Бабка Васюта

Из записок «По дороге домой»

 

А.М. Корин. Старуха у окна

 

Соседями у нас была семья Панютиных. Трое детей, сами хозяева и старики: дед Вася и бабка Васюта.

По правильному она была Василиса (не думаю, что Васса), и по молодости эта пара: Василий и Василиса, наверное, была не самой не завидной.

Но я их помню в старости. Дед  Вася занимался лошадью, еще чем-то по хозяйству, но уже не был основным работником, стал дряхловат и потом даже немного чудаковат.

А на бабке Васюте держалось всё в доме. Жизнь её уже подсогнула, двигалась она небыстро, но бодро и исполняла все женские дела по дому и за его пределами.

Бабкой мы звали её не со злобы, а потому что «бабушками» звали своих, родных, а чужих – бабками.

Бабка Васюта никогда нас не ругала, когда мы ходили смотреть к ним телевизор, и, наверное, с нашей обуви стекала и отваливалась обильная грязь. Никогда  у нас в семье «за глаза» о ней не говорили ничего плохого.

Ничего не делающей, сидящей на скамейке с другими бабами и бабками, я видел её только на Пасху. В этот день необязательную работу никто не делал, стирку не затевал.

А вот один раз она увиделась мне особенным образом.

Августовским тихим днём, после обеда, её младший внук Витька, который был старше меня на четыре года, вместе с дедом Васей запрягал коня Тумана в телегу, подкладывал для мягкости сенца, брал с собой меня, и мы ехали на станцию Арбузово встречать с рабочего поезда бабку Васюту.

Ехали «с ветерком». Когда мы были одни – шагом лошадь у нас не ходила, а бежала «трушком», рысью или даже «холопом». Правда при последнем способе можно было разбить телегу или задние ноги лошади. И тогда она от боли могла начать «трепать». Мать рассказывала, как по молодости  её «трепала» Агрономка. А я эту лошадь знал уже как самую тихую, мирную и безобидную, на ней впервые малыми детьми садились верхом.

Туман был конь здоровенный, с характером (мог и лягнуть, а то и укусить), и «хлобоздинки» (хворостинки, длинной палки) для него нам было не жалко. Хотя, конечно, зря мы его не обижали.

Когда мы встречали поезд, то из него спускалась бабка Васюта и несколько её подруг в свежих платочках и в тёмных платьях с кошёлками.

Они забирались («залазили») на телегу («повозку»), и мы трогались. Но уже не быстро, а шагом или слегка потрушивая. А я получал из худющих рук бабки Васюты яблоко.

Никогда я не видывал такого яблока: крупное, красное по бело-бледно-зелёному фону. И с каким-то особым незнакомым запахом. Не помню: сразу ли я его съедал или довозил до дому? Скорее всего, съедал по дороге, не мог, наверное, утерпеть.

На нашем хуторе у всех были сады. Но у нас сладких летних яблок не было, только кислые или с кислинкой: антоновка, «боровинка», «фунтовка» и «штрефель».

У Панютиных были и сладкие яблоки: «конфетка», белый налив, павловка, дубовка, но мы не дожидались их спелости. Ели кислятиной чуть ли не от завязи, и у нас никогда не болели животы, никого не «прохватывал» понос, а о дизентерии мы никогда не слышали, и нас этой болезнью никто из взрослых не пугал.

Но таких яблок, какое дала мне бабка Васюта, я никогда нигде не видывал и не ел, а окрестные сады и их состав к тому времени изведал хорошо.

Не знал я тогда, что на календаре было 19 августа – праздник Преображения Господня или Яблочный спас. Что бабка Васюта была верующим человеком, что яблоко, которое так поразило меня, было освящено и не где-нибудь, а в единственном на многие десятки километров незакрытом и неразорённом храме в честь святой равноапостольной мироносицы Марии Магдалины в городе Дмитриеве. И что именно в этом храме крестили и меня.  Когда мы приезжали в Дмитриев, то никогда не ходили в ту сторону и даже туда не глядели, там для нас не было ничего интересного: кладбище да храм.

А бабка Васюта – не только освящала яблоки, но и была на службе. И вполне вероятно, что исповедывалась и причащалась. И это каким-то образом ощущали и мы, ничего об этом не знавшие и не понимавшие.

И мы с Витькой Панютиным на обратной дороге особенно не погоняли Тумана, не догадываясь, что тем самым мы не торопились растрясти этот мир, который привезли старухи.

Они где-то сходили по дороге. Домой приезжали мы втроём.

Было ли это раз или два-три – я не помню.

Но остался со мной тихий  день, нежаркое уже предвечернее августовское солнышко, хрустящий песок под колёсами телеги, Туман, помахивающий хвостом и это яблоко, которое передала мне бабка Васюта, как напоминание оттуда, где меня помнят, любят и терпеливо ждут…

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Александр Каплин
Ягода-земляника
Из записок «По дороге домой»
12.11.2020
«Дай нам Бог последнего смиренья…»
К 70-летию Владимира Алексеевича Воропаева
12.11.2020
Будь не с Брёховки, а – с Харасеи
Из записок «По дороге домой»
06.11.2020
Бабка Васюта
Из записок «По дороге домой»
11.10.2020
Все статьи Александр Каплин
Последние комментарии
«Человечество втягивается в "светлое цифровое будущее"»
Новый комментарий от Андрей Козлов
03.12.2020 12:07
Коммунисты сохранили в народе способность верить
Новый комментарий от Владимир Николаев
02.12.2020 11:57
Добровольный мученик и гордец
Новый комментарий от Андрей Козлов
02.12.2020 11:33
«Избавиться от затёртых шаблонов не получилось»
Новый комментарий от Владимир Николаев
02.12.2020 07:47
Вечная память
Новый комментарий от Владимир Николаев
02.12.2020 05:04