Казачья всечеловечность

Владимир Юдин 
0
12.02.2021 426

История происхождения казачества толкуется противоречиво и в этнографических научных источниках даже академического плана трактуется весьма неоднозначно и полемично, как всякий большой сложный вопрос.

Н.М. Карамзин, к примеру, объясняет: «Сие имя означало тогда вольницу, наездников, удальцов, не разбойников, как некоторые утверждают, ссылаясь на лексикон турецкий…»

В советский период, когда в методологии научного познания «единственно верным» считался пресловутый «классовый подход», казацкое движение подавалось как особая форма протеста крестьян против усиливающейся помещичьей кабалы. В этом, надо признать, есть доля исторической правды, так как наиболее мощные восстания против царизма предпринимали именно казаки. Вспомним имена народных бунтарей - К. Коссинского, С. Наливайко, И. Болотникова, С. Разина, Е. Пугачёва, К. Булавина…

В советской историографии казачество всегда квалифицировалось как военно-служивое сословие, и с этим также трудно не согласиться. Однако с принятием в апреле 1992 г. Верховным Советом Российской Федерации закона «О реабилитации репрессированных народов» появилось много публикаций о казачестве как особом древнем народе.

Обоснование этой гипотезе нашлось в реанимированных трудах донских бытописателей XVIII – XIX вв. В. Рубашкина, Г. Левицкого, А. Попова, В. Сухорукова. В 1992 г. в России был переиздан добротный «Казачий словарь-справочник» Н.В. Губарева, первоначально опубликованный в 1966 – 1970 гг. в США, отразивший подобные воззрения и ставший настольной книгой некоторых казачьих идеологов – «сепаратистов».

Гипертрофированным образчиком подобного подхода к истории казачества являются работы представителей так называемого «вольно-казачьего» течения за рубежом, по сей день вынашивающих надежду о создании независимого государства - Казакии по южному периметру бывшего СССР от Днепра до Амура. Ссылаясь на иностранных авторов, одни из них писали, что казаки ведут происхождение от хазар, другие – от скифов и сарматов, третьи – от кочевников и кавказских горцев, четвёртые – от печенегов… Но только – не от русских.

Как видим, общий корень происхождения казачества найти нелегко, да это и не требовалось, когда ставилась одна лишь амбициозная политическая цель – доказать абсолютное антиродство казаков с Московией, с русским народом.

Столь же сомнительна и другая крайность, заложенная трудами В.Б. Броневского, Д.И. Иловайского, С.Ф. Платонова, усиленная работами некоторых советских историков, видевших в казаках лишь бывших холопов, бежавших на окраины от крепостной неволи. Вряд ли вольный и независимый дух, свойственный казакам, в основе своей питался рабской психологией беглецов и всевозможных авантюристов…

Как бы то ни было, твёрдо известно одно: итоги Русско-турецкой войны 1787 – 1792 гг. стали рождением и становлением кубанского казачества. В этой войне доблестно сражались и запорожские, и донские казаки. Отсюда есть пошло и кубанское казачество.

После заключения Ясского мира «Войску верных казаков» императрицей Екатериной II были предоставлены новые российские земли вдоль побережья Чёрного моря, а войско было переименовано в «Черноморское казачье войско», позже в «Кубанское казачье войско». Началось активное заселение по правому берегу реки Кубань от Тамани до Усть - Лабинского редута.

Бесспорно и то, что казачество крепило обширную и могучую Россию, героически и жертвенно защищало её в боях, охраняло её границы. Этого было достаточно, чтобы оно стало объектом лютой ненависти и бездоказательного злословия как во многих зарубежных источниках, так и в российской либеральной печати.

Русоненавистники лживо сочинительствуют о неких «имперских, гегемонистских притязаниях» современной России и якобы «шовинистических» умонастроениях нынешнего казачества, которое, дескать, было «кнутом и пряником самодержавия» и ныне якобы «реанимирует «корниловщину» и «красновщину»…

Дополняется этот заведомо огульный оговор «кавказским синдромом», который будто бы по сию пору проявляется в постоянных вмешательствах казачества в дела свободолюбивых горских народов…

В подобного рода тенденциозных и клеветнических писаниях казаки выглядят «угнетателями», «насильниками», «великодержавными шовинистами», а «покорённые» ими народы - невинными жертвами жестоких «оккупантов».

Мы имеем дело с чистейшей воды русофобией, уже далеко не первой в истории попыткой стравить русских с многочисленными кавказскими народами, подорвать тем самым нашу вековую дружбу с ними и взаимодоверие.

Вспомним гениальные произведении наших литературных классиков. Можно ли в них обнаружить хотя бы какие-то следы превознесения ксенофобии, насилия, грабежа, истязания инородцев?.. Безусловно, нет. Напротив, и в «Герое нашего времени» Лермонтова, и в «Хаджи-Мурате» и в «Казаках» Л. Толстого русский человек предстаёт великодушным, незлобивым, дружелюбным, подельчивым. Достаточно напомнить, что «покорённым» кавказцам после установления перемирия тут же предоставлялось всеобщее право носить оружие, вести мирный, созидательный образ жизни и деятельности, запрещалось им только совершать набеги на русские поселения.

Предводитель кавказских горцев имам Шамиль был пленён в бою русскими воинами на почётных для него условиях. Принят императором Александром II, ему и его семье была отведена для жительства Калуга. 26 марта 1866 года вместе с сыновьями он принёс присягу на верноподданство России. 30 августа 1869 года Высочайшим указом Шамиль был возведён в потомственное дворянство.

Либеральные лжецы русофобского закваса тщатся «доказать», будто кавказские народы люто ненавидели и ненавидят казаков. Однако вот парадокс: как только разразилась первая мировая война, добровольцами в легендарную Дикую дивизию вступили черкесы и чеченцы, осетины и лезгины, ингуши и кабардинцы. И это несмотря на то, что от воинской повинности они были полностью освобождены.

Сам за себя говорит исторический факт: свиту личной охраны Его Величества Государя Императора Николая II составляли кавказцы Дикой дивизии.

Когда разразилась братоубийственная гражданская война, горцы опять-таки сделали выбор не в пользу интербольшевиков, кричавших на каждом углу, будто царская Россия была гнетущей «тюрьмой народов», а пошли сражаться на стороне исконно русских ополчений, плечом к плечу с казаками. И многие из них положили свои головы на алтарь Отечества, отдали свои жизни за единую, неделимую и Православную Россию.

Примечателен и другой факт: в рядах Красной Армии не имелось н и о д н о й кавказской части, в то время как на стороне защитников Российской империи действовали соединения генерала Улагая, Черкесская дивизия, целый ряд других подразделений, состоявших из представителей самых разных народов и народностей Северного Кавказа.

В чём же феномен такой взаимной тяги кавказцев и казаков друг к другу?

Несомненно, в том, что казачество – это русский народ. Точнее, казачество – это лучшая часть русского народа, для которого главной целью было и есть служение России.

Трудно и долго к нам пробивалось осознание того, что без мужества казаков Московское княжество никогда бы не выросло в великую державу. А великие земли Урала, Сибири, Дальнего Востока, Дона и Кубани активно прирастали к России посредством активного освоения прежде всего казаками, руководимыми Ермаком, Атласовым, Дежнёвым, Поярковым, Хабаровым и др.

Без уживчивости и высокой духовной культуры черноморцев, кубанцев, терцев Кавказ являл бы собой постоянно тлеющую пороховую бочку, т.е. неизменный и грозный очаг беспрерывной военной распри.

Кто-то мне возразит: как же, мол, быть с фактами сталинских репрессий и одномоментного переселения кавказских народов в Сибирь и Казахстан в годы Великой Отечественной войны?..

Не вдаваясь в детали этой трагедии и не в её оправдание, скажу: подогреваемые русоненавистнической немецко-фашистской пропагандой, националистические элементы на Северной Кавказе активно выступили против Советской власти. В тылу у Красной Армии они жестоко расправлялись с партийными и государственными служащими, их семьями, как русскими, так и своими соотечественниками, по сути, открыли дорогу оккупантам на юг.

В суровых условиях войны ничего не оставалось, как, пусть даже крайними мерами, решительно пресечь провокационную деятельность предателей России.

«В 1989 году вышло постановление о переселении в русское Нечерноземье жителей так называемых «трудноизбыточных регионов» - Средней Азии, Кавказа, - пишет известный писатель-историк Валерий Шамбаров. - Прошла и вторая волна реабилитаций «репрессированных народов». И «трудноизбыточных» реабилитированных месхетинцев, чеченцев и т.п. принялись переселять не в вымершие тверские деревушки, а снова в казачьи области! На Дон, на Кубань…» (Шамбаров В.Е. Казачество: История вольной Руси. М.: Алгоритм, Эксмо, 2007, с. 631- 632).

…Спор о социальном статусе казачества уже навяз в зубах. С недавних пор получила распространение очередная гипотеза: казаки – это не военно-служивое сословие, а «народ внутри народа», «самобытная этническая формация со своей особой историей и культурой». Горячие головы договорились до того, что заявляют о «праве» казачества на автономно-независимое государственное существование и «законное отделение» (!) от России…

Безусловно, и уникальная многовековая история, и огромный пласт самобытной яркой культуры, и диалект, и своеобразные бытовые обычаи, и державно - патриотическое и религиозно-православное сознание, и особые стереотипы мышления и поведения – всё, казалось бы, говорит о казачестве как особом народе.

Нередко сторонники этой гипотезы пытаются апеллировать к трудам крупнейшего русского историка Л.Н. Гумилёва (к примеру, его крупнейшему научному труду «Этногенез и биосфера земли»), забывая, что сам автор, при всём его горячем восхищении волевым, смелым, пассионарным казачеством, ни разу не обмолвился поименовать казаков особым субэтносом, то есть «народом внутри народа», и уж тем более ратующим за своё «самостийное», независимое от Российской империи существование.

Бесспорно то, что вся история казачества неразрывно связана с Россией, и в прояснении вопроса о казачестве как органической составной части русского народа заключено всё наше настоящее и грядущее.

В 1918 году казак станицы Пашковской Иван Родионов в «Донской хрестоматии», вышедшей в Новочеркасске, опубликовал «Слово казака» - отрывок из своей рукописи «В чём гибель?!» Исключительно трезво оценивая исторические драмы и трагедии Российского государства, он призывает всех русских людей получше вглядеться в себя, в своё прошлое и ради отчей земли превратиться в казака – отважного, благородного, верного своей Отчизне и Вере православной.

«У нашего народа, - пишет Иван Родионов, - размах души громаден. По-детски нежный и разухабистый, возвышенный и бесшабашный, чистосердечный и святотатствующий, русский человек зачастую не находит достойного применения своей безмерной одарённости и от этого впадает в гибельность ошибок. (…) Про него сложили вредную легенду, будто он безволен. Но это клеветническая выдумка тех побеждённых, что отъелись на его хлебах и охамели в связи с его великодушной беспечностью. (…) Спасёт ли народ, отравленный окуревом интернационализма, сам себя?.. Вряд ли. Ведь он – только материал, из которого лепи, что хочешь. Спасёт его только верховный разум. Строго сдерживающая воля и самоограничение. А оно в казачестве. Иначе говоря, в тех русских людях, что наделены животворным даром воссоздавать законы природы, завещанные Творцом».

Животворным духом на Дону, Кубани, в других казачьих Войсках всегда была и остаётся национально-государственная и православно-христианская устремлённость. Казаки – не чья-то рукотворная прихоть. Казак – это патриотическое мировидение, глубинное мироощущение отечестволюбия предков, незыблемое следование русским национальным традициям

Казак – это национальная память, преисполненная добротворящими, созидательными делами поколений.

…За те немногие годы, что истекли с начала возрождения казачества (начало процесса можно датировать 1986 – 87 гг.), казаки совершили немало славных трудовых и ратных дел. Ринувшись по зову сердца на выручку русским братьям, они спасли провозгласившее свою независимость Приднестровье, храбро воевали в Абхазии. Полторы тысячи казаков разных Войск были награждены крестом «За оборону Приднестровья», более 70 – посмертно.

Вспоминает сотник Сергей Мальков: «На поминки собираются казаки разных сотен – вот сидят неунывающие кубанцы, там расположились молодцеватые казаки-уральцы, вот волжане и сибиряки. Смерть витает над всеми ними, и не всем суждено вернуться домой… Чеченцы уважают казаков, ибо казаки остаются на позициях даже тогда, когда отходят чеченцы» (См. вышеуказанную книгу В. Шамбарова, с. 635).

Казаки изгнали бесчинствующих грузин-агрессоров с южно -осетинской земли, помогли отстоять независимую республику Абхазия. Из местных казаков и тех, кто решил остаться здесь, был образован Сухумский особый отдел Кубанского Войска.

Покрыли себя неувядаемой славой казаки в деле защиты самопровозглашённых Луганской и Донецкой республик от агрессивных посягательств украинских нацистских карателей. Об этой героической странице русской национальной истории ещё будут писать историки, слагать стихи и песни поэты.

Какая опасность подстерегает сегодняшнее казачество?

Это - утопическая идея романтической казачьей вольницы, сепаратистские поползновения к тому, чтобы провозгласить некую «независимую Казакию». Недаром эта русофобская иллюзия активно подогревается на Западе и транслируется на казачьи земли, воспламеняя дешёвым азартом буйные казачьи головы.

Историческое предназначение казачества в том, чтобы воспринимать себя державниками, храбрыми и дисциплинированными защитниками Отечества. Неумирающая идея безоглядного служения родине, народу и Православной вере – главный стимул существования и государственнической деятельности казачества.

Владимир Юдин, потомственный кубанский казак

г. Тверь

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

1. Белеет казак...

Много верного, но, увы. "белеет", "белеет" казак Юдин, один из моих давних любимых авторов. Замелькали у него "интербольшевики", "пресловутый классовый подход" и прочие штампы антисоветчиков... Жаль, Владимир. Кстати, у меня вот, крестьянского сына, очень даже развито классовое чувство, естественное, не выдуманное марксистами, и я всю жизнь посильно защищаю пахарей, а не царей и не купцов... А насчёт "крупнейшего историка Гумилёва" советую почитать настоящих историков Жукова. Спицына, недавно ушедшего Фроянова, бывшего автора РНЛ... Гумилев дилетант и фантазёр, возвышая Степь, он унизил Русскую равнину, Русский лес. то есть русских, и значит поработал на русофобию...

Мирянин / 12.02.2021 15:30
Владимир Юдин
«Ищите во всем национальные смыслы…»
Послесловие к 90-летию Вадима Валериановича Кожинова (1930 – 2001)
27.04.2021
Америка останется не оплаканной…
Памяти писателя (15.03.1924 – 29.03.2020)
02.04.2021
Мы идем по крестному пути…
Памяти писателя-фронтовика (15.03.1924 – 29.03.2020)
14.03.2021
«Я не первый, а единственный!»
К 125-летию со дня рождения Г.К. Жукова
04.03.2021
Все статьи Владимир Юдин
Последние комментарии
Женская свобода ведёт к уничтожению нации
Новый комментарий от В.Р.
11.05.2021 22:00
Расстрел в Казани: плоды болонского просвещения
Новый комментарий от Андрей Козлов
11.05.2021 21:32
О смыслах Русской цивилизации
Новый комментарий от Наталия 2016
11.05.2021 21:15
Для чего готовится война?
Новый комментарий от Vladislav
11.05.2021 20:51
Белая лихорадка, красная горячка
Новый комментарий от Наталия 2016
11.05.2021 20:46
«Вакцинация населения - вопрос суверенитета России»
Новый комментарий от Андрей Козлов
11.05.2021 20:08