Художественная диагностика войны в Донбассе

О книге И.Донецкого «Мама, если не я, то кто»

Новости Украины  Новости Новороссии 
0
652
Время на чтение 8 минут

Война в Донбассе в восприятии врача-психиатра? Согласитесь, такое в писательской практике бывает не часто. Долгожданным событием в литературной и культурной жизни двух республик стал недавний выход в свет книги Ивана Донецкого “Мама, если не я, то кто”. За шесть лет войны автор стал хорошо известен читателям своими глубоко правдивыми, хватающими за душу пьесами, рассказами и очерками, которые публиковались во многих сборниках и в альманахах “Время Донбасса”, “Выбор Донбасса”.

Во время двух поездок в Донецк мне посчастливилось познакомиться с автором книги, живущем в Петровском районе города, наиболее близком от линии соприкосновения, то бишь постоянно подверженном обстрелам. Не раз доводилось Ивану собирать осколки от снарядов во дворе своего дома. Однако, этот мужественный и талантливый человек не сбежал от войны, не покинул своих пациентов, а, напротив, спас от тяжелейших психических расстройств многие сотни ополченцев, побывавших в самом пекле боёв за Донбасс. По его словам, книга даёт представление о том, что называют “донецкий характер”.

Сам автор определил её жанр как художественно-публицистический дневник, а в аннотации обозначил сложность работы над текстом: “Книга написана донецким врачом-психиатром как история болезни Украины. В этом её достоинство и недостаток. Достоинство – клиническая точность, документальность, объективность. Недостаток – включённость автора в события, эмоциональность, преодолеть которую, живя и работая под обстрелами, сложно”.

Стремление писателя донести всю правду о событиях в Донбассе определило структуру книги. Представленные в ней рассказы, очерки, миниатюры, публицистические зарисовки расположены в строго хронологическом порядке, начиная от года 2014-го, начала военных действий, и заканчивая 2019-м годом, что в целом создаёт эпическую картину трагедии войны, до сих пор не оконченной. В уникальном дневнике указаны не только годы, но и месяцы, а порой и даты происшедших событий. Читатель найдёт здесь многообразие стилей и приёмов: горькую иронию и сарказм, философские размышления, лирические и ностальгические отступления, найдёт и жуткие эпизоды войны, внешне бесстрастно переданные глазами врача.

С пронзительной, трагической ноты начинается рассказ “Мама, если не я, то кто”, давший заглавие книги: “Донецк сегодня малолюден. Лица дончан приобрели иконописную сосредоточенность: смерть у нас – ежедневная реальность”. Похороны и поминки ополченца с позывным “Кортес” и трёх его товарищей художественно воссозданы повествователем чередованием настоящего и прошлого времён, репортаж с места событий чередуется с публицистическими раздумьями о сути происшедшего: “Война проявляет людей как фотоплёнку”. Двадцать восемь лет земной жизни Кости-Кортеса переданы в воспоминаниях его матери, овдовевшей жены, друзей-ополченцев, школьной учительницы. Возникает светлый образ истинного русского человека, за всю свою короткую жизнь ничего не делавшего для себя, лишь стремящегося помочь другим, человека, которого врагам не дано было поставить на колени.

Антитеза между русским и оголтело русофобским миром становится одним из главных авторских приёмов, проходит через всю книгу. Узнав о гибели ополченцев, “в соцсетях сторонники Украины возликуют: “Сдохли, твари колорадские! Отмороженные ватники!” Кто-то из Владивостока или Рязани напишет: “Вечная память героям Донбасса!”.

Поражает языковое мастерство писателя, безупречность его владения лаконичным стилем, умение найти точные сравнения и метафоры. Трагический август четырнадцатого года в Донецке сопоставлен с гражданской и Великой Отечественной войнами не в пользу первого: “Современное оружие стёрло разницу между фронтом и тылом. Герои Булгакова не прятались в подвалы… У героев Симонова был тыл, куда не долетали снаряды и авиация. В сегодняшнем Донецке тыла нет…Красный столб пыли от первого взрыва и тёмный от второго повисли в знойном воздухе. Ветра нет. Зрелище ирреально”. Земному аду противопоставлены лучшие человеческие качества дончан, проявленные в годину страшных испытаний: “Мы переоценили ценности, научились помогать друг другу, узнали, что такое сплоченность и локоть соседа, сослуживца, друга, случайного прохожего”. Примечателен этот образ коллективного “мы”, образ вековой русской соборности, взаимопомощи, взаимовыручки. Именно в эти тяжелейшие дни героическим пафосом исполнены авторские размышления, что “Украина о Донбасс сломает зубы. Оставшиеся – Донбасс выбьет!”.

И впрямь, горькой и мрачной иронией над собственными судьбами стал для попавших в плен украинских вояк день двадцать четвёртого августа, когда оказались они “в логове терроризма и сепаратизма”, и их под конвоем провели по главной улице Донецка, а сзади три поливальные машины смывали следы вражеской нечисти.

Гротеск и сарказм органичен на страницах книги, где речь идёт о чудовищной лжи украинских СМИ и рядовых обывателей. По их байкам, “террористы из одного района стреляют в другой, потом из другого – в третий. Параллельно обстреливают украинскую армию, которая стреляет в ответ”. А сама Украина, рвущаяся в “Эвропу”, стала стремительно погружаться в Средневековье: мусорная люстрация не только мужчин, но и женщин, факельные шествия нацистов, херои, едущие убивать за деньги, “ярмарка каннибалов”, на которой дети в Николаевской гимназии покупают и кушают сладости под названием “сине-жёлтые звёзды Кремля”, “кровь российских младенцев”. Под пером Ивана Донецкого рождается сборник клинических фактов. А из них, как мозаика, складывается психологический портрет потомственных предателей и карателей, наследников дивизии СС “Галичина”. Издевательства над пленными, подростками, женщинами, разрушенные дома, школы, больницы, детские сады… Ненависть к карателям, закипающая в умах и сердцах дончан, выливается в прозвищах, данных главарю убийц: “Потрошенко, Параша!”.

Художественной находкой, ярким олицетворением передана в очерке “Огонь Донбасса” наболевшая проблема прошлого и настоящего региона, не покорившегося врагам: “Донбасс выбросил украинские флаги и поднял российские. Россия не признала его совершеннолетие, уступив Украине права опекуна. Шёл Донбасс домой, а оказался посреди Дикого поля – один-одинёшенек!”.

Традиции и новаторство – отличительная черта прозы Ивана Донецкого. Один из шедевров книги – рассказ “Донецкий реквием” о любви чувственной, плотской и в то же время одухотворённой высоким чувством духовной близости, живо напоминает “Суламифь” А.Куприна, “Солнечный удар” И.Бунина и, конечно, “Даму с собачкой” А.Чехова, кстати, любимого писателя автора. Театр действий перемещается то в обстреливаемый укрофашистами Донецк, то в воспетую Чеховым Ялту, скорбь от утраты чередуется с поэтикой воспоминаний: “Берут напрокат лодку и плывут в открытое море, в Турцию, как шутит Она. Он на вёслах. Она на сиденье. Плечи её видны сквозь лёгкую ткань. Она любуется им. Он, замечая её взгляд, гребёт сильнее, напрягая мышцы. Море спокойно. Солнечный луч, ломаясь, уходит вглубь прозрачной, голубой воды, стекая с ободранных вёсел”. В повествовании любовь соседствует со смертью, ходящей за ней по пятам. Реквием, начатый с сообщения о гибели любимой и её дочери, посвящён погибшим женщинам и детям Донбасса. С “Реквиемом” перекликается финальный в книге пронзительный “Рассказ о любви”, где вспыхнувшее чувство к заботливой молодой медсестре спасло повествователя от ожидаемой смерти, но не спасло героиню от обстрела. И это произошло в 2019-м, на шестом году войны!

Текст книги помогает понять незаурядную личность её автора – не только опытнейшего врача-психиатра с сорокалетним стажем, но и интеллектуала, любящего с юности русскую и мировую литературу и искусство – Гоголя и Достоевского, Толстого и Чехова, Цветаеву и Набокова наряду с Прустом. Камю, Борхесом, Унамуно, Пиранделло, знакомого с философией Ницше и Ортего-и-Гассета, глубоко и правдиво осмысляющего все исторические и современные события.

Два мира, противоположных по целям и смыслам жизни, – это не только Украина и Донбасс, воюющий за своё право быть частью исторической России, но и миры самих жителей Донецка. В замечательном очерке “Два Донецка” автор призывает читателей совершить мысленную прогулку по городу, начиная от прифронтовой полосы до центра. Здесь под пером писателя возникает монументальный образ старухи с окраины города, всю жизнь проработавшей на шахте, вырастившей сына-шахтёра и внука, погибшего в Дебальцево. “Вы оглядываетесь на неподвижную старуху, которая полвека назад потеряла страх под землёй. Одряхлев от старости, она будет сидеть, опираясь на палку, и молча ненавидеть тех, кто убил его. Мины и снаряды могут отбить ей голову, руку, но она не дрогнет. Из Донецка её унесут только вперёд ногами. Вам кажется, что она вырезана из чёрного мрамора”.

Иные краски, эпитеты и метафоры находит автор для тех хорошо одетых, “золотисто-когтистых” женщин из центра города, чей целью стал доходный бизнес. Финал очерка оптимистичен: “Вы возвращаетесь в прифронтовую полосу с твёрдой уверенностью, что Украине, даже с помощью Донбасса жлобско-гламурного, не победить Донбасс фронтовой и трудовой”.

Сквозным в книге становится выстраданное размышление автора о том, что преступления украинских карателей против мирного населения Донбасса намного превзошли преступления гитлеровцев за годы Великой Отечественной войны. Об этом откровенный разговор коллег в очерке “День психиатра”, страшный рассказ врача Петрова: “У меня на консультации больная была с мужем. Поехала в Селидово за пятнадцатилетним сыном. Кто-то из соседей стукнул, что она из ДНР. Нацики выбили дверь, мешок ей на голову и в подвал. Неделю насиловали, тушили о тело окурки, грозили убить, а потом вывезли за город и выбросили из машины”.

В рассказе “Боулинг” психиатрическая помощь не помогла молодой матери с ребёнком, живущим под обстрелами. Впечатляющая по силе воздействия миниатюра “Сон психиатра”, художественный вымысел о больных, захвативших отделение с врачами и сёстрами, – это ассоциация с Украиной, силою оружия навязывающей Донбассу свою бредовую реальность.

Читатель найдёт в книге и “Донецкие анекдоты”, и остроумный сценарий “Олекса Порох” – проекцию на повесть Н.В. Гоголя “Тарас Бульба” в современных реалиях, и ёмко, лаконично воссозданную галерею донецких типов – от жуликов, спекулянтов, взяточников до подвижников и героев.

Светлый образ героя Донбасса Михаила Толстых – Гиви – стал олицетворением бесстрашия и мужества в лучших традициях русского воинства: ещё при жизни о его подвигах слагались легенды. Скорбная дата – год 2017-й, февраль, когда десятки тысяч жителей Донбасса пришли на траурный митинг, высвечивает весь масштаб личности Михаила, всю значимость героизма: “Мы – наследники Ленинграда и Сталинграда, а не сдавшегося немцам Парижа. В этом мы – не Европа и никогда ею не будем”.

Примечательно, что книга Ивана Донецкого вышла в преддверии славной исторической даты – 75-летия со дня окончания Великой Отечественной войны. В очерке “Песня” потрясающе правдивы и актуальны рассказы бабушки писателя о зверствах бандеровцев и воспоминания о подвигах фронтовика-деда. Дед “за период боёв с 7 по 27 июля 1943 года, действуя отважно и решительно, вместе с расчётом уничтожил два взвода пехоты противника, подавил огонь 2-х батарей и был награждён медалью “ЗА ОТВАГУ”.

Убедительной защитой духовно-нравственного наследия литературы и культуры Советской эпохи стал доклад Николая Иванова, председателя правления Союза писателей России, сделанный на Пленуме СП России 17 октября 2019 года и названный “Идеологический фронт Великой войны”. В докладе прозвучало самое точное определение, что Вторая мировая война явилась не “битвой моторов”, не “битвой боевой техники”, а “битвой культур”.

Это в полной мере относится к книге И. Донецкого “Мама, если не я, то кто”, где бережно сохранена генетическая память народа-победителя и его многовековая культура. Талантливая и правдивая книга, дающая читателя полное, исчерпывающее представление о войне в Донбассе, ставшая её художественной диагностикой, безусловно, заслуживает литературной премии. В равной мере героический народ Донбасса, выстрадавший своё право стать неотъемлемой частью Русского мира, заслуживает скорейшего вхождения в родную гавань.

Галина Чудинова, член пермской краевой общественной организации СП России, кандидат филологических наук

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Галина Чудинова
Мариино стояние – испытание веры и воли
Репортаж со службы в староверческом храме
22.04.2024
Вера, воля, знание – путь русского спасения
Нам нужна солидаризация государства и госуправления, важнейшими элементами которой являются солидарная экономика, солидарное государство и солидарное общество
09.04.2024
Справедливый образ России в мире
О деятельности члена Зиновьевского клуба Владимира Анатольевича Лепехина
02.04.2024
Кто виноват и что делать русским?
Нынешняя власть в развитии страны не заинтересована
29.03.2024
Безбожие и безволие русских – причина трагедий
Неужели и сейчас не будут сделаны соответствующие выводы?
25.03.2024
Все статьи Галина Чудинова
Новости Украины
«Нас ждёт дальнейшее обострение глобального кризиса»
США делают ставку на наращивание конфронтации после Украины и независимо от Украины
22.04.2024
Думенко и Пиллей вытолкают Русскую Церковь из ВСЦ?
Святейший Патриарх Кирилл, похоже, освоил стилистику «политического дзюдо»
20.04.2024
«Западу плевать на то, сколько жителей Украины погибнет»
Украинцы безутешно стенают по поводу того, что Запад не хочет поставить их с Израилем на одну доску
20.04.2024
Все статьи темы
Новости Новороссии
Суворов в Новороссии
Доклад на 4-й Всероссийской конференции «Имя победы – Суворов»
12.04.2024
Киев брать!
Время на т.н. Украине работает против Москвы, враг переносит войну на территорию России
02.04.2024
Приступим ли к освобождению Одессы и Николаева?
Впрочем, как и остальных русских земель Малороссии
27.02.2024
«Запад не намерен уходить с Украины тихо»
Противники собираются оставить нам предельно обезлюженные руины, с которыми именно нам придётся что-то делать
24.02.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Уфаев
24.04.2024 02:19
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
24.04.2024 00:00
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
23.04.2024 23:11
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Константин В.
23.04.2024 22:09
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от prot
23.04.2024 22:03