К 15-летию возрождения обители
Свято-Духов монастырь Ливенской епархии Орловской митрополии относится к числу древнейших обителей России. Расположение монастыря на так называемой Литовской дороге («Литовском шляхе»), по которой приходили с Запада на Русь орды захватчиков и грабителей, определяло его важное стратегическое значение в прошлом. Новосильский Свято-Духов мужской монастырь испокон века был местом, особо почитаемым у православных христиан. Писцовые книги XVII века свидетельствуют о внимании и благоволении к Свято-Духову монастырю государей Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, а также Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и великой княжны Софьи Алексеевны. За духовным советом сюда ехали не только цари и влиятельные государственные мужи. Сюда тянулись вереницы паломников со всей земли.
В течение XIX века и начале ХХ столетия Свято-Духов монастырь играл большую роль в жизни Тульской епархии. При монастыре была устроена епархиальная больница для монашествующих и богадельня. С 1805 по 1869 год в стенах монастыря размещалось Новосильское духовное училище, в выпускники которого играли видную роль в жизни Русской Православной Церкви второй половины XIX –начала XX века. В числе жертвователей и благотворителей монастыря были знатные и состоятельные новосильские помещики, представители таких знаменитых русских родов, как князья Долгоруковы, Голицыны, Шуйские, Васильчиковы, Воротынские, Хилковы и др. Многие из них были похоронены на разоренном при Советской власти монастырском кладбище.
После Октябрьского переворота монастырь был закрыт, святыни разграблены, две из трех монастырских церквей были взорваны, а величественное здание собора монастыря – церкви Живоначальной Троицы, построенной по древним образцам русской церковной архитектуры, превращено в склад удобрений. На территории монастыря руководители местного колхоза устроили машинный двор, поставили емкости с горюче-смазочными материалами.
Возрождение Свято-Духова монастыря было начато в 2004 году по благословению схиигумена и духовника Оптиной пустыни Илия (ныне схиархимандрита, духовника Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла), а также архиепископа Орловского и Ливенского Паисия (1930-2008).
Возглавить работы по восстановлению монастыря отец Илий (Ноздрин) благословил послушника Виктора Маслова (ныне игумен монастыря о. Александр). Весной 2004 началась расчистка руин, в которой приняли активное участие местные жители. 25 апреля 2004 года на территории монастыря состоялся первый водосвятный молебен. В день Святого Духа на богослужение собралось особенно много людей. На службу пришли не только люди старшего поколения, но и дети – учащиеся местной школы.
Так было положено начало проведению богослужений на святом месте – среди развалин, под открытым небом. Слой разбитых кирпичей и мусора достигал трех метров. По благословению схиигумена Илии Оптинского, для разборки завалов приезжали трудники из самых разных мест России. Ревностно участвовали в подготовительных работах жители близлежащих населенных пунктов, приезжали поработать ради Господа – из п. Залегощь, с. Алешни, г. Новосиля. Темпы работ удивляли всех. К моменту возобновления монастырской жизни большинство построек были частично или полностью разрушены. В 2005 г. были укреплены фундамент и несущие конструкции Троицкого храма, начата реставрация алтаря.
Решением Священного Синода от 27.12.2005 («Журнал Московской Патриархии» № 11) возглавляемая Виктором Масловым церковная община была преобразована в епархиальный Свято-Духов мужской монастырь. Виктор Маслов принял монашеский постриг с именем Александр, был рукоположен в иеродиаконы, затем в иеромонахи. Постановлением Священного Синода от 11.04.2006 (журнал № 28) иеромонах Александр (Маслов) был назначен наместником Свято-Духова мужского монастыря с. Задушное Новосильского района Орловской области. Возведен в сан игумена в 2009 году.
Ни одно значительное событие в жизни монастыря, ни одно деяние, направленное на его возрождение не совершалось и не совершается без благословения духовника обители - старца Илия, постоянно окормляющего и опекающего свое детище. В течение всех лет восстановления обители наместник Свято-Духова монастыря игумен Александр (Маслов) поддерживает непрерывную связь со старцем, разговаривая и встречаясь с ним по нескольку раз в месяц.
О. Александр рассказывает: «Постоянную попечительскую заботу и поддержку в сложном и многотрудном деле по возрождению обители мы ощущаем со стороны нашего духовника о. Илия. Он терпеливо и настойчиво проводит работу по формированию дружного и сплоченного коллектива братии монастыря. Вновь прибывающих в обитель послушников мы принимаем по благословению батюшки Илия. Он всегда с величайшей радостью приезжает к нам на постриг. Активную поддержку и внимание мы ощущали и ощущаем со стороны руководителей Орловско-Ливенской епархии (с 2014 года – митрополии) архиепископа Паисия, епископа Иеронима, архиепископа Пантелеимона, митрополита Антония, митрополита Тихона. Благотворное влияние на ход восстановительных работ оказало образование в 2014 Ливенской епархии. Епископ Ливенский преосвященный Нектарий становится настоятелем обители, оказывает действенную поддержку нам, проявляя архипастырское попечение о духовных и материальных нуждах монастыря».
В настоящее время интенсивно идет восстановление разрушенного. Заменен поврежденный купол храма Святой Живоначальной Троицы. Проведена реставрация трапезной, центральной части и алтаря, завершено оштукатуривание храма.
1 июня 2015 года состоялось освящение Троицкого собора епископом Ливенским и Малоархангельским Нектарием и схиархимандритом Илием.
Помимо главного храма обители, в настоящее время, по благословению схиархимандрита Илия, восстановлена разобранная в советское время на строительные материалы монастырская ограда, некоторые участки которой повторяют облик древнерусской крепости, напоминая о том вкладе, которую внес в свое время монастырь в защиту Отечества. Сооружены братский корпус, богадельня, трапезная с кухней для насельников монастыря, летняя паломническая трапезная, ряд подсобных построек хозяйственного назначения, библиотека, теплый гараж; создан машинно-тракторный парк; налажено водоснабжение, к основным монастырским объектам подведен подземный газопровод.
В середине южного участка ограды обители воздвигнут величественный поклонный крест в окружении белокаменных стен с бойницами, символизирующие стену святого града Иерусалима – места искупительного подвига Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа. Под крутой горой, на которой возвышается поклонный крест, бьет живительный источник прозрачной воды, к которому летом нередко спускаются монашествующие братья и гости-паломники.
При монастыре действует животноводческое и земледельческое хозяйство, также созданное по совету духовника обители. Оно является важным подспорьем в обеспечении монашествующих и трудников продуктами питания. Насельники обители ухаживают за огородами, пасекой. На прежнем месте разбит монастырский фруктовый сад, поражавший всех в прошлом своим зеленым великолепием. Территорию монастыря сегодня украшают цветы, декоративные растения и деревья. Каждый год насельники обители при помощи местных казаков засеивают арендуемые участки земли пшеницей, овсом, гречкой и другими зерновыми культурами, ухаживают за полями, наблюдают за ростом и созреванием посеянного.
Как и до Октябрьского переворота, по благословению старца Илия, при монастыре действует богадельня, в которой находят приют, уход и лечение люди, от которых отказалось общество. Монастырь способствует реабилитации многих бывших заключенных, которые не нашли после тюрьмы себе место в жизни, получая везде отказ в приеме на работу. Для многих приют и работа в монастыре – последняя надежда в жизни.
С осени 2018 года возрождается взорванная богоборцами Никольская церковь. В настоящее время возведены стены церкви, при этом сохранившиеся элементы первозданной постройки органично включаются в каменные конструкции возрождаемого храма. Осенью 2019 года напротив обители начато строительство новой монастырской церкви во имя преподобного Алексия, Человека Божия.
Игумену Александру в многотрудном и благодатном деле восстановления обители помогают насельники монастыря: монахи, послушники, трудники, наемные работники, - а также прихожане, благодетели и жертвователи из г.Орла, Москвы, других городов России.
Свято-Духов монастырь в настоящее время возвращается к духовно-просветительской деятельности, прерванной после Октябрьского переворота. С апреля 2011 года, по благословению старца Илия, издается газета «Монастырский вестник» на 16 страницах со специальным тематическим вкладышем, посвященным казачеству. На страницах «Монастырского вестника» освящаются текущие события в жизни монастыря, публикуются материалы духовного содержания и нравственные поучения, статьи, посвященные разъяснению смысла церковного богослужения, таинств, праздников, икон, печатаются историко-патриотические статьи, проповеди, очерки.
Свято-Духов монастырь, окормляемый схиармандритом Илием, в настоящее время играет роль духовного и культурного центра для населения Новосильского и окружающих районов. Монастырские престольные праздники приобрели сегодня значение общих народных праздников для обитателей близлежащих сел и новосильцев, для прихожан ряда церквей Ливенской епархии, а также для многих орловцев, амчан, болховцев, жителей многих других городов Орловской, Тульской, Московской, Воронежской области. Это: День Святой Троицы, праздник Нисшествия Святого Духа («Духов день»), Воздвижение честного Креста Господня, праздник перенесения Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа (Спаса Нерукотворного) – 16/29 авг., Покрова Божией Матери – 1/14 окт., дни памяти святителя Николая – 9/22 мая и 6/19 декабря.
Главным праздником обители является праздник Нисшествия Святого Духа. В «Духов день» после праздничного богослужения традиционно устраиваются крестные ходы, концерты, народные гуляния, экскурсии по монастырю. Для всех приглашенных устраивается монастырская трапеза…
Праздники, организуемые и проводимые насельниками и прихожанами монастыря наполнены благодатным содержанием, служат для духовного просвещения их участников, для возрождения и сохранения русских народных культурных традиций, для преодоления исторического беспамятства и восстановления «связи времен».
Весьма показательным в этом отношении является фестиваль, посвященный Рождеству Пресвятой Богородицы и победе русского воинства в Куликовской битве, поминовению павших в этой битве героев. В этой победе есть и вклад Новосильской дружины. Данные места множеством памятных нитей связаны с героическими событиями нашего Отечества. До Куликова поля от Свято-Духова монастыря буквально рукой подать: по прямой – немногим более 100 километров. Фестиваль, проводимый на базе монастыря, стал подлинно народным, представляя собою дань памяти тем, кто защитил Святую Русь от захватчиков и поработителей, положив начало освобождению нашего народа от татаро-монгольского ига. Сегодня, когда Россия встает с колен, обретая подлинную независимость на мировой арене, пример наших предков носит вдохновляющий и благословенный характер. Наше оружие сегодня – это не только ракеты, танки и самолеты, это прежде всего, стойкий народный дух, поддерживаемый памятью о великих свершениях Руси, это верность заветам предков и православная молитва.
Духовенство обители совместно с членами Казачьего объединения, созданном по благословению старца Илия при монастыре, и активными прихожанами заботится о нравственном и патриотическом воспитании детей и юношества: проводятся беседы, встречи, экскурсии и паломничества, специальные уроки, посвященные духовно-патриотической тематике, детские казачьи кадетские походы и пр. Тем самым восстанавливается связь времен: дети чувствуют себя частью великого народа, приобщаясь к его духовной жизни и его свершениям.
Сошествие Святого Духа на апостолов положило начало христианской церкви. Дары Святого Духа сделали проповедь апостолов живоносной и глубоко убедительной. За несколько десятилетий христианство распространяется по всей Римской империи, а также далеко за ее пределами, и после этого в течение двадцати веков определяет облик всего мира. Однако попытка уничтожить христианскую веру, предпринятая богоборческой властью в нашем государстве, оставила выжженный след в душах многих. Произошло религиозное одичание значительной части народа, параллельно с ростом суеверия и мракобесия, распространением языческого мировидения и образа жизни. В этом отношении современная ситуация напоминает ситуацию первых веков христианства.
Вдохновляемое схиархимандритом Илием, духовенство Свято-Духова монастыря стремится к осуществлению апостольского идеала в условиях наших дней. Наместник обители игумен Александр (Маслов), братия монастыря делают очень многое для восстановления церковной жизни, для распространения и укрепления православной христианской веры в ряде поселений Новосильского, Залегощинского, Верховского, Новодеревеньковского, Корсаковского районов Орловской области.
Более десяти лет за монастырем, по благословению старца Илия, закреплен храм во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в селе Нововоскресеновка Корсаковского района.Наместник Свято-Духова монастыря игумен Александр Маслов не оставляет своим попечением храм-скит, регулярно приезжает сюда для встреч и бесед с прихожанами, которые, по мере возможностей старается приезжать на службы в Свято-Духов монастырь, участвовать в крестных ходах, выполнять порученные им послушания наместника.
С октября 2007 года, по благословению старца схиархимандрита Илии, началось окормление духовенством монастыря прихода при храме Корсунской иконы Божией Матери в селе Корсунь Верховского района Орловской области, где совершались богослужения в воскресные и праздничные дни. По благословению о. Илии, также были организованы приходы, селе Алешня Залегощенского района Орловской области, в селе Косарёво Новодеревеньковского района Орловской области, в селе Паньково Новодеревеньковского района. На протяжении долгого времени для совершения богослужений в воскресные и праздничные дни в перечисленные села выезжали священники – клирики Свято-Духова монастыря. Ныне в этих приходах и церквях несут постоянное служение «птенцы гнезда обители Святого Духа», насельники, послушники, воспитанники монастыря и его наместника – игумена Александра.
Так, в село Корсунь был направлен иеромонах Силуан (Фирсов), несколько лет до этого прослуживший в Свято-Духовом монастыре. На базе прихода при храме Корсунской иконы Божией Матери были созданы две общины – братская и сестринская. Обе они приобрели в настоящее время статус монастырей. Сначала сестринская (в 2014 году), затем – братская. 3 июля 2015 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, прошедшем в Санкт-Петербурге, в связи с прошением Преосвященного епископа Ливенского и Малоархангельского Нектария, принято решение открыть в селе Корсунь Верховского района Орловской области Корсунскую Князь-Владимирскую мужскую пустынь и назначить игуменом монастыря иеромонаха Силуана (Фирсова).
24 февраля 2001 года в Доме культуры села Алёшня состоялось первое собрание православной общины, созданной по благословению оптинского старца Илия (Ноздрина). Инициаторами создания православной общины и прихода стали послушник Оптинской пустыни Виктор Владимирович Маслов (ныне игумен Александр, наместник Свято-Духова монастыря) и житель села Алешня Сергей Семенович Ложкин, который прошел все степени церковного послушания в Свято-Духовой обители и стал священником и настоятелем церкви во имя иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» в селе Алешня.
В течение ряда лет монахами Свято-Духова монастыря окормлялся приход села Косарево, которое в прошлом играло важную роль в обороне пограничных засечных линий: первоначально оно было населено потомками казаков, которые при царе Алексее Михайловиче пришли из Запорожья и были поселены около г. Новосиля, для охраны его от Литовских набегов. Духовным центром села до Октябрьского переворота была кирпичная церковь во имя Михаила Архангела с Никольским приделом. В годы советской власти церковь была разрушена. Для постоянного окормления казачьего прихода в село Косаревобыл направлен иерей Александр (Тимошкин), также много лет несший послушания в Свято-Духовом монастыре.
В течение пятнадцати лет действует подворье монастыря в селе Паньково Новодеревеньковского района. По благословению о.Илии, благодаря усилиям фермера и казачьего атамана А.В. Отрощенко, а также его заместителя С.Н. Васечкина, был восстановлен храм во имя Живоначальной Троицы, построенный в 1758 году на средства помещиков Шатиловых ивзорванный во время хрущевских гонений на Церковь в конце 50-х годов прошлого века. 17 июня 2019 года, в День Святого Духа в соборном Троицком храме Свято-Духова монастыря во время Литургии епископ Ливенский и МалоархангельскийНектарий рукоположил Александра Владимировича Отрощенко в сан диакона. Иерейская хиротония атамана состоялась 5 января 2020 года в храме Живоначальной Троицы села Паньково.
В Свято-Духово монастырь был направлен старцем Илием послушник Кирилл (Саввин), который в 2007 году принимает здесь монашеский постриг. В марте 2009 г. отец Кирилл был рукоположен во иеродиакона, в октябре того же года - во иеромонаха. В настоящее время игумен Кирилл является наместником Свято-Успенского монастыря г.Орла.
К числу насельников Свято-Духовой обители некоторое время относился также и известный миссионер иеромонах Владимир (Гусев). Здесь он принял постриг (2008 г.). Чин пострижения был совершен схиигуменом Илием (Ноздриным) и наместником монастыря Александром (Масловым). В настоящее время о. Владимир является настоятелем храма Двух архангелов в Михайловском районе Ливенской епархии, руководит Душепопечительским Центром «Покров, начал строительство монастыря, возглавляет Отдел по работе с нарко- и алкозавизимыми Ливенской епархии.
Активное участие, по благословению духовника обители, принимал в восстановлении монастыря иеродьякон Филарет (Павлов), ныне скитоначальник скита во имя Рождества Пресвятой Богородицы в селе Сторожевое Мценского района Орловской области.
В первые годы после восстановления деятельности монастыря, Господь сподобил насельников обители жить рядом с человеком, которого схиархимандрит Илий называл Блаженным – Алексеем Афанасьевичем Ноздрачевым. В марте 2012 года он ушел из земной жизни. Последнее время этот светлый человек жил в Брянской области и умер там мученической смертью – после пожара он получил сильнейшие ожоги, страдал и скончался в больнице.
В монастыре он появился в 2005 году. Благословил его на поселение близ обители наш духовник и наставник схиархимандрит Илий. Алексея Афанасьевич нередко принимал на себя боль, страдания тех, кто приходил за помощью и поддержкой. Всегда находил слова утешения для братии монастыря и прихожан.
Истоки духоносной веры Алексея Афанасьевича, благодатной энергии, исходившей от него идут от известных всему православному миру глинских старцев – схиархимандрита Серафима (Амелина) и схиигумена Андроника (Лукаша). Их сегодня причислили к лику святых. Именно у этих знаменитых подвижников был на послушании Алексей Афанасьевич Ноздрачев, в прошлом бывший десантник знаменитой Псковской дивизии.
Когда Алексей Афанасьевич жил при монастыре Святого Духа, то часто уходил в затвор, вымаливал кого-нибудь. Тогда он не ел, не пил, не спал, неделями никого не принимал, не разговаривал. Кто знал его и встречался с ним хоть один раз, может с уверенностью сказать, что это был воистину человек Божий. Даже когда он лежал в брянской больнице в ожоговом отделении, врачи выходили из палаты со слезами на глазах – какой силой надо обладать, чтобы терпеть такие ожоги, не давая делать себе обезболивающие уколы. Такие примеры и ситуации дают нам возможность познать силу Духа Святого, действующего в святых людях.
Схиархимандрит Илий Оптинский называл отца Алексия блаженным. Промыслительным образом они являлись полными тезками (по крещальным именам) – оба Алексеи Афанасьевичи. Созвучны и фамилии: Ноздрин и Ноздрачев. Знаменательно, что похоронен был блаженный в день именин батюшки Илия – 22 марта. Батюшка с любовью относился к тому, кого Господь избрал для одного из самых трудных духовных подвигов – юродства.
Глинский старец схиархимандрит Иоанн Маслов обращался к духовным своим чадам: "Будь свечой горящей, чтобы кто-нибудь смог погреться около нее!" При этот иногда тихо добавлял: "А свеча сгорает до тла. В этой заповеди – суть служения старцев, которых посылает нам Бог в эти суровые времена, исполненные искушений и скорбей. Подобно светочу, горящему в фонаре перед крестоносцами, старец Илия, этот подлинный избранник и глашатай Божий, ведет за собой сегодня многотысячный русский «крестный ход», участниками которого являемся все мы, немощные и грешные, порою падающие, ошибающиеся, но вновь встающие и вновь продолжающие движение по многотрудному и скорбному, но, вместе с тем, светлому и благодатному пути.
Вспомним слова Иисуса Христа: «возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф.11:28-30). Сей дар Спасителя – награда каждому, кто идет Его путем и помогает другим найти сей Путь.
Монах Свято-Духова монастыря Нафанаил (Б.Г.Бобылев)