«Разве вы не знаете, что малая закваска заквашивает всё тесто?»
(1-е Коринф. 5;6).
В романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» старец Зосима размышляет: «Пред иною мыслью станешь в недоумении, особенно видя грех людей, и спросишь себя: «Взять ли силой, али смиренною любовью»? Всегда решай: «Возьму смиренною любовью». Смирение любовное - страшная сила, изо всех сильнейшая, подобной которой и нет ничего» (1).
Но что значит взять смиренною любовью? А это значит делать дела любви, несмотря на противодействие греховного окружения.
Пример такого греховного противодействия - новый этап принудительной латышизации русских школ, который задуман для этнической ассимиляции и понижения качества образования наших детей. Власти приняли решение, направленное на погружение учащихся русских школ в невежество, за которое авторов ждет страшное воздаяние: «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили в глубине морской (Мф.18:6).
Сила смиренной любви определяется духовным законом: «По вере вашей да будет вам» (Мф.9,29). И если наша вера сильна, а в делах любви мы будем воплощать православные духовные идеалы, то постепенно будет происходить ослабление противодействия греховной среды и преображение зла, лежащего в ее основе (2).
Важно понимать, что греховную среду преображает дух любви, а не сами по себе добрые дела. Духовное лечится духовным. Это и есть путь смиренной любви, в основе которого синергия человека с духовными идеалами любви, а значит, и с Богом. И если мы желаем сохранения русской культурной идентичности у наших детей даже в условиях принудительной латышизации русских школ, то следует активизировать работу над воплощением дел смиреной любви, которые станут заквасками в этой работе.
Прежде всего, нужно напомнить родителям, что вектор культурных предпочтений задается в семье и если родители с раннего детства приобщают ребенка к русской культуре- сказки, мультики, песни, игры, герои, то это в значительной степени повлияет на будущий выбор ребенка своей культурной идентичности. Ни школа, ни детские центры, ни общественные организации не являются решающими факторами для выбора культурной идентичности, это определяется культурными предпочтениями семьи. И если в семье русская культура доминирует, а родители активно приобщают к ней ребенка, то никакая ассимиляция ребенку не грозит. Беда, если в семье нет культурных предпочтений, но и это поправимо при желании. Итак, первая закваска – семья задает вектор культурного образования ребенка.
Что касается содержания культурного образования в семье, то речь идет о канонах (комплектах, списках) произведений русской культуры в исторической и художественной литературе, кино, театре, музыке, живописи. Эти каноны доступны в интернете и родители могут постепенно и последовательно приобщать своих детей к лучшим произведениям русской культуры.
Важным и полезным дополнением к семейному культурному образованию могут стать родительские клубы, воскресные школы и культурно-образовательные проекты и мероприятия общественных организаций. Родителям следует проявить инициативу в создании клубов при общественных организациях, как возрастных – дошкольники, младшие и средние школьники, так и тематических – по интересам и направлениям культуры. Разумно организованное семейное образование, дополняемое занятиями воскресных школ, кружками и студиями общественных организаций – это мощные информационные поля формирования духовно-культурных доминант в самосознании детей.
Теперь о возможностях русских школ для сохранения русской идентичности детей. Вначале немного теории (3). Русская культурная идентичность есть определенная совокупность духовно-культурных моделей миропонимания и поведения, которые человек добровольно выбирает в качестве основных стандартов своего мировоззрения и образа жизни. Происходит это в процессе изучения истории и культурных достижений своей нации, как в школе, так и дома, но как уже было сказано, определяющими являются культурные приоритеты семьи.
Формирование русской культурной идентичности детей возможно тремя способами: 1) введение специального дополнительного курса «Основы русской культуры»; 2) включение культурно-исторических тематических модулей в учебные программы по многим предметам; 3) разные варианты сочетаний первого и второго способов. Выбор конкретной стратегии и тематического модульного содержания для школы определяет администрация совместно с педагогами, информируя Совет школы. Главное, чтобы выбранная стратегия обеспечивала в максимально возможной мере исполнение требований законов об образовании и защите права ребенка на культурную идентичность.
Технология создания и применения тематических модулей была разработана группой рижских педагогов еще в 2011 году в рамках проекта «Школа русской культуры» (4). Если очень кратко, то к таким тематическим вопросам относятся биографические и культурно-исторические материалы об основных свершениях и достижениях Русской цивилизации. И это – вторая закваска для воспитания культурной идентичности детей.
Особое место в тематических модулях должна занимать информация о православных духовных идеалах, как источниках создания всех форм русского бытия и стиля жизни. Будет очень правильно, если внеклассные культурно-исторические модули общеобразовательных школ будут согласованы с программами воскресных школ.
Следует также иметь в виду, что и отдельный курс и тематические модули по основам русской культуры должны преподаваться на родном русском языке детей. И если для этого недостаточно будет времени на уроках в рамках процентных лимитов, то никто не запрещает использовать для расширения культурного образования факультативы на русском языке.
В каждой школе реализуется внеурочный комплекс культурно-образовательной работы, в котором представлены и мероприятия по воспитанию русской культурной идентичности у детей. С учетом увеличения объемов обучения на латышском языке, внеурочный комплекс следует модернизировать в сторону увеличения мероприятий по русской культуре, которые необходимо проводить на русском языке. Обратим внимание, что для внеурочной работы нет ограничений относительно языка мероприятий – воспитывайте детей на русском языке столько, сколько считаете нужным. И это – третья закваска для воспитания культурной идентичности детей.
Для смягчения ассимиляционного эффекта необходима интенсификация общественно-культурных и культурно-образовательных механизмов сохранения русской культурной идентичности у детей. Создание таких механизмов на основе организации сотрудничества семей, школ и общественных организаций – главная задача, от решения которой зависит сохранение русского самосознания в Латвии.
Для помощи педагогам и родителям портал «Матрица русского самосознания» предлагает цикл лекций «Русская школа и культурная идентичность», размещенных в разделе «Школа русской культуры» и включающий в себя следующие основные темы:
Образование как ваяние
Выбор школы – это выбор культуры
Культура - источник нравственного роста
Православные истоки русского образа жизни
Православные идеалы в русском миропонимании
Духовные приоритеты в земной жизни
Служение правде и ближним
Ибо милостивые помилованы будут
Соборная организация русского общества
Русский дух и служение родине
Идеал русской культурной идентичности
Русская школа там, где русский дух
Превыше всякого ума…
Качество школьного образования и культурная идентичность
Смыслы памяти Победы над фашизмом
Русская культурная идентичность как проблема
Информационное поле русского духа
Познание как откровение
Научное мировоззрение и духовная культура
Смыслы школы русской культуры
Ушинский К.Д. о воспитании русского самосознания
Православная школа С.А. Рачинского
Воспитывающая среда школы В. А. Сухомлинского
Учебно-методический комплект «Для воспитания русской души»
Требуются хранители русского духа
Лекции собраны в книгах «Письма о воспитании русской души», которую в электронном формате можно скачать здесь, в аудиоформате здесь, «О перспективе сохранения русской культурной идентичности в школе», которую в электронном формате можно скачать здесь.
Валерий Бухвалов, Dr. paed.
При подготовке статьи использованы следующие источники:
1. Ф. М. Достоевский. «Братья Карамазовы». Глава "Из бесед и поучений старца Зосимы"
2. Лекция профессора Осипова. Хочешь быть счастливым – изучи законы духовной жизни
3. Бухвалов В.А. Идеи славянофилов для хранителей русских традиций\ : https://yadi.sk/d/5nPjCWzF3Q3jaD
4. Бухвалов В.А., Гребенюк Т.В., Каширина А.В., Серова Е.А.
Школа русской культуры. Перспективы. Программы. Методические приоритеты\ https://yadi.sk/i/dbJe72nh3Thk7T