«Только на темы души…»

К дню рождения А.Грина

0
774
Время на чтение 10 минут

 

 

«В 1934 году, летом, в Старый Крым приехала из Коктебеля Мари­этта Сергеевна Шагинян с компанией писателей посмотреть, где и как жил и умер Грин. В нашем маленьком домике и в саду было тихо, бедно, чисто и грустно. Комната Александра Степановича сто­яла в том виде, как была при его смерти.

Приехавшие посмотреть домик рассыпались по саду — зрели сли­вы. А Мариэтта Сергеевна, я и мама присели на скамеечку у дома. Шагинян заплакала. «Почему вы плачете?» — спросила я. «Мне очень больно видеть, как бедно жил Александр Степанович, даже пол в его доме земляной...» — говорит она. «А мы-то радовались, что у нас хоть этот земляной пол свой, и если бы к этому еще ежедневно сытая еда, то можно было бы нам хорошо жить, и Александру Степановичу спокойно писать», — отвечаю ей.

У каждого свое представление о довольстве, и никто не подозревал, что Грин жил в великой нужде», - вспоминала Нина Николаевна Грин, вдова писателя.

И не только в нужде, но и в едком тумане непризнания со стороны людей, стоявших во главе писательского сообщества и вершивших судьбы и уровень жизни остальных собратьев по перу.

Однако, вопреки «мерзостям жизни», над глубоким и широким морем замечательной русской литературы вот уже столетие реют алые паруса произведений Александра Грина. Говорят, что самое первое слово, которое маленький мальчик Саша Гриневский сложил из букв, было «море».

В небольшом городке Слободской, что и ныне здравствует на вятской земле, никакого моря не было и в помине, но в сердце Саши рано проснулась тоска по всему сказочному и необъятному, по всему, что будило его воображение, примиряло с неласковой действительностью.

Его мать умерла, когда Саше было всего 13 лет. Мачеху он не мог принять сердцем. Эта обида на судьбу сделала его колючим, он неважно уживался с товарищами по школе и учителями. «Друзей у меня не было», - вспоминает он. И оттого ещё более желанными были для него уходы в мир фантазии, где он мечтал о далёких странах и удивительных путешествиях, где есть место замечательным подвигам во имя добра и любви.

Окончив в 1896 году Вятское городское училище, подросток Саша Гриневский уезжает в Одессу. В своей «Автобиографической повести» он пишет: «С шестью рублями в кармане, с малым числом вещей, не умея ни служить, ни работать, узкогрудый, слабосильный, не знающий ни людей, ни жизни, я нимало не тревожился, что будет со мною. Я был уверен, что сразу поступлю матросом на пароход и отправлюсь в кругосветное путешествие».

Однако скоро только сказка сказывается. Для начала пришлось устроиться на судно матросом и плавать от Одессы до Батуми и обратно, потом – по Волге. В дальние страны Александра не брали по причине слабого здоровья. К тому же тяжёлая работа матроса, полуголодное существование и ограниченный маршрут никак не сочетались с его мечтами о дальних морях и экзотических странах, о которых он так много читал в юные годы. И, хотя однажды он всё-таки доплыл матросом до Александрии, - ни Сахары, ни другой экзотики Александр в Египте не увидел. Оказавшись на окраине города, он посидел у пыльной дорожной обочины и вскоре вернулся в порт: ждала работа. Ожидаемого чуда не произошло. Оставалось снова отдаться богатому воображению и прихотям судьбы.

«Я был матросом, грузчиком, актёром, переписывал роли для театра, работал на золотых приисках, на доменном заводе, на торфяных болотах, на рыбных промыслах; был дровосеком, босяком, писцом в канцелярии, охотником, революционером, ссыльным, матросом на барже, солдатом, землекопом…» - рассказывал он впоследствии.

Но творческая натура брала своё, и не случайно Грин тепло вспоминал об уральском лесорубе Илье, который днём учил его работе на лесосеке, а вечерами просил рассказывать сказки. Скоро Грин перебрал все сказки, что были в памяти, и невольно стал сочинять свои, благо воображение само подсказывало сюжеты. Оставалось научиться владеть литературным словом…

Однако пока жизнь не особенно благоволила будущему писателю, она подбрасывала всё новые, чаще всего крутые, повороты судьбы, как будто стремилась наполнить копилку его памяти для будущего творчества. В конце концов впору было описывать в романе собственную жизнь. Да вот, посудите.

Он несколько раз бежал: в детстве – из дома, потом – из царской армии, которая никак не способствовала его вольнолюбивым планам. Однако был пойман, но зимой 1902 года бежал вторично, после чего ушёл в революционное подполье. На следующий год был арестован за агитацию среди матросов в Севастополе, снова пытался бежать, в результате попал в тюрьму на целых два года. Но, поскольку и дальше продолжал приближать революцию, то в 1906 году опять угодил под арест, был выслан аж в Сибирь, но сумел бежать в Вятку, на родину, и уже с паспортом на другое имя перебрался в Москву.

Такая вот бурная биография, подарившая Александру Грину большой жизненный материал, хотя в душе он оставался тем же романтиком. Только сначала верил в светлое будущее, что должна принести народу революция, а когда жизнь разочаровала и в этом, понял, что будет писателем. Он сам создаст мир добрых и отважных людей, которые не только верят в своё счастье, но и сами борются за него. Так в русской литературе появился Александр Грин. И естественно, что в первых его произведениях нашли отражение годы, связанные с его политической деятельностью. Не случайно в прозаическом сборнике «Шапка-невидимка» был подзаголовок «Рассказы о революционерах». Известно и его стихотворение “Колокола”, где автор выступает за единство и сплоченность людей, его радует набат колоколов, зовущих к новой жизни.

Звучат, гудят колокола,
И мощно грозное их пенье...
Гудят, зовут колокола
На светлый праздник возрожденья.

Пусть рухнет свод тюремных стен,
Чертоги сытого богатства,
Сольются все под сенью братства,

И узники покинут плен.

 

Интересно, что самую известную, романтическую повесть «Алые паруса» Грин начал писать в очень непонятное и тревожное время, когда свершалась Октябрьская революция. Кстати, в связи с этим вовсе не случайным видится алый цвет сказочных парусов. (Вспомним красных коней Петрова-Водкина). Хотя красный у нас издавна читался как «красивый». Вообще же цвет (а иначе вряд ли и может быть в романтическом произведении), играет очень большую роль и уже поэтому язык Грина явно отличается от привычной нам прозы.

Вот небольшой отрывок из «Бегущей по волнам».

«Когда солнце стало садиться, увидели остров, который ни на каких картах не значился; по пути «Фосса» не мог быть на этой широте остров. Рассмотрев его в подзорные трубы, капитан увидел, что на нём не заметно ни одного дерева. Но был он прекрасен, как драгоценная вещь, если положить её на синий бархат и смотреть снаружи, через окно: так и хочется взять. Он был из жёлтых скал и голубых гор, замечательной красоты».

Да, краски, да, природа, но и сами чувства главных героев словно поднимают человека над грешной землёй, а где и свет, и тишина, и цвет, и любимейшее автором море - там не может не быть музыки. И всё это пленит читателя, особенно в юности, и остаётся в памяти прекрасной сказкой на всю жизнь.

«По-видимому, началась своего рода «сердечная мигрень» – чувство, которое я хорошо знал, и, хотя не придавал ему особенного значения, все же нашел, что такое направление мыслей действует, как любимый мотив. Действительно – это был мотив, и я, отчасти развивая его, остался под его влиянием на неопределенное время».

А книга наконец вышла к читателю в 1923 году. Он словно уходил от реальных событий в свой придуманный мир, куда более справедливый и гуманный, и звал за собой других. История Грея и Ассоль не оставляла равнодушными никого, кто жаждал света, добра и любви. Главный герой повести не только ищет в жизни прекрасное, но старается и сам созидать его, и потому Ассоль не могла не ответить романтическому сердцу Грея, ведь она тоже стремится ко всему, что несёт радость жизни, что освещает и возвышает душу.

«…Теперь мы отойдем от них, зная, что им нужно быть вместе одним, - обращается к читателям Грин. – Много на свете слов на разных языках и разных наречиях, но всеми ими, даже и отдаленно, не передашь того, что сказали они в день этот друг другу». А вот какие строки Грин посвящал жене Вере Калицкой:

 

В дни боли и скорби, когда тяжело
И горек бесцельный досуг,
Как солнечный зайчик, тепло и светло
Приходит единственный друг.

Как мало он хочет, как много дает
Сокровищем маленьких рук,

Как много приносит тепла и забот
Мой милый, единственный друг.

Как дождь, монотонны глухие часы,
Безволен и страшен их круг.

И все же я счастлив, покуда ко мне
Приходит единственный друг.

Быть может, уж скоро тень cмерти падет
На мой отцветающий луг,
И к этой постели, заплакав, придет
Все тот же единственный друг.

Строки эти говорят не только о глубоком и чистом чувстве, но и о широте

творческого дарования Александра Грина.

После того, как после немалых перипетий был опубликован роман «Блистающий мир», Грин переехал на юг, в Феодосию. Позднее, работая над романом «Дорога никуда», перебрался в город Старый Крым, а в начале лета 1931 года, уже будучи больным, он посетил в Коктебеле поэта и художника Максимилиана Волошина. Дорога эта от одного романтического сердца к другому с тех пор стала называться «тропою Грина».

А вот что говорит об этом непростом времени их жизни Нина Николаевна: «Август 1931 года — начало болезни Александра Степановича. Нам живется очень трудно материально и морально. Грин почти не печата­ется. "Дайте на темы дня", — предлагают в редакциях журналов и изда­тельств. А на "темы дня" Грин не может. Только на темы души, которая отрицается».

Самым последним произведением, написанным Александром Степановичем, стала "Автобиографическая повесть", где он рассказывает о своей жизни уже сугубо реалистически, то есть, как всё было в его судьбе на самом деле. И этому были причины, поскольку вокруг его имени и биографии, действительно богатой и разнообразной, ходило множество легенд, в том числе со знаком минус. Так, одна из близких знакомых второй жены Грина при встрече ей открывала такие «тайны»:

«Нина Николаевна, к вам неравнодушен Грин… Берегитесь его, он опасный человек: был на каторге за убийство своей жены. И вообще прошлое его очень темное: говорят, что, будучи матросом, он где-то в Африке убил английского капитана и украл у него чемодан с рукописями. Знает английский язык, но тщательно скрывает это, а рукописи постепенно печатает как свои. Понимаете?!.»

А вот что рассказывает в своих воспоминаниях Нина Николаевна Грин: «Уже несколько лет мы были женаты, жили в Феодосии, когда услышали в Москве, что Александр Степанович занял в какой-то кассе взаимопомощи одиннадцать тысяч рублей, и, чтобы не возвра­щать этих денег и уничтожить документы, он кассу эту поджег!!! Так творились легенды. Так сотворил свою и Пришвин, уверяя зна­комых, что Александр Степанович, предлагая ему выпить во время при­вивок от бешенства (он был укушен взбесившейся кошкой), несомнен­но хотел его погубить. А Грин даже не подозревал, что пить водку в это время нельзя».

Надо сказать, что драматическая судьба не способствовала ровности и рассудительности характера Грина, отсюда и неоднозначное отношение к нему как к человеку и писателю многих, в том числе литераторов. Так, Алексей Толстой отзывался о нём пренебрежительно, а Борис Пильняк, модный в то время писатель, говорил Грину при встрече: «Что, Александр Степанович, пописываете свои сказочки?» «Вижу, Грин побледнел, скула у него чуть дрогнула (знак раздражения), и отвечает: «Да, пописываю, а дураки находятся - почитывают», - вспоминает его жена. Потому и вовсе не случайны слова Александра Степановича, сказанные ей же: «Если потомки захотят меня хорошо узнать, пусть внимательно меня читают, я всего себя вложил в свои произведения».

И, конечно, мы должны помнить о его пожелании. Как и о том, что талант Грина высоко ценил Горький и несколько раз буквально спасал Александра Степановича от нищеты и других напастей. Грин не раз вспоминал об этом. «Я был так потрясен переходом от умирания к благополучию, своему углу, сытости и возможности снова быть самим собой, что часто, лежа в постели, не стыдясь, плакал слезами благодарности...» Но таких моментов в судьбе было, увы, немного. Горький был в частых разъездах, а Союз писателей почти умирающему Грину всё ещё отказывал в праве на пенсию…

И дорога от создания произведения до его издания оставалась по-прежнему тяжёлой. Александр Степанович говорил: «Мне во сто крат легче написать роман, чем протаскивать его через дантов ад издательств». Литературные короли того времени не ценили Грина, относились поверхностно к его творчеству. Леонид Борисов, писатель, исследовавший биографию и книги Грина, решительно заявлял: «Грин любит жизнь и любовью этой заражает читателя. Во имя этой любви он рассказывает сказки, не с целью уйти от действительности, как в этом обвиняют его до сих пор близорукие люди, а для того, чтобы возбудить жажду прекрасного, подвига и чистоты».

В музее Грина на его родине, в городе Кирове (Вятке), есть карта сказочной страны «Гринландия» с её морями и материками, островами и городами, где живут герои его романтических произведений, которыми можно по праву гордиться, ибо они добры и мужественны.

К сожалению, Грин не успел полностью реализовать свой удивительно

светлый талант. После тяжёлой болезни он умер в 1932 году в городе Старый Крым. Скульптор Татьяна Гагарина создала памятник, который был установлен на его могиле в честь другого замечательного произведения - «Бегущая по волнам».

В наши дни имя Александра Грина носят библиотеки и школы, а в Феодосии, Старом Крыму и Кирове созданы музеи, посвящённые жизни и творчеству замечательного русского писателя.

«Когда дни начинают пылиться и краски блекнуть, я беру Грина. Я раскрываю его на любой странице. Так весной протирают окна в доме. Все становится светлым, ярким, все снова таинственно волнует, как в детстве», - признавался Даниил Гранин. К этим словам, я думаю, охотно присоединятся миллионы наших читателей.

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валентина Абрамовна Коростелёва
Корней, крестьянский сын
К 140-летию К.И.Чуковского
31.03.2022
Когда звучит некрасовская лира...
К 200-летию Н.А.Некрасова
09.12.2021
«Настанет день, когда и я исчезну...»
Памяти Марины Цветаевой
07.10.2020
Вечный зов земли родной…
К 85-летию русского поэта Владимира Кострова
20.09.2020
Все статьи Валентина Абрамовна Коростелёва
Последние комментарии
Приятный яд тщеславия
Новый комментарий от Валерий
07.12.2024 19:48
О договорах и «договорняках»
Новый комментарий от Георгий Н.
07.12.2024 19:48
Историософия как ядро политики исторической памяти
Новый комментарий от Павел Тихомиров
07.12.2024 19:26
Иначе Россия рискует утерять функцию Удерживающего
Новый комментарий от учитель
07.12.2024 18:09
Кощунство будет продолжаться?!
Новый комментарий от Русский Сталинист
07.12.2024 17:42
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Следователь-криминалист Соловьев
07.12.2024 16:30
Рамзан, извинись перед Бастрыкиным!
Новый комментарий от Сергей В.
07.12.2024 15:25