Тобольск – город, который имеет врата на запад, в Европу, и на восток, в Сибирь, и на север, к кедровым борам и тундре, и на юг в ковыльную, беспокойную степь. Четырёхвратный город Тобола и Иртыша. Точность основания в этой точке планеты историко-природного парка и заповедника «Ермаково поле» – безупречна. Он должен быть именно здесь, и он ныне есть, а теперь ещё и стал главным героем одноимённой книги, документального повествования о замысле, рождении, непростой судьбе и опасностях, что подстерегают его в наше «не простое время» ( Ермаково поле. Сибирской славы корни вековые: книга-альбом. А.Г. Елфимов, ред.-сост. Н.А. Ягодинцева. – Тобольск. Издательский отдел ТРОБФ «Возрождение Тобольска», 2020 – 304 с.: ил.).
Лучшие страницы книги-альбома и весь изобразительный фоторяд созданы основателем ландшафтного историко-культурного парка Аркадием Григорьевичем Елфимовым. Во вступительном слове (Юрий Пименов, «Хранить и возделывать – двуединая заповедь») это природно-рукотворное пространство всего лишь без малого в тридцать гектаров названо – «Елфимовский сад». И справедливо, если учесть, что уникальный парк задуман и создан именно им на месте развалин санатория и свалки городских отходов. Есть выражение «гений места», а есть – «мерзость запустения», когда «гений места» уходит. Так вот, на закате прошлого тысячелетия осталось только загубленное пространство. Вместе со своими соратниками, подобно сказочному герою, Аркадий Григорьевич вначале полил безжизненное тело мёртвою водой, и срослись разрубленные части, а затем окропил водою живой и возродил, одухотворил его. И поднялся прекрасный сад. Сколько на это потребовалось сил и средств – трудно и представить.
Известно, что культура – явление островное, или, если хотите, оазисное. Вспомним монастыри Руси с их садами, мастерскими и огородами, возродившие русскую духовность и хозяйственную деятельность после ордынского погрома; вспомним дворянские усадьбы с липовыми аллеями, бунинскими яблонями, библиотеками мировой литературы, многие из которых стали своеобразными университетами, центрами отечественного просвещения. На карте человеческой культуры нельзя, подобно тому, как мы это видим на политических картах, сплошь окрашивать пространства в границах государств. Картина здесь совсем иная: большие и малые культурные очаги в море стихийных сил, связанные друг с другом тонкими нитями высоких личностных, творческих отношений. И у каждого – своя краска, своя особенность. Окружающая их среда чаще всего равнодушна или даже враждебна к ним. Есть в рецензируемой книге любопытный эпизод, живо описанный Сергеем Прокопьевым в заметке «Красота, воспитывающая душу». Кратко перескажу. Некий фермер, владеющий соседним с «Ермаковым полем» участком, впал в неприкрытую зависть и стал всячески вредить Елфимову, подгоняя тяжёлую технику на облагороженные садоводами ландшафты. Он восхищался прежней вседозволенностью, свободой расхищения и требовал вернуть территорию парка в общее бесплатное пользование. И вот что удивительно: властьпредержащие склоняются скорее на сторону современного вандала. Островной характер культуры говорит о том, что творческие люди либо разрознены, либо представляют собою малые содружества, слабо, а то и вовсе не связанные друг с другом. Издревле одна из задач государства и его лучших людей, назовём их меценатами или благодетелями, – поддерживать, собирать и объединять творцов культуры.
А.Г. Елфимов, строитель по профессии, мечтатель по призванию и общественный деятель по необходимости, за последние четверть века сумел создать остров красоты, озеленить и художественно обустроить историко-природный парк во славу Сибири и всей России. Опыт его созидательной деятельности увлекательно отражён в книге-альбоме «Ермаково поле». Художественные фотографии Аркадия Елфимова, ранее представленные им на персональной выставке «Времена года. Ермаково поле», дают зримую картину рукотворного чуда. Нет ни одного фотоснимка недавнего запустения, так что у читателя складывается ложное впечатление, мол, так оно всегда было. Начинаешь читать – и становится ясно, что, сохраняя и очищая природную прелесть этой богатейшей сибирской земли, основатели парка создали вторую природу, одухотворив поющую пойму Иртыша.
В книге исторически точно и поэтично раскрыт образ Ермака и его казачьей ватаги. Жаль, что нет фотографии главного входа в парк – памятника атаману (скульптор К.В. Кубышкин), богатырскими деяниями которого Сибирь приросла к Московской Руси. Но и в этом есть смысл, поскольку прежде скульптурного монумента была воплощена художественная идея: ландшафтные дизайнеры на вершине холма посадили могучий дуб, символизирующий героя, а рядом расположили дубовую рощу, каждое дерево – казачий отряд, все вместе – дружина. Напротив дубов расстилается ковыльное колыхание. Это степняки, супротивники. Композицию завершают кедры, как символ Сибири. С этого места, страница за страницей, Аркадий Григорьевич ведёт читателя по заповедным уголкам парка, организуя увлекательную экскурсию. Из-под его пера струится красочное сказание, плод многократных устных рассказов гостям и друзьям, имевшим счастье слышать его устное повествование. Рассказчик он замечательный, слова его просты, читается легко, и в то же время чувствуется вдохновенный восторг автора, его благоговение перед живой природой, историей, рукотворной красотой. Не буду, да и не смогу пересказать всего содержания книги. Тут следует самостоятельно погружаться в оригинальный текст. Просто перечислю основные вехи пути: вот липовая аллея, как в русской дворянской усадьбе, где около двухсот деревьев, и каждое собственноручно посажено конкретным деятелем отечественной культуры и, следовательно, имеет имя собственное. Первую липу посадил 3 сентября 2002 года Валентин Григорьевич Распутин. Вот стройная, белокаменная часовня, поставленная в честь святого великомученика Димитрия Солунского, в день памяти которого произошла битва Ермака с Кучумом. Художественные фотографии часовни украшают все времена года Ермакова поля, но одна, на развороте, – словно привет из древней Руси, богатырское рукопожатие. Освящена часовня отцом Фёдором (знаменитый путешественник Фёдор Конюхов, один из героев книги «Ермаково поле»). Удивительная история создания часовни развёртывается на многих страницах и у нескольких авторов, но, как ни странно, повторы не утяжеляют текста, а придают глубину. И ещё не один десяток архитектурных, скульптурных и природных достопримечательностей встретятся нам на пути, словно сборник поэм. Тут необходимо читать и читать, а книга позовёт в Тобольск, чтобы всё воочию увидеть и получить заряд вдохновенной бодрости. Книга – лишь отражение этого нового русского чуда.
Не простой человек Аркадий Григорьевич Елфимов, не проста и книга, выпущенная им в свет. Как и сам парк, она не завершена, обрывается на комментариях соратников, входящих в авторский коллектив, людей неоспоримо талантливых и самых разных творческих профессий: Ю. Перминов, С. Прокопьев, Н. Ягодинцева, А. Каракулов, М. Мурзина, А. Белоусов, Н.Ильминских . И эта недосказанность говорит о дальнейшем развитии благородного дела, а значит, и слова, о ближней, средней и дальней перспективе, например, о проекте музея имени Фёдора Конюхова.
Есть в книге-альбоме уголок, описанной Аркадием Елфимовым с особой любовью. Это смотровая площадка вблизи «Ангела Сибири» (скульптор В.Шарапов), неповторимая беседка и скамейка, просто созданная для созерцания истекших столетий и размышлений о самом главном, о современности. Говорят, что стиль – это человек. Когда читаешь строки Аркадия Григорьевича, создается впечатление, что заговорил сам парк, мудро и непреклонно: «Люди – разумная часть живого мира, способная создать мир собственный…», но «человек не умеет быть человеком… Природа может быть только тем, что она есть… Люди так не доверяют друг другу, как природа доверяет нам. Без человека природа не может залечить свои раны… Нужно обустраивать землю, на которой мы живём».
Постепенно, по мере проникновения в текст, начинаешь ощущать себя в садах Царскосельского лицея, отчетливо понимая всю воспитательную, духовную силу этого места. Невольно на память приходит теория природосообразного воспитания и образования человека, созданная Яном Амосом Коменским. Не случайно эта книга начинается с высказывания великого русского педагога К.Д. Ушинского, который в кущах Ермакова поля непременно основал бы народную русско-сибирскую школу: «Я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога». В нашем же случае местность обогащена флорой всей России (ботанический сад), историей, красотой архитектурных сооружений, памятниками старины и современности – просто гениальное образовательное пространство! И какое же это совершенное место для юношеского попечения о природе, деятельного впитывания родной истории, для живой и разносторонней социализации, свободного постижения премудрости жизни! Вот такие размышления посетили меня на смотровой площадке «Ермакова поля».
На карте Ермакова поля, начертанной в ремезовском стиле, обозначено много объектов, о которых нет упоминания в тексте книги, что вызывает желание посетить парк, вместе с экскурсоводом пройти по всем его таинственным дорожкам, услышать полное сказание, увидеть всю его красоту, «архитектуру зелени и солнечного света» (А.Г. Елфимов). Свеча этой книги зажжена, и дай Бог ей духовного масла, чтобы не погасла.