Дорогие, братья и сестры! Мы слышали сегодня повествование о расслабленном немощном человеке, которого принесли к ногам Иисуса Христа его друзья.
Исцеление и прощение грехов – вещи взаимосвязанные. Это понятно, поскольку болезнь есть следствие греховности человека. Человек стал подвержен болезни и смерти в результате грехопадения прародителей: «Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим. 5:12).
Однако бессмысленно искать каких-то конкретных связей между теми или иными грехами – таких связей мы не обнаружим. Но есть неполнота жизни, обусловленная грехопадением и его последствиями. Эта неполнота порождает болезни, делая в конечном счете падшего человека смертным. Даже смерть от старости – это продолжение «болезни», обретенная у запретного Древа в Эдемском саду.
К этому парализованному страдальцу обратил Иисус слова Свои: «Прощаются тебе грехи твои» (Мр. 2:5). Прежде, чем исцелить нашу плоть, следует исцелить дух. Болезнь – это скверна, и в представлении иудеев больные – это те, на кого Бог гневается. Конечно, совсем не обязательно во всех случаях связывать болезнь непосредственно с грехом, как это делали иудеи. Но каждый иудей вполне бы согласился с тем, что сначала должно быть прощение грехов, а уж потом исцеление. Что и произошло в тот счастливый для горемыки день.
Однако поговорим об обратной стороне этого события – обратим внимание на, казалось бы, малозначимые персонажи описанного в Евангелии.
Вот Иисус входит в Капернаум. Его теснят толпы людей, запрудившие улочки этого небольшого города. Подойти к Нему вплотную не представляется никакой возможности. В это время четыре человека принесли расслабленного, чтобы просить о его исцелении. Они по наружной лестнице с трудом взбираются на плоскую крышу дома, прокапывают глиняную кровлю, кропотливо разбирают потолок и на веревках опускают расслабленного к ногам Христа.
Хотя толпа людей им мешает – но какая настойчивость этих людей! В них характер и воля, и они непреклонны в своем желании исцелить своего товарища! Исцелить при любых издержках.
Это сегодня относится и к нам, унывающим и часто потерявшим надежду. У нас бывает много хороших, искренних и горячих порывов, но, как говорит поэт: «свершить ничего не дано». Сейчас, дорогие прихожане, у нас Великий пост, когда мы должны активно сражаться за свою цель. Пост, молитва и милостыня – вот три главных орудия в борьбе с грехами. Но как часто мы заканчиваем борьбу наполовину, потому что путь ко Христу оказывается трудным: завалы, крутые подъемы, препятствия. Предательская мысль тогда впивается в сознание: «Нет! Спасение для меня невозможно… Я наверное погибну!» И вот почти равнодушно люди возвращаются назад, отказавшись от дальнейшей борьбы.
Но, друзья, а все ли мы средства и ресурсы использовали для этого? Вы не протиснулись в дверь? Не сумели влезть в окно? Попробуем проломить стену! Смотрите, она поддается, уже шатается… Но устояла. Тогда разбираем потолок, еще одно усилие – вот победа! Она обязательно придет. Но вялая невоспитанная воля отказывается от дальнейшей борьбы.
Сколько у нас сегодня предательств, отпадений, уходов в расколы и секты – и ведь не в силу своей злой воли, а в силу трусости, малодушия и слабости. Но именно, дорогие братья и сестры, в христианской духовной жизни более, чем где-либо, необходимы настойчивость и упорное стремление к одной цели. Настойчивость, непрерывность и последовательность духовного делания зависит от трех условий. Во-первых, это единство цели. Например, вся жизнь святых подвижников была проникнута единой целью – устремлением к Богу и спасением бессмертной души. Во-вторых, полное отречение от себя и отдача своей жизни в волю Божию, которая есть «освящение наше» (1Фесс. 4:3). В-третьих, рождающееся из этих двух условий, соединенных воедино – большое терпение.
Этот закон воли можно найти не только в области религиозной жизни, но и во всякой другой. Все великие достижения человеческого ума и творчества были получены таким же образом. Когда гениального ученого Ньютона, открывшего закон тяготения, спросили, каким образом он дошел до этого открытия, он ответил: «Я непрестанно об этом думал годами». Таким образом, тайна движения планет и звезд была для него единственным вопросом, неотступно занимавшим его разум.
Истинный оптимизм и надежда жили в душах пророков, которые очами веры видели грядущую победу правды. Этим пророческим оптимизмом объясняется тот факт, что Христос, удаляясь после тайной Вечери в Гефсиманию, на позор предательства и ужаса крестных мук, пел вместе с учениками песни хвалы Творцу: «И воспевши, пошли на гору Елеонскую» (Мф. 26:30). Ибо, сходя с горы Сионской в Гефсиманию, в долину скорби, Он не спускал очей с вершины Елеонской, куда в будущем Он должен прийти во славе.
Этот оптимизм и надежда должны сопровождать и нашу с вами жизнь: «Хотя бы не расцвела смоковница, и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загонах и рогатого скота в стойлах; но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего!» (Авв. 3:17). Эта радостная вера ободрила Иова в дни его великой скорби и помогла ему не хулить Бога за незаслуженные страдания, а воскликнуть: «Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно» (Иов 1:21).
Как часто люди, отчаявшись в себе, разочаровавшись в своих исканиях, не найдя смысла в себе, в своей жизни, в своем опыте, приходят к выводу, что этого смысла нет вообще. И растет внутренний протест против бессмысленности жизни, растет «неистовство мысли» против хаоса и дисгармонии, человек «пускается тогда во все тяжкие», затмевая в себе образ Божий. Это равносильно плохому скрипачу, который разбил в нетерпении музыкальный инструмент об асфальт, обрекая себя уже окончательно на «муки невыразимости». Куда было бы разумнее научиться хорошо играть и этим радовать не только себя, но и других людей.
Товарищи расслабленного человека оказались на высоте, они сделали все, что только смогли, чтобы помочь страдальцу. Что же двигало этими людьми? Двигало сострадание и любовь к своему другу. Вл.Соловьев писал: «Смысл мира есть внутреннее единство каждого со всем. В виде живой личной силы это единство есть любовь». А со стороны самого страдальца необходимо терпение и смирение, а не ропот на своего Творца. Святитель Иоанн Златоуст писал о терпении: «Ничто не может служить таким свидетельством совершенной разумности, как долготерпение». А прп.Нил Синайский о смирении говорил так: «Молитва смиренного преклоняет Бога, а молитва гордого оскорбляет его». Поэтому всякое проявление нелюбви, себялюбия, эгоизма и эгоцентризма есть уклонение от Смысла, Логоса, Бога.
Дорогие, братья и сестры! Сегодня мы все в большей или меньшей степени «расслабленные», нам нужны и «друзья», которые помолятся за нас, а мы за них, ибо эта соборная наша просьба скорее будет услышана на Небе, дабы Господь поспешил простереть руки Свои над нашими общими немощами и исцелил наше «расслабление». Аминь.