Так как я уезжала в Подмосковье по семейным обстоятельствам, я не была на выставке, о которой задали написать отзыв. Зато мы с мамой успели заехать в Пушкинский музей на выставку «Лондонская школа» и побывали на выставке «Афишемания. Французская реклама конца ХIХ - начала ХХ века». О них, чтобы быть честной, и напишу.
На «Лондонскую школу» мы попали случайно. Изначально целью была французская реклама - но в этом музее работает моя троюродная бабушка, и чтобы увидеться с ней, мы пошли на «Лондонскую школу». Пришлось ждать обеденного перерыва бабушки, таким образом, мы на полтора-два часа оказались втроём на этой выставке (хотя бабушка каждый день её видит).
Лондонская школа - это ХХ век, такие художники как Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд, Р. Б. Китай, Леон Кософф и другие. Описание гласит: «Фигуративная живопись как средство выражения глубоко личного, чувственного и интенсивного переживания жизни».
Минут 30 я провела у картины «Октябрьское утро» (1971), о которой почему-то ничего нет интернете. Это единственное полотно, понравившееся мне. Ограниченная палитра, выдержанный колорит, приятные цвета и, самое главное, ощущение. Было волнительно вглядываться в эту бессвязную, структуру мазков и различать эхо движения поездов, дуновение октябрьского ветра и то особое состояние, которое бывает только осенью и только на вокзале. Ветер увядания, разлуки и смерти...
В таком настроении я попыталась стоять так же перед другими картинками. Например, перед «Свадьбой» Р.Б. Китая (1993). Да, пятно, композиция, держащие цвета. Но какой ужас и страх вызывает эта работа! Не простояла и 10 минут. Дальше - хуже. Боль, открытая боль, так и выплёскивалась на зрителя с этих энергетических бомб, готовых взорваться от напряжения и кипения. Это ощущение боли, дискомфорта, неуверенности в себе, как будто в вашу душу залез скальпелем хирург-вандал и непонятно что он хочет там сделать.
Некоторые картины, вроде «Рождения фашизма», вызывают ещё и отвращение. Да, это новый шаг в искусстве, выражение чего-то нового, скандального, шокирующего, правда жизни... Но зачем это зрителю? На меня вылили ведро кричащих эмоций, словно за шиворот, но разве мне мало собственной боли? Здесь ничем не можем помочь. «Что может дать человек другому, кроме капли тепла, и что может быть ценнее этого?» - писал Эрих Мария Ремарк, и он как раз использовал боль ради сострадания в своих произведениях, заставляя сердца вновь открыться чувству; а картины Лондонской школы лишь больше закрепощают и сковывают. Обнажают непристойные внутренности мира, но не дают противовес. Не ищут выхода. У них нет надежды.
Моя мама, писатель и член Союза журналистов, сказала, что это возврат к первобытным истокам, отрицание всего и уход в сатанизм. Да, я согласна: раз это отрицание Бога, какой может быть исход?..
Незадолго до нашего ухода мы присели на лавочку. Я задумала сделать зарисовку очень живописной пожилой мадам в шляпке, остановившейся перед картиной «Детский бассейн». Но тщетно! За эти 15 минут ни один человек не задержался у картин более чем на 10-20 секунд! Я делаю наброски очень быстро, в одну линию, но тут блокнот остался с пустой страницей. Люди вообще не понимали, на что они пришли. С серьёзным видом ходили, но не смотрели и не всматривались, а опускали глаза и уходили, как будто стесняясь этой откровенности.
Между тем, на улице мы увидели огромную очередь, выходящую за территорию музея. Значит, идут - не понимая, зачем, на что, отдавая дань моде.
Не знаю... Моя подруга очень восторженно отзывалась об этой выставке, она была там неделей раньше. Она тоже почувствовал боль, но её это безумно вдохновило. Я получила творческий спад, разочарование в себе, а она - подъём возбуждение. Может быть, я просто привыкла к русскому классическому искусству, в котором никогда не терялась человеческая душа, Божественная искорка, это высокое начало. А она просто другой человек, хотя оканчивает художественное училище и многое понимает.
Возможно, я не права и не понимаю это искусство так, как его надо понимать, но по моим наблюдениям, посетители вообще представления не имеют о происходящем на этой выставке.
Я глубоко вздохнула, только выйдя на улицу.
***
Отстояв небольшую очередь (гораздо меньше предыдущей) мы пришли на «Афишеманию» - выставку французской рекламы. Небольшие помещения, мягкий свет, телевизоры с чёрно-белым изображением и музыкой того времени для лучшего погружения.
Уже во втором зале я нашла Альфонса Муху (кроме него меня больше ничего не интересовало). Это была серия из 4 плакатов-афиш, связанных с «Гамлетом». Наконец-то, всё то, что я часто рассматривала по вечерам с телефона, восстало передо мной в огромном размере! Несмотря на то, что плакаты были отпечатаны в типографии, т.е. сам художник не касался их кистью, это оригинальная печать того времени. Помню, я вплотную, снизу вверх разглядывала профиль девушки на нежном фоне со звёздочками («Дама с камелиями»). Звёздочки с такого необычного ракурса загорелись настоящим серебром (краска это или фольга, не знаю). Я забыла и о лондонской школе, и обо всём на свете. Вот она, истинная красота мира, связь природы и человека, связь человека и Бога. Прекрасное тонкое искусство, изящная графика, которая так для меня так и останется вершиной и целью.
А «Времена года»? Я долго разглядывала «Весну» и далеко не сразу догадалась,
что именно эта работа находится на рабочем столе (заставке) моего телефона! Это
же совершенно другие цвета. В оригинале сочетания цветов идеально! Пусть другие
ругают Муху за излишнюю декоративность - по мне, так это тот самый
художественная отбор во имя прекрасного!
Я почувствовала себя лучше, духовнее, возвышеннее. Пересмотрела своё отношение
ко многим вещам. Совсем недавно выставка Куинджи в Третьяковке спасла меня от
нервного срыва. Сейчас я вновь испытала нечто подобное, необъятную энергию,
хотя сравнивать Муху и Куинджи нельзя, они совершенно разные.
Я считаю, что искусство имеет огромное влияние на душу человека. Плохо, если люди этого не осознают, от этого правда не перестаёт быть правдой, и её глупо отрицать. Многие не подозревают, с каким огнём играют, посещая выставки вроде Лондонской школы, и сколько света, сколько радости может принести та же Третьяковская галерея.
Искусство может поглотить. В любом случае, никогда нельзя в нём теряться. Необходимо трезво отдавать себе отчёт во всём, что ты творишь как художник либо зрителем чего (слушателем, читателем и пр.) являешься.
Дария Кантаржи, студентка Пензенского художественного училища, 2 курс
1. Спасибо за публикацию.