Королева красоты

О сибирской главе творчества петербургского художника Нины Казимовой

Валентина Ефимовская 
0
24.03.2020 353

- Что больше жизни?

- Служение жизни, как служение свету[1].

Новалис

Целое задумано не ради созерцания, а ради

действия; цель целого и части – вырвать живущих

в этой жизни из состояния бедствия и привести к

состоянию счастья.[2]

Данте

Свет – высший уровень зримого совершенства, синоним красоты и состояния счастья. Счастье в своем земном традиционном проявлении – обретение всеобъемлющей гармонии, приобщение к прекрасному, наполненность жизни Красотой, обладающей соразмерной формой и духовным содержанием. И реликтовый, и насущный «свет совершенства» в основном содержатся в произведениях искусства, которые не только воскрешают прошлое, фиксируют настоящее, но и формируют будущее посредством неповторимого авторского художественного и личностного жизненного опыта. В этом аспекте искусство спорит с одним из постулатов физики, с постулатом причинности, утверждающим, что любое событие может оказывать влияние только на события, происходящие позже него, и не может оказывать влияние на события, произошедшие раньше него. В физическом мире этот постулат справедлив. Но в произведениях искусства такой строгой зависимости не наблюдается. Искусство является единственным средством, позволяющим «остановить мгновенье», расширить рамки бытия, сохранить в веках тепло человеческих эмоций и переживаний, сберечь выстраданные человечеством нравственные законы и экстраполировать их в будущее. Искусство позволяет расширить горизонты исторического видения, оправдать прошлое, выявить правду ушедших эпох, уличить вымысел и таким образом повлиять на минувшее. В сравненье с хрупкостью, зыбкостью человеческого существования, произведение искусства является тем мощным, спасительным средством, которое расширяет пределы эмпирического бытия, при этом открывая духовную его глубину, взаимосвязь и взаимовлияние временного и вечного. Незыблемость высоких творений противостоит зыбкости повседневности, закономерностью мастерства ослабляется натиск примитивизма, хаос временности гармонизируется вечностью красоты.

Все это ярко проявляется в творчестве всемирно известного художника-графика Нины Ивановны Казимовой, которая, являясь нашей современницей, кажется художником из прошлых эпох и одновременно инициатором новаторских идей, достойных будущего. Говорить, не повторяя чужие оценки, о ее профессиональных достижениях сложно, так как написано множество статей о ее творческом пути, художественном методе, значении достижений в современном российском и мировом искусстве. О Нине Казимовой писали ведущие искусствоведы и литературные критики, сотрудники музеев и частные коллекционеры.

И в тоже время, кажется, что для популяризации творчества выдающегося художника, для понимания его значения в современном мире этого недостаточно. Горячо желание, чтобы как можно больше наших современников знали имя Заслуженного художника России, финалиста многих международных конкурсов, в частности, во Франции, Италии, в Китае, в Польше, лауреата многих российских и зарубежных премий, обладательницы медали Международного конкурса экслибрисов, медали Министерства культуры РФ и мн. др. наград Нины Казимовой, имеющей только персональных выставок больше пятидесяти. Чтобы отличали ее творческий почерк, разбирались в жанровых особенностях неповторимого художественного мастерства. Хочется найти такие слова, чтобы в родном Санкт-Петербурге работы Нины Казимовой также любили, как их любят в Сибири, в славных городах – Тюмени, Тобольске, Омске, Ханты-Мансийске, Салехарде, в отдаленных сибирских областях и поселках. Для того чтобы понять, почему в далеких от Петербурга краях так популярно ее творчество, надо обратиться к жизненному пути художника, на котором, по ее мнению, немало промыслительного и метафизического.

Ссылка на метафизику в наш цифровой век может вызывать скепсис, но жизнь Нины Казимовой доказывает, что закономерности каждого частного случая бытия не укладываются в заданные схемы, при том, что существуют абсолютные критерии человеческих дел, поступков, судеб. Может, не владела бы Нина Казимова такой индивидуальной графической манерой письма, не окончи она архитектурный факультет Ленинградского инженерно-строительного института. Именно эта школа во многом определила художественные формы ее искусства, тяготеющего к изображению архитектурных конструкций, обладающего музыкальным строем, родственным математически выверенной гармонии петербургских дворцов, колоннад, улиц. Промыслительным художник считает знакомство в годы своего творческого становления с выдающимися мастерами – печатником Г.П. Пахревским, художником В.П. Пензиным. Имя вологодского искусствоведа С.Г. Ивенского она произносит с особым почтением не только в связи в его подвижническим трудом, но в понимании этого знакомства, произошедшего в Вологде, как «реперной точки» своей судьбы, даровавшей ей в дальнейшем поприще не только художника станковой графики, но и специализацию в области экслибриса, расширение в сферу библиофильства, где она достигла вершин мастерства. Смысл знакомства с С.Г.Ивенским Нина Казимова транспонирует на ряд событий своей жизни, в частности на промыслительную встречу с руководителем общественного фонда «Возрождение Тобольска» Аркадием Григорьевичем Елфимовым, который в другое время, в далекой Сибири, тоже познакомился с С.Г.Ивенским, был слушателем его лекций по искусству. И где-то в пространстве художественных смыслов оказалось предусмотрено судьбой знакомство художника Казимовой и сибирского просветителя и культуролога Елфимова, превратившееся в крепкую дружбу, много обогатившую как современное искусство, так и творчество художника-графика Нины Казимовой, которая удачной страницей жизни-творчества считает «сибирскую» тему.

Но задолго до этого знакомства было успешное, можно сказать блистательное, становление Нины Казимовой как мастера станковой графики, как пропагандиста традиций лубка в современных формах, как «королевы акватинты». По исконной родовой принадлежности к великому светочу культуры Санкт-Петербургу, Нина Казимова, конечно, как свою первую любовь воспела его. Не могла она не поклониться образцам петровской имперской «прекрасной эпохи», и тому, инкрустированному образами сегодняшнего дня искусству, когда, по слову А.Ахматовой,

На Галерной чернела арка,

В Летнем тонко пела флюгарка,

И серебряный месяц ярко

Над серебряным веком стыл…

«Моряки и наяды», «Питер», «Стрелка Васильевского острова», «Зимний дворец. Александрийский столп» и многие другие графические работы Нины Казимовой, посвященные образам Санкт-Петербурга и его кровнородственным пригородам, глубоки и сложны по содержанию, как сложна история и сама жизнь; торжественны по настроению, как торжественна величественная Красота. Образы Красоты, этакой принарядившейся Жар-Птицы, променявшей провинциальные яблоневые кущи на зыбкие столичные невские берега, присутствуют во многих работах мастера, все творчество которой можно охарактеризовать одним основным фундаментальным образом-лейтмотивом – образом Красоты. Кажется, эту сказочную Жар-Птицу, воплощение лучезарного бога Солнца, созданную народным воображением и олицетворяющую сияние, несущую радость, дарящую свое перо на счастье добру молодцу, художник Нина Казимова изобразила в образе Невы на одноименном эстампе. Прекрасная Нева молода и нарядна, сильна и вдохновенна в своей неповторимой красоте, в спасительное сияние которой вмещен наш великий, непобедимый, жертвенный город. Но вот эта Жар-Птица предстает в кокетливом образе «Осени», стилизованной под мраморный бюст красавицы, украсившей себя как драгоценностями сезонными дарами. А вот она изображает из себя «Лето» в Петергофе или «Зиму» в Ораниенбауме.

Во многих работах художника слышны темы западноевропейской орнаментальной графики прошлых веков или старинной японской гравюры. Так Нина Казимова показывает свое знание мирового наследия. Так, наследуя традицию, выходя за пределы видимого пространства и настоящего времени, она вносит свой вклад в решение неразрешимой для человечества задачи непрерывности человеческой мысли. И иное, нежели Красота, слово трудно подобрать для обобщающей оценки и личности, и творчества Нины Казимовой.

Давно за ней утвердился титул «Королевы акватинты», то есть уникального мастера, виртуозно владеющего такой гравировальной техникой, которая расширяет художественные возможности графического жанра посредством технологических приемов. Акватинта это разновидность цветного офорта, делающего его похожим на акварель, позволяющая получить тональные и фактурные эффекты. Техника акватинты в работах Нины Казимовой расширяет пространство, наполняет его воздухом, углубляет. Создается зрительный эффект, делающий изображение объемным, текучим, мерцающим, живым. Так ее «Красавица», у которой «грудь лебедина, походка павлина, очи сокольи, брови собольи», кажется, выступает из плоскости листа, чтобы преподнести нам волшебный цветок, похожий на перо Жар-Птицы. Удивительно, в ее руке всего один цветок, но достается он каждому, кто хочет приобщиться к красоте, кто выражает ей свое восхищение, кто внимает ее смыслам.

Глядя на все дивные художественные работы, саму Нину Казимову хочется назвать Королевой Красоты: и как ее созидательницу, и как обладательницу. Используя литературные термины, можно сказать, что это тот случай, когда герой любой работы мастера является не только «объектом» созерцания и исследования, но и «субъектом», выражающим авторские идеалы и воззрения на мир.

Наиболее полного выражения своих идеалов художник добивается в цельно гравированной книге. К известным достижениям Нины Казимовой в этом жанре относятся прославленные на весь мир книги, созданные по литературным произведениям, каждая – отдельное собственноручное произведение художника. Сборник «Сады моей души», изданный в 30 экземплярах, содержит стихи поэтов серебряного века. Издание «Пир Петра Великого», состоящее из 27 экземпляров (это число символизирует день рождения города), – посвящено историческому стихотворению Пушкина. Рукописная книга «Рим», выпущенная в количестве 7 экз. (таково число римских холмов), воспроизводит отрывок из известного произведения Гоголя в знак поклонения художника великому русскому писателю и в почтении к вечному городу.

Процесс издания отдельной книги требует более внимательного, можно сказать любовного отношения к текстовой первооснове и тщательного графического воплощения. При всем разнообразии тем и художественных решений во всех этих графических книгах наблюдается образная каллиграфия: где скоропись, где полуустав, где подобие машинописного текста; соблюдается концептуальное единство, раскрывается замысел автора, поясняющего: «Мне хотелось показать, как прекрасна была та эпоха, ее поэты, их стихи». Через рукотворность, одухотворенность, тонкую, кружевную красоту гравюры проявляется влюбленность автора в своих героев, в ряду которых, и исторические личности, и сказочные персонажи, и архитектурные ансамбли, и красоты природы в сложном символичном взаимодействии. Такое глубокое чувство заставляет и читателя-зрителя вдохновиться этой любовью, которая в совокупном проявлении является любовью к Отечеству, к великой России, и немыслима без непосредственного, географического соприкосновения со страной, то есть без выставочного процесса.

Первая выставка Нины Казимовой в Сибири состоялась в 2007 году в музее старинного города Ирбита, расположенного вблизи Екатеринбурга. Этот шумный, веселый ярмарочный в стародавние времена город слыл самым честным в крае, он считался местом встречи Европы и Сибири. Сейчас Ирбит известен своим Художественным музеем, являющимся градообразующим предприятием. Постоянная экспозиция музея составлена во многом из экспонатов, оставшихся после блокадной эвакуации сюда нескольких ленинградских музеев. Нина Казимова представила на этой выставке свою станковую графику, книги, экслибрисы.

Успех петербургского художника был велик, информация о выставке современной графики достигла Тобольска, куда впоследствии также была приглашена Нина Казимова. После знакомства с обширной благотворительной деятельностью Общественного фонда «Возрождение Тобольска», занимающегося популяризацией отечественной истории, благотворительно пополняющего коллекции сибирских музеев, создающего уникальные современные книжные издания, и его руководителем Аркадием Елфимовым, художник Нина Казимова подарила фонду часть своей личной коллекции. Она стала передвижной, очень популярной во многих регионах Сибири выставкой.

Аркадий Елфимов является, в частности, идеологом создания Ниной Казимовой самой известной гравированной авторской книги, посвященной Тобольску, который на протяжении нескольких веков считался столицей Сибири и третьей, после Санкт-Петербурга и Москвы, столицей России. Сегодня город имеет важное историко-культурное значение, отраженное великим русским писателем, сибиряком Валентином Распутиным в эссе «Возвращение Тобольска». Нина Казимова создала уникальное цельно гравированное издание этой книги в 2012 г. в количестве 50 экземпляров. Так о содержании этого произведения искусства говорит заведующая отделом изоизданий Российской государственной библиотеки (Москва) Л.В.Родионова, «…литература и графика соседствуют в гравированной книге “Возвращение Тобольска” неразрывно. При этом многие иллюстративные образы будут понятны и близки, прежде всего, знатокам истории Отечества, хотя и у людей несведущих вызовут сложные ощущения и эмоциональные реакции, так как они – суть составные элементы единого рассказа не только об одном городе и его славном прошлом, но и страницы общей истории российской и всечеловеческой»[3].

Книга состоит из отдельных листов, из которых на двадцати трех представлены фрагменты текста Валентина Распутина, гравированные сложным филигранным шрифтом, тексты перемежаются с многоэлементными композициями виньеток и буквиц. Сложный, витиеватый шрифт, разработанный Ниной Казимовой, кажется, заставляет современного человека, привыкшего к большим скоростям жизни, притормозить, отдаться медленному чтению. Читатель должен сосредоточенно вчитаться в мудрые слова, всмотреться в символичные картинки, представленные на остальных страницах издания. Они являются самостоятельными графическими произведениями, раскрывающими содержание и усиливающими звучание текста. Применение трудоемкой графической техники оправдано здесь тем, что это повышает статус книги как, действительно, основного источника знаний. Дорогим достоинством книги подчеркивается историческая значимость возвращенных из забвения героев, о которых с гордостью и любовью вспоминает Валентин Распутин.

Карта Сибири XVIII века привлекает взгляд читателя своей метафорической формой, увлекает рассмотрением мелких деталей: диковинных животных, птиц, сложных символичных элементов, изображенных в поле обрамления и являющихся фабульными единицами. На страницах книги мы видим графические образы памятников выдающимся сынам Отечества, причастным истории Сибири, – картографу-первопроходцу С.Ремезову, великому писателю Ф.Достоевскому, автору знаменитого «Конька Горбунка» П.Ершову. Показаны также духовные символы и архитектурные доминанты города.

Поэтична знаковая, многочастная, как старинные иконы, гравюра с тремя ангелами. Исторично ангельское покровительство Тобольска, основанного, по преданию, в Троицын день. Ангел – современный скульптурный знак города. На листе тобольской книги Нины Казимовой Ветхозаветная Троица – не только религиозный образ, но символ, соединяющий времена и сословия, материю и дух. Художник, изображая конкретные архитектурные достопримечательности города, намеренно монументализирует смыл этой гравюры, устремленный в своей высшей идее к небесам. Показать жизнь между землей и небом, ее тяжесть и легкость, то есть в реальных координатах бытия, Нине Казимовой удается сопряжением разных уровней человеческого существования. В нижнем, близком к земле ряду изображены, подчеркнуто детально, старинные тобольские домики. В них на протяжении веков протекала нелегкая жизнь сибиряков, в таких домиках рождались те, кто прославил в дальнейшем не только Тобольск, но и всю Россию, как, например, ученый Дмитрий Менделеев, композитор Александр Алябьев, поэт Павел Ершов и мн. другие. В следующем изобразительном регистре склоны возвышенностей, оказывающиеся над крышами этих домиков, повышают уровень нашего зрения, выводят рассмотрение на новый уровень. Там, на этих мягких склонах, как на облаках, легко парят тяжелые храмовые строения. Ажурные кресты узорчатых куполов и стройной колокольни, кажется, сшивают землю с небом, не сильно здесь отдаленные друг от друга. В верхнем регистре - собственно Троица, символизирующая Божественное присутствие вблизи человека, образы Господнего милосердия и Вечности. К этой высшей точке обращается наш взор с молитвой «Пресвятая Троица, помилуй нас…»

Эта прекрасная гравюра, читающаяся снизу вверх, сложносоставная изобразительно и по смыслам, волшебна и проста в той необходимости, в которой показывает желание автора отразить реалии бытия, выявить восходящий, пронизывающий все сферы человеческой жизни духовный свет, высвечивающий одну из главных опор существования – память. За сбережение памяти боролся и великий наш современник Валентин Распутин. Это его слова размещены на первом листе книги в картуше-эпиграфе: «Ответим хотя бы проснувшейся памятью».

Таким блистательным ответом можно считать еще одну книгу Нины Казимовой «Двадцать имен тобольской истории», содержащую двадцать портретов знаменитых тоболяков и людей, судьбой соприкоснувшихся с этим городом. Двадцать оригинальных офортов, собственноручно оттиснутых полюбившей сибирскую землю петербурженкой Ниной Казимовой, составили уникальную серию. Хочется перечислить все имена, среди которых легендарный атаман Ермак Тимофеевич, основатель Тобольска Даниил Чулков, первый ученый и исследователь края Семен Ремезов, просветитель святой митрополит Иоанн Тобольский, ссыльный писатель Александр Радищев, гонимый богоборцами святой Император Николай II с Семьей, разработчик советского атомного оружия Николай Дмитриев и многие другие исторические личности. Эти работы Нины Казимовой искусствоведы определяют как «созданные в композиционных принципах парадного портретирования с использованием символики, раскрывающей судьбы и род занятий героев». Нина Казимова решала сложную задачу – выразить сущность личности и достигнуть похожести. Если с первым художник справилась блистательно – посредством духовного проникновения в образ, путем отражения личностных характеристик системой символичных элементов, размещенных в поле гравюры, то для отображения реальных черт пришлось проделать большую историко-исследовательскую работу. Большинство портретов обладает похожестью, но некоторые лица, как, например, Данилы Чулкова, основателя Тобольска, пришлось додумывать. Нина Казимова создала его потрет по своему видению, взяв за основу, за неимением достоверного оригинала, черты одного из современных тоболяков, подвижника Аркадия Елфимова, дополнив известными деталями образа Чулкова. В этом портрете художник подчеркнула русскость, смелость (морское поприще по плечу бесстрашным) и мощь натуры основателя Тобольска. Изображение в гравюре внушительной крепостной стены свидетельствует о воинском значении и героическом стоянии города; три ангела, венчающие композицию, символизируют Божий Промысл тобольской истории, память о которой сегодня становится не только сибирским, но и всероссийским богатством.

О неизбывности памяти, о том, чтобы она не угасла в потомках, заботятся современные коллекционеры и библиофилы, заказывающие Нине Казимовой именные экслибрисы.

Искусство экслибриса это старинная, наиболее поэтичная страница из всех графических произведений. Изначально, в средние века, экслибрис имел прикладное значение и представлял собой небольшую графическую метку знатного владельца, которую он ставил на свою книгу или другую печатную продукцию. В дальнейшем развитии, укрупнившись форматно, украсившись художественно, продолжая исполнять первоначальную функцию, экслибрис обрел статус произведения искусства. Сегодня эта, исполняемая известным художником-графиком метка, является выражением статуса, вкуса, рода занятий, то есть личности коллекционера. Как известно, каждый собиратель коллекции мечтает, чтобы его дело было продолжено потомками, и экслибрис в этом плане является для наследников напоминанием о предках, импульсом для размышлений о прошлом своей семьи и страны, овеществленным образом памяти. Очень большое значение экслибрис имеет для классификации музейных экспонатов.

Известна петербургская школа экслибриса, связанная с работами художников, принадлежащих к группе «Мир искусства», московская традиция экслибриса ярко проявилась в советском агитационном творчестве в первые годы советской власти. Сегодня Нина Казимова является одним из ведущих мастеров этого развивающегося графического жанра. Ее работы отличает уверенность исполнения, композиционные, технические, образные решения, свежесть и органичность, свидетельствующие о высоком художественном мастерстве и пронзительном авторском вдохновении. Как говорит художник, искусствовед С.Ивенский: «Ее экслибрисы – свидетельство глубокой творческой переплавки и органичного усвоения широкого, мощного потока историко-эстетической информации, щедро воспринимаемой чувствительным и внимательным взглядом артиста. То в переливчатом бархате глубоких затемненных тонов тлеют отблески древних икон, то в них струится терпкий привкус классической японской графики с ее подчеркнуто-пластичной линией, то вспоминается искусство средневековых витражей, то отголоски гравюр петровской эпохи с ее барочным и одновременно грубоватым “расейским” народным эстетизмом, а иногда вдруг где-то “пробьется” скрипично-утонченная мелодия мирискуснических эмоций “серебряного века”»[4]. Это чутко ощущает зритель, и многие современные знаменитые люди увековечивают свои имена в экслибрисах Нины Казимовой, как, например, премьер-министр Дмитрий Медведев, художник Илья Глазунов; заказывают книжные знаки ее печати музеи и творческие организации, например, Российская Государственная библиотека, научная библиотека государственного музея «Царское Село», общественный фонд «Возрождение Тобольска» и др. Ее работы встречаются в личных собраниях многих сибиряков: выдающегося писателя Валентина Распутина, руководителя фонда «Возрождение Тобольска» Аркадия Елфимова, председателя попечительского совета фонда «Возрождение Тобольска» Юрия Шафраника, государственного деятеля Леонида Полежаева, поэта Дмитрия Мизгулина, доктора наук Игоря Иванова, путешественника Федора Конюхова, выдающегося спортсмена Александра Тихонова, крупного руководителя компании «Сибур» Константина Белкина и многих других знатоков и почитателей таланта Нины Казимовой.

Такая высокая оценка работ художника-графика связана с их способностью привести человека к состоянию счастья; с тем, что в наши драматические времена это творчество несет яркость, гармонию, радостные переживания. И целостность восприятия жизни. Как говорил архиепископ Иоанн (Шаховской),

Мы ходим средь ужасной высоты,
Залито небо красной кровью.
И — всюду пропасти… И всюду есть мосты,
Соединяющие всё любовью.

Соединяющая любовь художника выражается в труде, который есть мерило времени. Чем больше человек сделал за свою жизнь, тем счастливее и длиннее она. Чем больше Нина Казимова открыла образов «непроявленного мира», тем в мире стало больше любви и красоты. И ближе к каждому из нас стал ее выгравированный на экслибрисе, посвященном 25-летию фонда «Возрождение Тобольска», Ангел, через времена и непогоды несущий миру неувядающий букет цветов и пример стойкой веры в спасительную силу милосердия и Красоты.


[1] Новалис. Гейнрих фон Оффтердинген. Фрагменты. Ученики в Саисе. СПб. 1995 г., С.154

[2] Цит. по: Антоний (Сурожский) митрополит. Красота и уродство. Беседы об искусстве и реальности. М. ИД «Никея». 2017 г. С.35.

[3] Родионова Л.В. Тобольск и его гений в гравированной книге Нины Казимовой.//Нина Казимова. Книжная и станковая графика. СПб. Русская классика. 2015 г., С.117

[4]Ивенский С.Г. Об экслибрисах Н.И.Казимовой//Нина Казимова. Книжная и станковая графика. СПб. Русская классика. 2015 г., С.152.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр).

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Загрузка...
Валентина Ефимовская
«О вечности мысля…»
Отражение неограниченной реальности в поэзии Андрея Реброва
30.06.2021
«Языком сердца», или Правые люди
О книге Анатолия Степанова «Русская идея. XXI век»
29.06.2021
Юбилеев цепь златая
Вышел новый номер журнала «Родная Ладога» № 1-2 / 2021 г.
18.06.2021
Текст жизни
Духовные смыслы прозы священника Геннадия Рязанцева-Седогина на примере новой его книги
10.05.2021
Путем царским
О новом культурологическом благотворительном акте Общественного фонда «Возрождение Тобольска»
05.05.2021
Все статьи Валентина Ефимовская
Последние комментарии
«Это был настоящий советский человек»
Новый комментарий от Русский Сталинист
29.07.2021 17:09
Почему социализм — это утопия
Новый комментарий от В.Р.
29.07.2021 13:45
Великая ложь «Белого дела»
Новый комментарий от Туляк
29.07.2021 11:05