Кинематограф в Третьем Рейхе был эффективным средством массовой пропаганды и, вместе с тем, глубоко идеологизированным, цензурированным. Историческое кино было призвано воодушевлять патриотизм, развивать чувство национального достоинства и даже гордости на границе с шовинизмом, поддерживать так называемый тевтонский дух. Однако чувство вкуса сценаристов и режиссёров, реализм театральной и актёрской школы зачастую раздвигали прокрустово ложе пропаганды и позволяли достигать реализма, который и сегодня делает просмотр некоторых фильмов эстетически приятным, как например картин «Великий король», «Кольберг», «Парацельс» и др.
Фильмы «Бисмарк» и «Отставка» посвящены деятельности «железного канцлера» Отто фон Бисмарка на фоне объединяющейся Германии, становящейся империей. Первый из этих фильмов, вышедший на экраны в 1940 г. снискал себе заслуженную популярность. Однако с продолжением – «Отставкой» в 1942 г. возникли цензурные проблемы. Режиссёр Вольфганг Либенайер (Wolfgang Liebeneiner) снимал фильм в единой реалистической парадигме, поэтому трудности создали сами взгляды Бисмарка, который считал, что для успешной войны Германии на западе ей следует заручиться миром, а лучше – поддержкой России на востоке. Если в 1940 г., после недавнего пакта Риббентропа – Молотова эти идеи допускались цензурой, то после начала войны с СССР они были исключены из пропаганды и подвергались цензуре. Но именно эти воззрения Бисмарка послужили главнейшей причиной разрыва между ним и Кайзером Вильгельмом II и ухода в отставку. Эта уникальная ситуация позволила показать в картине «Отставка» российского Императора не с точки зрения пропагандистской демонизации противника, а в реалистической манере.
Фильм можно посмотреть на немецком языке по прилагаемой ссылке. Эпизод с участием Александра III находится с 24:30 по 29:09. При этом с участием самого Государя действие происходит во фрагментах 25:38 – 26:49 (Государь провожает Кайзера после переговоров на царской яхте) и 27:57 – 29:09 (Император беседует с графом П.А. Шуваловым на палубе яхты).
Для понимания событий лучше смотреть с эпизода 20:33 – 24:30. Во время него Бисмарк встречается с Вильгельмом II и наставляет его, как лучше вести разговор с российским Императором. Царя он характеризует как человека недолюбливающего тех, кто бряцает оружием, как человека не разговорчивого, а более молчаливого и всегда подозрительного. В целом это реалистическая и положительная дипломатическая характеристика. Разве что усиление недоверчивости наречием «всегда» имеет привкус стереотипа русских правителей как людей непременно коварных. Молодой Кайзер успокаивает Бисмарка, заверяя, что хорошо психологически обработает дядю (Царя). При этом Бисмарк уговаривает Вильгельма II продлить так называемый «договор о перестраховке» 1887 года между Россией и Германией, по условиям которого обе стороны должны были сохранять нейтралитет при войне одной из них с любой третьей великой державой, кроме случаев нападения Германии на Францию или России на Австро-Венгрию. Договор позволял удерживать Россию от сближения с Францией. Кайзер обещает на переговорах с Царём поднять тему продления договора. В исторической действительности после окончания срока договора в 1890 г. Германия отказалась от его продления.
События на царской яхте начинаются с ожидания выхода императоров после длительных переговоров (24:30). Наконец они поднимаются на палубу, и Александр III провожает мимо почётного караула своего царственного племянника и его советников к катеру.
Перед спуском по трапу между государями происходит прощальный диалог, в котором интересны два момента. Первый, на один из вопросов Кайзера Царь, отвечая отводит глаза, чем создаётся эффект неискренности. Второй, прощаясь, племянник фамильярно трогает дядю за плечо, чуть ли не в попытке потрепать, на что Царь слегка отстраняется. Это любопытный психологический момент. Вильгельм II полагал, что хорошо умеет располагать к себе людей и пытался проводить с державными родственниками своекорыстную политику прикрытую апелляциями к духу семейственности.
Позже в реальной жизни Александр III так высказался о Вильгельме II в Великобритании: «Он безумец! Это дурно воспитанный человек, способный на вероломство». Когда Кайзер узнал об этой характеристике, то был изрядно огорчён, ибо думал, что смог вызвать доверие у дяди.
Следующий фрагмент с участием Александра III – беседа с графом Шуваловым (27:57). Поза Императора с наклоном к собеседнику, сигарета, которую Император постоянно держит у лица, как бы прикрывая его, прищур глаз – вот невербальные знаки скрытности, хитрости, неискренности.
Таким образом, Вальтеру Зюссенгуту (Walther Süssenguth) в роли Царя Александра III удалось создать, хотя и без присущей государю русской широты и личной простоты в быту, в целом реалистичный образ недоверчивого, скрытного политика. Осторожность нашего Императора в отношении Вильгельма II здесь обобщается до качеств личности. На это, очевидно, наложил отпечаток западный штамп о византийской хитрости и коварстве русских. И это в период официально мирных и добрососедских отношений между Россией и Германией! Как ни прискорбно, но именно такие ходячие мнения служат питательной средой русофобии во времена межгосударственных противоречий.