Автор у Андреевской церкви в Киеве
У классика советской сатиры и юмора А.Райкина была поучительная интермедия про лектора, приезжавшего в горный кавказский аул с рассказами о современных достижениях цивилизации. Аудитория, в основном, аксакалы, привыкшие судить обо всем на собственном опыте. На вопрос лектора: все ли понятно, после короткого совещания ответил самый уважаемый. Он сказал: «Это все понятно, кибернетика, космонавтика... А ты конфеты "подушечка" знаешь? Как туда варенье засовывают?» Чувство досады, испытанное аксакалом, тем более возникает не только у людей, не читавших Платона и Аристотеля, но и у многих «остепененных» ученых, когда заходит речь о метафизике, в отрыве ее реальной действительности. Люди устроены так, что готовы принимать, в первую очередь, лишь то, что содействует действительной жизни.
Между тем, проблемы, имеющие отношение к аристотелевской метафизике, возникают и решаются в повседневной жизни и имеют конкретный прикладной характер.
Вводя в культуру понятие «метафизика», Аристотель трактовал ее, как-то, что стоит над физикой, предшествует ей и определяет ее, как телеология. Как заметил признанный знаток античной культуры В.Ф. Асмус: «Над всей физикой и космологией Аристотеля господствует мысль о целесообразности природы и всего мирового процесса». [2,54] Цель – по-гречески телеос. Исходя из этого, учение о цели называют телеологией. Цель есть, по Аристотелю, наилучшее во всей природе. Главенствующая наука та, "которая познает цель, ради которой надлежит действовать в каждом отдельном случае...". [2,55] Конечной инстанцией поступков людей оказываются их цели, целевые приоритеты.
Телеология, развитая Аристотелем, оказывается стержнем в понимании человека и общества. Последняя реальность – Бог. Для Аристотеля форма в своей динамике выражает иерархичность бытия. Из меди можно изготовить много вещей, но медь остается медью. Намного более иерархично ведет себя форма. Сравним: форма неживых предметов - растительная форма - животная форма – форма (душа) человека. Это сравнение поднимает нас по лестнице форм, причем значение материи ослабевает, а формы – возрастает. А если сделать еще шаг и заявить, что есть чистая форма, освобожденная от материи? Аристотель твердо убежден, что этот шаг, предельный переход, вполне состоятелен и необходим. Почему? Потому что тем самым мы обнаружили перводвигатель всего, а значит, принципиально объяснили все многообразие фактов движения. Бог, как и все доброе и красивое, притягивает, влечет к себе, не как физическая, а, как целевая, финальная причина.
Что собой представляют телеологические основания? Очевидно, в рамках религиозной традиции, – это замысел Бога о мире. В иных культурных традициях – это замысел о мире, воплощенный в либо в «Абсолютной Идее», либо в «Дао», либо в «Вещи в себе» и т.д.
Разграничение материального и имматериального миров и предопределило вектор развития науки, направленной на выявление высшего порядка во Вселенной и форм его воплощения. Если следовать традиции Аристотеля, учитывая также и современное состояние науки, то под метафизикой следует понимать нематериальную составляющую природы, ее способность к самоорганизации, порядку, гармонии, симметрии, законы ее функционирования и изменения. Если под природой понимаются, прежде всего, вещественные, материальные элементы ее (в физике они обозначаются как вещество и поле), то под метафизикой – не сами эти элементы, а способ их связи, законы и функционирования, т.е. то, что не имеет материальной, вещественной природы, но что определяет и предопределяет активность природы, ее живое, активное начало. Будучи нематериальным началом, Дух организует природу, подчиняет ее себе. Для лучшего понимания сказанного, рассмотрим следующий пример. При острых инфекциях, имеющих ротофарингеальные входные ворота применение фарингосепта, фурацилина, аскорбиновой кислоты оказывает положительное воздействие на состояние организма. И опытный врач знает, какие позитивные процессы начнутся в организме больного в случае применения им лекарственных средств. То есть, применения лекарственных средств еще нет, но закон, определяющий состояние организма, уже есть, хотя его нельзя ни показать, ни потрогать. Он нематериален, но, тем не менее, так же реален, как и сами лекарственные средства. Увидеть мы можем только проявления закона, подчиненность ему организма, но не сам закон. Однако, в существовании последнего вряд ли у врача может возникнуть сомнение.
Человек, существо сверхприродное, в нем заложена способность открывать замысел Всевышнего о мире и его проявлениях. Одним из первооткрывателей Основ Мирового Бытия, очевидно, следует считать Платона. Философ описал все возможные уровни бытия, очертил предметное поле философии, науки, искусства, религии, все разновидности форм организации политической жизни. Мы и сегодня живем в этих мирах, очерченных Платоном. В «Государстве» устами Сократа Платон проводит важное разграничение, согласно которому существует земная математика, имеющая дело со счетными предметами и зримыми, осязаемыми формами, и высшая, небесная математика, занимающаяся числами самими по себе.
В России основы метафизического видения мироздания заложены Григорием Саввичем Сковородой – первым русским философом в его, укорененном в библейскую и античную почву софиологии. София – Премудрость Божия, – сотворенный мир из Божественного единства, «план» мироздания, имеющее у каждого народа свое имя, но единое для всего сущего. София – есть мать «доброты всякой», «стройности», принцип упорядоченности, устроения, размеренности и гармонии, как взаимосоотнесенности частей целого. [5].
Если И. Ньютон вскрывал замысел Бога о мировой механике, то Г. Хакен – Божественный план относительно самоорганизации нелинейных систем. Наиболее общее своеобразие мышления Н.И. Пирогова заключалось в сочетании в нем интенций к объектовому и трансцендентному постижению действительности. Ученый с необычайной настойчивостью искал религиозно-философское мировоззрение, которое могло бы удовлетворить требованиям научной мысли и запросам веры. Ведь именно вера является специальной психологической особенностью человека, отличающей его от животного. Ее существо в том, что эта вера не столько в предметную реальность, а сколько – в сверхчувственные идеалы. «Для меня, – пишет Пирогов, – неоспоримо то, что высшая мировая мысль, избравшая своим органом Вселенную сделала и мой мозг органом мышления. Действительно его нельзя лучше сравнить, как с музыкальным органом, струны и клавиши которого приводятся в постоянное колебание извне, а кто-то, ощущая их, присматриваясь, прислушиваясь к ним, сам приводя и клавиши и струны в движение, составляет из этих колебаний гармоническое целое. Этот кто-то, приводя мой орган в унисон с мировой гармонией, делается и моим Я; тогда законы целесообразности и причинности действий мировой идеи делаются законами моего Я». [4].
Говорят, ангелы поют. Очевидно, Божественный храм – не Дом Художника, а, если угодно – Дом Композитора. Неслучайно Ф. Ницше, попадавший ходе интернет-опросов в тройку величайших интеллектуалов тысячелетия, на шкале гениальности на первое место ставил композитора, способного улавливать партитуру неслышимой Божественной музы. Все производно от музы. В школе Пифагора наряду с математикой занимались музыкой, видя в числах музыкальную гармонию мира. Небесная музыка исполняется на инструменте, который настраивает Сократ на протяжении всего разговора, преодолевая диссонансы и глухоту собеседников. Муза вдохновляла Пушкина. Астрофизик Кеплер соположение небесных светил уподобил натяжению музыкальных струн. Лобачевский за своими математическими построениями видел музыкальный ряд. В 1942 г. в Седьмой симфонии Д.Шостаковича миру была явлена телеология фашизма. Разве может возникнуть сам собой столь дивный мир или самопроизвольно и без всяких творческих усилий составиться любой шедевр искусства?
Художник служит проводником духа, воспроизводя в своих произведениях по «образу и подобию» великолепный «дизайн» замысла нашего Создателя. «… тебе надо изложить на бумаге мысль, или образ, или что угодно, и довести их до логического конца, где начинается метафизическое измерение» (Иосиф Бродский).
Художник может непрерывно неделями, месяцами и годами пребывать в поисках музы, где сущность ближе всего подступает к краю явленности. Но телеологический смысл явления будет постигнут лишь в случае, если удастся осуществить синтез вечного и мгновенного. «Власть философа над миром не в метафизических умозаключениях, а в том высшем смысле, благодаря которому он эти умозаключения вывел...» (Арнольд Мэтью). В Третьяковской галерее повышенное внимание у посетителей вызывает картина А.К. Саврасова «Грачи прилетели», в которой демонстрируется Божий проект начала весны и портрет А.С.Пушкина, выполненный О.А.Кипренским, эксплицирующий замысел Бога о великом русском поэте. «И услышал Бог, что это хорошо». Так оно и есть. Но, как известно, «Неисповедимы пути Господни» = «На все воля Божья», и Он не изволил, чтобы неисчислимые трансляции Муз мирового бытия были услышаны каждым смертным разумным существом. Отсюда, гением является тот, кто способен выявить замысел Бога в многочисленных явлениях мира. Таковым был Леонардо да Винчи – величайший художник, скульптор, архитектор и естествоиспытатель.
Особое место в партитуре Музы и в архитектуре Создателя занимает политическое бытие социума, гармония = метафизические основы которого были услышаны и раскрыты еще Аристотелем [1]. Понятия о гражданстве, о патриотизме, об общем благе; типология политических режимов, их изменения и трансформации; соотношение частного и общественного, приватного и публичного – все это есть в «Политике» Аристотеля. Согласно Аристотелю, наименее подверженной порче и наиболее правильной формой политического бытия социума является полития, в которой большинство правит ради общего блага. Отсюда, следует расширять и укреплять средний класс. То есть способствовать благоденствию граждан, обладающих собственностью средней, но достаточной. Не допускать, чтобы в обществе были бедные слои общества, существовало значительное и чувствительное имущественное неравенство между богатым меньшинством и бедным большинством, слишком большой разрыв между ними. Всё, что нам Томас Пикетти – автор бестселлера «Капитал в XXI веке» нынче повествует про Inerquality – неравенстве, как главной чуме XXI века [3] – это все уже присутствовало у Аристотеля.
Телеологические основания могут быть выявлены и эксплицированы в различных областях бытия. Обратимся к фотоснимку. Чем отличается снимок, выполненный мастером от любительского снимка? Допустим, вы участвуете в каком-то торжестве, фотографируя различные стадии его протекания, делая множество снимков. Но вот является мастер-фотограф, делающий лишь несколько снимков, но именно на них явлена сама суть торжества. Мгновения, оставленные на этих снимках, запечатленные лица, жесты, вещи представлены в своей самотождественности, как подлинники самих себя. Поскольку такими они были вовсе не в каждый момент текущего времени, но лишь в редкие моменты полноты существования.
Суть в том, что каждая вещь, будучи отражением некоего небесного эталона, собственного эйдоса – образца, его искаженной копией, обладает своим акме – моментом присутствия, адекватнее всего совпадающего с замыслом о самой себе. Так и у человека, происходящее событие, в лишь избранные мгновения своего присутствия соответствуют формуле «Замысел Бога обо мне, либо о событии». Также обстоит и с нравственными чувствами любви или дружбы и патриотизма: всегда находится заповедь или, как «жажда целостности и стремление к ней» (Платон)., т.е. нечто побуждающее и независимое от моих переживаний – абсолютный императив, иначе было бы бессмысленно говорить о подчинении ему. Мир устроен таким образом, что все происходящее в нем обладает избранными местами, содержащимися в памяти Бога. Но те же привилегированные точки, раскрывающие полноту бытия, можно отыскать в безостановочном потоке будней, в этом направлении и работают истинные творцы не только в науке, философии, искусстве, но и в политической, экономической, социальной жизни.
Кугай Александр Иванович, профессор кафедры государственного и муниципального управления Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, доктор философских наук, профессор
- Аристотель: Политика. Переводчик: Жебелев С. А. Издательство: АСТ, 2016 г.
- Асмус В.Ф. Античная философия. М.: Наука, 2000. С. 54.
- Пикетти Томас Издательство: Ад Маргинем, 2016 г.
- Пирогов Н.И. Вопросы жизни. Дневник старого врача. – М.: Книжный Клуб Книговек,2011.
- Сковорода Г. Сочинения в 2-х томах Издательство: Мысль, Москва
Год: 1973
1. Что важнее в нашем имени?