Перечитывая свои семинарские выписки из прочитанных статей и писем Достоевского и, конечно же, из «Дневника писателя», был весьма впечатлен: до чего же звучит актуально, современно, что называется, на злобу дня.
Посмотрел сериал о Достоевском (насколько это было возможно для неисправимого уставщика-типиконщика; к тому же нашествие рекламы на современном российском телевидении не способствовало цельности восприятия картины).
Е. Миронов, как всегда, блистательно играл. Да, и другие актеры тоже. Так и возникают перед глазами ситуации, в которых приходилось оказываться и персоналии, с которыми общался. Сколько ценного русские патриоты, общественные деятели, государственные мужи могли бы полезного извлечь, познакомившись с рассуждениями Федора Михайловича. Загорелся желанием еще раз прикоснуться к творчеству нашего великого писателя. Приведу наиболее запомнившиеся цитаты из его Дневника, его статей и писем.
«Нам надо всегда знать и помнить и быть убежденными, что в решительных общемировых вопросах Россия, если пожелает сказать свое слово или провести свое мировоззрение самостоятельно – всегда встретит против себя всю Европу, без исключения, и что, в строгом смысле слова, - у нас в Европе никогда не было и не будет союзников».
«Да, мы веруем, что русская нация – необыкновенное явление в истории всего человечества. Характер русского человека до того не похож на характеры всех современных европейских народов, что европейцы до сих пор не понимают его и понимают в нем все обратно».
«Нет, не судите наш народ не потому, что он есть, а по тому, чем желал бы он стать».
«Особенность ее (русской народности): бессознательная и чрезвычайная стойкость в своей идее, сильный и чуткий отпор всему, что ей противоречит, и вековечная, благодатная, ничем не смущаемая вера в справедливость и правду».
«Я как-то слепо убежден, что нет такого подлеца и мерзавца в русском народе, который бы не знал, что он подл и мерзок, тогда как у других бывает так, что делает мерзость, да и еще сам за нее похваливает».
«Ведь тогда только и можем мы хлопотать об общечеловеческом, когда разовьем в себе национальное… Прежде чем понять общечеловеческие интересы, надобно усвоить все хорошее национальное, потому что после тщательного только изучения национальных интересов будешь в состоянии отличать и понимать общечеловеческий интерес».
«Мы по-прежнему убеждены, что не будет в нашем обществе никакого прогресса, прежде чем мы не станем сами настоящими русскими. Признак же настоящего русского теперь, это – знать то, что именно теперь не бранить у нас в России. Не хулить, не осуждать, а любить уметь – вот что надо теперь наиболее настоящему русскому».
«В русском человеке видна самая полная способность самой здравой над собой критики, самого трезвого на себя взгляда и отсутствие всякого самовозвышения, вредящего свободе действия».
«Когда дела нет, настоящего, серьезного дела, тогда деятели живут как кошка с собакой и начинают между собой разные дрязги за принципы и убеждения».
«Жалость – драгоценность наша, и искоренить ее из общества страшно. Когда общество перестанет жалеть слабых и угнетенных, тогда ему и самому уже станет плохо: оно очерствеет и засохнет, станет развратно и бесплодно».
«Нынче именно такое время и настроение в умах, что любят сложное, извилистое, просёлочное и себе в каждом пункте противоречащее. Аксиома, вроде дважды два – четыре, покажется парадоксом, а извилистое и противоречащее – истиной».
«Не лучше ли исправить, найти и восстановить человека, чем прямо снять с него голову. Резать головы легко по букве закона, но разобраться по правде, по-человечески, по-отечески всегда труднее».
«Любить общечеловека, значит наверно уж презирать, а подчас и ненавидеть стоящего подле себя настоящего человека».
«Между народами никогда не может быть антагонизма, если бы каждый из нас понимал истинные свои интересы. В том-то и беда, что такое понимание чрезвычайно редко, и народы ищут своей славы только в пустом первенстве перед своими соседями».
«Нечего рваться куда-нибудь далеко за подвигом человеколюбия, тогда как он всего чаще у нас дома, перед глазами нашими».
А. И. Осипов в своей статье «Ф. М. Достоевский и христианство» (1983 г.) пишет, что «Достоевский не согласен с тем, что «если общество устроить нормально, то разом и все преступления исчезнут, так как не для чего будет конфликтовать, и все в один миг станут праведными». Федор Михайлович писал: «Ни в каком устройстве общества не избегните зла… душа человеческая остается такой же, ненормальность и грех исходят из нее самой».