«Везде, где звучат слова «свобода, равенство, братство», льются реки крови...»

Откровенный разговор о гражданской войне, разделении народа и силе идей с новосибирским историком Игорем Самариным

Новости Москвы 
0
940
Время на чтение 14 минут

С 22 мая в Управлении государственной архивной службы Новосибирской области работает выставка «Сибирская трагедия: Идеологический аспект», на которой представлены агитационные материалы как большевиков, так и их идеологических противников.

Экспозиция - лишь часть уникального проекта Новосибирского областного архива под названием «Сибирская трагедия». Он вызвал большой интерес у историков и обычных людей, интересующихся темой гражданской войны 1918-1920 гг.

В ходе обсуждения темы гражданской войны с Игорем Валерьевичем Самариным, ведущим архивистом отдела использования и публикации документов ГБУ ГАНО, и Владиславом Геннадьевичем Кокоулиным, доктором исторических наук, профессором, преподавателем Новосибирского высшего военного командного училища, - одними из инициаторов и организаторов выставки, мы не могли не затронуть вопросы, касающиеся не только идеологических достижений и ошибок столетней давности, но и современной общественной ситуации в России. Сегодня мы публикуем первую часть беседы.

- Игорь Валерьевич, в чем было главное отличие между пропагандистскими материалами красных и белых?

- Агитация красных была направлена на необразованные слои общества России - рабочих и крестьян. Был использован тезис Ленина о превращении империалистической войны в гражданскую. Народ тогда уже устал от этой войны - началась она на патриотическом подъеме, но потом оказалось, что это бесчисленные жертвы, никаких перспектив, и народ устал воевать. А Ленин сказал: ну давайте еще немножко, прижмем этих кровососов, которые развязали войну, и потом все будет хорошо. Заводы рабочим, земля крестьянам, власть - Советам, войну прекратим, и все будет отлично. Только сделайте еще одно небольшое усилие!

Понимаете, человека необразованного легче подчинить своей воле, легче обмануть. Цель любого политика - захватить власть. А Ленин был гениальный политик. На какой бы позиции люди ни стояли, все признают, что он был величайший политик конца 19-го - начала 20 веков.

Готовясь к этой выставке, я обратил внимание на стилистику агитации красных: она довольно агрессивная и очень простая по форме. Она направлена именно на широкие массы. Вот сравните плакаты: «ТЫ записался добровольцем?» - и: «Отчего вы не в армии?» (это плакат Первой мировой, но потом он использовался и белыми). Чувствуете разницу?

Второй призыв направлен на тех, кто рефлексирует, кто способен размышлять, причем не только о себе: на духовенство, на интеллигенцию, на офицерство, на дворянство. То есть на людей образованных, которые думают о себе, о стране, о цивилизации... Но в любой стране, не только в России, таких людей всегда меньшинство - закон больших чисел никто не отменял. А агитация красных действовала на миллионы. Она простая! Агрессивная, да, но очень глубокая. Потому-то красные и победили, что их идея овладела массами, миллионами. В этом и состоит гениальность Ленина и большевиков, в том числе Троцкого и прочих. Я больше скажу: на стороне большевиков работали гении пиара и НЛП, которые прекрасно знали, как воздействовать на массы. Это была продуманная пиар-кампания. То есть большевики победили, прежде всего, на идейном фронте, это очень важно понимать.

Я приведу одну цитату, она очень характерна: «Товарищи! За кого вы - за красных или за белых? Помните, что ни посередине, ни с краешку места нет. Весь мир разделен на две половины». Помните, как потом сказал нарком Крыленко, первый нарком юстиции: «Кто не с нами, тот против нас!» Как скрыться от такой постановки вопроса? Ты или здесь, или там. Всё! А то - «свобода», «Учредительное собрание», понимаете ли... «Отчего вы не в армии»... А тут - дихотомия!

Чтобы овладеть массами, все должно быть просто: богатые - бедные. Простая идея овладевает массами вмиг. Но, как историк, я скажу - и со мной согласятся и политологи, и экономисты: не бывает простого решения сложных проблем. Их просто нет! Сложные проблемы решаются сложно. А большевики создали идею, что сложные проблемы можно решить просто. У тебя отец белый? Так ты сдай его, убей его, и тебе будет хорошо, ведь ты же красный! Идея жуткая, зато простая. Но мир сложнее, и нет простых решений сложных проблем. Все простые решения заканчиваются войнами, революциями и катастрофами.

- Кроме идеи, у большевиков была очень продуманная партийная система: там ячейки, тут ячейки...

- Вот именно! Что интересно, в Сибири гражданская война началась, здесь же она и закончилась. Вот смотрите: сначала, с ноября 1917 года советская власть - это Советы во всех крупных городах - большевистские, меньшевистские, эсеровские. Они странные, разношерстные, но это уже Советы. В мае 1918 года эта разношерстная власть пала, когда Гришин-Алмазов и белочехи совершили просто идеальный переворот - за одну ночь, на всем Транссибе. Представьте: на всем расстоянии в 3 тысячи км были красные - стали белые. Это тоже было гениально сделано! Гениальный заговор, величайшая тактическая победа! И вот уже Колчак пошел на Уфу, на Пермь и должен был наступать на Москву. Но тут произошли два события, почти совпавшие по времени.

Куда ушли те самые большевики из городов? Они ушли в подполье и были очень организованы и сплочены.

Второе событие заключалось в следующем. Пока в Белой армии хватало средств на продовольствие и амуницию, все было хорошо. Но когда деньги стали заканчиваться, они же побежали на поклон к американцам, к французам, к англичанам. А те их обманули: в обмен на золото, которое им отдал Колчак, поставили ржавые винтовки, негодное обмундирование... Другим словом, белым стало не в чем и не с чем воевать. И к кому они обратились? К крестьянам. А крестьяне в Сибири были свободолюбивые, крепкие хозяйственники, в основном середняки. Строго говоря, им было все равно, кто там сидит в столице: царь, Ленин или Колчак. У крестьян психология консервативная, но очень простая: вы меня не трогайте, и я вас не трону. А тут, когда ситуация ухудшилась, колчаковцы обратились к крестьянам с призывами. Но на тех агитация действовала слабо. Тогда колчаковцы пошли более суровым путем: стали силой забирать сено, фураж, лошадей и даже насильно мобилизовывать в свою армию. Что могло вызвать это у сибирских крестьян, которые не знали, кто такой феодал, веками жили на государственной, а фактически, на своей земле? Кроме отторжения, ничего. И в ответ, вдобавок к партийным большевистским ячейкам, возникли еще и партизанские отряды, корпуса в тылу у Колчака. Фактически, надеясь уже победить, колчаковцы вместо одной войны получили две. То есть, по выражению нашего «великого» Виктора Степановича Черномырдина, хотели как лучше, а получилось как всегда - практически, он одной этой фразой описал всю нашу историю.

А тут уже начала действовать Пятая Красная армия, куда, кстати, наезжал товарищ Троцкий. Он лично стрелял в отступающих и говорил, что, мол, если еще отступите, всю дивизию расстреляю.

Вот эти два события - наступление Пятой армии и возникновение партизанского движения в тылу у Колчака (отряды Щетинкина, Мамонтова, Рогова), - и сыграли важнейшую роль в ходе гражданской войны в Сибири. Как видите, один неправильный ход, и...

- Но ведь красные потом пошли тем же путем - продразверстка с крестьян, мобилизация...

- Правильно, причем они пошли путем даже намного более жестоким. Но тут есть одна проблема. Она высветилась, когда я изучал агитацию красных и белых, готовясь к этой выставке. У красных все четко: вся власть Советам, фабрики рабочим, земля крестьянам и всем - мир. Уничтожим эксплуататоров, и все будет хорошо. А теперь посмотрите на белых.

Сам Колчак не знал, что будет в случае его победы, потому что в рядах его сторонников были, во-первых, сторонники созыва Учредительного собрания, которые считали, что народ сам должен решить, какой строй будет в России - монархия, конституционная монархия или республика. Другие были «за веру, Царя и Отечество». Третьи говорили, нет, нам нужна конституционная монархия, как в Англии: номинальная фигура монарха и кучка богатых олигархов - Гучков, Пуришкевич, - которые будут все решать. То есть если бы даже колчаковцы победили, у них не было единства. А у красных все было просто: вот их вождь, вот их программа, вот их лозунг. И обещания. Ничего не напоминает? Я не буду дальше расшифровывать параллели, но они существуют. И красные победили - с одной идеей, одним лидером и с обещаниями...

Но, фактически, народ-то обманули! Вот перед нами плакат: «Колчаковская постройка. Товарищ, бей по фундаменту!» А что они сделали? Сначала победили Колчака, потом отделили Церковь от государства и, как мы знаем, священников преследовали и репрессировали, а последним уже был кулак. Сначала продразверстка, потом раскулачивание. Вон у нас в фондах тысячи дел по раскулачиванию лежат. Десятками, сотнями тысяч раскулачивали, и не только богатеев и середняков, но и бедняков. И ссылали и за пределы района, и в Сиблаг, и они там мерли десятками тысяч, на этих Васюганских болотах. То есть вот эту программу против Колчака Советы потом обратили против своего народа. Колчак за счет крестьян хотел пополнить свою армию, а большевики за счет крестьян сделали индустриализацию. Жестоко? Жестоко! Но, опять же, если бы не это, мы бы Великую Отечественную войну не выиграли.

Нам сейчас легко рассуждать, а вы пойдите в Кремль, где надо принимать решения. С одной стороны, миллионы людей, а с другой - судьба страны. Если бы мы пошли по бухаринскому пути - кооперация, свободная торговля, - смогли бы мы выдержать удар Германии? Если даже в той ситуации мы до Москвы отступали? Не знаю, и никто этого не знает.

Понимаете, функция любого государства - решение проблем за счет людей, его населяющих. По-другому не работает ни одно государство. Просто одна власть, которая поумнее, работает тоньше, а другая - грубее. В России сначала народ обманули, потом использовали, а потом - победили... А победителей, как известно, не судят. Гражданскую войну выиграли? Выиграли. Отечественную выиграли? Выиграли! В космос первые полетели. Всё! И все эти победы - под красным знаменем, потому что - идея.

- Сейчас идеи нет, тем не менее, как-то еще бултыхаемся...

- Сейчас, по моему мнению, как историка, у общества есть такая идея: вот была гражданская война. Красные творили беспредел, расстреливали, пытали. И белые творили беспредел - те же врангелевцы или колчаковские отряды. Барон Унгерн вообще ужасы творил - в живых людей крыс запускал, чтобы они внутренности выедали. Словом, и те и другие творили ужас. И вот, чтобы преодолеть разделение (а оно в нашей стране до сих пор есть, и никуда мы пока от этого не уйдем), надо, якобы, быть объективными и показывать и эти ужасы, и достижения одинаково с той и с другой стороны. Даже высказывается мысль о том, что и те, и другие были государственниками и думали о благе страны, только представления о благе у них были разными. Потому все это надо как-то синтезировать и объединить, чтобы у нас был гражданский мир и никаких проблем. То есть декларативное такое «надо». Не знаю, есть ли база для таких деклараций, но вот разделение до сих пор реально существует.

- У меня тогда вопрос: на основании чего примиряться? На морально этическом основании - понятно. А еще? На основании культуры? Новой идеи?

- Большевики сыграли на культуре дремучего народа, это так. Но вот, действительно, на базе чего примиряться? Я не осуждаю эту идею, я пока просто не понимаю, на какой базе примиряться?

Два года назад я принимал участие в одном проекте: Елена Агамян из ГТРК снимала фильм «Львы революции» про Игнатия Громова, сибирского партизана времен гражданской войны. В фильме показано, что отряд Громова тоже зверствовал, с одного священника живьем кожу содрали... Потом он был сотрудником ОГПУ, затем управлял Ново-Николаевским уездом, был первым почетным гражданином города. В 1937-м его хотели расстрелять, но помиловали, а в 1943-м забросили в Белоруссию, чтобы он помогал там организовывать партизанское движение, хотя ему было тогда уже за шестьдесят. То есть личность, конечно, очень неординарная. И вот, после просмотра фильма в кинотеатре «Победа», когда мы обсуждали его, я, как участник фильма, сидел на сцене, и мне было очень хорошо видно, что зал резко поделился и страсти очень сильно накалились. Там были наши местные коммунисты Андрей Жирнов, Валерий Ильенко, Ренат Сулейманов. Они просто вскипели. А с другой стороны были наши студенты и преподаватели - то есть, условно говоря, «белые». Еще немного, и там бы дело дошло до рукопашной. То есть это деление, хотим мы того или нет, оно до сих пор есть. Оно есть и на бытовом, и на общественном уровне. Только подумайте: прошло сто лет, а разделение сильнейшее! Стоит только слово сказать, и уже искры сыпятся.

- Мне кажется, это потому, что была гениальная сама по себе идея социальной справедливости...

- Я историк 30 лет; работаю с практической историей, с документами вот уже 20 лет, и еще пять лет был сотрудником краеведческого музея. То есть опыт есть. И вот к каким выводам я пришел. Идея-то была прекрасная, но мало того, что эта идея для большевиков была тактическая, чтобы захватить власть, в чем нет ничего плохого, обычная политическая ситуация. Не только я, но и многие другие историки замечали, что везде, где звучат слова «свобода, равенство, братство», льются реки крови. И зачастую вовсе не тех, против кого эта идея направлена, а вообще всех, что случилось, кстати, и у нас.

Ведь, по сути, гражданская война - это ужасное событие. Если отвлечься от идеологии, то мы видим, что в это время отец убивал сына, сын сдавал отца, брат шел на брата, убивали родных и близких. Что это, какая идея это оправдывает? Да никакая! А она-то была, якобы, справедливая и прекрасная! Но реки крови за нее пролились... Поэтому нужно очень осторожно относиться к любой идее. Надо ее пропускать через себя, анализировать и рефлексировать.

Несколько лет назад вышел фильм «Начало», с Леонардо Ди Каприо. И вот его герой там говорит, что самое сильное в мире - это идея. Когда она овладевает человеком, избавиться от нее не представляется возможным. Вот когда в плену таких идей - коммунистических, любых других, - люди находятся, за ними они перестают видеть что-то другое. Перестают видеть человека, отношения, жизнь своих близких, детей... И это страшно. До сих пор эта идея в нас сидит. Ведь большинство же из нас были октябрятами, пионерами, комсомольцами...

- Я в молодости 7 лет комсоргом была...

- Вот видите! Хотя мы и понимаем теперь, что все это было фикция и обман.

Наша империя была тоталитарно-идеологическая 70 лет, а это так просто не проходит. Это была не просто идея, которая овладела людьми, а образ жизни. В Советском Союзе была масса прекрасного. Я вырос в это время и считаю, что мое детство было чудесное, я в пионерских лагерях 8 лет отдыхал. Медицина, образование - все было бесплатное. Я благодарен той стране уже за то, что вуз окончил, не платя ни копейки. Тем не менее, теперь, как взрослый человек, как историк я понимаю, что проблем-то было огромное количество. Любую эпоху возьми, есть проблемы, и есть достижения. Но не случайно Советский Союз закончился, практически, за несколько месяцев. Значит, что-то было не так, изначально было не так?

Не знаю, на базе чего может быть примирение, я могу высказать только свою личную позицию, но я считаю, что каждый человек должен думать, анализировать, рефлексировать, выбирать то, что ему ближе, то, что ему подходит, во что он бы хотел верить и каким хотел бы видеть окружающий мир. Никто никогда не хочет видеть ни концлагерей, ни гражданской войны, ни политических репрессий - вот на этой базе и надо объединяться.

- Хотя сегодня немало людей, которые хотели бы отправить тех же либералов в места не столь отдаленные...

- Это опять же отголоски той идеологии - всех сгноить, всех в тюрьму...

- Не совсем так. Перед нами пример Украины...

- Украина - это вообще интересный пример. Это, фактически, такая же, как наша, олигархическая страна. Назовем вещи своими именами: у нас сейчас буржуазно-демократический олигархический бандитский капитализм. Мы от Запада отстали в плане общественной формации лет на триста. Они на нас смотрят, как на дикарей: «У нас такое триста лет назад было. Поделили всю страну, построили капитализм и балдеют...» Но, наблюдая за Украиной, мы многое о себе сейчас можем понять. Она, действительно, сейчас как лакмусовая бумажка и для Запада, и для нас. Президент у них непростой человек, хочу сказать. И те, кто считают, что он просто клоун, очень глубоко ошибаются. Все далеко не так просто. Кто-то когда-то считал, что вот, какой-то смешной парень с усиками бегает по Берлину, а этот парень двадцатый век чуть не перевернул. И народ его избрал, между прочим, не совсем демократическим голосованием, правда, но избрал... Так что по Украине мы можем отслеживать процессы, которые и у нас тоже проистекают.

- Возвращаясь к нынешнему отсутствию идеологии - может, это делается намеренно?

- То есть чтобы не шарахнуться в какую-то крайность? Может быть...

- Потому что вроде бы как сегодня и либералы чувствуют себя нормально - ну, бухтят, не без этого, конечно. И монархисты себя чувствуют нормально...

- ...И коммунисты себя чувствуют нормально. И конфликта нет никакого... И не надо! Возможно, и так. Чтобы не было даже почвы для конфликта, потому и нет идеологии. Это, конечно, странно, но в общественном плане пока такая тишина.

- А не получится так, что наша неизбывная мечта о социальной справедливости в конце концов толкнет нас снова к расстрелам, ГУЛАГам и так далее? Потому что, как я вижу, многим очень хочется, чтобы все несогласные с этой идеей снова отправились туда.

- Народу просто хочется, чтобы был порядок. Но это иллюзия. Любой порядок - это иллюзия. Но знаете, демократия - это тоже странная вещь. Вот говорят: «демократия - это воля большинства». Но я, как историк, выскажу вам одну мысль. Она парадоксальна, но это правда: вы знаете, что право всегда меньшинство? Потому что умных людей меньше. Этот простой аргумент не каждый может воспринять, но исторически и психологически он справедлив. Всегда право меньшинство! Поэтому демократия - это тоже фикция.

Так что как дальше быть и что дальше делать со всем этим, когда эта идея в нас до сих пор сидит, и мумия Ленина до сих пор лежит на Красной площади, и сейчас какое-то странное общественное затишье, - непонятно. И сколько само это затишье будет продолжаться, тоже непонятно. Все равно надо что-то думать, во что-то трансформировать. Уже сколько лет кричат и правые, и левые, и центристы - должна быть идея! А ее нет.

- Есть Русское Православие. Это сегодня единственная идея.

- По сути, да. Осталось только объявить ее государственной.

- Но Церковь у нас отделена от государства.

- Ну, статью конституции всегда можно поменять, если что... В общем, пока имеем то, что имеем. Общей идеи нет. Есть пока шаткий мир не на чем.

- Теперь перейдем непосредственно к вашему проекту.

- Проект очень простой. Он состоит из трех частей: первая заключается в том, что любой человек может зайти на портал Управления государственной архивной службы Новосибирской области «Сибирская трагедия» http://archives.nso.ru/page/2326 . Уникальность проекта в том, что впервые можно посмотреть документы, фотографии, карты, фильмы, почитать научные статьи и публикации по этой теме. То есть каждый человек может погрузиться в изучение материалов по гражданской войне и самостоятельно все оценить. Там есть образцы агитации и красных, и белых, статьи ученых, которые десятилетиями работают над этой темой, уникальная кинохроника 1919 года, снятая французами, которые специально приехали для этого из Сан-Франциско. Я считаю, что это очень ценно именно для общественного осмысления.

Вторая часть проекта - это наша выставка, открытая в Государственном архиве Новосибирской области, которая называется «Сибирская трагедия: Идеологический аспект». На ней представлены подлинные архивные документы, касающиеся агитации красных и белых. С начала работы выставки, с 22 мая, мы уже провели более 10 экскурсий, люди испытывают большой интерес, фотографируют, задают вопросы, иногда потребность в экскурсии возникает спонтанно. То есть видно, что мы попали в точку, эта тема людей очень волнует. Выставка будет работать до сентября.

Третья часть проекта - издание в октябре-ноябре этого года книги, сборника представленных документов с таким же названием - «Сибирская трагедия». Владислав Геннадьевич Кокоулин уже написал вводную статью, сейчас подготавливает библиографию. Но он вам сам расскажет о подготовке сборника.

- Скажите, в других регионах проводилась подобная работа?

- Нет, пока такой проект есть только у нас. Хотя по этой теме написаны сотни статей. Вообще, материалы, относящиеся к гражданской войне, раскиданы по всей территории нашей страны. Они есть в Москве и Санкт-Петербурге, в центральных федеральных архивах. Мы, при всем желании, всю гражданскую войну никак не представим. Документы есть и в Красноярске, и в Барнауле, и в Енисейске, и в Иркутске... Наша задача была - представить именно наши архивные фонды, а они у нас тоже уникальные. Например, фонд П-5, коллекция документов Сибистпарта, собранная Вениамином Вегманом, основателем Сибархива. Он был большевик, но понимал, что важно сохранить документы и агитационные материалы и со стороны красных, и со стороны белых. У нас есть даже документы Временного Сибирского правительства - это все было сохранено им еще в 20-е годы.

Так что задача проекта «Сибирская трагедия» - показать наши фонды и дать возможность людям самим осмыслить увиденное. Мы думаем, что это и есть самое главное.

Беседовала Галина ПЫРХ

* Посмотреть открытую лекцию И.В. Самарина «Сибирская трагедия: идеологический аспект» можно также на канале YouTube:

https://www.youtube.com/watch?v=bwBVroWDkNI

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

5. Re: «Везде, где звучат слова «свобода, равенство, братство», льются реки крови...»

. Если бы мы пошли по бухаринскому пути - кооперация, свободная торговля, - смогли бы мы выдержать удар Германии? " Это очередной миф. Если бы да кабы.
Даневский Саша / 24.06.2019, 09:05

4. Re: «Везде, где звучат слова «свобода, равенство, братство», льются реки крови...»

Очень интересно в этом смысле "соленое озеро" Солоухина. Как раз Сибирь.
Даневский Саша / 24.06.2019, 08:57

3. Re: «Везде, где звучат слова «свобода, равенство, братство», льются реки крови...»

Интересное интервью, со многими отсылками для непростых размышлений.
р.Б. Алексий / 24.06.2019, 06:28

2. Re: «Везде, где звучат слова «свобода, равенство, братство», льются реки крови...»

Во-первых, в основе всех исторических событий этногенез. В 19- начале 20 вв. русский этнос вошёл в состояние акматической фазы. Когда процессы смешения и ассимиляция происходят очень бурно и повсеместно, в результате наступает энергетический перегрев. Подобное происходило в конце 12 - начале 13 вв. (феодальная радробленность), начале 17 в. (Смута). В том то и дело, что подобное и называется оно "бифуркация". Этногенетический перегрев с дальнейшим возвращением в норму и продолжением этногенеза с удвоенной силой. Акматическая фаза - это фаза невозврата. Когда катастрофические потери пассионарных людей, снижение способности ведущего этноса к самовоспроизводству, ослабление роли ведущего этноса. В нашем случае русского. Во-вторых, для происходившего в начале 20 в. в Российской Империи важно понимать процесс революционизации, запущенный после Отечественной войны 1812 г. Западные идеи "свободы, равенства, братства" проникают в среду российской интеллигенции, западной по своему воспитанию. Возникают первые тайные общества, появляются претензии на лидерство в среде части высшего общества. Это ещё похоже на подготовку дворцового переворота, но уже с гнилым душком революционизации. Первый всплеск был подавлен, продолжалось Герценом и Ко, землевольцами, народовольцами, восстаниями в Польше. Первый этап заканчивается убийством Александра Второго. Казалось бы, выдохлась революционизация в России. Однако, под прикрытием внешнего покоя в правление Александра Третьего наши историки просмотрели удивительные перемены. Революционное движение структурируется в рев. партии левого и центристского типа. Берёт на вооружение идеологию социал-коммунизма от Маркса. В движение массово приходят выходцы из еврейской среды (не путать с евреями традиции), в союзники себе российские революционеры взяли Запад, финансирование рев. движения осуществляет еврейский международный капитал, конечной целью объявляется свержение самодержавия. Намечается тактика ослабления и разрушения Российской Империи извне войнами, изнутри революциями. С 1901 г. начинается революционный террор. В-третьих, геополитическая обстановка того времени была сложнейшая. Сразу шесть этносов суперэтнизируются и создают свои империи. Которые выходят к границам друг друга и продолжение их этногенезов видят только в расширении территорий обитания за счёт других. В то же время, ещё в середине 19 в. наметился неразрешимый мирно конфликт между двумя величайшими империями - Российской и Британской. Последняя стремилась к лидерству в Евразии и мире, в начале 20 в. эта идея перерастает в идею "мирового господства". Которая может быть осуществлена только с захватом Срединной Евразии от Днепра до Амура. Эти территории контролирует Россия. И третье, англо-саксам удалось перенаправить остальных на Россию. Сначала в это вляпались японцы в 1904 г., после была Первая Мировая война. Её успешный исход для России был неизбежен в силу сложившихся обстоятельств. Но враги опередили - революция. В-четвёртых, действительно, агитация большевиков насколько действенна настолько и лжива. Дорвавшись до власти они делали только то, что им было нужно. Но вот что поражает в поведении крестьян. Казалось бы, имели возможность выехать на новые земли, получали там приличные наделы, государство оказывало помощь при переселении и на местах... Когда пришло известие о свержении Николая Второго многие ли пошевелились встать в защиту? Не успели белых прогнать из Сибири, как в тех же местах снова восстания, но теперь уже против красных. Только умыли кровушкой крестьян большевики. И превратили из вольных хлебопашцев в колхозных крепостных. По логике событий Сибирь должна бы встать единым фронтом за продолжение успешной политики Николая Второго... В-пятых, гражданская война это не победа, это трагедия для всех. Великая Отечественная война это победа над внешним врагом, но громадная внутренняя трагедия. Достаточно вспомнить военно-политическую катастрофу первого полугодия. Великие достижения тоже были. Но, если мы задумаемся о цене в человеческих жизнях, искалеченных судьбах... можно ли считать это победой? Когда на результаты всего этого придут иноземцы ?! Русские, которые обеспечили демографический взрыв конца 19 - начале 20 вв. сегодня по факту вымирают. Впереди у нас миграции европейцев с запада, кавказцев и среднеазиатов с юга, китайцев с юго-востока, японцев с востока. Они уже делят нашу исконную Русь под названием "Украина". А мы только по ляжкам себя хлопаем. Сделать-то ничего не можем. Сталин в 1921 г. объявил "украинизацию" и воплотил её в жизнь в Малороссии. Мы к её результатам уже привыкли. Завтра сибиряки пойдут в отрыв, мы де сами да с такими природными богатствами! Гуляй, душа! В результате как те староверы сто лет назад пойдут на поклон к китайцам, презрев наше исконное великое русское единство. В-шестых, Идеи нет? Идея есть, заявлена. Видеть и слышать не желаем. Путин В.В. был активным участником создания партии центра - Единой России. Программа её чётко прописана, заявлена, реализуется. Программа центрового прагматизма. Без правых и левых уклонов. Результаты есть, Россия в эти 18 лет твёрдо встала на ноги, уровень жизни населения вырос, многие проблемы решены и решаются. Казалось бы, чего ещё? Нужно подводить итоги, идти дальше. Но нас снова пытаются право-левые ввергнуть в то дерьмо, которое они сотворили сто лет назад. "Караул! У нас всё плохо! Назад в социализм!" Примирение возможно только в одном случае: левые отказываются от своих бесовских идей революционизации, правые прекращают тянуть на Запад. У нас своё государство, идеология здорового центрового прагматизма, а наши недоработки и недостатки давайте решать сами, обговаривая и приходя к взаимному согласию. Православие наше духовное окормление. Пора бы выбросить эту дурь из головы об отделении Церкви от государства. Церковь Христова - это люди уверовавшие во Христа. Как вы нас можете "отделить от государства", если мы живём здесь, трудимся, общаемся с людьми, влияем на государственные решения своим православным сознанием? Кто такие "либералы"? Либерализм как система взглядов развивался в Европе. Его идея в наибольшей свободе человека и общества от опеки государства. Всё! Что происходит сегодня в России? Идёт демократизация жизни общества и либерализация экономики. Достижения есть? Без сомнений. Но в обществе есть те, кого в народе называют "либерастами", т.е. законченными западниками, которые готовы за гранты и подачки на любые сделки с враждебным России Западом. И есть "левые" - коммунисты и прочие, которые застряли в "развитом социализме". У них желание отнять и раздать, а что будет дальше для них по фиг. И сегодня эти люди нашли выход, они превратили слово "либерал" в синоним "предатель", в ругательство и поливают им всякого, кто говорит о советском времени без должного придыхания. При всех этих "обочниках", есть центровая сила и вся проблема заключается в том, что будет после ухода Путина из власти. Сможет ли его команда устоять в передрягах и сохранить курс центрового прагматизма. Не поддавшись на давление справа и слева. В-седьмых, пример Украины это действительно наш пример. В плане этногенеза. Здесь наше русское этногенетическое ядро от 9 века. В результате этногенетического старения русского этноса оно страдает в первую очередь. Следующий удар по Белоруссии, потом центральная Волго-Окская Россия. Социально-экономические передряги всего лишь отражение глубинных процессов. При этом необходимо учитывать интерес европейцев. Они на чемоданах в ожидании миграции с юга, там на границах ЕС не менее 7 млн. стоят. Арабо-исламский мир спит и видит своё европейское существование. У европейцев один путь отхода - на восток! Украина подготавливается как запасной аэродром. Исход русских оттуда (а основное население современной Украины это русские!) идёт страшно быстрыми темпами.
Абазинский / 24.06.2019, 01:49

1. Зато

Зато сейчас неравенство и несвобода. Хорошо, правда?
Исидор / 23.06.2019, 15:40
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Галина Пырх
Мигранты и их дети
Свои среди своих, чужие среди нас…
02.04.2024
О жертвах ювенального Молоха помолимся!
В Новосибирске у многодетной матери отнимают детей
11.12.2023
Кто стоит за беспределом?
История мытарств многодетной матери вышла на новый виток
09.08.2023
Карательная психиатрия – новое оружие ювеналов
В Новосибирске продолжается измывательство над многодетной матерью
19.07.2023
Беспредел в законе
В Новосибирске в тюрьме умирает человек, и никому до этого нет дела
06.06.2023
Все статьи Галина Пырх
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Страх и подвиг
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 23:09
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от РомКа
26.04.2024 23:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:15
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06