Заступник земли Русской

Святой благоверный великий князь Александр Невский

Александр Невский  Бывший СССР 
0
1280
Время на чтение 15 минут

«Житие» анонимного автора да скудные упоминания летописей – вот все источники сведений об Александре Невском. Автор «Жития», книжник ХIII века, называющий себя «самовидцем возраста его» пишет: «Но и взор его паче инех человек, и глас его – акы труба в народе». И сравнивая с римским императором Веспасианом: «Тако же и князь Александр – побежая, а не победим». Первая блистательная победа – разгром шведского войска на Неве. За что и получил прозвище – Невский. 15 июля 1240 года. Александру 19 лет. Ободряет свою немногочисленную дружину: «Не в силе бог, но в правде». В рассказе автора «Жития» русский князь – баснословный герой, в поединке «самому королю взложи печать на лице острым своим копием». А его дружинники – былинные богатыри, совершающие необычайные ратные подвиги: «и изби их множество бесчисленно». Высокий слог житийного повествования словно бы вызывает в имени древнерусского князя эхо деяний героя античной эпохи Александра Македонского. Такой образ князя – не столько дань древнему жанру величания, сколько подлинное представление русского народа. Автор «Жития» был голосом общерусской оценки. Вторая, еще более важная, судьбоносная для России победа – 5 апреля 1242 года. Разгром немецких рыцарей на льду Чудского озера. «Князь же Александр воздев руце на небо и рече: «Суди ми, боже, и рассуди прю мою от языка непреподобна и помози ми, господи… Бе же тогда субота, въсходящю солнцу, и съступишася обои. И бысть сеча зла, и трус от копий ломления, и звук от сечения мечнаго, яко же и езеру померзъшю двигнутися, и не бе видети леду, покры бо ся кровию… И возвратися князь Александр с победою славною…». После чего жизнь князя Александра – беспрерывные усилия сохранить Русь, отвратить нашествие татаро-монгольских орд, защитить русскую землю от вторжения немецких и литовских ратей. В 1263 году, возвращаясь из очередной поездки в столицу Золотой Орды Сарай, князь Александр заболел: «… князь великий Александр възвратися из Орды от царя, и доиде Новагорода Нижняго, и ту пребыв мало здрав, и дошед Городца, разболеся». Скончался в Городце 14 ноября 1263 года в возрасте 42 лет. Тело князя было перенесено во Владимир и погребено в монастыре Рождества Богородицы.

В новгородской летописи о смерти и похоронах Александра Ярославича читаем: приезд «из Татар велми не здравя, въ осенине»; пострижение в Городце 14 ноября на память апостола Филиппа, преставление той же ночью. Похороны во Владимире и погребение в монастыре Рождества Богородицы: «месяца того же въ 23, на святого Амфилохия, в пятох». В летописи находим своего рода некролог: «даи, Господи милостивыи, видети ему лице Твое в будущии векъ, иже потрудися за Новъгородъ и за всю Русьскую землю». Высокая оценка князя. Выражение «за всю Русьскую землю» необычно для Новгорода.

Почитание Александра Невского росло в народе. Он общерусский герой. К его гробу шли, прося его небесного предстательства перед Богом. К Александру обращаются накануне сражений с врагом как к святому покровителю русского воинства. По легенде князь Александр Ярославич в канун Куликовской битвы восстал из гроба и, невидимый, выступил на помощь своему правнуку, князю Дмитрию. В 1547 г. канонизирован и причислен к лику святых во время Церковного собора, созванного Иваном Грозным, который также, как князь Александр, вел войну со шведами в Ливонской войне. В 1552 г., отправляясь в поход на Казань, Иван Грозный молился во Владимире перед гробницей князя Александра, призывая его на помощь. В 1724 г. по указу Петра Первого мощи Александра Невского перенесены из Владимира в Санкт-Петербург и перезахоронены в Александро-Невской лавре. Петр видел символический смысл в том, чтобы основать Петербург вблизи места, где князь Александр разгромил шведов. Александр Невский становится святым покровителем новой столицы, символом всей России, ее небесным заступником. В 1725 г. Екатерина Первая учреждает орден Александра Невского, ставший одной из высших и почетнейших российских наград. Императрица Елизавета для мощей Александра Невского повелела устроить новую великолепную раку из первого серебра, добытого в Колыванских рудниках. На раке вырезаны стихи Ломоносова:

Святый и храбрый Князь здесь телом почивает,

Но духом от небес на град сей призирает,

И на брега, где он противных побеждал,

И где невидимо Петру споспешствовал,

Являя дщерь его усердие святое,

Сему защитнику воздвигла раку в честь

От первого сребра, что недро ей земное

Открыло, как на трон благоволила сесть.

Первая светская биография Александра Невского в России была написана придворным историографом императрицы Анны Иоанновны Г.Ф. Миллером, вышла в свет на немецком языке в 1732 г. в Петербурге. Подробное жизнеописание создано протоиреем и историком М.И. Хитровым, издано в 1893 г. в Москве. М.И. Хитров в своей книге пишет: «Здесь, на берегах Невы, со стороны русских дан был первый славный отпор грозному движению германства и латинства на православный Восток, на святую Русь… Можно сказать, Новгород и его обширная область навсегда были спасены для России благодаря подвигам Александра. Богатырь Древней Руси через ряд веков подает руку богатырю новой: Петр начал с того, чем окончил Александр». Книга заканчивается апофеозом: «О, даруй Бог, чтобы благодарная память о св. князе-праведнике была жива во всех краях России, чтобы слава его от нас перешла к потомкам нашим…чтобы пример святой его жизни находил как можно более верных подражателей и нынешние сыны России всегда так же достойны были благоволения Божия и покровительства и помощи своего заступника – св.благовернаго великаго князя Александра и всех святых, как в дни своей жизни достоин был он – герой Невский!»

Не все русские историки в своих оценках склонны героизировать образ Александра Невского. В.Н. Татищев, «История Российская с самых древнейших времен», осудительно описывает два факта из биографии князя: в 1252 году Александр с монгольской помощью (нашествие Неврюевой рати) сместил с великокняжеского престола своего брата Андрея; а в 1257 году жестоким принуждением заставил Новгород выплачивать дань монголам.

Н.М. Карамзин в отличие от Татищева, оправдывает эти действия князя: «В 1252 году Папа Римский предложил помощь Русским князьям в борьбе с монголо-татарами. Александр, понимая замысел католиков, отказался, но его брат Андрей подкупленный лестью и обещаниями католических послов склонился в сторону католичества. Александру Невскому пришлось выступить против своего родного брата, который поднимал восстание против монголо-татар. Чтобы ценой малой крови спасти Русь от большей». «История государства российского».

Карамзину вторит В.О. Ключевский: «Да это было нелегко, это было безмерно трудно. Но Александр Невский сумел возвыситься над этой пошехонской психологией князей-вотчинников и заботу о Руси и о русском народе поставить выше заботы о своих семейных и поместных делах. И это в такой же мере, как его исторические победы, стяжало ему неувядаемую благодарность потомков и бессмертную славу». «Курс русской истории».

Л.Н.Гумилёв также положительно оценивает вынужденные действия Александра во время восстания в Новгороде: «Верный своему принципу борьбы за интересы Отечества, Александр Ярославич и на этот раз «положил душу за други своя». Он отправился к Берке и договорился об уплате дани монголам в обмен на военную помощь против литовцев и немцев. Но когда в Новгород вместе с князем пришли монгольские переписчики, чтобы определить сумму налога, новгородцы устроили бунт, во главе которого оказался Василий Александрович — старший сын великого князя, дурак и пьяница. Александр вывел «татарских» послов из города под своей личной охраной, не дав их убить. Тем самым он спас Новгород от гибели — ведь мы знаем, как поступали монголы с населением городов, где совершалось убийство послов монгольского хана. С вожаками смуты Александр Ярославич поступил жестоко: им «вынимали очи», считая, что глаза человеку все равно не нужны, если он не видит, что вокруг делается. Только такой ценой удалось Александру подчинить новгородцев, утерявших вместе с пассионарностью здравый смысл и не понимавших, что тот, кто не имеет сил защищаться сам, вынужден платить за защиту от врагов. Конечно, отдавать свои деньги всегда неприятно, но, наверное, лучше уж расстаться с деньгами, чем с независимостью и жизнью». «От Руси к России. Очерки этнической истории».

Некоторые современные историки в противоположность такой оценке стараются очернить образ князя Александра Ярославича, отрицают его заслуги и как полководца и как правителя. Кто рассудит историков? Апостол Павел нам говорит: «Разве не знаете, что святые будут судить мир?» Сохранились свидетельства народного почитания, переходящего из века в век, от предков к потомкам. Эти свидетельства всегда будут возражать переписчикам истории.

В народе издавна жила память об Александре Невском, как о сказочном, былинном богатыре, подобном Георгию Победоносцу, Егорию Храброму духовных стихов. Князь Александр в народном представлении – святой воин, угодник Божий и народный заступник, на помощь которого уповает русская земля. О князе Александре слагались сказания и песни. Со слов крестьянина Орловской губернии в середине XIX в. был записан духовный стих, в котором Александр Невский оказывается победителем «нечестивых татар». Народ русский «стал Бога забывать, а себе-то гибель заготовлять». У народа одна надежда на «Благоверного Александра», только он может отогнать от нас «врагов пагубных». Стих напечатан в сборнике П.Бессонова «Калики перехожие».

Уж давно-то христианска вера

Во Россеюшку взошла,

Как и весь-то народ русский

Покрестился во нее;

Покрестился, возмолился

Богу Вышнему:

«Ты создай нам, Боже,

Житье мирное, любовное:

Отжени ты от нас

Врагов пагубных;

Ты посей на нашу Русь

Счастье много!»

И слышал Бог молитвы Своих новых христиан:

Наделял Он их

Счастьем многим Своим.

Но забылся народ русский,

В счастии живя;

Он стал Бога забывать,

А себе-то гибель заготовлять.

И наслал Бог на них

Казни лютыя, смертоносныя:

Он наслал-то на святую Русь

Нечестивых людей, татар крымскиих.

Как и двинулось погано племя

От севера на юг,

Как сжигали-разбивали

Грады многие,

Пустошили-полонили

Земли русския.

Добрались-то они до святаго места,

До славнаго Великаго Новагорода.

Но в этом-то граде

Жил христианский народ:

Он молил и просил

О защите Бога Вышняго.

И вышел на врагов

Славный новгородский князь,

Новгородский князь Александр Невский.

Он разбил и прогнал

Нечестивых татар;

Возвратившись со войны,

Во иноки он пошел;

Он за святость своей жизни

Угодником Бога стал.

И мы, грешнии народы,

Притекаем к нему:

«Ты, угодник Божий,

Благоверный Александр!

Умоляй за нас

Бога Вышняго,

Отгоняй от нас

Врагов пагубных!

И мы тебя прославляем:

«Слава тебе,

Благоверный Александре,

Отныне и до века!»

А в народном стихе «Плач холопов», записанном фольклористами около 1767 г. от неизвестного автора Александр Невский предстает спасителем, который когда-нибудь явится освободить угнетенный народ из рабства.

О, горе нам, холопам, за господами жить!

И не знаем, как их свирепству служить.

И хотя кто и служит – так как острая коса:

Видит милость – и то как утренняя роса.

О! горе нам, холопам, от господ и бедство!

А когда прогневишь их, так отымут и отцовское наследство.

Что в свете человеку хуже сей напасти?

Что мы сами наживем – и в том нам нет власти.

Пройди всю вселенную – нет такого житья мерзкова!

Разве нам просить на помощь Александра Невскова?...

Влияние этих народных представлений видим в кантате Прокофьева «Александр Невский». Кантата возникла из музыки к одноименному фильму, поставленному Эйзенштейном в 1938 г. Написана на тексты поэта Владимира Луговского и самого Прокофьева. 2-я часть кантаты называется «Песня об Александре Невском». Звучит она как старинная народная песня.

А и было дело на Неве-реке,
На Неве-реке, на большой воде:
Там рубили мы злое воинство...
Уж как бились мы, как рубились мы,
Корабли рубили по досточкам,
Нашу кровь-руду не жалели мы
За великую землю Русскую...
Кто придет на Русь, будет насмерть бит,
Не уступим мы землю Русскую.

В песне воспроизведены особенности, характерные для напевов многих древнерусских былин, например, таких, как знаменитая былина «Илья Муромец и Калин-царь». Да и вся кантата написана в духе народного героического эпоса.

Замечательный наш поэт Лев Мей в 1861 г., за год до своей смерти создает поэму «Александр Невский». Эта поэма – стихотворное переложение древнего «Жития Александра Невского». Мей пишет свою поэму в духе народных сказаний.

Сгинь ты, туча-невзгодье ненастное!

Выглянь, Божие солнышко красное!

Вот сквозь тучу-то солнце и глянуло,

Красным золотом в озеро кануло,

Что до самого дна недостатного,

Бел-горючими камнями стланного…

И почиет наш князь Александр Благоверный над синей

Невою,

И поют ему вечную память волна за волною.

У Аполлона Майкова есть стихотворение, посвященное кончине Александра Невского «В Городце в 1263 году».

Тихо лампада пред образом Спаса горит…

Князь неподвижно во тьму, в беспредельность глядит…

Я ж, – говорит, – поклонялся болванам, чрез огнь я прошел…

Боже! Ты знаешь – не ради себя,

Многострадальный народ свой лишь паче души возлюбя…

Константин Симонов в 1937 г. пишет поэму «Ледовое побоище». Симонов говорил: «Желание написать эту поэму у меня явилось в связи с ощущением приближающейся войны. Я хотел, чтоб прочитавшие поэму почувствовали близость войны и что за нашими плечами, за плечами русского народа, стоит многовековая борьба за независимость». Образ Александра Невского в поэме создан эпический. Таким народ представлял в своем героическом эпосе былинных богатырей. При этом внешность князя далека от богатырской.

Был жилист князь и тверд как камень,

Но не широк и ростом мал,

Не верилось, что он руками

Подковы конские ломал.

Лицом в отцовскую породу,

Он от всего отдельно нёс

Большой суровый подбородок

И крючковатый жёсткий нос.

Сидел, нахохлившись, высоко

В огромном боевом седле,

Как маленький и сильный сокол,

Сложивший крылья, на скале.

Сравнение с соколом не случайно. На Руси сокол был символом воинской доблести. Воин-сокол часто встречается в русском эпосе. Былинный Вольга оборачивался соколом. В былине «Соловей Будимирович» главный герой прибывает в Киев на сказочном соколе-корабле. Илья Муромец с богатырями-побратимами отправляются на этом корабле в плавание по Хвалынскому (Каспийскому) морю. Часто встречаем образ сокола в «Слове о полку Игореве».

В апреле 1942 года в СССР прошло всенародное празднование 700-летия Ледового побоища. Этой древней победе посвящены известные полотна Павла Корина и Владимира Серова. А 29 июля был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР об учреждении ордена Александра Невского. По сути – восстановления. Всего этим орденом за годы Великой Отечественной Войны было награждено более 42 тысяч человек.

На Псковщине до сих пор живет легенда о знаменитом Вороньем камне. Тот самый Вороний камень, на вершине которого стоял князь Александр, руководя Ледовой битвой. Шло время, камень исчез в глубине Чудского озера. А камень этот не простой, он заслонял дорогу на русскую землю, оберегал Русь от врагов. Прознал магистр Ливонского ордена про то, что камня-защитника больше не стало. А князя Александра в живых уже нет. И опять повел на Русь своих рыцарей-тевтонов. Погрузились на корабли, плывут по Чудскому озеру. Достигли места, где когда-то возвышался Вороний камень. И вдруг озеро взбурлило, вырос грозной громадой Вороний камень, преградил путь. Вражьи корабли разбились в щепы, все рыцари-тевтоны утонули. Камень опять ушел под воду, озеро успокоилось. С тех пор не единожды приходили враги с запада и пытались преодолеть невидимый рубеж, но каждый раз вставал на их пути грозный Вороний камень, круша корабли и топя вражью рать. А еще говорят, что это сам Александр Невский, заступник земли русской, стоит на Вороньем камне, оберегая наше Отечество. Придет срок, опять будет нужда в его заступничестве, опять явится из глубины Чудского озера Вороний камень во всей своей исполинской мощи. Это мощь самой русской земли.

Вячеслав Александрович Овсянников, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Невский
Все статьи темы
Бывший СССР
Великий перелом
Полемические заметки о Сталине и советском прошлом
23.04.2024
История капитализма в России. Куда идем?
Генезис русского буржуазного человека
23.04.2024
Югославия-Сербия-Россия: исторические взаимосвязи не подвластны времени…
Состоялась презентация книги известного российского исследователя Балкан Елены Бондаревой «Александр I Карагеоргиевич – православный король Югославии»
23.04.2024
День памяти графа А.П. Бестужева-Рюмина
Также сегодня мы вспоминаем шахматиста А.Д.Петрова, монархиста А.К.Щекина, юриста П.И.Новгородцева, физика П.П.Лазарева, летчицу Е.И.Носаль и ученого В.П.Вологдина
23.04.2024
«Светильник, который продолжает светить всем»
В Санкт-Петербурге прошла конференция «Священномученик Вениамин и сподвижники»
22.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии