200 лет со дня рождения архимандрита Павла (Леднева)

Известного более как Павел Прусский

0
922
Время на чтение 6 минут

 

28 января 1821 года (16 января по ст.ст.) в Сызрани в семье старообрядцев федосеевского согласия родился Пётр Леднёв, вошедший в историю как Павел Прусский, священнослужитель Русской православной церкви, архимандрит, настоятель Московского Никольского единоверческого монастыря, известный миссионер, писатель и публицист, работы которого в основном посвящены опровержению старообрядческого раскола. Благодаря сильной вере и природным способностям уже в молодом возрасте он стал наставником местной федосеевской общины. В 1846 году посетил Преображенское кладбище в Москве, где способности этого молодого человека были замечены и оценены. В то время строгие меры императора Николая I против старообрядчества заставили руководителей Преображенского кладбища подумать о создании нового духовного центра где-либо за границей, вне досягаемости российских властей. Появилась идея создать такой центр в Восточной Пруссии, где образовалась целая колония русских старообрядцев федосеевского согласия. В 1848 году руководством Преображенского кладбища Петр Леднев был направлен с особыми полномочиями в Восточную Пруссию. Монашество с именем Павел Леднев принял в Злынском монастыре Черниговской губернии. Также он посетил Белую Криницу в пределах Австро-Венгрии. Наконец, в 1852 году Павел (Леднев) стал игуменом Войновского монастыря в Восточной Пруссии. Согласно прусским законам, он стал одновременно одним из главных его владельцев.

Под руководством молодого игумена Войновский монастырь достиг небывалого расцвета. Первым делом игумен Павел отремонтировал и расширил монастырскую моленную (часовню), в которой был построен новый иконостас. Затем он приказал построить достаточное для проживания монахов количество келий. Сам поселился в келии, непосредственно примыкавшей к моленной, чтобы постоянно наблюдать происходящее в ней. Вокруг монастыря была построена каменная ограда. Не были забыты и хозяйственные постройки в необходимом количестве. Наконец, в 15 километрах от Войново в селе Пупы (Спыхово) игумен Павел основал женский монастырь на двадцать монахинь. Игумен Павел был прекрасным администратором. Он распределил работу среди братии, организовал производство свеч, медных крестиков, устроил столярную мастерскую. Духовная жизнь братии стояла на высоте. Молитвы, строгие посты… Пример во всём показывал сам Павел. Он изумлял посторонних своей высокой моралью, спокойствием и даром учителя. Под его влиянием монастырь прославился аскетичным образом жизни братии. Побывавший в Войново эмиссар Герцена и Огарёва Василий Кельсиев с изумлением писал: «…не только пьянство, распутство, мясная пища выброшены прочь из стен монастыря, но даже бельё там не меняют, пока оно не сгниёт на теле. А меняют в темноте, обратив взор в угол, чтобы взглядом на своё обнажённое тело случайно не возбудить страстей в сердце. Спят на голых досках, подкладывая под голову полено. Даже лица у них какого-то оливково-зелёного цвета. Волосы – в пыли, а от самих идёт какой-то особый, горький запах, по которому и сегодня я узнал бы за сажень монаха этого монастыря».

Игумен Павел собрал в монастыре богатую библиотеку, и его монахи должны были много читать книги религиозного и морально-нравственного содержания. Он сам учил их и готовил в качестве учителей. Любой монах Войновского монастыря должен был быть способным победить в религиозном диспуте опытного духовного противника. Энергия Павла выплеснулась и за стены монастыря. Он развернул работу среди русского населения Восточной Пруссии. Были прокляты вино и табак. Первоначально Павел и брак называл распутством и старался утвердить федосеевские идеалы в народе. Павел сам ходил по окрестным сёлам и проводил беседы и дискуссии с людьми. Войновский монастырь быстро приобрёл популярность за пределами Восточной Пруссии. Сюда потянулись старообрядцы из Польши, Литвы, России. Некоторые гостили и три месяца, и полгода, и два года… Павел Прусский разослал по Российской империи немало писем и даже своих учеников-эмиссаров, сложившихся в группу из шестидесяти человек. Его миссионерская деятельность охватила всю Прибалтику от Сувалок до Санкт-Петербурга, Центр России, Поволжье, Волынскую, Полтавскую, Курскую, Пензенскую губернии. Монашеский центр в Восточной Пруссии внезапно стал играть очень заметную роль в духовной жизни России, а сам игумен Павел выдвинулся в первые ряды старообрядческих лидеров. Но здесь религиозные взгляды Павла Прусского стали претерпевать изменения, приведшие его в конце концов в греко-российскую Православную Церковь.

Игумен постоянно изучал Священное Писание и творения святых отцов. Особенно он любил труды святителя Иоанна Златоустого. Это не могло не привести его к признанию неправоты федосеевского учения относительно брака. С 1856 года Павел Прусский стал допускать женатых старообрядцев к исповеди и общим молитвам. А это вызвало крайне болезненную реакцию его главного местного оппонента в вопросах брака Алексея Михеевича Ковылина (известного более как Алексея Михеева, ум. 1867 г.). Тот сообщил о происходящем в Москву. В 1858 году игумену Павлу пришлось ехать для объяснений на Преображенское кладбище. Объяснения закончились полным разрывом. Павел Прусский знал, на что идёт. Он писал о своей ответственности за 40 мужчин и 20 женщин, живущих в подчинённых ему монастырях. Он знал, что лишает себя финансовой помощи Преображенского кладбища. Но против истины он идти не мог. Духовные вожди Преображенского кладбища порвали с игуменом Павлом и стали поддерживать связь с федосеевцами Восточной Пруссии только через вышеупомянутого Алексея Михеева. Вернувшись в Войново, Павел обнаружил, что селения старообрядцев стали полем духовной битвы. Сторонники Алексея Михеева распространяли слухи о том, что игумен впал в ересь. В 1859 году перед праздником Пасхи в русской колонии в Восточной Пруссии произошёл полный раскол на сторонников и противников Павла Прусского. Главным вопросом раскола был вопрос о браке. В этом вопросе игумен Павел примкнул к брачным поморцам (новожёнам). Но в 1861 году он установил в монастыре моление и за возвращение священства. Главным вопросом, волновавшим Павла Прусского, был вопрос о таинствах Церкви, в первую очередь – о причастии Тела и Крови Господних. По причине отсутствия священства у старообрядцев-беспоповцев не было и таинства Причастия. Постепенно игумен Павел приходил к идее о необходимости воссоединения с греко-российской Православной церковью.

Для лучшего объяснения своих взглядов Павел решил создать типографию. Для целей издательской работы он решил назначить молодого насельника своего монастыря Константина Голубова. Константин жил в Войново с 1856 года, но ещё не принял монашеских обетов. Типография была основана в городе Иоханнесбурге (ныне город Пиш в Польше). В её продукции преобладала литература в защиту брака. Издавалась также иная религиозно-полемическая литература, а также журнал «Истина» (1863—1866, редактор-издатель Константин Голубов).

Игумен Павел неоднократно посещал Россию и, наконец, познакомился с митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым), выразив желание присоединиться к Православной церкви и завоевав полное его доверие. Лишь смерть митрополита Филарета в ноябре 1867 года отсрочила присоединение Павла Прусского к Православной церкви. Решив перейти в единоверие, игумен Павел навсегда покинул Пруссию. Вместе с ним уехали в Россию пятнадцать верных ему братьев Войновского монастыря. Наконец, в воскресенье второй недели Великого поста 1868 года, епископом Леонидом (Краснопевковым), викарием Московской епархии, было совершено торжественное присоединение Павла Прусского и пятнадцати бывших монахов Войновского монастыря к Православной Церкви. После этого они поселились в Никольском единоверческом монастыре в Москве. С этого времени все свои немалые знания и большую энергию Павел Прусский посвятил проповеди единоверия. Уже в 1868 году он был рукоположен в священный сан и поставлен настоятелем Никольского единоверческого монастыря в Москве, а через некоторое время был возведен в чин игумена. В 1880 году был возведен в сан архимандрита.

Павел Прусский сразу же начал проповедь единоверия среди старообрядцев-беспоповцев. Он много ездил по европейской части России, бывал в Прибалтике, на Дону, на Волге, на Кавказе, то есть везде, где жили старообрядцы. Павел Прусский снова посетил Австро-Венгрию, где в Климоуцах, рядом с Белой Криницей, основал единственный единоверческий приход за границей. Посетил он и турецкие владения, где так же жили старообрядцы.

Без преувеличения можно сказать, что Павел Прусский стал одним из самым известных миссионеров Русской Церкви. Даровитый самоучка и знаток древнерусской и святоотеческой литературы, он писал легко, просто и доказательно, опровергая все пункты учения раскола. Большая часть его сочинений печаталось в регулярно издававшихся журналах «Братское Слово» и «Душеполезном Чтении», а также выходило отдельными изданиями, сделанными отчасти Святейшим Синодом. Особенно ценятся его подробные опровержения «Поморских ответов» Андрея Денисова и «Вопросов Никодима»; «Беседа с поповцем о 69 правиле Карфагенского собора», «Беседа с поморцем о Пирре» и др. Оставил обширное публицистическое и научное наследие, отчасти представленное в его четырехтомном полном собрании сочинений, изданном в Москве, в 1897 году.

Архимандрита Павла (Леднева) очень ценили обер-прокурор Святейшего Синода Константин Победоносцев и профессор Московской Духовной академии по истории и обличению русского раскола Николай Иванович Субботин. С последним Павла Прусского связывали узы искренней дружбы и взаимного доверия. Ценили архимандрита Павла и многие иерархи греко-российской Православной церкви. В начале 1885 года на заседании Синода речь пошла о поставлении Павла Прусского викарным епископом в Новочеркасске. По своему смирению архимандрит Павел (Леднев) от этого отказался. «Да хранить Господь дни о. Павла, – писал тогда Победоносцев к Субботину. – Он из тех, кои, пришед в единонадесятый час, превзошли первых работников, понесших сначала тяготу дне и вар... Тем он многоценен, что пустил духовную струю в дело, погрязшее в букве, в крещении одров и омывании скляниц. Дай Бог ему здоровья». Скончался архимандрит Павел 27 апреля 1895 года, в четверг 4-й седмицы по Пасхе и был погребен в московском Никольском единоверческом монастыре.

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Георгий Бирюков
«Россия» во мгле
Размышления над символикой праздника «Алые паруса»
30.06.2021
Сон веры рождает чудовищ
Галявиев — доморощенное порождение современной российской системы образования и воспитания, либеральной по своей сути
18.05.2021
Август Коцебу
К 260-летию со дня рождения
04.05.2021
Я плачу русскими слезами, я верю русскою душой…
К 150-летию со дня рождения Владимира Григорьевича Жуковского
31.03.2021
Все статьи Протоиерей Георгий Бирюков
Последние комментарии
«Опомнись, наконец, славянский брат»
Новый комментарий от ms
18.12.2024 07:50
Люди – главное достояние России? Сомневаюсь…
Новый комментарий от Альбина Волкова
18.12.2024 07:31
Он не прятался за спинами, шёл с открытым забралом
Новый комментарий от Валерий
18.12.2024 07:31
Это вопрос о судьбах России и русской души
Новый комментарий от Игорь Ал
18.12.2024 07:16
О договорах и «договорняках»
Новый комментарий от Владимир Петрович
18.12.2024 07:10
Запад работает на раскол научного пространства стран СНГ
Новый комментарий от Игорь Бондарев
18.12.2024 06:25
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от Фиалковский
18.12.2024 06:21