Как мы сообщали, в Тобольске состоится чин освящения Поклонного креста в память о Ермаке Тимофеевиче. Сегодня рассказываем о подготовке этого торжественного события.
***
Еще в августе месяце в парке «Ермаково поле» в окрестностях Тобольска должен был появиться каменный крест в древнерусском стиле в память о тех, кто сумел расширить российские пределы далеко на восток. Памятный крест Ермаку и его дружине.
Ведь со смотровой площадки на обрыве здесь открывается вид на Чувашский мыс – сакральное место русской истории. Именно на этом месте в конце октября 1581 года произошло знаменитое сражение отряда атамана Ермака с войском сибирского правителя хана Кучума. 500 казаков разгромили 10 000 ханских воинов, начав новую славную главу в истории нашей страны.
Автором монумента, подобного тем, которые наши предки ставили на местах сражений, призывая к молитве за погибших воинов, стал московский скульптор Сергей Мильченко. Традиционный канонический крест он дополнил изображением Ангела, который, словно божественное провидение ведет Ермака за руку в Сибирь. На обороте креста надпись: «Ермак великий казак сибирский, от Бога пришел, Богом был ведом и Бога после себя оставил в сердце русского народа, открыв нам силу веры и силу духа». Эта цитата из летописи - напоминание о главной миссии, которую осуществила дружина Ермака. Присоединение Сибири к России позволило открыть местным языческим народам свет христианской веры.
Воплотить в камне столь грандиозную идею помогла тюменский предприниматель Ольга Мокринская. Для композиции по совету скульптора был выбран финский гранит. Крест и постамент из рваного красного гранита - символ трудного пути дружины Ермака в Сибирь - были готовы к намеченному сроку. Крест предполагалось открыть в день 435-летия со дня гибели Ермака. Его решили установить на подходе к часовне в честь великомученика Димитрия Солунского, выстроенной в стиле храмов домонгольской Руси.
- Это и православная часовня, и одновременно символ российской государственности. Считается, что в день Димитрия Солунского Ермак «взял» Сибирь, и с этого времени российская государственность мощно устремилась вверх. И государственность нашу не повалить, не сломать, - поясняет руководитель благотворительного фонда «Возрождение Тобольска» Аркадий Елфимов. - Памятный крест должен встать рядом на подходе к часовне и это будет один мощный ансамбль.
Но это доброе начинание неожиданно встретило массу препятствий. Осуществиться в срок ему было не суждено - помешал короновирус. А кроме того, вокруг креста разгорелась настоящая битва. Битва за нашу память - точнее, за наше право на нее.
«Очередной монумент атаману Ермаку» вызвал недовольство некоторых представителей тюменской татарской общественности. Они обратились к председателю Тюменской областной думы Сергею Корепанову, губернатору Тюменской области Александру Моору, а также главе Тобольска Максиму Афанасьеву с просьбой «остановить провокационные действия господина Елфимова, направленные на разжигание межнациональной розни, нарушение стабильности в отношениях между народами в сегодняшних непростых условиях».
«Сегодня свершается новое деяние духовного родства с нравственным запасом многих поколений благочестивых предков, а именно – труды по созданию и установлению в Тобольске Поклонного Креста от благодарной России Ермаку и его дружине. Слышал, что есть и те, кто, вероятно, по недоразумению, сему противится, вот и думается: как же так, никто мне в далёком и чужом краю – на мысе Горн – не мешал ставить Крест Православный, а здесь, где сам Господь велел, появляются «сомневающиеся»?», - высказал в письме к главе Тобольска свое очевидное недоумение таким поворотом событий наш великий современник Федор Конюхов.
Председатель Союза писателей России Николай Иванов в своем письме подчеркнул особую роль Ермака в российской истории: «Ермак - это глубинная история России, благодаря ему началось присоединение Сибирских земель, где проживают более 200 национальностей и малых этносов. Именно распространение Российской государственности на эти территории прекратило межплеменные распри, а проживающие здесь народы получили возможность приобщиться в том числе и к европейскому просвещению. Отрицание подобного факта как раз и делает из людей Иванов, родства на помнящих».
На адрес Фонда пришло множество писем со словами поддержки - от самых разных людей со всего мира. Более 80 обращений поступило только от казаков “Союза казаков-Воинов России и Зарубежья”. Многие высказали свое мнение в СМИ.
Организации, которые взялись говорить от лица всех сибирских татар, их мнением даже не поинтересовавшись, тоже развернули информационную кампанию. Весьма агрессивную, что характерно. Ведь даже свое обращение к властям они начинают с предупреждения о «тяжелых социальных последствиях», возможных в случае если их требования не будут выполнены:
"Как видно по ситуации в мире, непродуманные действия могут привести к тяжёлым социальным последствиям. Власти и обществу необходимо вместе продвигать проекты, консолидирующие народы, а не противопоставляющие их друг другу. Надо выбирать для памятников знаковые исторические личности, воспитывающие новые поколения в духе мира и созидания, а не войны и раздора. Памятники в юбилейный год победы (авторская пунктуация сохранена) над фашистскими захватчиками надо ставить тем, кто героически защищал своё Отечество от врагов, а не тем, кто нападал на чужое государство"
Аргументация подписавших это близкое к ультиматуму заявление представителей Национально-культурной автономии сибирских татар в Тобольске и татарской общественной организации «Наследие», не выдерживает никакой критики.
Во-первых, никакого «нападения на чужое государство» не было.
«Еще в 1555 году прибывшие в Москву послы правителя Сибирского юрта Едигера передали Ивану Грозному просьбу их государя о покровительстве. После долгих переговоров этот вопрос был для них решен положительно, и в 1557 году к титулу русского царя прибавился еще один — «всея Сибирския земли повелитель» (после чего, по представлениям той эпохи, территория Сибирского ханства уже могла на законных основаниях считаться присоединенной к Московскому государству…). Однако в 1563 году при поддержке Бухары и ногайцев Сибирский юрт захватили братья Ахмад-Гирей и Кучум, при этом правившие им вассалы Москвы Едигер и его брат Бекбулат были убиты, а внешнеполитический курс их государства резко поменялся, особенно после того, как Кучум в 1569 году стал единоличным правителем своего ханства. Первое время он еще сохранял вассальные отношения с Москвой, но, узнав о ее сожжении при очередном крымском набеге (в 1671 году), разорвал их и активизировал антирусскую политику, - напоминает в своей статье кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН специалист по сибирской истории Николай Никитин.
С ним солидарен историк и публицист Егор Холмогоров: «поход Ермака не был "завоеванием" Сибири. Это была деоккупация присягнувшей русскому государю еще в начале XVI века Сибири от оккупировавшего её Кучума, ставленника среднеазиатских бухарских Шейбанидов. Очевидно, враги Ермака это те, кто хотел бы исторгнуть Сибирь из России с тем, чтобы вновь отдать её под среднеазиатскую оккупацию. Именно так этих сепаратистов и следует понимать».
Да, именно так - разгромленный Ермаком хан Кучум, чью память представители вышеупомянутых татарских организаций настойчиво предлагают увековечить, вообще-то был иностранным завоевателем Сибири! А Ермак напротив защищал свое отечество от враждебных посягательств. С 1572 по 1582 год кучумляне, среди которых были и родичи хана, совершили несколько опустошительных рейдов по русской территории. Они разоряли русские поселения по Чусовой, Сылве, Косьве, Каме. Осаждали даже Чердынь — главный город Пермского края, а Соликамск захватили и сожгли, вырезав почти всех жителей.
«Кучум был Чингисидом (одним из потомков Чингисхана) и воцарился на сибирском престоле благодаря иностранной поддержке, придя в Сибирь из Бухары. Так что и Ермак, и Кучум — оба «завоеватели», оба для сибирских татар чужаки, но разница между этими «покорителями» принципиальна. Ермак «напал» на Сибирское ханство, чтобы пресечь набеги на русские земли с его территории, подчинив ее Московскому государству. Кучума же никакие набеги «сибирцев» на Бухару не беспокоили (ввиду их отсутствия), и он захватил Сибирский юрт лишь для того, чтобы сделать его своим владением и всемерно расширять, в том числе в западном направлении. А методы правления Кучума своим ханством наглядно демонстрируют картинки из Ремезовской летописи (относящиеся к «статьям» 26 и 28). На них показана расправа «сибирского царя» над «абызами» и «волхвами», предсказавшими ему военное поражение. Особенно впечатляют изображения голых людей, привязанных за ноги или за руки к хвостам мчащихся по лугу лошадей», - уточняет Николай Никитин.
Но об этом председатель национально-культурная автономии сибирских татар Файзия Марганова, в одном из своих интервью заявившая: ««Очень много страданий причинил Ермак сибирским татарам, а его сделали героем. Но история вещь упрямая, на генном уровне татары об этом помнят. И постоянно напоминать, что их завоевали, и не думать о чувствах этих людей не очень хорошо», разумеется, не вспоминает. Зачем? Дело прошлое…
Равно как и о том, что этому гостю из Бухары, в Сибири, мягко говоря, были совсем не рады.
Исследование известного историка, профессора и заслуженного деятеля науки Российской Федерации Руслана Скрынникова «Сибирская экспедиция Ермака» повествует: « Кучум в 1563 г. нанес поражение Сибирскому «царству» и приказал умертвить попавших в плен Едигера и Бекбулата… Семь лет Кучум вел кровавую борьбу с непокорной знатью и с племенными князьками, прежде чем добился от них покорности. Местное население не сразу свыклось с переменой. Оно видело в Кучуме завоевателя и узурпатора и повиновалось ему, как заметил еще [проезжавший в XVIII веке по Сибири] А. Н. Радищев, «из одной только боязни, как то бывает всегда в завоеванных землях».
О том, что на сибирские территории вообще-то имели виды англичане, представители татарской общественности тоже напрочь позабыли. А это также объективный исторический факт. Англичане с 1553 года начали активные действия в сибирском направлении. Английские купцы учредили "Общество купцов-предпринимателей для открытия стран, земель, островов, государств и владений", которое занялось разведкой пути в Китай через Сибирь. И удивительно вовремя появился хан Кучум, который захватил власть в 1563 году и убил присягнувшего русскому царю хана Едигера... Сибири явно готовилась участь английской колонии. Но этому в последний момент успел помешать Ермак.
Как англичане обходились с коренными жителями интересующих их территорий, напоминать, наверное, излишне. Для иллюстрации достаточно одного факта - после того как Россия продала Аляску США, то за 2 года население Аляски уменьшилось в 2 раза!
В России отношение к жителям новоприсоединенных земель было совсем иным: «Ермака, как человека воссоединившего земли, некогда входившие в одно государство – Золотую Орду, выставляют в качестве организатора геноцида народов Сибири. При этом всячески забывают исторический факт того, что сибирские этносы следом за разгромом войск хана Кучума добровольно перешли под власть Москвы. Видимо не так сладко им жилось под управлением этого Шибанида. Хотя дети и потомки Кучума были обласканы царскими властями. Им отдали Касимовское царство, впоследствии присвоили титул князей Сибирских, роднились они с семьями родственными царю», - напоминает кандидат исторических наук, советник Верховного Атамана Союза казаков-воинов России и Зарубежья Антон Бредихин.
А вот еще одно весьма красноречивое напоминание. «Знают ли люди, утверждающие, что Ермак и русские - завоеватели, что до 1917 года в Сибири русские хлебопашцы, переселенцы арендовали землю, покосы и пашни у местного населения, в т .ч. у сибирских татар. И это политика была повсеместная! И при этом кто-то может представить, что англичанин в Индии платит аренду индусу? Надо не забывать, что мировая история показывает, как целые континенты зачищались от коренных народов. Но это не русская история!», - констатирует Аркадий Елфимов.
Так что, по справедливости установить памятник Ермаку и его дружине стоило бы татарам. Но они предпочитают поливать Ермака грязью, не стесняясь в выражениях.
— Это какая-то эпидемия памятников царям, разбойникам или завоевателям. Почему бы не поставить памятники великим ученым, мыслителям, общественным деятелям, которые показали себя с наилучшей, гуманистической стороны? Нет, надо поставить тем, у кого руки по локоть в крови!. Ермак — это кто? У него вообще-то криминальная биография, - демонстративно возмущается депутат Госсовета РТ, литератор Ркаил Зайдулла.
Однако исторические факты, приведенные в статье Никитина, опять же утверждают обратное:
«Во-первых, пока не найдено ни одного документально обоснованного подтверждения версии о его занятиях грабежами и разбоями (с чем согласился даже немецкий историк Дитмар Дальман — при всем его, мягко говоря, критическом отношении к «покорителю Сибири»). Вместе с тем давно известно заслуживающее доверия сообщение о службе Ермака в царской армии на фронтах Ливонской войны.
Во-вторых, его поведение на территории Сибирского ханства совершенно не соответствует расхожим понятиям о «злодее-кровопийце»… Ермак проявил себя в ходе сибирской кампании и как выдающийся военачальник, и как человек с государственным мышлением, не раз демонстрировавший незаурядный дипломатический талант, благородство и гуманное отношение к побежденным. Он быстро нашел себе союзников не только среди недовольного Кучумом ханты-мансийского населения, но и среди татар, освободил от уплаты ясака впавшее в нищету племя туралинцев, принял «с честью» плененного «царевича» Маметкула, несмотря на то, что тот погубил немало русских людей по обе стороны Уральских гор. Да и смерть Ермака связана с приведшим его в ловушку порывом освободить бухарских купцов, якобы задержанных Кучумом на Вагае».
Один из лучших специалистов по истории России XVI-XVII веков Руслан Григорьевич Скрынников называл Ермака "одной из самых примечательных фигур в русской истории.
Впрочем, популярный писатель и историк (специалист по палеолиту Енисея) Андрей Буровский знаковую роль Ермака в истории нашей страны попросту отменяет: «Он завоевал Сибирь? Вовсе нет. Сибирь подвели под «высокую государеву руку» совсем другие люди – воеводы, которые строили крепости, и брали на службу местных жителей, в том числе татар».
Ермака господин Буровский в обход исторических фактов именует не иначе как «нанятый Строгановыми разбойник» и утверждает: «Ермаку мы не обязаны ни основанием городов, ни «прекращением главных и важных смут…». О том, что сибирские воеводы вообще-то продолжали начатое Ермаком на территории, которая стала российской именно благодаря ему, почему-то ни слова…
Весомых контраргументов не нашлось и у кандидата исторических наук, председателя «Совета Национально-культурной автономии сибирских татар Тобольска» Зайтуны Тычинских: «Тюменская область — многонациональна. С того момента как русское население начало осваивать эту территорию — и коренные народы, и приходящие сюда люди (русские, казанские татары, чуваши, немцы и прочие народы) жили достаточно мирно. Но в последние годы стали фетишироваться определенные образы и личности. Зачем вытаскивать из глубины веков образы, болезненные по всем параметрам коренному татарскому населению? Надо стараться сглаживать болезненные ситуации, нивелировать острые моменты.». Никаких исторических фактов - только общие фразы. Потому что все факты свидетельствуют вообще-то об обратном.
Если взглянуть на эту странную ситуацию в контексте прочих событий этого года, отслеживается одна тенденция. Не внушающая особого оптимизма.
В июне в Адлере, на месте первого русского форта, построенного в 1837 году, открыли памятный знак, посвященный русским солдатам, сражавшимся на Кавказе. И тут же нашлись те, кого это возмутило. С протестом выступила Общественная палата Абхазии и группа черкесских активистов. Меньше чем через две недели после открытия памятного знака администрация Сочи отменила согласование его установки и демонтировала монумент.
Вдохновленный успехом Кабардино-Балкарский правозащитный центр потребовал демонтировать в северокавказских регионах все памятные знаки, посвященные участникам Кавказской войны, воевавшим на стороне Российской империи, и убрать из муниципальной топонимики имена россиян, чьи имена связаны с присоединением Кавказа к России.
Ведь прецедент создан.
А там недолго и до переписывания истории. Примеры уже имеют место быть.
«Новости сообщают: «Гибель сотен испанцев и тысяч их союзников тласкаланцев (индейских племён, враждебных ацтекам) вошла в историю как «Ночь печали». В Мексике заново оценили важное историческое событие 500-летней давности. Битву между испанцами и ацтеками под названием «Ночь печали» официально переименовали в «Победную ночь». Отныне мексиканцы будут трактовать важное событие времен конкисты не как поражение испанцев под предводительством Эрнана Кортеса, а как победу ацтеков…». Занавес. Железный, свинцовый, непроницаемый занавес обрушился на глаза и головы десятков миллионов людей. Похоже, он зацепил кого-то своим краем и через океан», - пишет журналист Виктор Антонов.
Очень точно отмечено - зацепил, причем ощутимо. Стремление установить памятник выдающемуся историческому деятелю уже вызывает у некоторых историков искреннее недоумение…
Автор статьи «Поход Ермака в Сибирь как исторический факт и феномен исторической памяти» завершает ее следующей сентенцией: «Откуда стремление снова и снова увековечивать Ермака, дополняя созданный стараниями русских историографов живописцев и скульпторов XIX века образ новыми героическими чертами? ..вопрос о том, почему в начале XXI века продолжает господствовать тенденция к подобной мифологизации , тенденция к увековечиванию людей в доспехах и с оружием в руках заставляет задуматься о состоянии нашего общества».
Вообще-то именно такие люди - люди войны - и творили нашу историю, но их, получается, «пора сбросить с парохода современности»? Такими темпами очень просто превратиться в цивилизацию манкуртов. Не этого ли от нас хотят?
Не случайно политолог Михаил Ремизов в интервью газете ВЗГЛЯД высказал свою обеспокоенность нынешним развитием событий: «Очевидно, что создание страны происходило не бесконфликтно. Но именно потому, что состоялся сибирский поход атамана Ермака, что были военные кампании на Северном Кавказе, сегодня эти территории являются частью единой страны. Если мы отказываемся от того, чтобы уважать тех, кто сделал это возможным, значит, мы отказываемся уважать саму нашу страну. Это не вопрос межэтнических отношений русских с татарами, это вопрос лояльности к российской государственности».
И если подобные демарши будут поощряться представителями местной власти, последствия могут быть действительно тяжелыми:
«Тем самым поощряется, распространяется и укрепляется уверенность в том, что так и есть – русские в Сибири, в Поволжье, на Урале и Кавказе – чужие, завоеватели, не коренные, второсортные, не имеющие прав, а только историческую вину и неоплатные долги, и обязанности. Но что еще хуже, одновременно прививается чувство вины самим русским людям. Нас пытаются лишить гордости за наше прошлое, чтобы тем самым лишить уверенности в настоящем. А народ, не чувствующий себя уверенно, лишенный нравственных и исторических опор, закомплексованный чувством вины, становится податливым и незащищённым. Его легко можно убедить отказаться от своих ценностей, навязав чужую культуру и мировоззрение. Над ним можно ставить эксперименты, бесконечно «исправляя» и направляя куда угодно, - подчеркивает православный публицист Константин Новиков.
Налицо наглядный пример применения общеизвестной формулы: «Разделяй и властвуй»...
Да, кстати, председатель совета РТОО «Наследие» по Тюменской области Луиза Шамсутдинова гневно заявившая: «Елфимов продвигает разные идеи и проекты, которые идут не на консолидацию, а на разделение народа», приглашала на свои мероприятия в Тюмень «бабушку татарского сепаратизма» Фаузию Байрамову из Казани. Даму, дважды осуждённую по ст. 282. ч. 1 УК РФ (разжигание межнациональной розни), и назвавшую в своё время войну гитлеровской Германии против Советского Союза «освободительной миссией германского национал-социализма», провозгласив: «Настолько велико было стремление татарских мужей к свободе, к восстановлению утраченной независимости, что они ринулись с помощью Гитлера рвать оковы 400-летнего рабства».
А в любой из книг альманаха «Тобольск и вся Сибирь», который издает фонд, возглавляемый Аркадием Елфимовым, о выдающейся роли татар и других сибирских народов в приращении мощи Государства Российского говорится буквально в каждом разделе.
Выводы очевидны.
Но тем не менее, продолжают появляться весьма странные заявления:
«Если про «патриотизм», то могу сказать одно – будь я шпионом и «агентом
влияния» враждебной России иностранной державы, я бы активнейшим
образом поддерживал постановку памятника Ермаку.
И уже не из-за его личных черт и не из-за его места в истории. А потому,
что постановка этого памятника – раскол. Поставим этот памятник –
оттолкнем от себя если не всех, то многих сибирских татар. На данный
момент – вполне лояльных граждан нашего общего государства. Тем самым
покажем татарам – вы не «наши». Вы – покоренные враги. Мы морально
поддерживаем преступления Ермака.
Посеять смуту – это ли не мечта любого врага, любого подрывного
центра? Так на кого работаете «патриоты»?», - вопрошает в своей статье господин Буровский.
Специалисту по енисейскому палеолиту, судя по всему, ввиду объективных причин неизвестна одна немаловажная деталь, которую подчеркивает в своей статье знаток сибирской истории Никитин: « Заслуживает внимания и тот факт, что в XVII веке сами же татары фактически обожествили Ермака: по их преданиям, от его тайной могилы исходил только им видимый свет и земля с нее имела целебные свойства. Нынешние представления сибирских татар о Ермаке — это уже продукт новейшего времени».
Кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории Института социально-гуманитарных наук ТюмГУ Сергей Туров на основе изучения архивных документов и татарского фольклора также подтверждает, что в дореволюционную эпоху Ермак в Сибири был сакральной фигурой и для татар, и для русских. Стоит наверное, отдельно повторить - и для татар, и для русских.
В опросе, опубликованном на сайте деловой газеты «Взгляд» 84 % проголосовавших сочли разжигающими межнациональную рознь действия тех, кто выступает против установки памятника в парке «Ермаково поле». И это неудивительно - в России Ермак всегда был знаковым героем. Не случайно именно его именем в начале прошлого века назвали небывалый корабль - первый в мире ледокол арктического класса…
Реально противников у памятника немного - меньше 1%, но они громко требуют пересмотра нашей общей истории. Так неужели в угоду им нам всем следует вычеркнуть из истории того, кто в свое время сделал Московию Россией? Отказаться от памяти?
Очень хочется верить, что здравый смысл все-таки возобладает, и в парке, созданном Аркадием Елфимовым и его единомышленниками на месте заброшенного дома отдыха в окрестностях Тобольска наконец будет установлен Памятный крест Ермаку и его дружине. В память о прошлом, в надежде на будущее. Ведь у тех, кто не помнит своего прошлого, будущего нет в принципе….
Елена Мачульская, Омск