Светоч Духа

Старец Илий - вдохновитель восстановления Свято-Духова монастыря

0
1731
Время на чтение 16 минут

К 15-летию возрождения обители

Свято-Духов монастырь Ливенской епархии Орловской митрополии относится к числу древнейших обителей России. Расположение монастыря на так называемой Литовской дороге («Литовском шляхе»), по которой приходили с Запада на Русь орды захватчиков и грабителей, определяло его важное стратегическое значение в прошлом. Новосильский Свято-Духов мужской монастырь испокон века был местом, особо почитаемым у православных христиан. Писцовые книги XVII века свидетельствуют о внимании и благоволении к Свято-Духову монастырю государей Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, а также Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и великой княжны Софьи Алексеевны.  За духовным советом сюда ехали не только цари и влиятельные государственные мужи. Сюда тянулись вереницы паломников со всей земли.

В течение XIX века и начале ХХ столетия Свято-Духов монастырь играл большую роль в жизни Тульской епархии. При монастыре была устроена епархиальная больница для монашествующих и богадельня. С 1805 по 1869 год в стенах монастыря размещалось Новосильское духовное училище, в выпускники которого играли видную роль в жизни Русской Православной Церкви второй половины XIX –начала XX века. В числе жертвователей и благотворителей монастыря были знатные и состоятельные новосильские помещики, представители таких знаменитых русских родов, как князья Долгоруковы, Голицыны, Шуйские, Васильчиковы, Воротынские, Хилковы и др. Многие из них были похоронены на разоренном при Советской власти монастырском кладбище.

После Октябрьского переворота монастырь был закрыт, святыни разграблены, две из трех монастырских церквей были взорваны, а величественное здание собора монастыря – церкви Живоначальной Троицы, построенной по древним образцам русской церковной архитектуры, превращено в склад удобрений. На территории монастыря руководители местного колхоза устроили машинный двор, поставили емкости с горюче-смазочными материалами.

 

Возрождение Свято-Духова монастыря было начато в 2004 году по благословению схиигумена и духовника Оптиной пустыни Илия (ныне схиархимандрита, духовника Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла), а также архиепископа Орловского и Ливенского Паисия (1930-2008).

Возглавить работы по восстановлению монастыря отец Илий (Ноздрин) благословил послушника Виктора Маслова (ныне игумен монастыря о. Александр). Весной 2004 началась расчистка руин, в которой приняли активное участие местные жители.  25 апреля 2004 года на территории монастыря состоялся первый водосвятный молебен. В день Святого Духа на богослужение собралось особенно много людей. На службу пришли не только люди старшего поколения, но и дети – учащиеся местной школы.

Так было положено начало проведению богослужений на святом месте – среди развалин, под открытым небом. Слой разбитых кирпичей и мусора достигал трех метров. По благословению схиигумена Илии Оптинского, для разборки завалов приезжали  трудники из самых разных мест России.  Ревностно участвовали в подготовительных работах жители близлежащих населенных пунктов, приезжали поработать ради Господа – из п. Залегощь, с. Алешни, г. Новосиля. Темпы работ удивляли всех. К моменту возобновления монастырской жизни большинство построек были частично или полностью разрушены. В 2005 г. были укреплены фундамент и несущие конструкции Троицкого храма, начата реставрация алтаря.

Решением Священного Синода от 27.12.2005 («Журнал Московской Патриархии» № 11) возглавляемая Виктором Масловым церковная община была преобразована в епархиальный Свято-Духов мужской монастырь. Виктор Маслов принял монашеский постриг с именем Александр, был рукоположен в иеродиаконы, затем в иеромонахи. Постановлением Священного Синода от 11.04.2006 (журнал № 28)  иеромонах Александр (Маслов)  был назначен наместником Свято-Духова мужского монастыря с. Задушное Новосильского района Орловской области. Возведен в сан игумена в 2009 году.

Ни одно значительное событие в жизни монастыря, ни одно деяние, направленное на его возрождение не совершалось и не совершается без благословения духовника обители - старца Илия, постоянно окормляющего и опекающего свое детище. В течение всех лет восстановления обители наместник Свято-Духова монастыря игумен Александр (Маслов) поддерживает непрерывную связь со старцем, разговаривая и встречаясь с ним по нескольку  раз в месяц.

О. Александр рассказывает: «Постоянную попечительскую заботу и поддержку в сложном и многотрудном деле по возрождению обители мы ощущаем со стороны нашего духовника о. Илия. Он терпеливо и настойчиво проводит работу по формированию дружного и сплоченного коллектива братии монастыря. Вновь прибывающих в обитель послушников мы принимаем по благословению батюшки Илия. Он всегда  с величайшей радостью приезжает к нам на постриг. Активную поддержку и внимание мы ощущали и ощущаем со стороны руководителей Орловско-Ливенской епархии (с 2014 года – митрополии) архиепископа Паисия, епископа Иеронима, архиепископа Пантелеимона, митрополита Антония, митрополита Тихона. Благотворное влияние на ход восстановительных работ оказало образование в 2014  Ливенской епархии. Епископ Ливенский преосвященный Нектарий становится настоятелем обители, оказывает действенную поддержку нам, проявляя архипастырское попечение о духовных и материальных нуждах монастыря».

В настоящее время интенсивно идет восстановление разрушенного. Заменен поврежденный купол храма Святой Живоначальной Троицы. Проведена реставрация трапезной, центральной части и алтаря, завершено оштукатуривание храма.

1 июня 2015 года состоялось освящение Троицкого собора епископом Ливенским и Малоархангельским Нектарием и схиархимандритом Илием.

 

Помимо главного храма обители, в настоящее время,  по благословению схиархимандрита Илия, восстановлена разобранная в советское время  на строительные материалы монастырская ограда, некоторые участки которой повторяют облик древнерусской крепости, напоминая о том вкладе, которую внес в свое время монастырь в защиту Отечества. Сооружены братский корпус, богадельня, трапезная с кухней для насельников монастыря, летняя паломническая трапезная, ряд подсобных построек хозяйственного назначения, библиотека, теплый гараж; создан машинно-тракторный парк; налажено водоснабжение, к основным монастырским объектам подведен подземный газопровод.

В середине южного участка ограды обители воздвигнут величественный поклонный крест в окружении белокаменных стен с бойницами, символизирующие стену святого града Иерусалима – места искупительного подвига Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа. Под крутой горой, на которой возвышается поклонный крест, бьет живительный источник прозрачной воды, к которому летом нередко спускаются монашествующие братья  и гости-паломники.

При монастыре действует животноводческое и земледельческое хозяйство, также созданное по совету духовника обители. Оно является важным подспорьем в обеспечении монашествующих и трудников продуктами питания. Насельники обители ухаживают за огородами, пасекой. На прежнем месте разбит монастырский фруктовый сад,  поражавший всех  в прошлом своим зеленым великолепием. Территорию монастыря сегодня украшают цветы, декоративные растения и деревья. Каждый год насельники обители при помощи местных казаков засеивают арендуемые участки земли пшеницей, овсом, гречкой и другими зерновыми культурами, ухаживают за полями, наблюдают за ростом и созреванием посеянного.

Как и до Октябрьского переворота, по благословению старца Илия, при монастыре действует богадельня, в которой находят приют, уход и лечение люди, от которых отказалось общество. Монастырь способствует реабилитации многих бывших заключенных, которые не нашли после тюрьмы себе место в жизни, получая везде отказ в приеме на работу. Для многих приют и работа в монастыре – последняя надежда в жизни.

С осени 2018  года возрождается взорванная богоборцами Никольская церковь. В настоящее время возведены  стены церкви, при этом сохранившиеся элементы первозданной постройки органично включаются в каменные конструкции возрождаемого храма. Осенью 2019 года напротив обители начато строительство новой монастырской  церкви во имя преподобного Алексия, Человека Божия.

Игумену Александру в многотрудном и благодатном деле восстановления обители помогают насельники монастыря:  монахи, послушники, трудники, наемные работники, - а также прихожане, благодетели и жертвователи из г.Орла, Москвы, других городов России.

 Свято-Духов монастырь в настоящее время возвращается к духовно-просветительской деятельности, прерванной после Октябрьского переворота. С апреля 2011 года, по благословению старца Илия, издается газета «Монастырский вестник» на 16 страницах со специальным тематическим вкладышем, посвященным казачеству. На страницах «Монастырского вестника» освящаются текущие события в жизни монастыря, публикуются материалы духовного содержания и нравственные поучения, статьи, посвященные разъяснению смысла церковного богослужения, таинств, праздников, икон,  печатаются историко-патриотические статьи,  проповеди, очерки.

Свято-Духов монастырь, окормляемый схиармандритом Илием, в настоящее время  играет роль духовного и культурного центра для населения Новосильского и окружающих  районов. Монастырские престольные праздники приобрели сегодня значение общих народных праздников для обитателей близлежащих сел и новосильцев, для прихожан ряда церквей Ливенской епархии, а также  для многих орловцев, амчан, болховцев, жителей многих других городов Орловской, Тульской, Московской, Воронежской области. Это: День Святой Троицы, праздник Нисшествия Святого Духа («Духов день»), Воздвижение честного Креста Господня, праздник перенесения Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа (Спаса Нерукотворного) – 16/29 авг., Покрова Божией Матери – 1/14 окт., дни  памяти святителя Николая – 9/22 мая и 6/19 декабря.

Главным праздником обители является праздник Нисшествия Святого Духа. В «Духов день» после праздничного богослужения традиционно устраиваются крестные ходы, концерты, народные гуляния, экскурсии по монастырю.  Для всех приглашенных устраивается монастырская трапеза…

Праздники, организуемые и проводимые насельниками и прихожанами монастыря наполнены благодатным содержанием, служат для духовного просвещения их участников,  для возрождения и сохранения русских народных культурных традиций, для преодоления исторического беспамятства  и восстановления «связи времен». 

Весьма показательным в этом отношении является фестиваль, посвященный Рождеству Пресвятой Богородицы и победе русского воинства в Куликовской битве, поминовению павших в этой битве героев. В этой победе есть и вклад Новосильской дружины. Данные места множеством памятных нитей связаны с героическими событиями нашего Отечества. До Куликова поля от Свято-Духова монастыря буквально рукой подать: по прямой – немногим более 100 километров. Фестиваль, проводимый на базе монастыря, стал подлинно народным,  представляя собою дань памяти тем, кто защитил Святую Русь от захватчиков и поработителей, положив начало освобождению нашего народа от татаро-монгольского ига. Сегодня, когда Россия встает с колен, обретая подлинную независимость на мировой арене, пример наших предков носит вдохновляющий и благословенный характер.   Наше оружие сегодня – это не только ракеты, танки и самолеты, это прежде всего, стойкий народный дух, поддерживаемый памятью о великих свершениях Руси, это верность заветам предков и православная молитва.

Духовенство обители совместно с членами Казачьего объединения, созданном по благословению старца Илия при монастыре, и активными прихожанами заботится о нравственном и патриотическом воспитании детей и юношества: проводятся беседы, встречи, экскурсии и паломничества, специальные уроки, посвященные духовно-патриотической тематике, детские казачьи кадетские походы и пр. Тем самым восстанавливается связь времен: дети чувствуют себя частью великого народа, приобщаясь к его духовной жизни и его свершениям.

Сошествие Святого Духа на апостолов положило начало христианской церкви. Дары Святого Духа  сделали проповедь апостолов живоносной и глубоко убедительной. За несколько десятилетий христианство распространяется по всей Римской империи, а также далеко за ее пределами, и после этого в течение двадцати веков определяет облик всего мира. Однако попытка уничтожить христианскую веру, предпринятая богоборческой властью в нашем государстве, оставила выжженный след в душах многих. Произошло религиозное одичание значительной части народа, параллельно с ростом суеверия и мракобесия, распространением языческого мировидения и образа жизни. В этом отношении современная ситуация напоминает ситуацию первых веков христианства.

Вдохновляемое схиархимандритом Илием, духовенство Свято-Духова монастыря стремится к осуществлению апостольского идеала в условиях наших дней. Наместник обители игумен Александр (Маслов), братия монастыря делают очень многое для восстановления церковной жизни, для распространения и укрепления православной христианской  веры в ряде поселений Новосильского, Залегощинского, Верховского, Новодеревеньковского, Корсаковского районов Орловской области.

Более десяти лет за монастырем, по благословению старца Илия, закреплен храм во имя иконы  Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в селе Нововоскресеновка Корсаковского района.Наместник Свято-Духова монастыря игумен Александр Маслов не оставляет своим попечением храм-скит, регулярно приезжает сюда для встреч и бесед с прихожанами,  которые, по мере возможностей старается приезжать на службы в Свято-Духов монастырь, участвовать в крестных ходах, выполнять порученные им послушания наместника. 

С октября 2007 года, по благословению старца схиархимандрита Илии, началось окормление духовенством монастыря прихода при храме Корсунской иконы Божией Матери в селе Корсунь Верховского района Орловской области, где совершались богослужения в воскресные и праздничные дни.  По благословению о. Илии, также  были организованы приходы, селе Алешня Залегощенского района Орловской области, в селе Косарёво Новодеревеньковского района Орловской области, в селе Паньково Новодеревеньковского района. На протяжении долгого времени для совершения богослужений в воскресные и праздничные дни в перечисленные  села выезжали священники – клирики Свято-Духова монастыря. Ныне в этих приходах и церквях несут постоянное служение «птенцы гнезда обители Святого Духа», насельники, послушники, воспитанники монастыря и его наместника – игумена Александра.

Так, в село Корсунь был направлен иеромонах Силуан (Фирсов), несколько лет до этого прослуживший в Свято-Духовом монастыре. На базе прихода при храме Корсунской иконы Божией Матери были созданы две общины – братская и сестринская. Обе они приобрели в настоящее время статус монастырей. Сначала сестринская (в 2014 году), затем – братская. 3 июля 2015 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, прошедшем в Санкт-Петербурге, в связи с прошением Преосвященного епископа Ливенского и Малоархангельского Нектария, принято решение открыть в селе Корсунь Верховского района Орловской области Корсунскую Князь-Владимирскую мужскую пустынь и назначить игуменом монастыря иеромонаха Силуана (Фирсова).

24 февраля 2001 года в Доме культуры села Алёшня состоялось первое собрание православной общины, созданной по благословению оптинского старца Илия (Ноздрина). Инициаторами создания православной общины и прихода стали послушник Оптинской пустыни Виктор Владимирович Маслов (ныне игумен Александр, наместник Свято-Духова монастыря) и житель села Алешня Сергей Семенович Ложкин, который прошел все степени церковного послушания в Свято-Духовой обители  и стал священником и настоятелем церкви во имя иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» в селе Алешня.

В течение ряда лет монахами Свято-Духова монастыря окормлялся приход села Косарево, которое в прошлом играло важную роль в обороне пограничных засечных линий: первоначально оно было населено потомками казаков, которые при царе Алексее Михайловиче пришли из Запорожья и были поселены около г. Новосиля, для охраны его от Литовских набегов. Духовным центром села до Октябрьского переворота была кирпичная церковь во имя Михаила Архангела с Никольским приделом. В годы советской власти церковь была разрушена. Для постоянного окормления казачьего прихода в село Косаревобыл направлен иерей Александр (Тимошкин), также много лет несший послушания в Свято-Духовом монастыре.

В течение пятнадцати лет действует подворье монастыря в селе Паньково Новодеревеньковского района.  По благословению о.Илии, благодаря усилиям фермера и казачьего атамана А.В. Отрощенко, а также его заместителя С.Н. Васечкина, был восстановлен храм во имя Живоначальной Троицы, построенный в 1758 году на средства помещиков Шатиловых ивзорванный во время хрущевских гонений на Церковь в конце 50-х годов прошлого века. 17 июня 2019 года, в День Святого Духа в соборном Троицком храме Свято-Духова монастыря во  время Литургии епископ Ливенский и МалоархангельскийНектарий рукоположил Александра Владимировича Отрощенко в сан диакона. Иерейская хиротония атамана  состоялась 5 января 2020 года в храме Живоначальной Троицы села Паньково.

В Свято-Духово монастырь был направлен старцем Илием послушник Кирилл (Саввин), который в 2007 году принимает здесь монашеский постриг.  В марте 2009 г. отец Кирилл был рукоположен во иеродиакона, в октябре того же года - во иеромонаха. В настоящее время игумен Кирилл является наместником Свято-Успенского монастыря г.Орла.

К числу насельников Свято-Духовой обители некоторое время относился также и известный миссионер иеромонах Владимир (Гусев). Здесь он принял постриг (2008 г.).  Чин пострижения был совершен схиигуменом Илием (Ноздриным) и наместником монастыря Александром (Масловым). В настоящее время  о. Владимир является настоятелем храма Двух архангелов в Михайловском районе Ливенской епархии, руководит Душепопечительским Центром «Покров, начал строительство монастыря, возглавляет Отдел по работе с нарко- и алкозавизимыми Ливенской епархии.

Активное участие, по благословению духовника обители, принимал в восстановлении монастыря иеродьякон Филарет (Павлов), ныне скитоначальник скита во имя Рождества Пресвятой Богородицы в селе Сторожевое Мценского района Орловской области.

В первые годы после восстановления деятельности монастыря,   Господь сподобил насельников обители жить рядом с человеком, которого схиархимандрит Илий называл Блаженным – Алексеем Афанасьевичем Ноздрачевым. В марте 2012 года он ушел из земной жизни. Последнее время этот светлый человек жил в Брянской области и умер там мученической смертью – после пожара он получил сильнейшие ожоги, страдал и скончался в больнице.

В монастыре он появился в 2005 году. Благословил его на поселение близ обители  наш духовник и наставник схиархимандрит Илий. Алексея Афанасьевич нередко принимал на себя боль, страдания тех, кто приходил за помощью и поддержкой. Всегда находил слова утешения для братии монастыря и прихожан.

Истоки духоносной веры Алексея Афанасьевича, благодатной энергии, исходившей от него идут от известных всему православному миру глинских старцев – схиархимандрита Серафима (Амелина) и схиигумена Андроника (Лукаша). Их сегодня причислили к лику святых. Именно у этих знаменитых подвижников был на послушании Алексей Афанасьевич Ноздрачев, в прошлом бывший десантник знаменитой Псковской дивизии.

Когда Алексей Афанасьевич жил при монастыре Святого Духа, то часто уходил в затвор, вымаливал кого-нибудь. Тогда он не ел, не пил, не спал, неделями никого не принимал, не разговаривал. Кто знал его и встречался с ним хоть один раз, может с уверенностью сказать, что это был воистину человек Божий. Даже когда он лежал в брянской больнице в ожоговом отделении, врачи выходили из палаты со слезами на глазах – какой силой надо обладать, чтобы терпеть такие ожоги, не давая делать себе обезболивающие уколы. Такие примеры и ситуации дают нам возможность познать силу Духа Святого, действующего в святых людях.

Схиархимандрит Илий Оптинский называл отца Алексия блаженным. Промыслительным образом они являлись полными тезками (по крещальным именам) – оба Алексеи Афанасьевичи. Созвучны и фамилии: Ноздрин и Ноздрачев. Знаменательно, что похоронен был блаженный в день именин батюшки Илия – 22 марта. Батюшка с любовью относился к тому, кого Господь избрал для одного из самых трудных духовных подвигов – юродства.

Глинский старец схиархимандрит Иоанн Маслов обращался к духовным своим   чадам: "Будь свечой горящей, чтобы кто-нибудь смог погреться около нее!" При этот иногда тихо добавлял: "А свеча сгорает до тла. В этой заповеди  – суть служения старцев, которых посылает нам Бог в эти суровые времена, исполненные искушений и скорбей. Подобно светочу, горящему в фонаре перед крестоносцами,  старец Илия, этот подлинный избранник и глашатай Божий, ведет за собой сегодня многотысячный русский «крестный ход», участниками которого являемся все мы, немощные и грешные, порою падающие, ошибающиеся, но вновь встающие и вновь продолжающие движение по многотрудному и скорбному, но, вместе с тем, светлому и благодатному пути.

Вспомним слова Иисуса Христа: «возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф.11:28-30). Сей дар Спасителя – награда каждому, кто идет Его путем и помогает другим найти сей Путь.

Монах Свято-Духова монастыря Нафанаил (Б.Г.Бобылев)

 

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иеродьякон Нафанаил (Бобылев)
Смерть! Где твое жало?
Борис Пастернак о подвиге генерала Л.Гуртьева
16.10.2024
«Государство – семейство семей»
В Москве состоялось заседание XXXIII Международного образовательного форума «Глинские чтения»
30.07.2024
Он олицетворял честь, славу и достоинство русского офицера
Памяти полковника Владимира Александровича Туманова
02.07.2024
«Такая же вера удивила Христа в сотнике…»
О книге Н.Головкина «Десантный батюшка. Герой Российской Федерации Михаил Васильев (1971–2022)»
26.05.2024
От устья до истоков
Записки монастырского насельника
07.02.2024
Все статьи Иеродьякон Нафанаил (Бобылев)
Последние комментарии
Похоже, русские патриоты заскучали без гражданской войны
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
31.01.2025 07:39
Сталинизация России – запрос российского общества
Новый комментарий от Рабочий
31.01.2025 07:13
Война «красных» и «белых» как антироссийский пиар-проект
Новый комментарий от Рабочий
31.01.2025 06:44
«Мы до сих пор стесняемся говорить, что семья – это малая Церковь!»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
31.01.2025 05:08