1
«Зерна» - первая книга В. Крупина – были засеяны довольно поздно: когда писателю было 33 года; в былом оставались работа в районной газете и в комсомоле, служба в армии, накопление опыта, обретение собственного голоса: такого, чтобы модуляции интонаций отличались неповторимостью.
Он обрёл свою манеру: спокойную и неторопливую, несколько замедленную даже, отличающуюся густотой свежесобранного мёда; с элементами комического, дозировано вкрапляемыми в реальность текста.
Символические знаки вспыхивают в повествованиях, нитями прочности связывая конкретность реализма с эзоповым языком.
Уже «Живая вода» - первая повесть, обратившая на себя внимание – вспыхивала красками подлинности и отличалась домашностью повествования…
Есть в писательской манере Крупина особая открытость, та искренность, которая не обманывает; некоторое народное лукавство, проскальзывающее в недрах прозы, уместно оттеняет то…что надобно оттенить.
Вот «Время горящей спички» - сборник, а скорее короб рассказов: и они крупны и ароматны, как хорошие белые.
Эмоциональная живость, никакой игры, острый вектор православия, следование которому – альфа бытия писателя.
Крупин пишет о труде, как о норме бытования на земле: труд – есть основа: тот драгоценный фундамент, на котором только и можно строить что-либо приемлемое.
Но – труд писателя таков, что не должны быть видны усилия: дыхание естественно, швов не подразумевается…
Таков и есть – в исполнение Крупина.
А вот книга о святых: «Ввысь, к небесам» - словно история России рассмотрена именно через призмы святости, через жизни людей, стяжавших оный дар…
Зерно прорастает.
Зерно даёт всходы: и объёмы любви, посылаемые святыми в мир, поражают…
Крепкое слово Крупина достаточно широко разносится по Руси: и слово это сильно заряжено светом.
2
Слышать и чувствовать лес – до роста травы, до тайн, что сообщает, серебрясь, ручей; и социум, постоянно меняющийся, хотя и не согласный с законами броуновского движения, ощущать своеобразной лесною гаммой: такие ощущения оставляет разнообразная проза В. Крупина.
Некогда «Живая вода», опубликованная в легендарном «Новом мире», была первой повестью писателя, обратившей на себя внимание, ибо первая его книга, красиво наименованная «Зёрна» (сколько силы и метафизических оттенков заложено в слове!) не вызвала особого интереса.
Но живая вода текла подлинностью своеобычной речи, вспыхивавшей рекой на каждом повороте сюжета: а река иногда на солнце отливает церковной парчой…
Крупин держится свободной манеры повествования, иногда вспыхивающей огнём комического элемента, порою блеснёт фантастическая грань; но вообще православное миросозерцание – основа градуса мировосприятия писателя: недаром он преподаёт в Московской духовной академии.
«Время горящей спички», как назван один из сборников рассказов В. Крупина, точно отражает человеческий удел: ярче спички не вспыхнешь, кем бы ты ни был; но каждый из рассказов – уже ярче; и сумма живого, полыхающего и сверкающего в них - драгоценна и правдой, и бережностью: тою мерой оной, с какой подходит писатель к каждой отдельной судьбе, ставшей основой того, или иного повествования.
У Крупина «болит Россия», он болеет ею – всегда, и, кажется, сострадание пропущено красной нитью через талант писателя: такой языково щедрый, искренний, сострадающий.
Книга «Ввысь к небесам» о святых, и краткость повествования о каждом, поражает силой духовных панорам, какие разворачивает автор: ярко и яростно, сам точно горя пламенем, какой необходим, чтобы прожечь видимое и прикоснуться к тайнам мирам.
Или – припасть к родникам, дарующим сокровенную силу.
Труд и вера, семья и дом: краеугольные понятия прозы В. Крупина; и как бы хотелось, чтобы творчеством своим он хоть на чуть менял иссуетившихся современников, давно предпочитающих совсем другую ценностную шкалу.