Святая равноап.кн. Ольга

920(?) – 969

Мария Тоболова 
0
07.09.2020 405

«Была она предвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи».

Преподобный Нестор Летописец о святой княгине Ольге

Немногие имена в истории Российского государства могут быть столь же значимы, как имя святой равноапостольной княгини Ольги. Святая Ольга была супругой великого Киевского князя Игоря Рюриковича (ок. 878 - 945). «Начальницей веры» и «корнем Православия» в Русской земле издревле называли святую равноапостольную Ольгу. А еще летописи именовали Ольгу «мудрой», «Богомудрой», «мудрейшей из людей». Она вошла в историю как первая правительница Киевской Руси, принявшая христианство, и как великая созидательница государственной жизни и культуры страны.

Нам не известна точная дата ее рождения. Большинство историков склоняется к мнению, что Ольга родилась примерно в 920 году. Не сохранились и имена ее родителей. «Повесть временных лет», самая ранняя древнерусская летопись и признанная как достоверный источник сведений о тех временах, имя будущей просветительницы Русского края и её родину называет в статье о женитьбе Киевского князя Игоря: «И привели ему жену из Пскова, именем Ольгу». По Иоакимовской летописи, она принадлежала к роду князей Изборских – одной из древнерусских княжеских династий. Однако некоторые историки считают, что она была крестьянской дочерью и работала перевозчицей через реку Великую. Житие святой Ольги называет ее родиной село Выбуты, что вблизи Пскова. Житие также уточняет, что именно здесь впервые состоялась встреча Ольги с её будущим супругом – великим князем Игорем. Молодой князь охотился «в области Псковской» и, желая перебраться через реку Великую, с берега подозвал к себе плывущего в лодке человека. Когда лодка отчалила от берега, князь обнаружил, что его везет девушка удивительной красоты. Поддавшись чувствам, Игорь стал склонять ее к греховной любовной связи. Но оказалось, что перевозчица целомудренна, обладает твердым характером и незаурядным умом. Ольга напомнила Игорю о его княжеском достоинстве как правителя и судьи, который должен быть «светлым примером добрых дел» для своих подданных. Она пригрозила, что бросится в воду, если Игорь попытается взять ее силой. «Если не перестанешь соблазняться моей беззащитностью, то лучше для меня будет, чтобы поглотила меня глубина реки сей: да не буду тебе в соблазн и сама поругания и поношения избегну».

Эта случайная встреча на переправе осталась в памяти Игоря, как и прекрасный образ Ольги. Когда пришло время выбирать невесту, он вспомнил «дивную в девицах» Ольгу и послал за ней своего опекуна князя Олега. Так псковская простолюдинка Ольга стала женой князя Игоря - великой русской княгиней. Уже в скором времени она родила Игорю сына – Святослава.

В 944 году Игорь был убит древлянами, и великая княгиня осталась вдовой. По закону киевский престол переходил к сыну Игоря – Святославу, но поскольку малолетний Святослав править не мог, Ольга взяла бразды правления Древнерусским государством в свои руки. Согласно летописи, она правила Русью 15 лет (945- 960), до совершеннолетия сына, но и после оставалась фактической правительницей, так как Святослав большую часть времени проводил в военных походах.

Ольга жестоко отомстила древлянам за смерть любимого мужа. В те суровые времена существовала традиция кровной мести. Ольга, будучи в тот период язычницей, при поддержке дружины Игоря, подчинившейся ей, осуществила грозное возмездие, убив несколько тысяч древлян. Она сожгла Искоростень, столицу древлян, упразднила династию местных князей и учредила новый порядок сбора дани на Древлянской земле: треть дани шла Ольге, а две трети – в распоряжение киевского веча.

Княгиня Ольга была одной из самых великих правительниц. Будучи умелым, дальновидным политиком и сильной личностью, она добилась укрепления власти Киевского великого князя. Летописи свидетельствуют о ее неустанных «хождениях» по Русской земле с целью устройства и упорядочения гражданского и хозяйственного быта подданных. Княгиня ездила по Руси, выстраивая новую систему управления подвластными Киеву Новгородскими, Псковскими землями и теми территориями, что расположены вдоль реки Десна. Она провела первую государственную налоговую реформу: установила точный размер дани («уроки легкии») и определила места сбора дани – «погосты».1 С помощью погостов Ольга централизовала государственное управление и тем самым устранила произвол грабежа дружинников. Погосты стали крепкой опорой великокняжеской власти в дальних от Киева землях.

Княгиня положила начало каменному градостроительству на Руси. Много старания приложила Ольга для усиления оборонной мощи страны: города укреплялись каменными и дубовыми стенами. При ее правлении на западе были установлены первые государственные границы. Она предпочитала решать внешнеполитические задачи дипломатическими методами, а не организовывать разорительные набеги на соседние земли. Однако при необходимости успешно вела войну с непокорными соседями и подчиняла Киевскому центру раздираемые взаимной враждой племена и княжества, борясь, таким образом, за создание подлинно единого государства.

В её Житии читаем: «И управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов. И была она для последних страшна, своими же людьми любима, как правительница милостивая и благочестивая».

Во время ее правления Русь становилась великой державой. Как мудрая правительница, Ольга понимала, что недостаточно заботиться лишь об укреплении государственной и хозяйственной жизни: более насущным представлялась ей необходимость духовного преображения русского народа. Одаренная великим умом, она не могла не заметить превосходства христианской веры над языческой. Получив первоначальные наставления в христианской вере от проживавших в Киеве священников, она принимает решение принять крещение в Константинополе. «Ольга захотела сама сходить к грекам, чтобы своими глазами посмотреть на службу христианскую и вполне убедиться в их учении об истинном Боге», - повествует Житие святой Ольги.

Поручив Киев подросшему сыну, она в 957 году отправляется с большим флотом и многочисленной свитой в Константинополь. Свое путешествие Ольга рассматривала также и в качестве дипломатической миссии, и в качестве демонстрации военного могущества Руси. В византийских хрониках сохранился протокол приема Ольги императором Константином VII Багрянородным (912 - 959). В то время, как каждый должен был преклонить колени перед византийским царем, Ольга не стала этого делать и в дальнейшем даже сидела в присутствии императора, что не допускалось ни с каким другим гостем. Таинство Крещения совершил над нею патриарх Константинопольский Феофилакт (933-956), а восприемником был сам император Константин. При крещении русская княгиня была наречена Еленой в честь святой равноапостольной Елены, много потрудившейся в распространении христианства в огромной Римской империи и обретшей Честное Древо Креста Господня. Подобно своей небесной покровительнице, Ольга стала проповедницей христианства на необъятных просторах Русской земли. В назидательном слове, сказанном по совершении крещения, патриарх сказал: «Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Прославлять тебя будут сыны русские до последнего рода!» «Она же, - говорит преподобный Нестор Летописец, - склонила голову и стояла, словно губа напаяемая, внимая учению, и, поклонившись патриарху, промолвила: «Молитвами твоими, владыко, да сохранена буду от сетей вражеских».

В стольный град Киев Ольга вернулась духовно возрожденная: вместо прежней мстительности и жестокости, она всюду стала проявлять христианскую любовь и милосердие и выполняла справедливые просьбы подданных. «Блаженная Ольга с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг – Христа». Став христианкой, сердце которой горело верой в Иисуса Христа, святая Ольга ревностно предалась подвигам апостольского служения. Княгиня предпринимает поездки по своим владениям с проповедью христианской веры среди язычников. Начала с того, что разрушила языческое капище на Киевской горе. В Киевских, Новгородских и Псковских землях, в отдаленных весях, на перекрестках дорог разрушала языческие идолы и вместо статуй древних славянских богов устанавливала кресты – символы христианской религии: «Требища бесовская сокруши и нача жити о Христе Иисусе». Многих она привела к крещению. Княгиня воздвигла храмы: в честь святителя Николая и храм Святой Софии – Премудрости Божией в Киеве, Благовещения Пресвятой Богородицы в Витебске, Святой Живоначальной Троицы – в Пскове. По преданию, место будущего псковского храма ей было указано тремя сходящими с неба «пресветлыми лучами». Именно с того времени славный русский город Псков называется «Домом Святой Троицы».

Великая княгиня Ольга не хотела вместе с верой принимать и верховную власть Византии. В 959 году Ольга, желая создать независимую русскую епархию, отправила посольство к германскому королю Оттону I Великому с просьбой прислать на Русь епископа и священников. (В ту пору раскол Западной и Восточной Церквей еще не произошел). Прибывший в 961 году латинский епископ Альберт не стал главой Русской Церкви. Рассматривая свою миссию как незаслуженную ссылку, он вскоре бежал из Киева, обвинив русов в закоснелом язычестве. Не лучшая память о латинской миссии долго держалась на Руси. Бегство Альберта мало повлияло на судьбу киевской христианской общины. Пусть и без епископа, она продолжала процветать под властью княгини Ольги. Одной из причин неудачи латинской миссии считается приход к власти возмужавшего Святослава, не разделявшего христианских убеждений матери.

Апостольские труды княгини встретили тайное сопротивление язычников. Среди царедворцев сына и дружинников в Киеве нашлось немало людей, которые, по словам летописцев, «возненавидели Премудрость», как и святую Ольгу, строившую Ей храмы. Ревнители языческой старины всё смелее поднимали голову, с надеждой взирая на Святослава, решительно отклонившего уговоры матери принять христианство. Пламенно желала святая Ольга обратить к истинной вере сына Святослава, но тот не внимал увещаниям матери. «Повесть временных лет» так свидетельствует об этом: «Жила Ольга с сыном своим Святославом, и уговаривала его мать креститься, но пренебрегал он этим и уши затыкал; однако если кто хотел креститься, не возбранял тому, но издевался над ним». Святослав, будучи яростным воителем, считал, что князь-христианин не будет пользоваться авторитетом у языческой дружины.

Много скорбей пришлось пережить святой Ольге в конце жизни. Святослав окончательно переселился в Переяславец на Дунае. Он препятствовал попыткам матери утверждать христианство на Руси. По приказу Святослава за христианские убеждения был казнен племянник Ольги Глеб и разрушены некоторые построенные ею храмы. Среди торжества язычества Ольга учила своих внуков, детей Святослава, христианской вере, но не решалась крестить их, опасаясь гнева сына. Последние годы ей приходилось тайно принимать священника, чтобы не вызвать новой вспышки антихристианских настроений.

В 968 году княгиня Ольга лично руководила обороной Киева, который осадили печенеги. Святая княгиня с внуками оказалась в смертельной опасности. Когда весть об осаде достигла Святослава, он поспешил на помощь, и печенеги были обращены в бегство. Святая Ольга, будучи тяжело больной, просила сына не уезжать до ее кончины. Она не теряла надежды обратить сердце сына к Богу и на смертном одре не прекращала проповеди. «Зачем оставляешь меня, сын мой, и куда ты идешь?.. Я ожидаю скорой кончины – отшествия к возлюбленному Христу, в Которого я верую; я теперь ни о чем не беспокоюсь, как только о тебе: сожалею о том, что хотя я и много учила и убеждала оставить идольское нечестие, уверовать в истинного Бога, познанного мною, а ты пренебрегаешь этим». По истечении трех дней блаженная Ольга причастилась Божественных Тайн Пречистого Тела и Животворящей Крови Христовой. 11 июля 969 года ее душа разрешилась от тела, «и плакали по ней плачем великим сын ее и внуки и все люди». Святая Ольга была погребена как христианка. При святом князе Владимире мощи ее были перенесены в Десятинный храм Успения Пресвятой Богородицы.

Бог прославил святую труженицу Православия чудесами и нетлением мощей. Святая равноапостольная Ольга стала духовной матерью русского народа, через нее началось его просвещение светом Христовой веры. Хотя после её кончины, в правление князя-язычника Святослава христианство не могло так свободно распространяться, как при его благочестивой матери, но посеянные Ольгой семена православной веры не погибли с ее кончиной. Прошло два десятка лет – и Русь стала христианской трудами ее внука, Владимира Святославовича, крестившего Русь. Когда ему пришлось делать исторический выбор религии вместо язычества, бояре сказали в пользу христианства: «Не будь хороша эта вера, не приняла бы ея мудрая из жен Ольга». Этот довод был настолько убедителен, что Владимир решил принять православную веру греков.

В 1547 году Русская Православная Церковь причислила ее к лику святых в чине святой равноапостольной (память 24 июля; 11 июля по ст.ст.). Сегодня икона святой равноапостольной княгини Ольги есть во многих храмах. Святая Ольга почитается как покровительница вдов и матерей. Она помогает защитить семью и детей от бед и напастей. Ей молятся также об избавлении государства от внешних врагов.

1Погосты (от слова «гость» - купец) – финансово-административные и судебные центры в Древней Руси. Первоначально это были места остановки князя и его дружины во время сбора дани. При Ольге они стали центрами сбора податей, а также пунктами торговли и обмена. Позже, когда Ольга стала христианкой, по погостам стали воздвигать первые храмы. Со времени Крещения Руси при князе Владимире погост и храм (приход) стали неразрывными понятиями. Лишь впоследствии от существовавших возле храмов кладбищ возникло словоупотребление «погост» в смысле «кладбище».

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр).

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Загрузка...
Мария Тоболова
Анна Наумчик – супруга священнослужителя
Всем матушкам посвящается
21.07.2021
Англичанин при царском дворе
Как англичанин Чарльз Сидней Гиббс стал православным архимандритом (1876 - 1963 гг.)
05.06.2021
Жизнь, отданная служению Христу
Матушка Георгия (Щукина). К 90-летию со дня рождения
27.05.2021
Все статьи Мария Тоболова
Последние комментарии
«Это был настоящий советский человек»
Новый комментарий от Русский Сталинист
29.07.2021 17:09
Почему социализм — это утопия
Новый комментарий от В.Р.
29.07.2021 13:45
Великая ложь «Белого дела»
Новый комментарий от Туляк
29.07.2021 11:05