Бухарин Николай Иванович (27.09/9.10 1888 – 15.03.1938), советский политический и государственный деятель, один из руководителей большевистской партии. Имел репутацию ведущего теоретика партии после смерти Ленина. При этом каких-либо твердых взглядов у него не было, в области теории Бухарин всегда колебался, бросаясь из одной крайности в другую. По этой причине трудно выявить какой-либо теоретический «бухаринизм». Единственное, что всегда было присуще взглядам Бухарина, это – русофобия.
Родился в Москве в семье школьного учителя Ивана Гавриловича Бухарина и Любови Ивановны, урожденной Измайловой. С детства отличался большими способностями, научился читать уже в 4 года, хорошо рисовал и сочинял стихи, всю жизнь собирал коллекцию жуков и бабочек, занимался орнитологией (даже его кабинет в Кремле был заполнен чучелами птиц), и владел в совершенстве французским, немецким и английским языками, мог читать еще на нескольких языках. В 1893-97 гг. семья жила в городе Кишинёв Бессарабской губернии, где Бухарин-старший занял должность податного (налогового) инспектора. Однако из-за своей честности и принципиальности достаточно быстро Бухарин-старший был вынужден покинуть Бессарабию, вернувшись в Москву. Целых 2 года отец не мог устроиться на работу, и семья крайне бедствовала. Николай окончил школу в 1901 первым учеником. Уже в юные годы он оказался в одном из революционных кружков, где познакомился с марксистской теорией. В период революции 1905 года 17-летний Бухарин принимал самое активное участие, становясь одним из деятельных организаторов митингов, демонстраций и забастовок. В 1906 году Бухарин вступил в РСДРП, примкнув к большевикам. В 1907 году Бухарин стал студентом экономического отделения юридического факультета Московского университета. Формально студентом Бухарин числился до 1911 года, хотя почти не посещал занятий, глубоко погрузившись в конспиративную деятельность большевистского подполья. В партии Бухарин быстро делал карьеру, уже в 1909 году став членом московского комитета РСДРП. Но уже в следующем году он был арестован и сослан в Архангельскую губернию. Оттуда он сбежал за границу. В эмиграции работал в большевистских и социалистических организациях Германии, Австро-Венгрии, Швейцарии, в Скандинавских странах. В 1912 году в Кракове познакомился с В.И. Лениным, а затем и со Сталиным. Николая Ивановича как журналиста, публициста, экономиста оценили как большевики, так и европейские социалисты. Всего через несколько лет он сам превратился в видного теоретика. Бухарин помогал Сталину, не владевшему иностранными языками, в написании книг по национальному вопросу. Несколько позднее, в 1915 году Бухарин опубликовал книгу «Мировое хозяйство и империализм». Ленин написал к ней (не публиковавшееся до революции) предисловие и использовал ряд её положений в своём труде «Империализм как высшая стадия капитализма» (1916). Однако в эмиграции Бухарин первый раз вступил в конфликт с Лениным по поводу национального вопроса. Бухарин считал, что национально-освободительные движения в эпоху империализма невозможны. В силу этого, лозунг о праве наций на самоопределение необходимо убрать. При этом Бухарин вовсе не был сторонником единой и неделимой России, говоря, что все нации должны слиться в единое человечество.
В 1914 году, с началом Первой мировой войны, Бухарин был арестован властями Австро-Венгрии как российский подданный и выслан в Швейцарию. В 1915 году через Францию и Англию Бухарин переехал в Стокгольм. В Швеции жил и писал под псевдонимом Мойша Долголевский. Если большинство евреев в большевистской партии использовали русские псевдонимы, то «чистопородный русак», как называл себя сам Бухарин, взял еврейский псевдоним. В Швеции Бухарин активно участвовал в политической деятельности местных левых, что вызвало опасение властей этой страны. Был арестован 23 марта 1916 года. После нескольких недель тюремного заключения в апреле 1916 выслан из Швеции в Норвегию, жил в Христиании (Осло), Копенгагене, а в октябре 1916 перебрался в Нью-Йорке (США), где познакомился с Львом Троцким. В США Бухарин редактировал (с января 1917) вместе с Троцким газету «Новый мир» на русском языке. Вместе они вернулись на Родину в мае 1917 года, после февральского переворота. Из США Бухарин выехал в Японию, откуда перебрался в Россию, проехав из Владивостока до Москвы. Бухарин сразу был избран в Исполком Московского Совета и в Московский комитет большевиков, редактировал газету «Социал-демократ» и журнал «Спартак». 30.07.1917 года на 6-м съезде РСДРП(б) избран членом ЦК. Тогда же была опубликована его книга «Классовая борьба и революция в России». В 1917 Бухарин был ревностным последователем Ленина. Он был одним из немногих большевистских деятелей, сразу и безоговорочно поддержавший ленинские «Апрельские тезисы» о перерастании демократической революции в социалистическую.
В дни Октябрьского восстания он возглавлял редакцию «Известий Московского ВРК». С конца 1917 года (вплоть до 1929) Бухарин был ответственным редактором главной большевистской газеты «Правда». Сразу после октябрьского переворота он одним из первых лиц молодой советской власти, занимаясь вопросами сельского хозяйства и национализации промышленности. Он фактически возглавил созданный по его инициативе Высший Совет народного хозяйства (ВСНХ), осуществлявший «экономическую диктатуру пролетариата». В 1919-1920 годах являлся членом Исполкома Коминтерна – всемирной коммунистической партии, в которой большевики официально были лишь русской секцией.
Бухарин от имени большевиков выступил 5 января 1918 года на открытии Учредительного собрания, и прямо пригрозил его депутатам гражданской войной: «Вопрос о власти революционного пролетариата… есть вопрос, который будет решен той самой гражданской войной, которую никакими заклинаниями… остановить нельзя».
Однако Бухарин в начале 1918 резко разошелся с Лениным, выступавшим за мир с немцами на любых условиях, соглашаясь с территориальными уступками в пользу Германии. Бухарин возглавил «левую оппозицию», имевшую перевес в ЦК. Но Бухарин выступал за продолжение войны с Германией не из патриотических соображений. Бухарин, как и большинство руководителей партии, отводили России роль «вязанки хвороста», от которого должна была вспыхнуть мировая революция. Поэтому он требовал продолжения линии на мировую пролетарскую революцию и прерывания всяких связей с буржуазными правительствами. Однако Ленин сумел все же разгромить «левых» и заключить «похабный» Брестский мир с немцами. Бухарин покаялся, был прощен Лениным и вновь вернулся на работу партийного пропагандиста.
В период Гражданской войны Бухарин активно занимался агитационно-пропагандистской деятельностью. Он не только писал зажигательные статьи с призывами к расправам над «буржуями» и прославлением красного террора. В мае 1918 года выпустил ставшую широко известной брошюру «Программа коммунистов (большевиков)», в которой выступал за тотальное огосударствление всей экономики и теоретически обосновывал необходимость трудовой повинности для «нетрудовых классов». Тогда же опубликовал труд «От диктатуры империализма к диктатуре пролетариата». В октябре 1919 года совместно с Евгением Преображенским написал выдержавшую впоследствии более 20 переизданий и переведенную на многие иностранные языки книгу «Азбука коммунизма». Знание «Азбуки коммунизма» было обязательным для любого, вступавшего в партию или комсомол. В мае 1920 года написал (частично в соавторстве с Георгием Пятаковым) работу «Экономика переходного периода. Часть I: Общая теория трансформационного процесса». Бухарин прямо писал о терроре как методе создания нового общества: «Пролетарское принуждение во всех его формах, начиная от расстрелов и кончая трудовой повинностью, является методом выработки коммунистического человечества из человеческого материала капиталистической эпохи», писал он в «Экономике переходного периода». Эти работы были в целом положительно встречены Лениным, хотя вождь отметил, что по ряду вопросов Бухарин пишет отнюдь не с позиций марксизма. Одновременно Бухарин опубликовал экономические работы «Политическая экономия рантье» и «Мировое хозяйство и империализм».
Хотя сам Бухарин не служил в армии и не ездил по фронтам, он все же был ранен во время теракта, устроенного анархистами в Леонтьевском переулке в Москве 25.09.1919.
В конце 1920-нач.1921 среди большевиков развернулась «дискуссия о профсоюзах», Бухарин стремился примирить все стороны (за что удостоился критики Ленина), но, в конечном счете, поддержал вождя большевиков.
Когда в 1921 году Ленин был вынужден пойти на введение НЭПа, Бухарин, только что славивший военный коммунизм, превратился в одного из главных теоретиков нэповской экономики. Уже в декабре 1921 года он выпустил брошюру «Новый курс экономической политики». Бухарин честно признал, что основной причиной отказа от «военного коммунизма» стало острое противоречие между пролетариатом и крестьянством.
Несмотря на все «уклоны», Бухарин занимал все более важные посты в руководстве партией. В марте 1919 Бухарин был избран кандидатом в члены Политбюро ЦК ВКП(б), а позднее, в июне 1924 — полноправным членом Политбюро. Его сферой были образование, пропаганда и культура. В 1924-29 гг. Бухарин также был редактором основного теоретического журнала «Большевик», благодаря чему в значительной степени определял работу всех СМИ страны. Одновременно Бухарин стал членом Исполкома Коминтерна (1924–1929), став, таким образом, формально главным коммунистом на Земле. Бухарин оставался сторонником принесения в жертву России во имя мировой революции. Во имя ее он был готов проливать кровь русских людей в красноармейских шинелях. 9.11.1922 в речи на 4 конгрессе Коминтерна он прямо заявил: «Да, распространение Красной Армии является распространением социализма, пролетарской власти, революции. На этом основывается право красной интервенции при таких особых условиях, когда она только чисто технически облегчает осуществление социализма».
Бухарин был одним из руководителей созданной в начале 1921 года Комиссии НКП РСФСР («Комиссия Ротштейна») по коренному пересмотру преподавания общественных наук в высших школах республики. Результатом деятельности этой комиссии было создание т.н. Института Красной Профессуры, ИКП (открылся в Москве 3 октября 1921). Бухарин сам преподавал в этом Институте и написал специальный учебник «Теория исторического материализма: популярный учебник марксистской социологии». Несколько позднее, в 1924 году, Бухарин написал книг «О мировой революции, нашей стране, культуре и прочем: ответ академику И. Павлову». Бухарин, отдавая должное значению заслугам и работам академика Павлова, обрушился на протесты Павлова против разрушения культурных и научных ценностей.
В значительной степени именно Бухарин определял направление культуры, всячески поддерживая всяких «авангардистов», одновременно стремясь уничтожить «старорежимную» русскую национальную культуру. Бухарин поддерживал дружеские отношения со многими деятелями культуры, особенно с Горьким, Осипом Мандельштамом, Борисом Пастернаком. С благословления Бухарина строились «конструктивистские» здания, в которых принципиально не было никаких национальных орнаментов. Зато русские поэты, особенно Сергей Есенин, вызывали у него резкую неприязнь. Бухарин обрушился на Есенина и «есенинщину», опубликовав против него уже после смерти самого поэта статью «Злые заметки», позднее изданную как отдельную книгу.
Бухарин, выступая на 12 съезде партии 17-25 апреля 1923 года, заявлял: «Я думаю, громадное большинство съезда отлично понимает, какая огромная опасность грозит нам, - именно великорусский шовинизм. Несоизмеримой величиной является шовинизм среди других наций, и потому нужно ударить здесь. Поэтому нельзя вносить ...смягчающего элемента ... мы должны сказать, что мы в качестве бывшей великодержавной нации должны идти наперерез националистическим стремлениям и поставить себя в неравное положение в смысле еще больших уступок национальным течениям. Только при такой политике, идя наперерез, только при такой политике, когда мы себя искусственно поставим в положение, более низкое по сравнению с другими, только этой ценой мы сможем купить себе настоящее доверие прежде угнетенных наций».
Это выступление вызвало недовольство Сталина. В развернувшейся после выступления Бухарина полемике он сказал: «Говорят нам, что нельзя обижать националов. Это совершенно правильно, я согласен с этим, - не надо их обижать. Но создавать из этого новую теорию о том, что надо поставить великорусский пролетариат в положение неравноправного в отношении 6ывшик угнетенных наций, - это значит сказать несообразность».
Однако пока Сталин и Бухарин были союзниками. В развернувшейся после болезни и смерти Ленина борьбе Бухарин выступил против Троцкого в союзе со Сталиным. Также Бухарин оставался союзником Сталина в 1926-27 гг. в борьбе против Зиновьевского блока. В 1927-28 Бухарин достиг апогея своего влияния. По мнению американского историка С.Коэна (имевшего по распоряжению Горбачева доступ ко многим архивам, закрытых для русских ученых), в это время страной правил дуумвират Сталин-Бухарин. Если Сталин занимался администрацией и кадрами, то образование и культура были вотчиной Бухарина. Между вождями были дружеские отношения, Бухарин называл Сталина «Коба» (по одному из его партийных псевдонимов), а Сталин называл Бухарина «Бухарчиком».
В стране существовал определенный культ личности Бухарина. Его именем называли улицы и корабли, и даже военный форт «Серая лошадь» на берегу Финского залива Балтийского моря. Портреты Бухарина висели во многих учебных заведениях страны. Красноармейцы, служившие в Туркестане, считали, что старинный город Бухара назван в честь Бухарина. Справедливости ради надо отметить, что сам Бухарин не был инициатором своего восхваления. Он действительно имел широкую популярность. Ленин, давая краткую характеристику членам большевистской элиты, назвал Бухарина «любимцем партии». Многим простым людям импонировало полное отсутствие в Бухарине «комчванства» (как называли тогда хамское и высокомерное поведение многих выдвинувшихся партийных деятелей). Он почти не употреблял алкоголя, а дав общение пионерам бросить курить, выполнил свое обещание (это был единственный момент в его биографии, когда Бухарин проявил силу воли). Вызывали симпатию то, что Бухарин был одним из немногих русских по происхождению в числе советских лидеров. Среди правителей страны большинство имели псевдонимы, Бухарин был одним из немногих, кто пользовался своей настоящей фамилией. Бухарин даже одевался своеобразно: пролетарская кепка, русская косоворотка и кожаная «комиссарская» куртка.
Весной 1929 года дуумвират распался. Бухарин, продолжавший защищать НЭП, выступил против форсированной индустриализации. Эту позицию назвали «правым уклоном». Бухаринцы имели сильные позиции, в их рядах находился председатель СНК А.И.Рыков, лидер профсоюзов М. Томский, руководитель Москвы и Московской области Н.А. Угланов, с оговорками «правых уклонистов» поддерживали Ворошилов, Калинин, Куйбышев. Почти вся пресса страны находилась в руках людей Бухарина (Сталина поддерживала только «Комсомольская Правда»). Тем не менее, Сталин смог переиграть «правых уклонистов». Пленум ЦК в апреле 1929 года завершил «разгром группы Бухарина», а сам Бухарин был снят с занимаемых постов. В июле 1929 10-й пленум ИККИ (Исполком Коминтерна) освободил Николая Ивановича от поста члена его Президиума. 17 ноября 1929 года он был выведен из Политбюро ЦК. Бухарин уже через неделю признал свои ошибки и заявил, что будет вести «решительную борьбу против всех уклонов от генеральной линии партии и, прежде всего, против правого уклона». В 1930 году Бухарин согласился с резолюцией 16-го съезда ВКП(б), объявившего «правоуклонистские взгляды» несовместимыми с принадлежностью к партии. Он оставался членом ЦК, его назначили заведующим Научно-техническим управлением ВСНХ (позднее - Наркомтяжпрома), а через два года его утвердили членом коллегии этого наркомата, он вошел в состав комиссии по разработке первого пятилетнего плана на 1929-32 годы. На 17-м съезде ВКП(б) в 1934 Бухарина понизили в партийной иерархии, перевели из членов в кандидаты в члены ЦК. Это еще не означало политическую смерть. Он стал с 26.02.1934 главным редактором газеты «Известия» - органа ЦИКа СССР и оставался на этом посту до 16.01.1937. Он по-прежнему был активен, принимал участие в деятельности ВСНХ и подготовке новой советской конституции, присутствовал на съездах и совещаниях, выступал с докладами и в прениях, писал и публиковал труды. Именно Бухарин делал основной доклад на Первом Съезде советских писателей 17.08.1934.
В феврале 1936 Бухарин был командирован партией за границу для перекупки принадлежавшего Немецкой социал-демократической партии архива Карла Маркса и Фридриха Энгельса, который был вывезен в ряд стран Европы после прихода к власти в Германии нацистов. Бухарин выехал с женой, имея большую сумму денег. Похоже, Сталин предоставлял Бухарину возможность остаться за рубежом. Бухарин посетил Прагу, Берлин, Копенгаген, Париж. В европейских столицах он встречался не только с иностранными коммунистами, но и известными деятелями культуры. В Праге случился показательный эпизод. Как сообщала много лет спустя виднейшая деятельница русского политического масонства Е.Д.Кускова, на одном из выступлений Бухарина, когда среди слушателей присутствовали масоны, присутствовали масоны. По словам Кусковой, «Под конец, он сделал [на эстраде] символический жест [масонский знак]». Бухарин, дружески обратившись к присутствовавшему среди зрителей масону, сказал «Помнишь, как мы…», впрочем, не сказав далее ничего. Но, похоже, для масонов Бухарин был уже отработанным материалом. И он все же предпочел вернуться в Россию, понимая, что эмиграция подорвет всю его большевистскую репутацию.
В 1936 году, в ходе Первого московского процесса (над Каменевым, Зиновьевым и др.), подсудимые дали показания (тотчас же опубликованные) на Бухарина, Рыкова и Томского, создававших якобы «правый блок». На Пленуме в феврале 1937 исключен из партии и 27.02.1937 арестован. Признан виновным и 13.03.1938 приговорен к смертной казни. Расстрелян через два дня. Славивший расстрел как метод формирования нового человека, он сам опробовал на себе этот метод.
Когда началась хрущевская реабилитация «жертв культа личности», то Бухарин не был реабилитирован. Причина понятна – Хрущев сам членом комиссии, выносившей приговор. Кроме того, старый троцкист Хрущев не мог простить Бухарину его участие в борьбе с троцкизмом. Реабилитирован 4.02.1988 Пленумом Верховного суда СССР (комиссией А.Н.Яковлева).
Как человек Бухарин имел много положительных качеств и не случайно был «любимцем партии». Но вместе с тем он был классическим типом беспочвенного интеллигента, постоянно «сменявшего вехи», сжигавшему то, чему поклонялся и покланявшийся тому, что сжигал. Неслучайно Ленин говорил, что Бухарин «мягок как воск». Закономерен и трагический финал всей жизни и деятельности Бухарина.
***
Соч.: Теория исторического материализма. М., 1921; Енчмениада (К вопросу об идеологическом вырождении) // Красная новь. 1923. № 6; К постановке проблем теории исторического материализма // Вестник Социалистической академии. 1923. Кн. 3: Атака: Сб. теоретических статей. М., 1924; Судьбы русской интеллигенции // Печать и революция. 1925. Кн. 3; Три речи (к вопросу о наших разногласиях). М; Л., 1926; Ленинизм и проблема культурной революции. М.; Л., 1928; Программа Октября (К 10-летию Программы нашей партии), М., 1929.; Гейне и коммунизм // Большевик. 1931. № 9; Борьба двух миров и задача науки. М.; Л., 1931; Гёте и его историческое значение // Социалистическая реконструкция и наука. 1932. Вып. 4; Дарвинизм и марксизм. Л., 1932; Учение Маркса и его историческое значение // Социалистическая реконструкция и наука. 1933. № 3-6; Избр. произв. М., 1990; Этюды. М., 1988; Тюремные тетради: В 2 кн. М., 1996.
Ист.: Н. И. Бухарин. Человек, политик, ученый. М., 1989; Валентинов Н. Доктрина правого коммунизма. Мюнхен, I960; Горелов И. Е. Николай Бухарин. М., 1988; Емельянов Ю. В. Заметки о Бухарине: революция, история, личность. М., 1989; Коэн С., Бухарин. Политическая биография. 1888-1938, пер. с англ., М., 1988; Кун М. Бухарин: его друзья и враги. М., 1992; Леман Н., Покровский И. Идейные истоки правого уклона: об ошибках и уклонах тов. Бухарина. Л., 1930; Николаевский Б. Проблема десталинизации и дело Бухарина // Социалистический вестник. 1965; Шевченко В, Н. Н. И, Бухарин как теоретик исторического материализма. М., 1990;
Negt О. Zur Rekonstraktion ties historischen Materialismus // Bucharin N. Theorie des historischen Materialismus. Hannover, 1969; Stehr U. Vom Kapitalismus zum Kommunismus: Bucharins Beitrag zur Entwicklung einer sozialistischen Theorie und Gesellschaft. Dusseldorf. 1973; Haynes M. Nikolai Bukharin and the transition from capitalism to socialism. L., 1985; Tarbuch K. Bukharin's theory of equilibrium. L., 1989.
1.