«Малые охотники», «МО», «мошки» (как их с любовью называли моряки) были одними из самых массовых боевых кораблей в годы войны.
Небольшие по размерам (можно было перевозить по железной дороге), быстроходные, из-за малой осадки неуязвимые для торпед, с хорошей мореходностью и высокой манёвренностью, они служили не только охотниками за подводными лодками противника, но и минными тральщиками, и минными заградителями, и сторожевыми кораблями, и десантными. Они ставили дымовые завесы, вели огневую разведку береговых батарей противника и зачастую успешно заменяли собой дорогостоящие эсминцы. Они доставляли боеприпасы защитникам Севастополя и эвакуировали раненых. Непотопляемость их была легендарной: бывали случаи, когда они приходили в базу даже с оторванным носом. На их счету много уничтоженных подводных лодок, береговых огневых точек и несколько десятков самолётов противника.
Для нашего ВМФ «мошки» были тем же, что «По-2»для ВВС. Каждый раз, когда боевая обстановка ставила новую неожиданную задачу, мысль командования обращалась к «МО». Их боевые заслуги были оценены по достоинству: 9 дивизионов малых охотников стали Гвардейскими или Краснознамёнными.
Первые малые охотники типа МО-2 были разработаны 1933 – 34 г. в Ленинграде под руководством талантливого инженера В. И. ТЯГУНОВА по заданию ВМФ и Управления погранвойск НКВД. Корабли предназначались в мирное время для несения сторожевой службы в составе соединений морской погранохраны, а в военное – для борьбы с подводными лодками противника.
Конструкция оказалась исключительно удачной как по своим тактико-техническим характеристикам и простоте эксплуатации, так и по дешевизне изготовления. Корпус судна – деревянный с трёхслойной обшивкой из сосновых досок, разделённый 9-ю водонепроницаемыми переборками (что обеспечивало высокую непотопляемость), водоизмещение – 52 т, длина –26,2 м, осадка – всего 1,4 м, полная скорость хода – 26 уз (48 км/ч), дальность плавания экономическим ходом (16 уз) – 450 миль, автономность плавания – 2 суток, экипаж – 16 человек (в том числе 2 офицера и 2 мичмана).
Корабль был хорошо вооружён: 2×45-мм полуавтоматические пушки 21-К, 2×12,7-мм пулемёта ДШК, 20 противолодочных бомб и 4 мины. Всего в 1935 – 36 гг. было построено 27 единиц.
Дальнейшее совершенствование корабля с устранением выявленных недостатков выполняли уже другие люди – это были репрессированные инженеры, работавшие в ОКТБ-29 НКВД («шарашке») род руководством опытного кораблестроителя С.В. ПУГАВКО. (Создатели МО-2 были арестованы в ходе репрессий после убийства Кирова.) Новый охотник получил индекс «МО-4». Он был чуть длиннее и шире, чем МО-2, но, имея более мощные моторы, обладал большей дальностью, скоростью и автономностью, и мог брать больший запас бомб и мин.
К сожалению, сведений о жизни и деятельности В.И.Тягунова, С.В.Пугавко и их ближайших сотрудников найти не удалось.
Малый охотник МО-4. Водоизмещение 56 т, осадка 1,5 м, максимальная скорость 27,7 уз, дальность плавания экономическим ходом 800 миль, автономность – 3 суток. Силовая установка –3 двигателя А.А. Микулина ГАМ-34 общей мощностью 2550 л. с., движитель: 3 вала и 3 гребных винта. Вооружение: 2×45-мм полуавтоматические пушки 21-К, 2×12,7-мм пулемёта ДШК. Экипаж 16 чел. Всего построена 261 единица.