Поэзия жизни и жизнь в поэзии

Отклик на стихи кубанских авторов

Александр Сергеевич Пушкин 
0
404
Время на чтение 9 минут

     В тот трагический день по всей стране были приспущены флаги с чёрной траурной лентой. Теле- и радиоканалы безостановочно транслировали жуткую весть о страшной трагедии, разыгравшейся на великой русской реке Волге: мгновенно, будто по злому колдовскому року, затонул теплоход «Булгария», погибли несчастные люди. Мир скорбел. Рвали душу безутешные рыдания родственников погибших. В  православных церквях отпевали заупокойную…

     …Я живу в г. Твери, в трёх десятках шагов от берега реки Волги. Едва ли не каждый день  любуюсь её неспешным, величественным течением. Никак не верится, что эта тихая, обманчиво-спокойная водная гладь навеки коварно накрыла  многие невинные души, среди коих оказались обречёнными на гибель десятки детей…

      Ни что не могло утешить мои острые переживания, места себе не находил. Пытался читать, но успокоения не дали и книги.

     Странно, но именно в тот скорбный день я получил небольшую бандероль с моей малой родины - посёлка Мостовского, что вольно раскинулся в широкой луговой долине предгорий Кавказа, где прошли мои детство и ранняя юность.

    В бандероли находились два со вкусом оформленных сборника стихов с тёплыми дарственными надписями моих землячек: Людмилы Дейнеги «Я оставлю на земле любовь…» (Краснодар, 2011) и Анны Перевозовой «Лети-лети, моя любовь…» (Краснодар, 2011).

    Чего же тут странного и удивительного? – скажете вы, - простая случайность, не более того. И да, и нет.

    Погрузившись в чтение присланных книг, я и в самом деле обрёл душевный покой, проникся стихией тонких поэтических переживаний;  уж в который раз подумал: если бы в наш век  мощнейших промышленных новаций и всевозможных супертехнологий люди чаще обращали свой взор на высокую, одухотворяющую литературу, мир стал бы чище, краше, добрее, страданий и горя на земле  поубавилось бы. ЛЮБОВЬ согревает очерствевшие души... Не мною сказано.

    Всепобеждающая светлая любовь неизменно одолевает страх и зло –  лейтмотив этих стихотворных сборников, их ненавязчивая, поучительная квинтэссенция, казалось бы, тривиальна, но в наш суровый рационально-прагматический век она обретает по-особому глубокий нравственно-этический и философский смысл. 

      Опираясь на нестареющие художественные традиции русских классиков, – Пушкина, Есенина, Блока, Ахматовой, Л. Дейнега и А. Перевозова осуществили небезуспешную попытку найти в вековечной теме всепоглощающей любви свои образы, характеры, новые творческие способы их художественного решения.

      Отрадно видеть, что в поэтическом воплощении темы любви эти авторы руководствуются пушкинским кредо – жертвенностью и духовной красотой, что нашло своё выражение в дивной пушкинской «формуле» любви:

                                …Я Вас любил так искренне, так нежно,

                                      Как, дай вам Бог, любимой быть другим…

    Стихи А. Перевозовой – это лирический цикл, воплощённый в жизнеподобных сюжетах: безутешных неразделённых чувствах любви, «свиданий не назначенных букет» («Любовь не выразить словами»), светлой, немеркнущей надежды на обретение женского счастья, которое непременно сбудется:

                                       Не броди по чьим-то снам!

                                       Сердце с болью свыкнется.

                                       Тот, кого ты ищешь, сам

                                       На заре откликнется.

                                                                           («Отцветёт полынь-трава»)

       Лирические откровения А. Перевозовой ритмичны, по характеру исповедальны, в них образ Любви осмыслен как высший дар Божий: вне любви  жизнь утрачивает всякий смысл. Психологически утончённая, порой надрывная, стилистика стихов напоминает поэтическую «школу» великого Есенина.

                                       Любовь мою не выразить словами.

                                       Бессмертная, живая из живых,

                                       Поёт она чужими голосами,

                                       Но ты меня угадываешь в них.

                                                                    («Любовь не выразить словами»)  

    Решая вечную тему любви, Л. Дейнега, напротив, предпочитает открытые, социально окрашенные конфликты и обобщения, её лирический герой готов обнять весь мир и отдать всего самого себя во имя торжества вселенской Любви.

    Будто сгустки клокочущей вулканической лавы извергаются из глубины души поэтессы и прожигают лист холодной, равнодушной бумаги. Может ли бесстрастно воспринимать читатель эти рвущие душу стихи?.. Вопрос риторический.

    В духе классически воспетой К. Симоновым всепоглощающей верной любви («Жди меня») Л. Дейнега славит сильную духом и неподражаемой красоты русскую женщину, которая любит жертвенно, умеет ждать и любить так, как  н и к т о  д р у г о й.

                                          Не долюбила я, не доцеловала,

                                          Когда в тот грозный год вдруг грянула война.

                                          Ей-богу, всё б тебе, я, милый мой, прощала,

                                          Лишь только бы она тебя не забрала…

                                                                                         («Не доцеловала»)

    Стихи Л. Дейнеги ассоциативны, смею предположить, проистекают из лично-автобиографического «материала». Я хорошо знаю Людмилу Марковну с детства, мы с ней почти ровесники, дети одного послевоенного поколения. В нас крепко и навсегда отложилась тяжкая память нелёгкого послевоенного лихолетья. Мы росли и мужали под сильным духовно-нравственным влиянием наших отцов и матерей, которые  мужественно, стоически вынесли суровейшие испытания фронтовых лет, для которых девиз «Прежде думай о Родине, а потом о себе!» играл далеко не последнюю роль в их жизненной романтической устремлённости.

      Поэтесса безоглядно предана патриотическим идеалам старшего поколения, оттого меня особенно растрогали её поэтические «автобиографические» откровения: «Мамин сад», «В старой хате», «Мама» - лучшее самое слово на свете…». В них явственно ощутимы нервно-трепетные, ностальгические мотивы вдохновенных поэтических строк Сергея Есенина

    У каждого из нас прочно хранится в душе тёплая, неизбывная память о своей «старой хате», т.е. родительском доме, где прошли незабываемые  детство и юность. С волнующим образом родительского дома тесно связаны воспоминания школьных лет, добрых товарищей, первый робкий порыв романтической влюблённости… Никогда не забуду слова умной мелодичной песни, которую мы вдохновенно пели в школьном пионерском хоре:

                              Жизнь – это самый серьёзный предмет,

                              Радость найдём, одолеем невзгоды,

                              Красная площадь, весенний рассвет –

                              Вот и кончаются школьные годы... 

 

        Трогательное чувство своей малой родины – Кубани, красота и величие её славной трудовой и героической истории, её люди – скромные труженики и созидатели – всё это стремится воспеть в своих стихах Л. Дейнега, многие из которых по праву переложены на музыку, стали популярными песнями.    

    Благородная, никогда не стареющая тема Великой Отечественной войны, остро востребованная духом и сердцем много переживших и перестрадавших соотечественников, горькая неизбывная память трагического лихолетья в центре внимания Л. Дейнеги, ибо, пока будет жива наша память о славных воинах - победителях, будет жив народ, будет жива страна («Слёзы ветерана»).

    Появление двух поименованных стихотворных сборников - неординарное явление в кубанской поэзии. На сером фоне псевдолитературы, заполонившей книжные прилавки, зачастую сеющей аморализм и пошлость, лучом света и надежды было и остаётся подлинно поэтическое слово, возвышающее душу и облагораживающее сердце.

Владимир Юдин,

Тверь

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Александрович Юдин
Памятная книга о казаках
Н.Д.Спицын «Казак о судьбах казачьих» (Майкоп, 2020 г.)
24.11.2024
Предсказание Сталина
Размышления о причинах актуальности наследия советского вождя
01.11.2024
«Мне писать, как дышать…»
О стихотворном сборнике Натальи Поколоды «Вровень с правдой», Краснодар, 2023
15.08.2024
Когда говорят пушки – музы не молчат…
14-й фестиваль патриотической авторской песни и поэзии «Псебай – жемчужина Кубани»
07.07.2024
Не позволяй душе лениться!..
О творчестве Маргариты Порываевой
21.06.2024
Все статьи Владимир Александрович Юдин
Александр Сергеевич Пушкин
«Пушкин умножает мощь русского оружия»
В болезненном мороке и оголтелой злобе на Украине вновь снесли памятник поэту
27.11.2024
«А ныне только лишь слова»
Печалит, что государство и общество не откликается на запрос народа, выбравшего «Словом года» – Пушкина
23.11.2024
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
«Продвижение в массы» сказочной нечисти – продуманная кампания по дальнейшей дехристианизации и дезориентации остатков православного русского народа
19.11.2024
«...В России Пушкин длится»
Русская поэзия в журнале «Берега» (5, 2024)
06.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
ВРНС – инструмент единения русского народа
Новый комментарий от Игорь Ал
27.11.2024 21:37
Какое «собирание народов», если под угрозой существование России?!
Новый комментарий от Константин В.
27.11.2024 21:30
Предсказание Сталина
Новый комментарий от Русский Иван
27.11.2024 21:29
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Русский Иван
27.11.2024 20:55
Церковь всегда одна
Новый комментарий от Алекс
27.11.2024 16:58
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
27.11.2024 16:52