Фотографии и время

Бывший СССР 
0
877
Время на чтение 6 минут

Довольно распространённый вариант музейной экспозиции — это реконструкция обстановки того или иного помещения (кабинета, гостиной и т.д.), соответствующей определённому историческому периоду. Мы смотрим не на отдельные предметы, а как бы заглядываем в саму (уже ушедшую) жизнь. Это интересно: пожалуй, если отбросить поиск предпосылок сегодняшнего положения дел, весь интерес человечества к прошлому сводится к желанию узнать, а как люди жили раньше? На наклонной доске конторского стола лежат листки писчей бумаги, рядом стоят чернильница с пером и пресс-папье, кажется, что человек, писавший письмо, только что вышел и вот-вот вернётся.

Сейчас в краеведческих музеях уже можно встретить комнаты, доносящие до нас черты быта не только глубокой старины, но и конца XX-го века. Нам предлагают посмотреть, какие вещи окружали человека на излёте советской эпохи. Даже те, кто, как говорится, родом из СССР, с интересом рассматривают стационарные радиоточки, телевизоры с громадными кинескопами, непременные ковры, такую узнаваемую мебель. Узнавание — тут ключевое слово: да, я помню, точно такая же стенка, выставляющая на показ хрусталь и чайный сервиз, была у моих родителей, а проигрыватель и тумбочка с грампластинками составляли существенный центр моих интересов до того, как у меня появился магнитофон...

Узнавание — отклик памяти. Раздражитель (в данном случае — музейный экспонат) побуждает наше сознание обратиться к воспоминаниям, и вдруг оказывается, что наша память хранит картинки, весьма близкие к визуальному ряду, созданному музеем. Возникает особое чувство личной причастности, которое было невозможно в залах, представляющих предметы из давних эпох. Прошлое, о котором нам рассказывается, оказывается нашим персональным прошлым, а это значит не только, что мы причастны к истории (что может быть приятным, поскольку тешит наше самолюбие), но что мы и есть история, по крайней мере какой-то своей частью уже точно. История вершится прямо посреди нашей повседневности. Мы помогаем создавать то, что было. В некий момент оно ещё есть для нас, но исторически его уже нет. У кого-то дома ещё стоит телевизор, своей внушительной формой напоминающий ящик (некогда так и говорили: «что там по ящику показывают?»), он может быть даже вполне работоспособен, и именно его громоздкая лучевая трубка визуализирует самые последние новости, но это — мастодонт, обречённый на вымирание. Он уже сам по себе — экспонат музея, создающий музейное пространство внутри обыкновенной квартиры.

Переход повседневного бытия из жизненного мейнстрима в архивную часть культуры обычно совершается незаметно. Мы вовлечены в перемены и естественным образом обновляем свою жизненную среду, то следуя моде, то просто вынужденно покупая новую вещь взамен той, что вышла из строя. Мы видим себя всегда актуальными, адекватными настоящему, живущими здесь и сейчас, а вовсе не какими-то хранителями музейных фондов. Но иногда нам внезапно открывается, что мир опять изменился, а мы-то остались прежними.

Этот момент замечательно подходит для того, чтобы задуматься и оценить общее направление процесса: что на что меняется? Почему нечто выпадает из актуальности, и что оно забирает собой; чем замещается потеря?

Вот такой случай. У меня прямо перед глазами классическая картина: на книжной полке стоят фотографии людей, о которых следует помнить. Это своего рода сжатые пружины памяти. Когда взгляд зацепляет фотографию, пружина распрямляется. Пробуждаются воспоминания, которые могут длиться и длиться, пока фокус сознания не перейдёт на что-то другое.

Подобная функция присуща фотографии, пожалуй, с момента её появления, ещё с эпохи дагерротипов. Сколько фотография сопутствует человеку, столько она участвует в интерьере: где-нибудь на стене, на полках, на столе — под стеклом или на подставке. Порою фотография играла роль метки, закрепляющей местоположение человека в пространстве. Приехав куда-нибудь, человек доставал из багажа дорогую ему фотографию, находил ей место, и это означало «я теперь здесь». Мы помним это — может быть не из своей жизни, но из фильмов, из литературы. От фотографии к фотографии, шаг за шагом выстраивалась человеческая жизнь — встреча с любимым человеком, свадьба, дети, фотографии ушедших родителей.

Имея за плечами уже немало лет, так навыкаешь к присутствию фотографий, что просто невозможно помыслить, что они уже в прошлом. Это та самая часть культуры, которая как бы ещё есть и может быть легко обнаружена, но на самом деле её присутствие в актуальном бытии исторически заканчивается.

Я понял это, когда попытался найти в интернете соответствующую иллюстрацию. Что проще: картинка книжной полки с фотографией в рамке, но не тут-то было. По запросу «фотография девушки на книжной полке» поисковик насыпал красавиц в окружении книг; самым точным соответствием, видимо, были безумные ракурсы с девицами, карабкающимися на книжные стеллажи или выглядывающими из книжного шкафа. Заменив девушек на детей, я не получил ничего принципиально нового. Результат сохранялся даже при запросе «фотография родителей на книжной полке». Одно из изображений было тем, которое нужно, но основной массив состоял из фотографий книг или людей с книгами. Словно фотокарточки сговорились больше не попадать в кадр.

Секрет прост. Большинство фотографий, загруженных в интернет, снято недавно. Более того, с каждым годом в интернет-пространстве доля последних фотографий растёт. И самыми активными фотографами, а также теми, кто выкладывает фотографии, являются молодые люди. В их жизни фотография занимает немалое место, но то, что сейчас называется этим словом, имеет совсем другие параметры; в сущности, это уже нечто иное, принципиально отличающееся от старой доброй фотографии прошлого века.

В основе семантического сдвига лежит переход к цифре, но катализатором изменений стало совмещение функций телефона и фотоаппарата. Человек не только подсел на непрерывную коммуникацию; вдобавок к этому он получил возможность визуализировать любой предмет разговора. Фотографий стало сразу не просто много, а бесконечно много. Это даже не метафора, если иметь в виду потенциальную бесконечность. Всегда можно наделать сколько хочешь новых снимков.

Такое изобилие привело к обесценению отдельной фотографии. Современный человек не имеет возможности выделить конкретный визуальный образ, — у него под рукой слишком много равнозначных изображений.

Более того, развитие технологий идёт в направлении всё большего представления визуальной информации в виде актуального видеопотока. Мы можем наблюдать, что происходит прямо сейчас. Это касается не только публичных прямых трансляций, но и приватного общения. Через интернет можно увидеться с близким человеком, где бы он физически ни находился. Его образ больше не нужно хранить, поскольку он всегда доступен в актуальном режиме.

Здесь много плюсов. Расстояния нас теперь не так уж разделяют. Мы не теряем людей, их черты не расплываются в памяти, не мифологизируются, всегда можно выйти на связь и сверить наше внутреннее восприятие того или иного человека с реальностью. Потребности в архивации вроде как и нет.

Нас окружает полнота настоящего, и объём его столь значителен, что кажется, что настоящее и жизнь — абсолютные синонимы. Можно подумать, что мы укоренены в сегодняшнем дне, и поскольку сегодня никогда не заканчивается, наша жизнь также будет всё длиться и длиться. Мы будем сохранять самотождественность беспредельно. И нет нужды думать о том, что всё меняется, что меняемся и мы. В своей увлечённости настоящим человек забывает создавать реперные точки, ему не на что оглядываться, нет образцов, с которыми он мог бы сопоставить своё нынешнее состояние. И получается, что современный человек сиюминутен и неглубок. В его структуре слишком мало личной истории, мало прошлого, а потому ему не на что опереться в конструировании будущего. Будущее мыслится как экстраполяция текущего состояния, продолженное настоящее. И потому он оказывается к нему не готов, не готов к старости, ни своей, ни людей, которые его окружают, не готов к смерти.

Полки, на которых отсутствуют фотографии, таким образом, показывают нашу неготовность жить во времени.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3. Ответ на 2, Наталия 2016:

Спасибо! Нашла свою улицу!! Плачу.

Уважаемая Наталия, ссылка предоставлена безплатно! ))

Чуть серьезнее - сайт замечательный. Мой старинный город изуродован новостроем от пришельцев во власть, но есть еще и сохраненные фото...

2. Ответ на 1, Советский недобиток:

Спасибо! Нашла свою улицу!! Плачу.
Наталия 2016 / 12.04.2021, 20:52

1.

https://pastvu.com/

Здесь всяк найдет и свой город, и свой район. Многие вспомнят, какой была их улица когда-то, увидев ее на фото. А кто-то и в дом свой старый возвратится. Открываем Галерею и...
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Карпов
Ничего не бояться или всё-таки бояться?
Бояться надо. Просто надо хорошо понимать, чего боишься и зачем тебе этот страх
06.11.2023
Будущее. Вражда. Город
Внутри языка
01.08.2022
Компьютеры будут судить людей
Новости цифровизации этого лета
25.07.2022
Внутри и за пределами парадигмы развития
Стратегия времени упадка должна быть принципиально другой
21.07.2022
Все статьи Андрей Карпов
Бывший СССР
«Нет ничего более приятного, чем наблюдать за результатами своей работы»
Фоторепортаж о праздновании 50-летия начала строительства Байкало-Амурской магистрали
24.04.2024
Декоммунизация Шевченко
Почему на Украине скромно отметили 210 «кобзаря»?
24.04.2024
«Политика разрушения Российской империи заложила "бомбу" на долгие годы»
О Ленине, Сталине и «красно-белом» конфликте
24.04.2024
«Этот проект был исторически необходим нашей стране»
Поздравление Президента России по случаю 50-летия БАМа.
24.04.2024
День памяти генерала А.П.Ермолова
Сегодня мы также вспоминаем адмирала М.П.Лазарева, профессора А.С.Архангельского, писателя и публициста И.Л.Солоневича, поэтессу Е.А.Благинину, героев Великой Отечественной войны Ф.Г.Коробкова, Н.А.Острякова и Н.А.Журкину, реставратора И.В.Ватагину
24.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06