Покидая одну из многоэтажек Московского района Твери, я обернулся и нашёл глазами четвертый этаж. В окне Одуванчик, понимая, что я его вижу, неистово начал радостно махать руками, быстро их перекрещивая… Неожиданно на заднем фоне появилась улыбающаяся мама Одуванчика – Светлана… Так закончился мой визит в эту счастливую многострадальную семью. Но, уезжая, мозг сверлила одна мысль об Одуванчике: «Он - взлетит! Он обязательно избавится от этих проклятых чёрных капель!». Но, почему, собственно, Одуванчик, а не Ваня? О, это целая история…
Нынешним летом, так случилось, что мне довелось несколько раз выезжать в Торжок, Осташков, Вышний Волочек… По дороге из Твери, где-то через полчаса езды, в одной из деревень я увидел мальчонку, лет восьми, на инвалидной коляске. Что, казалось, особенного? Бегала вокруг него, почти ровесница, девчонка, и всю эту детскую возню громко облаивал щенок шариковой породы, придавая ей эдакий оттенок безмятежности. Ну, и что здесь особенного? А – ничего! Только вот, копна волос у мальчугана, непроизвольно заставила водителя нажать на педаль тормоза: «Вы только посмотрите! Настоящий Электроник из фильма!». Я присмотрелся, естественно, нашел сходство с шоферскими утверждениями, но для меня эта роскошная шевелюра малыша-инвалида, больше ассоциировалась с образом на октябрятской звёздочке, которую всё моё поколение с гордостью носило в середине шестидесятых на лацканах школьных пиджачков.
Так мы познакомились с восьмилетним Ваней – человеком уже с устоявшимся характером и грустными (до комка в горле!), не по-детски добрыми глазами… Дело в том, что Ваня серьёзно болен – врожденный церебральный паралич ударил, в основном, по нижним конечностям. Этот страшный вердикт определили медики еще в роддоме, а педиатр посоветовал, не откладывая, провести новорожденному лечебный курс из десяти уколов. Растерявшуюся в этой ситуации роженицу Светлану поддержали муж Виталий и мама, Зинаида Петровна. Пораженная событием с дочкой, Зинаида Петровна сочла для себя главной духовной обязанностью ежедневно посещать храм... Настоятель, отец Никодим, заметил паломницу решил с нею пообщаться.
Сегодня Зинаида Петровна со светлыми мыслями вспоминает беседы с отцом Никодимом, а его участие в судьбе Вани обозначено Божьим Промыслом: отец Никодим для нашего Одуванчика является крёстным отцом. Вы бы посмотрели на их сегодняшние отношения! О.Никодим уже дважды проиграл Ивану в шахматы, а потому воскресная школа при храме ждёт Одуванчика!. Крестный отец и крестник прекрасно понимают, что в рамках воскресной школы им встречаться мало. Потому-то и общаются в дни, которые захотят, в дни, когда этого потребует душа.
Молодой папаша в период понимания родовой проблемы начал занимать деньги у знакомых, а бабушка отнесла в скупку свои золотые и серебряные украшения, которые многие годы обретала как подарки от семьи, работников по службе… Всегда считала – пусть три комплекта серёжек и два кольца, - но это все для дочери Светоньки… Так, собственно, и вышло - курс-то оказался недешёвым – один укол импортного лекарства стоил 18 тысяч рублей. Кто сейчас может сказать – нужен ли был тогда этот лечебный курс? После восьми прожитых лет Света на этот вопрос отвечает однозначно – конечно, был нужен! Болезнь наверняка тогда была блокирована и паралич не распространился по детскому организму. «Да, да, да!» - вторит дочери Зинаида Петровна. Вот только молодой папа не выдержал испытаний – когда Ванечке исполнился годик, он однажды пошёл на работу и …не вернулся. Через месяц, забирая личные вещи, что-то лопотал: «Понимаешь, ну не могу я так… Не могу… Я буду помогать… Но не могу!». Светлана, прижимая малыша к груди, отвернулась к окну, за которым шёл не просто дождь - ливень! Кто бы мог подумать тогда, что этот обильный дождь станет для Ванечки нравственным талисманом, критерием сердечной доброты и душевной щедрости…
Бабушка, Зинаида Петровна, жила в деревенском домике, а Света с Ваней – в Твери. Для Вани такой расклад событий – просто удача! Летом – на бабушкиных блинчиках и сырниках, коровьем молочке, козьей брынзе… Но главное, Ваня в деревне пристрастился к рисованию! Часто после завтрака он просил: «Бабушка, ты подвези меня на луг заднего двора – там такие виды, ты не представляешь!» В этот период у Вани инвалидная коляска была в самом современном исполнении – областной фонд социальной защиты учел все пожелания и ребёнок мог не только комфортно передвигаться, но и еще иметь перед собой мольберт и краски. Хотя Ваня красками пользовался редко – для него желаннее всего были чистый лист ватмана и цветные карандаши. (Кстати, четыре пейзажа, которые мне подарил Ваня, я обязательно отправлю на один из конкурсов, которых, по счастью, в России великое множество. – Б.А.)
Может возникнуть вопрос: а как государство помогает таким, как Ваня? Ну, понятно – дали современную инвалидную коляску, ежемесячно выплачиваются денежные пособия, которые с каждым годом индексируются, территориальные центры берут таких детей на учёт, с ними проводятся различные мероприятия, которые подтверждают государственный постулат: вы, дорогие наши, являетесь полноценными членами общества! Ну, а дальше-то что? Что дальше? А дальше…
Чтобы не быть многословным, приведу одно официальное сообщение, подготовленное пресс-службой Правительства Тверской области: «На заседании правительства региона, которое провёл Игорь Руденя, обсудили новый проект по повышению эффективности предоставления услуг детям с ограниченными возможностями здоровья и семьям, их воспитывающим, включая организацию сопровождаемого проживания «Дорога к дому». Проект направлен на развитие технологий, которые позволят заменить услуги, представляемые детям в стационарных учреждениях. Игорь Руденя отметил, что дети с ограниченными возможностями здоровья должны быть вовлечены в образовательный процесс, получать качественные социальные и медицинские услуги. Например, для детей-инвалидов, по желанию семьи и возможностям, будут организованы домашние микрореабилитационные центры. Для этого будет приобретено все необходимое оборудование и специалисты смогут проводить занятия с ребятами на дому, а так же информировать родителей, как проводить реабилитационные мероприятия в домашних условиях.…
Также на базе учреждений культуры для семей, воспитывающих детей-инвалидов, будут организованы программы выходного дня. В 2020-2021 годах на реализацию мероприятий будет направлено 24,9 млн.рублей. Из областного бюджета на эти цели направят 14 миллионов рублей. Еще 10,9 миллионов рублей составят средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации».
Такое одобрение Правительством области социального проекта не говорит о том, что близятся к закрытию Кашаровский детский дом-интернат, Тверская школа-интернат №1 или другие лечебно-оздоровительные учреждения подобного рода. Здесь речь о другом. Нужно внимательно изучить судьбу, настроение и заболевание каждого ребёнка и решить главный вопрос: где малышу будет лучше во всех отношениях – дома или в интернате? Сразу пояснение: дома - только проживание, а все необходимые реабилитационные процедуры проводятся исключительно под наблюдением специалистов. И здесь мы, вольно или невольно, касаемся самого сокровенного – душевных переживаний ребенка. Показательно в этом отношении откровение учителя-логопеда Натальи Геращенко: «Для меня всегда очень сложным, в нравственном понимании, является прием новеньких в наш интернат. Помню, во время моего дежурства, пришлось оформлять двух семилетних малышей из Вышнего Волочка. Один из них, Алёша, был весёлый, общительный, но, сдавая свой чемоданчик в камеру хранения, тихонько спросил у меня: «А можно я с собой возьму халат?» Действительно, вытащил из самого донышка чемодана ситцевый женский халатик, наверное, тайно взятый из дома. На мой вопрос заговорщицки прошептал на ухо: «Я его покладу на подушку и мне приснится хороший сон. Он мамой пахнет…»
Подобные детские душевные переживания хорошо известны М.А. Раковой, директору Торжокского реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями. Прежде чем возглавить это уникальное по сути учебно-воспитательное заведение, Маргарита Александровна обретала жизненный и профессиональный опыт педагога в Ладьинской школе, много лет была ответственным секретарём комиссии по делам несовершеннолетних при Торжокском райисполкоме, почти пять лет работала директором детского приюта… Поэтому внимательно прислушиваются к её советам и воспитанники центра, и их родители.
- Считаю программу «Дорога к дому» своевременной и полезной,- делится своими впечатлениями от нововведения Маргарита Александровна.- Она включает в себя комплекс мер по предоставлению социальных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья. Проект реализован благодаря победе региона в прошедшем году в конкурсе Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Скажу откровенно: работа нам знакома, мы и раньше очень внимательно относились к каждой детской судьбе. Проект «Дорога к дому» координирует наши действия в этом направлении, а значит и улучшает конечный результат. Наша работа нацелена прежде всего на то, чтобы человек, прошедший реабилитацию в центре, мог спокойно адаптироваться в повседневной жизни, чувствовать свою полезность для общества. Убеждена, что у программы «Дорога к дому» большое будущее.
На сегодняшний день данный проект имеет 19 пилотных площадок в нашем регионе. Как свидетельствует недавно проведенный анализ, в социальную благотворительную программу включились центры социального обслуживания населения Твери, Бежецка, Вышнего Волочка, Ржева… Отрадно отметить, что лидером в этом благотворительном движении является Торжок. От города и района в программу включились три семьи. Им переданы нужные методические материалы, развивающие игры, средства реабилитации, родители прошли необходимое обучение и знают, как пользоваться предоставленным оборудованием. Кроме того, за каждой семьёй закреплены специальные кураторы, которые в любой момент окажут посильную помощь, быстро решат возникшие проблемы. В реабилитационном центре Торжка есть специалисты высокой квалификации, труд которых неоднократно отмечался и в городе, и в районе, и в области. Но главной своей наградой они считают слова благодарности от детей и родителей. Думаю, есть повод в данной статье назвать их имена. Это - педагог-психолог Алла Ивановна Носова, инструктор по труду Ирина Львовна Ракчеева, учитель-логопед Наталья Львовна Васильева, инструктор ЛФК Наталья Александровна Смирнова, социальный педагог Елена Владимировна Глазкова. Координирует всю деятельность по сопровождению данных семей заместитель директора центра по реабилитационной работе Марина Михайловна Макарова.
Каждая семья, решившая принять участие в проекте, заключает специальный договор, которому предшествует кропотливая аналитическая работа. Специалисты центра изучают домашние условия малыша-инвалида, степень готовности родителей проводить реабилитационные упражнения с ребенком. На успех дела, казалось бы, эффективно работают два фактора – домашняя обстановка и правильно подобранный курс реабилитации. Но, согласитесь, если от этих двух факторов будет польза, то в дело реабилитации обязательно включится и третий, не менее важный фактор – душевно-психологическая атмосфера, царящая в доме.. Какие бы распрекрасные и золотые условия не создавались в том же интернате, ребенка всегда будет тянуть домой, если там ждут его любящие родители, отдельная комнатка или уголок, своя кроватка, любимые игрушки и даже добродушный пёсик, который при каждой встрече радостно виляет хвостом и норовит лизнуть щеку своего маленького друга…
Как сообщила М.А.Ракова, каждая из трех семей получила во временное безвозмездное пользование комплект специального оборудования, который даёт возможность эффективно проводить лечебные курсы. К примеру, в комплекте реабилитационного оборудования почти два десятка предметов и приспособлений - это массажные коврики, мешочки для равновесия, фитбол, утяжелители на руки и ноги, электрический вибромассажёр для стимуляции вестибулярного аппарата… В комплекте присутствует много развивающих игр. По наблюдениям специалистов, малыши особенно играют с барабаном на батарейках (незаменимый инструмент для формирования чувства ритма) и подолгу могут разговаривать с интерактивной игрушкой-повторяшкой в образе хомячка. Здесь уже обретаются навыки правильной речи.
А с Ваней мы хорошо задружились! Даже нынешним летом родилась традиция – если возвращаемся в областной центр, то в Торжке обязательно покупаем какие-то сладости-гостинцы и на пол часика останавливаемся у аккуратного ухоженного дома Зинаиды Петровны. В беседке пьем ароматный чай и беседуем с Ваней о житье-бытье («Ваня, а можно я тебя буду называть Одуванчиком?» «Конечно, можно! - улыбается паренёк. - Очень даже хорошее растение»). А в последний раз встречи не получилось. «Света забрала Ванюшу в Тверь еще неделю назад,- пояснила Зинаида Петровна.- Он так вас ждал! Вот на листочке написал тверской адрес и попросил вас обязательно заехать – хочет показать новые рисунки».
Ну разве можно рушить детские надежды? Конечно, заехал. Искренне восхищался Ваниными успехами в рисовании, но одна картинка, все—таки была мне мало понятной. «Ваня, а почему здесь у тебя много черного цвета и назвал ты этот рисунок «Сон»? «Просто этот сон мне приснился очень давно, но я никак не могу его забыть,- тихо, чтобы не слышала мама, говорит Иван.- Будто мы играем на солнечной полянке и неожиданно, ну прямо за секунды, набежали тучи и с неба полил дождь. Но дождь был непростой – он был чёрным-чёрным! Все быстро убежали под какой-то навес, а я не успел – несколько чёрных капель все-таки догнали меня. Я тогда проснулся и подумал, что этот сон скоро забудется. Не забывается… Мне иногда кажется, что я постоянно пытаюсь стереть с себя эти капли. И, вы знаете, получается! Могу точно сказать, что их осталось совсем немного и я обязательно справлюсь. Вы мне верите?»