Внешняя политика его была очень взвешенной и мудрой. Международное положение в начале царствования императора Николая II было тяжелым. Отношения с Германией и Австро-Венгрией были плохими, а с Великобританией очень сложными. Несмотря на тайные соглашения с Францией, Россия оказалась в полуизоляции. Молодому государю пришлось приложить много сил, мудрости и терпения, чтобы стабилизировать обстановку.
Вступая на престол, в своем манифесте от 28 октября 1894 г. государь подчеркнул: «Мы приемлем священный обет пред лицом Всевышнего всегда иметь единой целью мирное преуспеяние, могущество и славу дорогой России и устроение счастья всех наших верноподданных.»*1 Это и было для него главной внешнеполитической задачей. Царь старался укреплять военно-политический союз с Францией, при возможном сохранении его секретности, как основу общеевропейского мира и поддержание равновесия сил в Европе. При этом приходилось лавировать между различными европейскими блоками и союзами, обращая их противоречия в свою пользу.
Историки А. В. Игнатьев и П. В. Мультатули указывают на то, что последнее слово при решении дипломатических задач всегда было за императором. «Посол Франции в России Ж. Луи в 1912 г. сообщил в секретной телеграмме премьер-министру Р. Пуанкаре : «Нужно все время помнить, что любые решения русских министров могут быть изменены внезапным приказом императора. Нужно это постоянно предвидеть.»*2
Русский царь старался поддерживать мирные, но равноправные отношения и с Германией и с другими европейскими странами. Кайзер Вильгельм не любил царя Николая, хотя и приходился ему родственником. Он ревниво относился к росту экономического и политического влияния России, стараясь помешать этому.
«Несмотря на многочисленные и эпатажные заявления германского монарха о своей «любви и преданности», он делал все, чтобы максимально ослабить Россию, превратив ее в инструмент германской политики.», - пишет Петр Мультатули.*3
Негативное отношение кайзера к России увеличилось с тех пор, как после залечивания ран и восполнения ущерба от Русско-японской войны и революции 1905 года, там начался новый экономический подъем. Россия вошла в пятерку передовых промышленных держав мира. Политика Германии становится скрыто враждебной и она начинает готовиться к войне. Кайзер понимал, что если Россия будет такими же темпами развиваться дальше, то победить ее будет очень тяжело. Поэтому он искал повод, чтобы развязать войну. Поводом для начала войны послужило убийство 28 июля 1914 г. в Сараево наследника австрийского престола Франца Фердинанда. Убийцей оказался боснийский серб Гавриил Принцип.
Австро-Венгрия, заручившись поддержкой Германии, предъявила Сербии очень жесткий ультиматум. На выполнение всех требований Сербии отводилось двое суток. Требования ультиматума были невыполнимы, ибо это означало бы поражение Сербии без боя.
Тогда Австро-Венгрия объявила Сербии войну. Австро-венгерская армия вторглась на территорию Сербии. Верная своему союзническому долгу, Россия поддержала Сербию. 1 августа 1914 г. Германия объявила России войну, а 3 августа Франции. Немецкие войска вторглись в Бельгию и Люксембург, после чего в войну вступила Англия. 4 августа России объявила войну Австро-Венгрия. 14 ноября Турция начала обстрел русских черноморских портов.
Возникли два враждебных военных блока. Первый блок – Антанта, в который входили Россия, Англия, Франция, Италия, Румыния и ряд других стран.
Второй блок – Четвертной союз: Германия, Австро-Венгрия, Турция и примкнувшая затем к ним Болгария. Всего в I Мировой войне участвовало 33 государства. Германия не зря так спешила с началом войны. Она очень хорошо подготовилась к ней. Армия была прекрасно обучена и вооружена самым современным оружием. Численность ее достигала около 4 млн. Экономика была на пике развития и тыловые службы работали как часы.
Еще в 1907 г. был разработан стратегический план генерала фон Шлиффена. Согласно этому плану, сначала надо было молниеносным ударом, пока Россия проведет мобилизацию, вывести из войны Францию, потом все силы бросить на Россию и расправиться с ней. Этого не случилось. Пришлось немцам вести войну на два фронта. Германия, почувствовав всю тяжесть войны на два фронта, умерила свой наступательный порыв. Однако она всегда понимала, что только силой оружия Россию не сломить. Поэтому в самом начале войны немецким финансистом Парвусом был разработан план разрушения России изнутри через вооруженное восстание и терроризм. Для выполнения этого плана, по повелению кайзера Вильгельма была выделена огромная сумма. Она была направлена на финансирование революции, дискредитацию и травлю царской семьи и раскол в обществе. Возникла оппозиция к царю среди властных структур, генералов и даже некоторых представителей дома Романовых. Великая княгиня Мария Павловна мечтала о русской короне. Она строила интриги против царя и была одним из главных агентов германского влияния. Об этом говорит тайная переписка Вел. княгини с немецким правительством. Негативно относились к императору Вел. князья Николай Михайлович и Александр Михайлович, которые, будучи масонами, являлись идейными противниками самодержавия. В оппозиции к царю находились Вел. князья Кирилл Владимирович и Дмитрий Павлович. Вел. князь Николай Николаевич очень не любил царицу и не раз высказывал пожелание заточить ее в монастырь. Принимал участие в интригах против государя и его правительства.
Но не только Германия пыталась сокрушить российское самодержавие. Многие годы американские олигархи с Уолл-стрит расшатывали государственные устои Российской империи и подготавливали революцию. Тяжело было государю в разделенном обществе вести изнуряющую кровопролитную войну и преодолевать внутреннюю смуту, но он сумел исправить многое. С момента взятия на себя обязанностей Верховного главнокомандующего, царю удалось навести порядок в армии.
Царь взял под особый контроль военную промышленность и поставки вооружения в армию. Благодаря этому снабжение фронтовых частей значительно улучшилось. 4 октября 1916 г. указом царя был основан незамерзающий порт на севере под названием Романов на Мурмане. Много внимания государь уделял развитию коммуникаций и железных дорог. Благодаря его заботам значительно увеличилась протяженность железных дорог в европейской части России. В течение только 1916 г. было построено 3150 верст вторых путей, много мостов и 10 узловых станций. Пропускная способность железных дорог увеличилась на 1500 вагонов в день. Благодаря этому удалось обеспечить снабжение армии и возможность быстрого подтягивания к фронту свежих резервов.
Английский военный министр Уинстон Черчилль писал: «К лету 1916 года Россия, … которая в течение 1915 года пережила ряд поражений, сумела … выставить в поле – организовать, вооружить, снабдить – 60 армейских корпусов вместо тех 35 с которыми она начала войну. И она стала побеждать. Этот успех был заслугой русского императора.» *4
Объем промышленного производства, благодаря военным заказам, вырос на 22% и даже население, несмотря на многочисленные боевые потери, увеличилось. К февралю 1917 года численность русской армии превышала 8 млн человек. Военные склады были забиты оружием, боеприпасами и всем необходимым снаряжением. В армии было достаточно много самолетов, бронетехники и бронепоездов. Хорошо были организованы и укомплектованы артиллерийские части. Войска отдохнули и прошли переподготовку. Весеннее наступление было намечено на апрель. Победа была близка. Уинстон Черчилль писал «Судьба была жестока к России. Ее корабль пошел ко дну, когда гавань была на виду.» *5
На 1917 год запланировали наступление на всех фронтах и война должна была закончиться капитуляцией Германии. Но все эти планы были сорваны революцией. В 1918 г. большевики сдали все позиции и заключили позорный Брестский мир. Но Германия уже была разбита и капитулировала перед Антантой. Брестский мир аннулировали, война завершилась Версальским мирным договором. Россия не была проигравшей стороной и только революция лишила ее заслуженных плодов победы.
И этому позору России немало способствовали ее союзники. Союзники поняли, что Россия теперь способна победить врага даже самостоятельно. Поэтому их отношение к России переменилось из союзнического к неприятельскому. Правящие круги Англии, Франции и США испытывали страх перед грядущей победой России в войне. Прежде всего, союзники были озабочены усилением России и той ведущей ролью, которую она могла играть в послевоенном устройстве мира. Они сделали все возможное, чтобы финансировать, возглавить и осуществить Февральскую революцию. Сокрушили Российскую империю отнюдь не только озлобленные «царским гнетом» народные массы, возглавляемые большевиками, как это утверждают советские историки. К февралю 1917 г. против царя объединились все внутренние и внешние деструктивные силы. В результате всеобщего заговора царь был предан и пленен в своем вагоне. Его заставили подписать т.н. «отречение» и затем арестовали. Россия уже была в шаге от победы в I Мировой войне, но, сокрушив монархию, враги отняли и победу. Войну Временное правительство и большевики с позором проиграли. Таким образом, неимоверные усилия императора, направленные на достижение страной достойного положения в мире, из-за революции закончились крахом.
Внешняя политика государя была направлена не на политические интриги и колониальные захваты, а на процветание России. Можно сказать, что с внешними врагами и с их агрессией император справился, но не смог победить врагов внутренних. Не была решена задача сохранения единства русского общества. Ему так и не удалось обезвредить антидержавную деятельность оппозиции. Царь не стал применять жестких репрессий к своим противникам, считая, что эти меры в условиях войны только ускорят противостояние и еще более усилят смуту в обществе. Конечно, он стремился к победе в войне и этой цели подчинил все государственные интересы. Оппозиции, напротив, победа не была нужна. Главной ее целью был захват власти и отстранение императора любыми путями, даже ценой предательства. И нет вины преданного и замученного государя в том, что этой победы не случилось. Совершенно прав был царь, когда записал в своем дневнике: «Кругом измена и трусость и обман!». Это и была одна из основных причин падения империи. Внешнеполитические цели Николая II не были достигнуты не потому, что царь был слабым, и не потому, что наши внешние враги были сильнее, а потому, что общество наше в своем большинстве уже не верило в Бога и не хотело служить ни царю, ни России.
Возникает еще один важный вопрос. А прав ли был государь, когда летом 1914 г. поддержал союзную Сербию? Если бы он не отреагировал на захват сербских земель Австро-Венгрией, то может быть, не было бы I Мировой войны и не было революции? Однако все понимали, что война неизбежна. И если бы царь закрыл глаза на захват Сербии, то этим мог быть нанесен очень серьезный ущерб моральному имиджу России, и ее влиянию на Балканах наступил бы конец. Германия все равно бы объявила войну России, но немного позже. Сначала она бы разгромила Францию и заставила ее капитулировать. Англия вообще в войну не стала бы ввязываться. Тогда объединенными силами присоединившихся к немцам европейских стран все это нашествие навалилось бы на Россию, оставшуюся в одиночестве. Россия была бы завоевана, разделена на несколько частей и превращена в сырьевой придаток Запада. Становится очевидно, что Николай II поступил правильно и тем самым спас страну от еще большей катастрофы.
В целом, можно сказать, что государь проводил внешнюю политику довольно правильным курсом, заботясь о процветании и славе Отечества.
Внутренняя политика царя тоже была особенной, отличающейся от других европейских империй, которые угнетали народы своих колоний. Россия не вела захватнических колониальных войн и не порабощала соседние народы. Почти все они вошли в состав империи согласно мирным договорам. Царская Россия объединяла около ста восьмидесяти народов и каждый народ сохранял свою веру, культуру, язык и национальные особенности. Под эгидой русского двуглавого орла народы получали защиту от внешних врагов и от междоусобиц среди местных князей и ханов. Благодаря гуманному российскому законодательству, законопослушные граждане имели защиту прав и свобод для нормального развития на своей национальной и культурной почве. Приобщаясь к высокоразвитой европейской культуре и образованию, российские национальные окраины не подвергались духовному давлению и насильственной русификации, но имели свободный выбор своего пути. Более того, многие слаборазвитые народы, особенно на севере, приобретали письменность на основе кириллицы и получали мощный толчок в своем развитии. Таким образом, они приобщались ко всем благам технического прогресса и достижениям современной науки.
Государствообразующей нацией в Российской империи был православный русский народ, но и к другим нациям император относился, как заботливый отец и добрый хозяин.
В государственных делах царь, прежде всего, руководствовался евангельскими заветами и православными моральными принципами. Император проявил себя, как благочестивый христианин и попечитель Церкви. В его царствование открылось более двухсот новых монастырей, было построено более семи тысяч храмов. На щедрые пожертвования государя в западноевропейских городах построили 17 новых русских храмов. Было прекращено преследование старообрядцев и намечались пути к преодолению раскола.
Государь был сторонником восстановления патриаршества и даже, по свидетельству митрополита Антония, себя предлагал, как кандидата на святой престол. Он повелел начать подготовку к Поместному собору и для этого было образовано Предсоборное совещание.
Религиозность Николая Александровича была очень искренней и глубокой. Один из приближенных к царю придворных писал: «Покорность воле Божьей была основой его религии и его вера в Божественную Мудрость, которая направляет события, давала царю то совершенное спокойствие, которое никогда не оставляло его.»*6 Государь любил посещать богослужения, регулярно исповедовался и причащался. В домовой церкви иногда сам пел и читал на клиросе при совершении Литургии. Затем он брал благословение у священника, целовал ему руку и приступал к текущим делам.
«Все виды искусства, возвышающие душу православного христианина и приближающие её к Богу, которыми богата наша Церковь, начиная с архитектуры и кончая угасавшим искусством православного колокольного звона, интересовали государя и встречали с его стороны поддержку.» –утверждает Алферьев. *7
В империи главной государствообразующей силой было православие. Россия была многонациональной державой, но строилась внутренняя политика не по национальному признаку и не было доминирования русской основной нации над другими. В российском паспорте даже отсутствовала графа «национальность», а была только графа «вероисповедание». Другие религии тоже пользовались свободой. Ведь основным принципом жизни христиан является утверждение Ап. Павла, что, в Церкви «нет ни еллина ни иудея, варвара, скифа, раба и свободного, но всё и во всём Христос» (Кол. 3,11). Поэтому всем народам жилось не тесно в большой российской державе.
В Российской Империи в начале ХХ века было совершенным законодательство о свободе совести и национальная политика. В основу была положена веротерпимость. Строились армянские церкви и католические костёлы, протестантские кирхи, мечети, буддийские пагоды и синагоги. Каждый из народов имел возможность развивать свой язык, культуру, обычаи, получать образование и приобщаться к техническим благам цивилизации. Племена и народы, имея власть в лице губернаторов и госчиновников, управлялись еще и своей местной знатью. Все граждане находились под защитой законов Российской Империи. Поэтому они составляли как бы одну семью и почитали отцом русского Белого царя. Массовый героизм национальных дивизий, состоящих из кавказцев, калмыков и азиатских народов в I Мировую войну является тому ярким доказательством. Очень многие из них были награждены Георгиевскими крестами и не щадили своих жизней за Белого царя.
Поэтому лживым можно назвать еще одно утверждение советских мифотворцев о том, что Россия в царское время была «тюрьмой народов».
Примечания:
1. Мультатули П. В. «Внешняя политика императора Николая II», С. 53, М. ФИВ, 2019.
2. Там же, С. 53.
3. Там же, С. 146.
4. Орехов Дмитрий «Подвиг царской семьи», С. 149, СПБ, Невский проспект, 2002.
5. Ольденбург С. С. «Царствование императора Николая II», Том 2, C. 255, Мюнхен, 1949.
6. Орехов Дмитрий «Подвиг царской семьи», С. 136, СПБ, Невский проспект, 2002.
7. Алферьев Е. Е. «Император Николай II как человек сильной воли», С. 85, Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1983.
Ф.И. ТЮТЧЕВ
Русское слово
Теперь тебе не до стихов,
О слово русское родное!
Созрела жатва, жнец готов,
Настало время неземное…
Ложь воплотилася в булат;
Каким – то Божьим попущеньем
Не целый мир, но целый ад
Тебе грозит ниспроверженьем…
Все богохульные умы,
Все богомерзкие народы
Со дна воздвиглись царства тьмы
Во имя света и свободы!
Тебе они готовят плен,
Тебе пророчат посрамленье, -
Ты – лучших, будущих времен
Глагол, и жизнь, и просвещенье!
О, в этом испытаньи строгом,
В последней роковой борьбе,
Не измени же ты себе,
И оправдайся перед Богом…»
10. "не ангажированные историки"
9. Ответ на 12, р.Б.Алексий:
8. Ответ на 4, р.Б.Алексий:
7. Ответ на 3, р.Б.Алексий:
6. Ответ на 1, Потомок подданных Императора Николая II:
5. Конституция
4. Ответ на 2, Олег В.:
3. Ищите в другом месте
2. Ответ на 1, Потомок подданных Императора Николая II:
1. Опять какой-то зоологический антисоветизм