Слова, которые пора вспомнить

Соборность, целомудрие, умиление, бдительность

0
818
Время на чтение 13 минут

 

       Во времена политического, а главное, духовного смятения человеку нужна твердая опора. Иначе он летит в пропасть, по пути цепляясь за сиюминутные мысли, слова и дела.

         А поскольку человек – существо словесное, то всё в жизни начинается со слова и кончается словом, ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься (Мф. 12:37).

Ещё древние изрекли: «Смерть и жизнь во власти языка» (Притч. 18:21). Не пора ли нам вспомнить те спасительные слова, которые так бережно хранили жизнь Святой Руси? Это, конечно, молитва, Священное Писание. Именно из них русский человек черпал духовные силы и обогащал свой язык  словами, нужными для полноценной жизни, а не для выживания кое-как и как бы...  Напомним далее некоторые из этих слов.

СОБОРНОСТЬ

Во времена буйства «прав человека», которые уничтожают человека как Божие творение, давайте вспомним слово соборность, которое обозначает единство людей по своему естеству и в Боге. Оно проявляется во взаимопонимании, в сочувствии, в умении человека жить не только в себе, но и в других так же, как в себе. На соборности основаны семья, церковь, государство. Литературное творчество человека возможно только благодаря остаткам в нем  древней соборности в её высшей грани. К  сожалению, соборность нынче начинает подменяться толерантностью, то есть терпимостью, снисходительностью к кому-либо другому, как определяется значение этого слова в словаре. Всего лишь терпимость и снисходительность к неравным себе! Разве это можно сравнить, например, с тем чувством теплого единения и взаимопонимания с родными, которое испытывает ребёнок, носитель соборности, в дружной семье!

ЦЕЛОМУДРИЕ

В древнерусском языке это слово представляло собой симфонию смыслов. Оно обозначало и благоразумие, и чистоту помыслов, и телесную чистоту, и непорочность. Слово целомудрие служило для обозначения гармонии духовно совершенной личности. У нас, к сожалению, нет этой внутренней гармонии: ум с сердцем не в ладу, слово не соответствует мысли, а дело – слову. Это духовное переживание внутреннего разлада с удивительной силой выражено в поэзии А.А. Блока и  стало основной его поэтической темой:

                  Вздымаются светлые мысли

                  В растерзанном сердце моем,

                  И падают светлые мысли,

                  Сожженные темным огнем.

На смену целомудрия пришло в наше время модное слово креативность,  образованное от латинского корня creo, что значит - творю, создаю, произвожу что-либо. Слово «креативный» применяется сейчас часто по отношению к людям предприимчивым, очень умным, рассудочным, но с холодным сердцем и душой. Еще в своё время поэт Николай Рубцов пытался вразумить такого «креативного» философа в своих «Философских стихах». Привожу здесь в сокращении диалог между ними:

                  – Пускай всю жизнь душа меня ведёт!

                          Чтоб нас вести, на то рассудок нужен!

                          Чтоб мы не стали холодны, как лёд,

                           Живой душе пускай рассудок служит!

                          <...>

                          Как в трех соснах, блуждая и кружа,

                          Ты не сказал о разуме ни разу!

                          Соединяясь, рассудок и душа

                          Даруют нам светильник жизни  -  разум!

Лишенная целомудрия, креативность способна создать Вавилонскую башню, свидетелями чего мы и являемся теперь. И тогда – забудем совсем о соборности. Ведь именно креативные личности, в современном понимании этого слова, разрушают семью, церковь и государство – все то, что стремится к соборности. Семейные обязанности им не нужны, в церкви они погружаются в еретические (зато новые, креативные) измышления, а из государства они просто эмигрируют.

УМИЛЕНИЕ

Слово умиление пришло в наш язык из древности вместе с православной культурой. Первоначально в Священном писании и молитвах оно имело такие связанные между собой значения: сокрушение сердечное, покаяние, смирение, сожаление. Святой Иоанн Златоуст так молился: «Господи, даждь ми слезы, и память смертную, и умиление. Господи, даждь ми помысл исповедания грехов моих».

К сожалению, при переводе псалмов и молитвословий переводчики заменяют слова умиление, умиляться другими, более понятными для современников словами, и при этом изменяется смысл теста, исчезает его таинственная благодать.

Слово умиление в значении – «молитвенное состояние души при встрече с божественной благодатью» из псалмов и молитвословий затем перешло в народные духовные стихи и в русскую литературу. Поэт Г. Державин, творчество которого внесло неоценимый вклад в нашу православную культуру, смысл духовного умиления как сердечного состояния в момент Богообщения раскрывает в поэтических образах:

                                   Храму Твоему святому
                                  В умиленье поклонюсь,
                                  Богу кроткому, благому
                                  Слез реками пролиюсь,
                                  Что вознес меня от долу
                                  На чреду высот Своих.
                                  Бог и впредь меня услышит,
                                  Как Его я призову;
                                  Ум и сердце мне возвысит,
                                  Крепость даст, подобно льву,
                                  И своей мне силой душу
                                  Расширит, наполнит грудь.

                    

Временем встречи с Богом, которая приводит человека в умиление, является молитва. «Есть великое благоговение во время молитвы, пишет святитель Тихон Задонский, зная это по своему духовному опыту: В Боге находят  богатство, честь, славу, покой, мир, утешение, радость, сладость,  - и несравненно большее блаженство, нежели весь мир в себе имеет». Опыт такой молитвы нашёл отражение в русской поэзии. Иван Никитин, народный поэт, так исповедовал в своей поэзии умиление от Слова Божия:

Новый Завет
Измученный жизнью суровой,
Не раз я себе находил
В глаголах Предвечного Слова
Источник покоя и сил.

Как дышат святые их звуки
Божественным чувством любви,
И сердца тревожного муки
Как скоро смиряют они!..

Здесь все в чудно сжатой картине
Представлено Духом Святым:
И мир, существующий ныне,
И Бог, управляющий им …

 

***

В современном русском языке, в том числе и в языке современной русской литературы, древние слова умиление, восхищение, восторг, удивление, изумление, вдохновение, упоение, благодать, благоговение и подобные им, к сожалению, утратили исходный духовный смысл и небесное сияние. Их значения сузились, измельчали, они стали нередко употребляться с бытовой, а иногда и просто с пошлой окраской. Поэтому наши писатели – современники их просто избегают, боясь впасть в дурную слащавость и красивость. Таким образом, эти слова и обозначаемые ими смыслы стремительно исчезают из русского самосознания и культуры. А ведь они обладали невероятной духовной силой и сыграли определяющую роль в становлении нашего национального самосознания и, соответственно, нашей литературы и нашего искусства в целом.

Ф.И. Тютчев в одном своём стихотворении раскрыл ужасное состояние души, когда она не способна умиляться:

Есть и в моём страдальческом застое
Часы и дни ужаснее других…
Их тяжкий гнёт, их бремя роковое
Не выскажет, не выдержит мой стих.

Вдруг всё замрёт. Слезам и умиленью
Нет доступа, всё пусто и темно
,
Минувшее не веет лёгкой тенью,
А под землёй, как труп, лежит оно. …

Слово умиление исчезает из нашей речи, когда мы ожесточаемся и забываем это сердечное чувство. Современный поэт Николай Зиновьев кричит об этом «навзрыд из тьмы»:

Бог ли всех нас позабыл?
Злой ли дух приветил?
Были силы — нету сил,
Брошены на ветер.

И друг другу стали мы
Словно псы цепные...
“Колокольчики мои, —
Я кричу навзрыд из тьмы, —
Цветики степные!”

 

Одну из причин, почему люди теряют  это благодатное состояние, указал ещё Ф.М. Достоевский: это чувство ужаса. Его пришлось русским людям многократно испытывать в последнее столетие в различных войнах и в гражданских междоусобицах: «Ощущение ужаса есть чувство жесткое, сушит и каменит сердце для всякого умиления и высокого чувства».

На другую причину указал Н.В. Гоголь: «гордость чистотой своей»: «Стоит только приглядеться, каким рыцарем благородства выступает из нас теперь всяк, как беспощадно и резко судит о другом».  И  далее писатель подводит итог: «… гордый благоуханьем чистоты своей. Такому ли человеку воспраздновать праздник небесной любви?»

БДИТЕЛЬНОСТЬ

Это слово  в современном нашем языке  сохранило только одно значение – настороженность, неослабное внимание. Бдительный – крайне внимательный, настороженный. И применяют теперь эти слова в основном различные органы государственной безопасности, что вполне естественно и закономерно. Вопрос – всегда ли они бдят? Однако исконно слово бдеть также, как и слово целомудрие, о котором  говорилось ранее, по смыслу тоже было симфонично, то есть совмещало в себе несколько значений. Бдеть значило бодрствовать в самых различных смыслах: не спать, хранить, беречь что-либо, а беречь себя – значит жить благочестиво, праведно, духовно не расслабляться.

Удивительно, как все это чувствовал писатель Василий Шукшин. Ведь мы хорошо помним его восклицание: «Ванька, не спи!». Поэтому мы не верим  модному ныне и глупому выражению: Все под контролем! Нет! Нам не следует внимать круглосуточному призыву телевизора: Расслабьтесь!  Нет, нам пора вспомнить о старинных русских словахсоборность, целомудрие, умиление, бдительность!

Если вспомним – спасемся!

Людмила Яцкевич, доктор филологических наук, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Людмила Григорьевна Яцкевич
Русская грусть
К девятому дню кончины автора
03.02.2022
Русские мужики и «Братцы чуриковцы»
Из цикла «Лжепророки»
14.12.2021
Широк человек… Возвращаясь к Н.А.Клюеву
Ответ на реплику Сергея Лапшина
24.10.2021
«Ракиты рыдают о рае…»
Памяти поэта Николая Клюева (22.10.1884 – 23.10.1937)
21.10.2021
Лжепророки
Рассказы
23.09.2021
Все статьи Людмила Григорьевна Яцкевич
Последние комментарии
Святые или нет?
Новый комментарий от Алекс
16.11.2024 20:48
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Бузина Олесь
16.11.2024 20:37
Сатанизм стучится в церковные двери
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.11.2024 20:21
Мировое зло повержено, да здравствует мировое зло!
Новый комментарий от Калужанин
16.11.2024 19:49
Зачем?
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.11.2024 19:48
«Мигранты в законе»
Новый комментарий от Рабочий
16.11.2024 18:47