей товарами в Вавилонии издавна процветала торговля деньгами — ростовщичество. Однако давно прошли те времена, когда ростовщик за несколько мер ячменя или фиников закабалял должника и превращал его в раба.
С 1790 года до н.э., после издания прославленных Законов царя Хаммурапи долговое рабство для вавилонских граждан было отменено. Ростовщик Нового Вавилона выглядел гораздо цивилизованнее и деликатнее своих предшественников, что, однако, не мешало ему получать такие прибыли, которые тем и не снились.
Ростовщичество пропитало все поры вавилонской деловой жизни, наложило на нее и на самих вавилонян неизгладимый отпечаток. Сказанное отразилось и на форме нововавилонских деловых документов. Было выработано простое универсальное “обязательство” (u’iltum), в основе которого лежало долговое обязательство. Этот документ годился для фиксации самых разнообразных сделок: ссуды, займа, кредита…
Каждый плательщик независимо от характера платежа при таком оформлении сделки становился в положение должника получателя. Кредитор и должник − вот две основные фигуры вавилонских деловых отношений, каково бы ни было их содержание.
Ростовщик получал доход в виде ссудного процента, ставка которого в VI веке колебалась от 10 до 33% годовых − при денежных операциях наиболее обычной была ставка в 20% годовых. Это была вавилонская норма прибыли, тот уровень, с которым сравнивалась доходность в любой сфере хозяйственной деятельности. Если земля, дом, раб давали прибыль ниже 20% своей стоимости в год, то они считались нерентабельными.
Вавилоняне имели четкое представление о капитале, выработанное еще шумерийцами в III тысячелетии до н.э. Они называли его “головой” (по-шумерски — sag-du, по-вавилонски — qaqqa-du). Наше слово “капитал” происходит от латинского caput, что тоже значит “голова”.
Таким образом, термин “капитал” имеет шумеро-вавилонское происхождение.
Капиталом шумерийцы и вавилоняне называли сумму, даваемую взаймы или помещаемую в деловую операцию и приносящую прибыль, ибо им отлично было известно главное свойство капитала − приносить прибыль».
Банковское дело зародилось в Вавилонии не вдруг. Для этого потребовалось много веков «капиталистических» отношений даже между близкими людьми. Похоже на слово в Вавилоне не верили. «Каждая сделка, будь она самой незначительной и с кем бы она ни заключалась − с близким соседом, родственником, братом, женой, мужем, сыном, дочерью, отцом, − фиксировалась письменно.
Когда дело доходило до денег, голос крови, дружбы, любви и привязанности у вавилонян замолкал. Поэтому вавилонское общество производило отталкивающее впечатление на многих иноземцев, которые близко соприкасались с ним.
Не случайно в Библии Вавилон стал синонимом неуемной корысти и безсердечия».
(Продолжение следует)
[1] Крыленко А.К. Денежная держава – тайные механизмы истории. – М., 2002.
[2] Из таких трудов укажем напр.: Рамсей А. Безымянная война. – М., 1999; Нарочницкая Н.А. Россия и русские в мировой истории. – М., 2005; Стариков Н.В. Национализация рубля – путь к свободе России. – СПб., 2011; Катасонов В.Ю. Капитализм. История и идеология «денежной цивилизации». – М., 2013.
[3] Кеннеди Маргрит. Деньги без процентов и инфляции. Перевод Лилии Кальмер. – Lilalex, Швеция, 1993. Есть в инете.
[4] Eckhard Filers, (unpublished manuscript). - Rastede, 1985. – Прим. М. Кеннеди.
[5] Анохов И.В. Роль ростовщичества в экономике. //Известия Иркутской Государственной Экономической Академии (Байкальский Государственный Университет экономики и права). Электронный научный журнал. 2010. № 6.
[6] Денежная держава. С. 9.
[7] Там же.
[8] Хаммурапи, царь Вавилона 1-й династии, правивший в Вавилонии в 1793-1750 гг. до Р.Х.
[9] Навуходоносор, точнее Навуходоносор II, халдейский царь Вавилонии в 605-562 до Р.Х.; известен как величайший правитель Нововавилонской империи.
[10] Белявский В.А. Вавилон легендарный и Вавилон исторический. – М.: Мысль, 1971. Есть в инете. В дальнейшем изложении вавилонской истории закавыченные цитаты без ссылок – из книги Белявского.
[11] Из письма В. Белявского к В. Петрову от 17.05.1971. /http://dnevnik-petrova.livejournal.com/10181.html.
[12] В Вавилоне ростовщичество засвидетельствовано уже во второй половине третьего тысячелетия до н.э. /Пасынков А.С., к.ф-м.н. Феномен ростовщичества: от Вавилона до глобальной финансовой системы. Есть в инете.
[13] Законы Хаммурапи представляют собой крупнейший и важнейший памятник права древней Месопотамии. Считается, что в окончательной редакции они были обнародованы в самые последние годы его царствования как завершение дела всей его жизни − политического, правового и идеологического объединения Месопотамии. Текст состоит из трех частей: пространного введения, собственно законов и заключения. Современные исследователи насчитывают в Законах 282 статьи, но сохранилось только 247.
[14] Благодатным полумесяцем называют Палестину, Финикию (совр. Ливан), Сирию и Месопотамию, которые протянулись в форме полумесяца от Средиземного моря до Персидского залива.
[15] Асархаддо́н (ассир. Ашшурахиддин), царь Ассирии в 680-669 до н.э. Вёл войны в Аравии, Финикии и Египте. Восстановил разрушенный его отцом Синахерибом Вавилон.
[16]. Библейская энциклопедия Брокгауза. Ф. Ринекер, Г. Майер. 1994.
[17] См. Галенин Б.Г. Прогресс как соблазн. //Царская школа. – М., 2014.
[18] Гурьев Н.Д. Страсти и их воплощение в болезнях (соматических и нервно-психических). – М., 2000. По благословению Высокопреосвященного Амвросия, архиепископа Ивановского и Кинешемского.